МДК.05.01. Основы управления персоналом производственного подразделения
Перечень экзаменационных заданий
Для квалификационного экзамена
по ПМ.05 Организация и управление
коллективом исполнителей
МДК.05.01. Основы управления персоналом производственного подразделения
(для заочного отделения)
Задание 1
Как лучше работать с партнером, клиентом? Этот вопрос стоит
перед каждым менеджером. Здесь можно использовать следующие
подходы:
1. Создать доверительную атмосферу при переговорах.
2. Попросить партнера более подробно рассказать о проблеме.
Это будет способствовать более четкому определению позиций
сторон.
3. Помочь партнеру глубже вникнуть в ситуацию, делая по
ходу беседы краткие, запоминающиеся обобщения - заключения.
4. Ориентировать партнера к творческим рассуждениям, чтобы
проблема получила более разностороннее освещение.
5. Убедить партнера, что откладывать решение сложившейся
ситуации невыгодно, это позволит определить реальность намерений
партнера о сотрудничестве с вами.
6. Изложить собственное решение проблемы, но наряду с
другими возможными. Тогда партнер выберет решение самостоятельно,
но скорее всего предложенное вами.
Вопросы:
1. Какой из отмеченных подходов, на ваш взгляд, наиболее
Эффективен и почему?
2. Какие подходы в деловых переговорах, способствующие их
успеху, вы могли бы еще предложить?
Задание 2
В российской экономической литературе излагается мнение
о том, что имеется пять базовых направлений в работе менеджера
какой бы областью он ни занимался. Их результатом является
интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности
и развития организации.
Во-первых, менеджер устанавливает цели. Он определяет конкретные
задачи и пути их решения для достижения целей.
Во-вторых, менеджер организует фирму как систему на их
выполнение. Он анализирует виды деятельности, решения, необходимые
для достижения целей. Затем выявляет проблемы,
ставит задачи, группирует проблемы и задачи и поручает конкретным
сотрудникам их выполнение.
В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию труда и коммуникации
внутри фирмы. Он составляет команду из людей,
ответственных за определенные работы, делая это с помощью
различных приемов, путем кадровых решений (об оплате труда,
назначениях, повышениях и др.), а также множества решений,
повышающих качество труда и жизни сотрудников. При этом
осуществляются постоянные связи менеджера с подчиненными,
начальниками, коллегами.
В-четвертых, менеджер создает систему контроля. Он определяeт единицы измерения, фиксируя показатели, сориентированные на
работу всей организации и в то же время на работу конкретного
сотрудника. Он анализирует и оценивает достигнутые результаты,
сообщая о них своему руководству, подчиненным и коллегам.
В-пятых, менеджер способствует росту деловой карьеры людей,
обеспечивая условия, способствующие продвижению по
«служебной лестнице» членов организации.
Вопросы:
1. Что, на ваш взгляд, нужно добавить, чтобы общая характеристика
действий менеджера стала более полной?
2. Какие направления в работе менеджера являются приоритетными?
Задание 3
Для реализации планов предприятия, фирмы, организации
каждый из работников должен выполнить конкретные задачи,
вытекающие из целей организации. В связи с этим руководство,
прежде всего, обязано найти эффективный способ сочетания
особенностей поставленных задач и черт характеров решающих
их людей. Постановка целей и разработка соответствующих
политики, стратегии, процедур и правил способствуют оптимальному
решению задач. Существенную роль здесь также играют
мотивация и контроль. Все это обеспечивается путем делегирования
полномочий, повышения ответственности исполнителей и
выполнения организационных полномочий.
Делегирование означает передачу задач и полномочий, которыми
обладает руководитель, другому лицу с учетом его возможностей.
Руководитель не может (и не должен) один выполнить все
функции организации. Если задача не делегирована другому человеку,
руководитель вынужден выполнять их сам. Однако его время
и способности ограничены. Поэтому сущность управления
заключается в умении «добиться выполнения работы другими».
Для того чтобы эффективно осуществлять делегирование,
необходимо понять связь ответственности и организационных
полномочий.
Ответственность означает обязательство работника выполнять
делегированные ему задачи и отвечать за удовлетворительные
результаты их решения.
Организационные полномочия представляют собой право использовать
ресурсы предприятия, направлять усилия его сотрудников
на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются
должности, но необходимо учитывать личные и деловые
качества человека, занимающего ее в данный момент.
Вопросы:
1. Если вы - менеджер, то какие из своих задач и полномочий
вы могли бы, по вашему мнению, делегировать подчиненным?
2. Если вы делегировали часть своих полномочий, то вправе
ли вы снять с себя за них ответственность полностью?
3. Какие свои задачи и полномочия вы никогда никому делегировать
не будете?
Задание 4
Конфликты в коллективе могут стоить менеджеру немалых
нервов, фирме - убытков. Поэтому лучше, если руководителю
удается вовремя их распознавать и сделать соответствующие
выводы. Признаки конфликтов, как правило, одни и те же:
• дело, над которым работает коллектив, перестает быть общим.
Каждый трудится сам по себе. Дружеская помощь оказывается
«не в ходу»;
• сотрудники перестают доверять друг другу, делиться рабочими
и личными планами;
• во время разговоров сотрудников большое внимание уделяется
негативным фактам. Собеседник скорее выскажет замечание
в адрес коллеги, чем тепло отзовется о нем.
Каждый из этих признаков - серьезный настораживающий
сигнал, но уладить конфликт еще не поздно. Для этого придется
чуть-чуть изменить принятый вами режим работы. Например,
распределять задания не «тет-а-тет», а на общем собрании, ввести
в практику открытый обмен мнениями, регулярное совместное
подведение итогов.
Иногда и руководитель, сам того не замечая, может спровоцировать
конфликт. Поэтому, прежде чем начинать действовать,
проанализируйте собственное поведение. Помните: вам в качестве
руководителя недопустимо:
• скрывать какую-либо деловую информацию от своих подчиненных;
• высказывать особое расположение кому-либо из сотрудников;
• безропотно отдавать людей «на растерзание» вышестоящему
начальству;
• недооценивать профессионализм своих коллег.
Вопросы:
1. Что должен делать менеджер для того, чтобы в коллективе
не возникало конфликтных ситуаций?
2. Каковы должны быть ваши действия как менеджера при
разрешении конфликта?
Задание 5
Важная задача менеджера - максимально задействовать творческий
потенциал коллектива. Для этого менеджер может:
1. Предлагать сотрудникам работу, способствующую их общению.
2. Проводить с коллективом совещания, советоваться с ним
по делам фирмы.
3. Сохранять неформальные группы в коллективе, не мешающие
функционированию фирмы.
4. Создавать условия для социальной активности работника.
5. Предлагать сотрудникам более содержательную творческую
работу.
6. Обеспечивать им обратную связь в соответствии с достигнутыми
результатами.
7. Оценивать и поощрять вое положительные достижения
каждого сотрудника.
8. Привлекать подчиненных к формулировке целей фирмы и
выработке решений.
9. Делегировать подчиненным часть своих прав и полномочий.
10. Обеспечивать продвижение инициативных подчиненных
по служебной лестнице.
11. Организовывать постоянную подготовку и переподготовку
сотрудников для повышения их компетентности.
12. Открывать для подчиненных возможности развития их
потенциала.
13. Представлять сотрудникам сложную и ответственную работу,
которая потребовала бы от них полной самоотдачи.
14. Постоянно развивать у подчиненных творческое начало в
работе.
Вопросы:
1. Какие действия менеджера по увеличению творческой
отдачи в работе подчиненных вы считаете главными и
почему?
2. Какие еще меры, по вашему мнению, может предпринимать
менеджер, чтобы добиться роста производительности и повышения
активности труда подчиненных?
Задание 6
При подборе кадров, повышении их квалификации обычно
ориентируются на следующие критерии оценки кандидатов:
• способность принимать решение: аргументация и оценочное
сравнение - умение человека сопоставлять достоинства и
недостатки различных вариантов развития событий или ситуаций,
оценивать их соответствие поставленным целям, а также
выделять условия и логику развития событий и ситуаций;
• способность к обучению - способность человека к поиску
новых знаний, овладение умениями и навыками, умение самоорганизовывать
процесс обучения;
• системное мышление - способность создавать новые варианты
решения проблемы, понимать как структуру в целом, так и
взаимосвязи между различными аспектами в определенной ситуации;
• упорство и целеустремленность - умение настоять на своем
в ситуации противодействия со стороны партнеров или в ситуации
затруднений с ресурсами, осознание собственных целей и
следование им;
• решительность - способность человека выбирать один из
нескольких возможных вариантов развития событий;
• самостоятельность, инициативность, деятельность - умение
индивидуально вырабатывать и реализовывать решения, активность,
энергичность, источник инициативы - внутреннее «я», а
не внешние обстоятельства;
• самоорганизация и способность распределять время - умение
человека спланировать собственную деятельность исходя из
задач, ресурсов, конкретных условий;
• готовность к изменениям и гибкость - желание и способность
человека быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации,
адаптироваться к новым требованиям;
• организаторские способности - умение проектировать будущую
деятельность группы людей и реализовать разработанный
вариант непосредственно в ситуации совместной деятельности;
• коммуникативные способности - владение словом и невербальными
средствами общения, а также умение вступать в контакт,
вести беседу, слушать и понимать собеседника;
• способность к убеждению и сотрудничеству — способность
человека воздействовать на других путем убеждения, привлекать
партнеров на свою сторону, работать в кооперации с другими
людьми;
• межличностные контакты - способность человека производить
благоприятное впечатление на партнера по взаимодействию,
создавать привлекательный образ.
Вопросы:
1. Какие еще критерии можно было бы добавить к приведенным
ранее?
2. Какие критерии вы сочли бы за основные и почему?
Задание 7
В условиях рынка человек меняет работу, как правило, часто.
При устройстве на новое место ему обязательно приходится
проходить собеседование, в том числе и менеджеру. Здесь главное:
как можно лучше себя представить. При собеседовании
целесообразно учесть следующие советы:
• будь подготовлен. Неплохо иметь информацию о компании,
с которой ведутся переговоры, о том, что происходит сегодня в
этом секторе рынка, что делают основные конкуренты. Постараться
что-либо узнать о человеке, который будет вести диалог,
определить свою готовность ответить на типичные в таких случаях
вопросы: «Расскажите немного о себе» или «Что вы считаете
своим самым важным профессиональным достижением»?
• правило двух минут. Согласно многочисленным исследованиям
при собеседовании 80% впечатлений о кандидате получаются
в первые две минуты. В данной ситуации немалую роль
играют такие мелочи, как приветствие и рукопожатие, короткий,
а не длинный диалог, рекомендации психологов смотреть собеседнику
в глаза;
• главное - контакт. Чем раньше вы переведете разговор о вас
на разговор о компании, о вашей будущей работе или о профессиональной
деятельности собеседника, тем больше у вас шансов
«разбить лед» на ранней стадии беседы и найти «точки соприкосновения»
с человеком, от которого в этот момент зависят ваш
успех или неудача. Важно понять, с каким человеком вы разговариваете,
и в зависимости от этого скорректировать свое поведение;
• слушайте внимательно. Старайтесь внимательно слушать
беседующего с вами. Люди любят, когда их слушают, и вам
обеспечены дополнительные «баллы», если вы покажете, что
умеете это делать;
• сделайте паузы в словах. Отвечая на вопрос, рекомендуется
делать паузы (приблизительно каждые 2 мин.), чтобы понять,
насколько собеседника устраивает и интересует то, о чем вы
говорите;
• умейте правильно задать свои вопросы. О ваших способностях
будут судить не только по вашим ответам, но и по вашим
вопросам. По ним должно быть понятно, что вы немало знаете
о компании, о рынке и о характере работы, которую вы хотите
выполнять;
• особенно важно последнее слово. Можно, например, подвести
краткий итог беседы и отметить, что вы теперь еще больше
уверены в том, что вполне подходите для этой работы;
• последнее - не забудьте спросить, когда вам сообщат о результатах
собеседования, и постарайтесь получить конкретный ответ.
Вопросы:
1. Со всеми ли советами вы согласны? Если нет – почему?
Какие еще критерии можно было бы добавить к приведенным ранее?
2. Как вы думаете, зачем нужно до собеседования продумать
весь его сценарий и стараться направлять действие в нужную
для вас сторону?
Преподаватель: ___________ Юшина И.Н.