Основы консультативной психологии и психотерапии

Специфика психологического консультирования. Место консультирования в профессиональной деятельности практического психолога. Принципы консультативной психологии (доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, ориентация на нормы и ценности клиента, запрет давать советы, анонимность, разграничение личных и профессиональных отношений, включенность клиента в процесс консультирования, принятие клиентом ответственности за происходящее с ним).

Консультирование как обследование и его переменные: условия, задачи, цели, личность консультанта и личность консультируемого.

Консультативный контакт: параметры контакта, условия консультативного контакта: терапевтический климат (место и время консультирования, доверие, искренность консультанта, способность к эмпатии, безусловное уважение клиента), навыки консультанта в поддержании общения (вербальные и невербальные).

Пятишаговая модель психологической консультации. Невербальное поведение клиента. Запрос, уточнение запроса. Формирование раппорта. Формирование позитивных целей клиента. Исследование барьеров. Совместная выработка альтернатив. Принятие решения клиентом и установка на изменения. Критерии эффективности консультации. Завершение консультации.

Интервью как основной метод консультативной психологии, его виды, структура. Интервью как специальный метод анализа уникальной ситуации заказа клиента.

Отличие интервью от других методов работы практического психолога. Индивидуализированность интервью. Характеристика методов активного слушания, воздействия, применяемых психологами в ходе интервью: пересказ, отражение чувств, резюме, интерпретация, директива, самораскрытие, обратная связь, открытые и закрытые вопросы и др.

Методы исследования и обследования, коррекции и развития в психологическом консультировании.

Психоаналитическое направление в психотерапии. Технические приемы классического психоанализа: история жизни клиента, метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, анализ сопротивления, анализ переноса.

Поведенческое направление в психотерапии. Техники, основанные на принципе классического обусловливания: аверсивные техники, метод систематической десенсибилизации. Техники, основанные на принципе оперантного обусловливания: техники положительного и отрицательного подкрепления. Техники, основанные на принципе социального научения: моделирование поведения, тренинг уверенного поведения.

Когнитивное направление. Работа с автоматическими мыслями; проработка глубинных установок и убеждений. Техники: редукция тревоги, «Сократовский диалог», намеренное преувеличение, техника заполнения пробела, техника ведения дневника.

Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии. Терапевтические методы и техники: конгруэнтность, техника эмпатического слушания, техника фиксирования смысла, парадоксальная интенция, дерефлексия.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Педагогическая психология как самостоятельная область психологического знания. Предмет, цель и задачи исследований педагогической психологии как науки. Педагогическая психология как наука о закономерностях развития психики и сознания в условиях социальных институтов. Эволюция представлений о предмете педагогической психологии. Взаимосвязь обучения и развития как предмет педагогической психологии. Методы исследования в педагогической психологии и их классификации. История становления и развития педагогической психологии: этапы, предпосылки и тенденции развития. Межпредметные связи педагогической психологии. Значение педагогической психологии в контексте гуманизации и демократизации общества. Структура курса педагогической психологии.

Методологическая основа педагогической психологии. Вариативность и исторический характер содержания методологии педагогической психологии. Принцип социально-исторической обусловленности психического развития ребенка. Обучение и воспитание как условия эффективного развития человека. Принцип единства деятельности и сознания; взаимосвязи деятельности и общения. Первичность предметно-практической деятельности в процессе обучения. Ведущая роль ценностно-смысловых образований в развитии личности. Воспитание и обучение как форма управления развитием личности. Уровни методологических обобщений: философский, психологический, педагогический, методический и их связи.

Основные категории педагогической психологии и их взаимосвязи

Обучение, воспитание и развитие. Диалектическое единство обучения, воспитания и развития. Соотношение понятий «развитие» и «формирование». Обучаемость и воспитуемость. Усвоение. Учение и учебная деятельность. Учебное сотрудничество и соперничество. Продуктивная и репродуктивная учебная деятельность. Социальная ситуация развития в процессе обучения. Управление учебной деятельностью. Стратегии обучения. Знания, умения, навыки. Обученность и воспитанность. Критерии эффективности учебно-воспитательного процесса.

Учебная деятельность: основные структурные компоненты, их формирование и развитие. Структура учебной деятельности: цели, задачи, учебные действия и операции. Мотивация учения как смыслообразующий компонент деятельности. Мотивы учебной деятельности и их классификация. Виды учебных действий: информационный поиск, планирование, прогнозирование, моделирование, контроль, мнемические и репродуктивные действия, решение творческих задач. Учебные задачи, их классификация и этапы решения. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности. Основные закономерности учебной деятельности. Возрастные и индивидуальные особенности учебной деятельности. Формирование знаний, умений и навыков в процессе учебной деятельности. Становление и развитие учебной деятельности на разных возрастных этапах. Роль учебной деятельности в освоении социального опыта человеком.

Научение как процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. Сущность научения. Типы научения: ассоциативное (рефлекторное, сенсорное, моторное, сенсорно-моторное, когнитивное, научение знаниям, навыкам и действиям); интеллектуальное (рефлекторное, усвоение отношений, перенос, знаковое, когнитивное, научение понятиям, мышлению, знаниям). Виды научения: импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное, викарное, вербальное. Факторы научения: уровень развития познавательных процессов, свойств личности, коммуникативные способности, доступность и адекватность уровня трудности учебного материала, мотивированность. Теории научения: ассоциативные, усовно-рефлекторные, операциональные, знаковые. Соотношение понятий научение, учение и обучение. Соотношение научения и развития: развитие как научение, развитие как созревание, развитие как результат научения и созревания.

Психологическая характеристика процесса обучения. Процесс обучения как система. Обучение, воспитание и развитие. Учение, преподавание, педагогическое общение как компоненты обучения. Обучаемость: факторы, виды, уровни, этапы. Субъекты обучения и соотношение их позиций. Структура обучения. Функции обучения: образовательная, воспитывающая, развивающая. Принципы обучения: научности, доступности, наглядности, систематичности, сознательности, активности.

Теории обучения. Обучение с позиций концепций Ж. Пиаже,
Б. Скиннера, Дж. Брунера, С. Пейперта, Л. С. Выготского. Теоретические основы программированного обучения (Б. Скиннер). Теоретические основы проблемного обучения (А. С. Матюшкин, В. Оконь). Теории развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин,
П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Взаимосвязь обучения и развития. Понятия актуальная и ближайшая зоны развития. Формирование когнитивных действий в процессе обучения.

Психологические основы проблемного обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Знаков, А.Н. Матюшкин, В.А. Крутецкий)

Общее определение проблемного обучения. Историческое развитие идеи проблемного обучения (Сократ, Коменский). Исходные идеи проблемного обучения.

Определение основных понятий теории проблемного обучения. Проблемная задача (задание): определение, отличительные черты от традиционно понимаемой задачи в образовании. Проблемная ситуация (определение). Проблемный вопрос: определение, связь с проблемной задачей.

Основные типы противоречий, вызываемых проблемным заданием. Классификация по уровню проблемности: между желанием решить решить задачу и недостатком опыта; между имеющимися компонентами опыта. Классификация по уровню теоретизирования: рассогласование на уровне предмета действия, рассогласование в способах действия.

Психологические механизмы обучения и развития в процессе использования проблемного обучения.

Этапы решения проблемной задачи: осознание противоречия, формулировка проблемы, решение проблемы.

Уровни проблемного обучения (В.А. Крутецкий). Соотношение субъектных позиций педагога и учащегося на каждом уровне проблемности.

Правила создания проблемной ситуации (А.М. Матюшкин): направленность на получение новых знаний, представленность неизвестного в едином элементе, соответствие уровня сложности возможностям учащихся, опережение теоретических пояснений, вариативность проблемных заданий при создании аналогичных проблемных ситуаций, последовательность проблемных заданий, детальное обоснование решения.

Перспективы проблемного обучения.

Отечественные концепции развивающего обучения . Развивающий потенциал процесса обучения. Общее определение отечественных теорий развивающего обучения. Социально-исторические предпосылки возникновения теорий развивающего обучения. Научно-психологические предпосылки возникновения теорий развивающего обучения. Общая психолого-педагогическая направленность теорий развивающего обучения.

Три основных подхода к развивающему обучению (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов; Л.В. Занков; П.Я. Гальперин).

Теория В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина. Обучение на высоком теоретическом уровне. Формирование научных понятий и предметных действий на основе выделения сущностного компонента изучаемого материала. Изучение предмета через осмысление общих закономерностей. Этапы усвоения научных понятий: условия формирования понятий, общий принцип, частные случаи.

Теория развивающего обучения Л.В. Занкова: исходные позиции, принципы обучения, алгоритм обучения (усвоение условий формирования понятия, уяснение общего принципа, применение к частным случаям). Принцип обучения на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, принцип высокого темпа обучения, принцип осознания собственного учения, принцип учета индивидуальных особенностей Принцип качественного различия стадий обучения, соотносимых с этапами психического развития, принцип управления развитием через темп и содержание обучения, принцип деятельности (мыследеятельности), принцип наглядности.

Концепция П. Я. Гальперина как теоретическая основа моделирования развивающей функции обучения. Понятие ориентировочной основы деятельности. Уровни ориентировочной основы деятельности. Анализ эффективности ориентировок различных уровней. Системный подход к разработке ориентировочной основы деятельности. Этапы формирования умственных действий и критерии их сформированности. Соотношение интериоризации и экстериоризации в концепции поэтапного формирования умственной деятельности. Этапы интериоризации действия: мотивационный, ориентировочный, материализованное действие, внешнеречевой, умственный и автоматизированный.

Психолого-педагогические основы воспитания. Сущность и значение процесса воспитания. Уровневая структура воспитания. Самовоспитание. Содержание воспитания. Связь стратегии воспитания и теорий личности. Исторический характер целей воспитания.

Принципы воспитания. Классификация методов воспитания. Средства воспитания: прямые и опосредованные, сознательные и неосознаваемые, когнитивные, эмоциональные, поведенческие. Возрастные и индивидуальные особенности воспитания. Методы и приемы самовоспитания. Механизмы формирования личности: сдвиг мотива на цель, присвоение социальных ролей, идентификация.

Теории воспитания. Биогенная и социогенная теории воспитания. Гуманистические теории воспитания. Сравнительный анализ теорий воспитания.

Социально-психологические аспекты воспитания. Социальные институты воспитания. Воспитание в семье как основа формирования личности. Особенности воспитания в образовательных учреждениях различных типов: общеобразовательных, профессиональных, дополнительного образования. Воспитывающее значение учреждений культуры и властных структур. Роль в воспитании средств массовой информации. Детская субкультура. Значение референтной группы в становлении личности.

Роль общения в воспитании. Развитие социальных мотивов в детском возрасте. Педагогическое общение в аспекте воспитания. Коллектив как субъект воспитания. Закономерности и этапы развития коллектива и личности в коллективе. Демократизация и гуманизация образования как условие эффективного становления личности. Фазы психологического воздействия на социальную установку: привлечение внимания, возбуждение интереса, убеждение, указание на нежелательные действия.

Психология педагогической деятельности.Общая характеристика профессии типа «человек–человек». Основные противоречия педагогической деятельности. Функции педагогического взаимодействия. Квалификационная характеристика профессии учителя. Компетентностный подход к профессии учителя. Уровни продуктивности педагогической деятельности. Предметность педагогической деятельности. Педагогическое общение. Цели, уровни и базовые умения педагогического общения. Этапы педагогическогообщения. Механизмы межличностного восприятия.

Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя. Типы профессиональных позиций учителя. Структура педагогических способностей. Центрация педагога. Стили педагогической деятельности и педагогического общения: их характеристика. Личностно-профессиональный рост педагога как фактор успешности педагогической деятельности.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Введение в социальную психологию. Место социальной психологии в системе научного знания.

Предмет и задачи социальной психологии. Место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе (связь с общей психологией и социологией). Отсутствие единого понимания предмета социальной психологии.

Функции социальной психологии в обществе. Соотношение фунда-ментального и прикладного аспектов социальной психологии на со-временном этапе развития общества в России.

История и основные теоретические ориентации современной социальной психологии. Социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений. Социальные предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.

Характеристика основных теоретических ориентаций социальной психологии ХХ в.: основные положения теорий, преобладающая проблематика исследований.

Методологические проблемы социально-психологического исследования. Понятие методологии научного исследования в современном науковедении: общая методология, специальная (или частная) методология, совокупность методических приемов эмпирического исследования.

Специфика эмпирического исследования в социальной психологии: соотношение теории и эмпирического материала, характер эмпирических данных, качество социально-психологической информации, надежность и обоснованность данных. Проблема репрезентативности.

Классификация методов в социальной психологии: методы исследования и методы воздействия.

Общая характеристика методов социально-психологического исследования (наблюдение, эксперимент, опрос, контент-анализ, фокус-группа), достоинства и недостатки процедуры. Проблема этики социально-психологического эксперимента.

Особенности прикладного исследования в социальной психологии, основные направления.

Методы воздействия: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, ролевая игра, индивидуальное и групповое консультирование.

Общение и взаимодействие. Социальная психология отношений и общения. Сущность, структура и функции социальных отношений и общения. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением. Взаимосвязь межличностных и общественных отношений. Социальная роль и статус. Эмоциональная основа межличностных отношений; конъюнктивные и дизъюнктивные чувства. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Понятие и виды общения. Закономерности общения и взаимодействия людей.Общение и деятельность: характер связи общения и деятельности в работах отечественных исследователей (А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева).Структура общения (по Г.М. Андреевой): коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны.

Коммуникативная сторона общения. Общение как обмен информацией. Специфика обмена информацией между людьми: активная позиция партнеров по коммуникации, проблема смысла, способы воздействия в этом процессе. Понятийный аппарат для описания коммуникативной ситуации. Виды коммуникации: аксиальная и ретиальная коммуникация.

Средства коммуникации. Использование различных знаковых систем. Речь как важнейшее средство вербальной коммуникации. Проблема тезауруса. «Движение» информации и смена коммуникативных ролей («коммуникатора» и «реципиента») в диалоге.Модель коммуникативного процесса (по Г. Лассуэллу). Обратная связь, определение, функции, виды. Коммуникативные барьеры, сущность и виды. Средства коммуникации. Использование различных знаковых систем. Речь как важнейшее средство вербальной коммуникации. Проблема тезауруса. «Движение» информации и смена коммуникативных ролей («коммуникатора» и «реципиента») в диалоге.

Основные средства невербальной коммуникации и ее функции. Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомима) и ее культурная обусловленность. Пара- и экстралингвистическая система (интонация и невербальные включения) и ее значение для придания выразительности речи. Пространственно-временная система (организация пространства и времени коммуникативного процесса); хронотопы. Визуальный контакт (контакт глазами) и его роль в коммуникативном процессе. Проблема кода и декодификации информации партнерами.

Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие людьми друг друга. Понятие социальной перцепции. Структура межличностного восприятия.Варианты социально-перцептивных процессов. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия); роль эмпатии в этих процессах. Эффекты межличностного восприятия: «ореола», «первичности и новизны». Содержание и значение стереотипизации. Роль социальной установи при формировании первого впечатления о человеке (А.А. Бодалев).Интерпретация причин поведения другого человека – феномен каузальной атрибуции. Структура атрибутивного процесса; виды атрибуции (Г.Келли); атрибуция ответственности; место атрибуции в межличностном восприятии. Эмоциональная сторона межличностного восприятия – феномен аттракции. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Практическое значение исследований аттракции. Специфика решения проблемы точности межличностного восприятия в социальной психологии (ограниченные возможности личностных тестов и экспертных оценок). Практические средства повышения точности межличностного восприятия – использование специальных программ социально-психологического тренинга. Задачи повышения перцептивной компетентности партнеров по общению в различных сферах практической деятельности.

Интерактивная сторона общения. Общение как взаимодействие. Структура взаимодействия (подходы Т. Парсонса, Я. Щепаньского, Э. Берна).

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Психологическое содержание кооперации. Формы и уровни конкурентного взаимодействия; продуктивная конкуренция.Проблема конфликта в социальной психологии. Продуктивные и деструктивные конфликты. Структура конфликта. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликта. Психологическое содержание переговорного процесса и достижения компромисса.Экспериментальные методы регистрации взаимодействия. Схема Р. Бейлса и возможности ее практического использования. Подход к взаимодействию в концепции «символического интеракционизма».

Социальнаяпсихология групп. Психология больших групп и массовых социально-психологических явлений. Большие социальные группы в социальной психологии. Признаки, отличающие большую группу от малой (специфические регуляторы социального поведения). Классификация, психологические аспекты жизнедеятельности больших групп. Виды больших социальных групп: организованные группы, возникшие в ходе исторического развития общества, и стихийно сложившиеся кратковременно существующие группы. Организованные группы (социальные классы, этнические группы, профессиональные группы, «демографические» группы). Структура психологии больших организованных групп.

Психологическая характеристика этнических групп. Элементы структуры психологии этнической группы. Понятие межэтнической и межкультурной адаптации личности. Факторы ее успешности, этапы адаптации (Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, Г. Триандиса.) Гендерные группы. Современные проблемы гендерной психологии. Понятие гендерного конфликта на межличностном и внутриличностном уровнях. Исследования И.С. Клециной, О.А. Гаврилиц, Ш. Берн. Гендерный стереотип и процесс стереотипизации. Основные свойства и виды гендерных стереотипов.( И.С. Клецина, Ф.Л. Джейс, В.В. Бодрова).Организации как специфический вид больших социальных групп.

Общие проблемы малой группы. Понятие группы. Классификация групп (по размеру, общественному статусу, непосредственности взаимоотношений, уровню развития, значимости группы для членов). Основные характеристики группы (композиция, структура, групповые процессы, групповые нормы). Композиция (состав), структура, динамика групповых процессов – параметры описания малой группы в социальной психологии. Структуры малой группы: межличностных отношений, власти (типы управления и подчинения), коммуникаций. Нормы и нормативное поведение членов группы; связь норм и ценностей. Проблема санкций. Положение индивида в малой группе: статус и роль. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида.

Развитие и динамические процессы в малой группе. Формирование идеи развития группы наряду с идеей групповой динамики. Основные подходы к анализу развития группы: традиции социально-психологического тренинга (В. Беннис, Г. Шеппард); современные концепции «социализации группы» (Р. Морленд, Дж. Ливайн); идея развития группы в исследованиях индивидуализма-коллективизма.

Эффективность деятельности малой группы. Проблема выбора критерия эффективности в зависимости от типа малой группы. Продуктивность деятельности и удовлетворенность ею – два важнейшие показателя эффективности. Сплоченность группы, развитие коммуникаций, стиль лидерства как факторы повышения эффективности групповой деятельности. Возможность возникновения новых критериев эффективности по мере развития малой группы (Р.С. Немов).

Психология межгрупповых отношений. Психология межгрупповых отношений как относительно новая область социальной психологии. Различие социологического и социально-психологического аспектов в изучении межгрупповых отношений. Особенности межгрупповых отношений в больших и малых группах.

Личность в группе. Положение личности в группе – фокус проблемы личности в социальной психологии. Социальная идентичность личности: определение и основные подходы. Теория социальной идентичности А. Тэшфела и теория самокатегоризации Дж. Тернера. Социально-психологические качества личности – качества, формирующиеся в ходе совместной деятельности и общения. Взаимозависимость качеств, приобретенных личностью в группе и «качеств» самих групп. Основные направления аргументации этого тезиса.

Понятие социально-психологической компетентности. Коммуникативные, интерактивные и перцептивные качества личности. Их зависимость от индивидуальных психологических свойств. «Стык» социальной и дифференциальной психологии.

Модификации форм «перцептивной защиты» в группе. «Эффект ожиданий» и роль «имплицитных теорий личности» в групповом взаимодействии. Значение особенностей «когнитивного стиля» партнеров и степени их «когнитивной сложности» для продуктивности внутригруппового общения (теория «личностных конструктов» Дж. Келли).

Место и роль социально-психологических качеств личности в оптимизации межличностных отношений в группе. Перцептивно-ориентированный тренинг как способ развития социально-психологических качеств личности (Л.А. Петровская). Проблема коммуникативной компетентности личности.

Массовая коммуникация и реклама. Специфика коммуникативного процесса в средствах массовой информации. Функции массовой коммуникации и критерии ее эффективности. Исследование основных компонентов процесса массовой коммуникации. Отношения коммуникатора и аудитории. Роль социальных установок аудитории в восприятии сообщения. Методы анализа содержания текстов. Оценка средств пропагандистского воздействия. Специфика социально-психологических аспектов рекламы. Проблема имиджа. Роль психолога как консультанта при разработке средств воздействия рекламного сообщения. Социально-психологические особенности устного выступления перед аудиторией.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Введение в психологию труда.Психология труда: ее предмет и задачи. Психология труда как область знаний о труде и трудящихся, отрасль психологической науки как профессия и учебная дисциплина. Смежные научные знания. Предмет, решаемые актуальные проблемы и задачи (теоретические и практические). Краткая история развития отечественной и зарубежной психологии труда. Понятие об эргономике и научной организации труда.

Трудовой процесс и его структура. Труд, трудовой процесс и трудовая деятельность. Психологические признаки труда. Модели трудового процесса. Понятие об «эргатической системе», «эргатических функциях». Структура трудового процесса: объект труда, предмет и цели. Средства, орудия труда и их разновидности. Условия труда (производственная среда).

Субъект труда и его структура. Субъект труда как осознающий, преобразующий, контролирующий и регулирующий компонент эргатической системы, как «многопризнаковая» разноуровневая система. Внутренние и внешние признаки. Уровни изучения субъекта труда: деятельность, действия и операции, психические функции и процессы. Внутренние условия и средства деятельности субъекта труда: психические регуляторы психические регуляторы трудовой деятельности, функциональные состояния профессионала в труде, свойства индивидуальности субъекта труда.

Методы психологии труда. Методы построения теории. Эмпирико-познавательные методы: наблюдение, опросные методы, изучения документации, экспертной оценки, анализа продуктов деятельности, анализа ошибок, обобщения независимых характеристик. Методы диагностики, методы анализа и обработки эмпирических данных.

Преобразующие или конструктивные методы психологии труда: развития субъекта труда, развития профессионально важных качеств, консультирования, коррекции поведения и состояний и др.

Основные проблемы психологии труда.Психологическое профессиоведение. Психологическое изучение профессии, мир профессий, проблема классификации профессий (классификация профессий Е. А. Климова для целей профориентации). Понятия: профессия, специальность, трудовой пост (должность), конкретная работа. Трудовой пост как элемент эргатической системы (производственной организации) и его структура. Профессиография как средство организации психологического изучения профессиональной деятельности и внутренних составляющих самого профессионала в целях решения практических задач психолога труда. Принципы, схемы, способы фиксации профессиографического материала. Понятия: профессиография, профессиограмма, психограмма профессионала. Структура профессиограммы и психограммы. Профессионально обусловленные особенности психики субъекта труда: перцептивных действий, внимания, психомоторики, мнемонических свойств, воображения и представлений, эмоционально-волевой сферы, личности, общения, сознания и самосознания. Профессионально-важные качества (ПВК) субъекта труда как высшие психические функции. Методы профессиографии.

Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом. Классификация возможных мотивов труда. Содержательно-структурные концепции трудовой мотивации (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак-Клелланд), теория ожиданий В. Врума. Их достоинства, ограничения и пути использования на практике работы с персоналом. Проблема удовлетворенности трудом, проекты гуманизации труда, оценки «качества труда». Методы диагностики мотивационных образований трудящихся.

Проблема развития человека как субъекта труда. Этапы развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Стадии допрофессионального онтогенеза, формирования общетрудовых умений, оптации, развития профессионала. Жизненный путь профессионала. Психологические основы трудового и профессионального обучения и воспитания: Возможности формирования системы профессиональных ценностей, интересов, направленности личности, общетрудовых умений на разных этапах и в разнообразных учебно-воспитательных и профессиональных социальных институтах. Профессиональный опыт, квалификация, мастерство, умения, знания, навыки. Полнота и обобщенность профессиональных знаний и умений. Кривая развития навыков, перенос, автоматизация трудовых навыков.

Проблема индивидуальных различий в психологии труда. Концепция интегрального исследования индивидуальности (В.С.Мерлин). Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) как системообразующая функция интегральной индивидуальности. Способности общие и специальные профессиональные. Профессиональная пригодность как свойство системы «субъект–объект». Структура субъектных факторов профпригодности. Относительная и абсолютная профпригодность. Способы оптимизации соответствия человека требованиям профессии (профессиональный отбор, ориентация, обучение, рационализация труда).

Индивидуальный стиль трудовой и учебно-производственной деятельности. Факт множества индивидуально-своеобразных и социально-равноценных образцов построения трудовой деятельности. Эффективный индивидуальный стиль трудовой деятельности и «псевдостиль». Методы и принципы исследования ИСД. Пути и способы формирования эффективного индивидуального стиля трудовой деятельности. Опыт изучения и формирования ИСД в психологии труда как вариант индивидуализации профессиональной подготовки.

Психология профессионального самоопределения. Профориентация как комплексная социальная проблема. Психологические аспекты профориентации. Основные понятия: профориентация молодежи, ориентированность, ориентирование, консультирование, самоопределение, реориентация безработных. Индивидуальная профконсультация как условие активизации самоопределения молодежи. Общая структура и типы индивидуальных ситуаций выбора профессии. Принципы и методы работы психолога-практика в роли профконсультанта. Задачи профконсультации. Предметное, организационное, методическое (диагностическое, коррекционное и др.), информационное оснащение рабочего места профконсультанта. Проблема точности и дальности профконсультационного прогноза.

Психологические основы профотбора и подбора кадров. Проблема управления трудовыми ресурсами в организации, районе, городе, стране и стабилизации кадрового состава организаций. Аттестация работающих кадров. Методы оценки профессиональной деятельности (прямые показатели эффективности труда, тесты профессиональной подготовленности, несчастные случаи, административные акты, самооценки эффективности труда, экспертные оценки эффективности). Требования к критериям профессиональной успешности. Профессиональный отбор. Организационные формы работы по профессиональному подбору кадров в организациях. Методы диагностики профессиональных способностей.

Психология профессиональной работоспособности. Трудоспособность, дееспособность, работоспособность (актуальная и потенциальная). Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. Функциональные системы, обеспечивающие работоспособность человека в труде. Задачи исследования и диагностики функциональных состояний в труде. Их классификации. Динамика функциональных состояний в труде: предстартовая готовность, состояние врабатывания, оптимальной работоспособности, утомления, «конечного порыва», переутомления, монотонии; стресс и т. д. Принципы и методы диагностики функциональных состояний человека в труде. Психологические способы преодоления монотонии труда, коррекции неблагоприятных функциональных состояний в труде. Способы оптимизации профессиональной работоспособности.

Психология безопасности в труде. Несчастный случай, травма, катастрофа, авария. Объективные и субъективные (субъектные) причины несчастных случаев и аварий. Концепция К. Марбе о подверженности людей происшествиям. Современные представления о причинах защищенности и подверженности происшествиям. Методы изучения и анализа несчастных случаев и аварий. Виды профессионального риска. Склонность к риску. Психологическая классификация причин ошибочных действий субъекта труда и способы профилактики производственного травматизма и аварийности.

Психологические аспекты социально-трудовой реадаптации больных и инвалидов. Психологическая и социально-психологическая трудовая абилитация, реабилитация больных и инвалидов как средство компенсации различных нарушений физического и психического здоровья человека. Работоспособность личности как один из критериев психического здоровья (В. Н. Мясищев). Условия подбора профессий и возможности компенсаторного приспособления к требованиям профессии людей с нарушенными психическими функциями при ранении верхних конечностей
(С. Г. Геллерштейн, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев), при психических заболеваниях. Принципы подбора видов труда в зависимости от характера и стадии болезни. Классификация видов труда в целях профконсультации и трудоустройства лиц с дефектами работоспособности.

Наши рекомендации