Модели консультативной психологии.

Психотерапия и психологическое консультирование - процесс, происходящий между двумя людьми, в котором участвуют в равной мере сознательное и бессознательное начала как психотерапевта (психолога-консультанта), так и пациента (клиента). При этом к личности психолога предъявляются требования рефлексии, открытости к собственному опыту и многое другое. Эти требо­вания в разной форме работают в различных школах психотерапии и психологического консультирования. Особенно они важны в той парадигме1 психотерапевтического видения человека, которая приобрела название "психологической" в противовес так называемой "меди­цинской". Эти два понятия возникли как выраже­ние противоречия между классическими психоаналитическим и бихевиоральным подходами, с одной стороны, и более современными те­чениями, сформировавшимися в 60-е гг. в русле гуманистического направления, с другой.

Психологическая (личностно-ориентированная, гуманистическая) парадигма, в отличие от медицинской:

· исходит из индивидуальной, а не социальной этики;

· воспринимает человека как неделимую целостность, а не сумму органов и механизмов;

· исходит из принципа реальности, а не противопоставления объективности и субъективности;

· обращается к проблемам и потенциям, а не болезням и недостаткам;

· ориентирована на развитие и оптимизацию индивидуального бытия, а не на ликвидацию симптомов и нормализацию социального поведения;

· фокусируется на процессе, а не на методике;

· концентрируется на настоящем, открывающем дорогу в будущее, а не на прошлом во имя возврата к бывшей норме;

· предполагает работу психолога "собой" (личностная включенность), а не "техникой" (В.Е.Каган).

Наиболее важные моменты, касающиеся различий во взаимодействии с клиентами психологов, придерживающихся соответственно медицинской и психологической моделей, связаны со следующими параметрами:

· директивность – недирективность психолога;

· анонимность – самораскрытие;

· возможность – невозможность выражения положительных и отрицательных чувств по отношению к клиенту;

· односторонность – двусторонность встречи;

· степень ответственности психолога (психотерапевта) и клиента (пациента) за эффективность консультирования (психотерапии).

Директивность2 психолога определяется степенью его активности и инициативности. Директивный психолог дает инструкции, указания и советы, осуществляет интерпретации. Недирективный психолог не навязывает норм и интерпретаций, не доминирует, использует в основном технику отражения и кларификации.

Параметр "анонимность – самораскрытие" предполагает, с одной стороны, личностно-нейтральное поведение психолога, позволяющее клиентам проецировать свои невротические отношения, а с другой – открытое проявление психологом собственных чувств, переживаний, мнений и позиций.

Выражение психологом положительных эмоций способствует удовлетворению ожиданий клиента относительно доброго, принимающего психолога, а выражение отрицательных эмоций, напротив, ведет к фрустрации клиента. В медицинской модели не приветствуется выражение психологом собственных чувств. Психолог-консультант, использующий немедицинскую модель, может быть достаточно аутентичным и подлинным, если выражение чувств способствует продвижению клиента в понимании его проблем.

Односторонность встречи означает, что психолог личностно не представлен и не дает ничего, кроме интерпретации. В двухсторонней встрече психолог обнаруживает все чувства, испытываемые по отношению к клиентам, и раскрывается настолько полно, насколько сам ожидает этого от клиентов.

Спра­ведливости ради надо отметить, что, как это час­то бывает в истории человеческого знания, эти две парадигмы ("психологическая" и "меди­цинская"), когда-то выступавшие как непри­миримые, впоследствии значительно обогатили друг друга и к настоящему времени не являются взаимонеприемлемыми. По крайней мере, это можно сказать о психоаналитической традиции: в работах таких авторов, как Г.Кохут, М.Гилл, Р.Столоров и др. уделялось внимание именно во­просу о важности личности терапевта, интенсив­ности эмоционального взаимодействия с клиен­том, значимость чего подтверждается также со­временными исследованиями в психотерапии.

Для психолога-консультанта особую важность приобретают вопросы методологии психологической помощи. В основе медицинской модели лежит предположение, что в основе психологических трудностей и проблем лежит болезнь, болезненное состояние или болезненное развитие личности клиента. Целью сторонника медицинской модели является излечение больного. Последователями этой модели неоднократно предпринимались попытки описать и классифицировать психические болезни. Однако существующие на сегодняшний день разнообразные руководства (МКБ – 10, DSM – 4), а также классификации, разработанные в рамках психодинамического и других подходов, по-разному рассматривают причины, прогнозы развития, возможности лечения психических болезней и расстройств. Рамки медицинской модели оказываются узкими и неприменимыми к психологическому консультированию, так как эта модель не позволяет определить характер и степень необходимой психологической помощи.

Педагогиче­ская модель основана на гипотезе недостаточной компетентности клиента в той области жизненных умений, знаний, навыков, в которой он испытывает трудности. Задачами психолога является анализ проблем и разработка комплекса мер, направленных на их разрешение. В педагогиче­ской модели процесс терапии направлен не на "излечение" (термин медицинской парадигмы), а на коррекцию или более успешную адаптацию клиента к реальности, т.е. целью является научение клиента ус­пешнее справляться с этой реальностью. Психолог выступает в качестве авторитетного (но не авторитарного) и поощряющего учителя, который стремиться научить клиентов быть лучшими консультантами для самих себя. Согласно нашим наблюдениям, эта модель часто используется школьными психологами в консультировании родителей и учителей по вопросам воспитания и обучения детей.

Диагностическая модель предполагает, что психолог выступает в качестве компетентного специалиста, главная задача которого – проведение диагностики и информирование клиента (или заказчика – лица, осознающего наличие проблемы у клиента и обратившегося к психологу) о характере проблемы, путях и прогнозах по ее решению. Эта модель широко используется при массовых отборах (например, при рекрутинге), в профессиональном консультировании (в школах, в центрах занятости) и направлена, прежде всего, на оказание психологической помощи в жизненном и профессиональном самоопределении.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое психологическое консультирование?

2. В чем состоит сходство и различие консультирования и психотерапии?

3. От каких стратегий психологической помощи целесообразно отделить консультирование?

4. Каковы цели психологического консультирования?

5. Каковы задачи психологического консультирования?

6. Назовите модели психологического консультирования. Чем они различаются между собой?

КОНСУЛЬТАНТ

Профессия "психолог-консультант"

Коттлер, Браун, 42

Требования к личности консультанта.

Личность психолога почти во всех теоретических подходах определяется как важнейшее "целительное средство". По существу, основная техника консультирования – "психолог как инструмент", то есть основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта.

Требуемые личностные качества не являются врожденными, а развиваются в течение жизни. Эффективность консультанта определяется не только свойствами личности, но также профессиональными знаниями и специальными навыками.

Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивающее успех консультирования?

Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности:

· проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними;

· чувствительность к установкам и поведению людей;

· эмоциональная стабильность и объективность;

· способность вызывать доверие;

· уважение прав других людей.

В 1964 году комитет по надзору и подготовке консультантов установил следующие 6 качеств личности, необходимых консультанту:

1. Доверие к людям.

2. Уважение ценностей другой личности.

3. Проницательность.

4. Отсутствие предубеждений.

5. Самопонимание.

6. Сознание профессионального долга (цит. по Р.Кочунасу).

Анализ требований профессиональной деятельности психолога-консультанта к его личности свидетельствует о необходимости наличия у него высоких умственных способностей, социабельности, эмоциональной устойчивости. Р.Мэй выделяет следующие требования: осознание психологом своих внутренних невротических ограничений, обретение мужества принимать неудачу и собственное несовершенство, научится радоваться не только достигнутым целям, но и самому процессу жизни, проявлять интерес к людям ради них самих, а не во имя каких-то высших ценностей (религиозных, нравственных или связанных с общественным прогрессом).

Отмечая способность практически решать задачи на общение как специальную способность именно психологов, Н.В.Бачманова и Н.А.Стафурина выделяют в структуре этой способности пять главных ее составляющих:

· умение полно и правильно воспринимать человека (наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации и т.п.);

· умение понимать внутренние свойства и особенности человека (проникновение в его духовный мир, интуиция);

· умение сопереживать (эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь);

· умение управлять самим собой и процессом общения (самоконтроль);

· умение анализировать свое поведение (рефлексия).

В отношении пятой составляющей, рефлексии, для практического психолога особую важность приобретают два ее аспекта. Во-первых, психологу необходимо ясное осознание того, как он воспринимается партнерами по общению, т.е. клиентами. Во-вторых, профессионально направленная рефлексия, предполагающая рефлексирование профессиональной позиции, предмета взаимодействия, обобщенной теории и "Я – концепции" психолога (Г.С.Абрамова). Например, низкий уровень профессиональной компетентности начинающих психологов связан, прежде всего, с преобладанием житейского подхода, отсутствием профессионально направленной рефлексии и ее содержательного обеспечения научной теорией.

Несовместимыми с работой психолога-консультанта являются незрелость личности; низкая сила "эго"; авторитарность; низкий интеллект; пассивность и замкнутость; отсутствие эмпатии; невозможность решать проблемы; излишняя заторможенность; низкая организованность; плохое сопротивление стрессу; потребность в гиперопеке; высокая тревожность; склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей; неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов; невротическая установка в отношении денег.

Возникает вопрос: кого же можно назвать эффективным консультантом? Можно ли говорить о том, что какие-то личностные качества являются препятствием к профессиональной деятельности? В литературе отмечается, что начинающий консультант успешен примерно в тридцати процентах случаев, тогда как профессионал – в шестидесяти. Разные подходы и направления предъявляют целый спектр требований к личности психолога-консультанта. В то же время унификация требований к личности психолога абсурдна. С одной стороны, каждому клиенту требуется "свой" психолог, и консультант, эффективный в работе с одним клиентом, может оказаться совершенно бесполезным для другого. С другой стороны, если говорить о наличии "идеального" образа психолога-консультанта, это может привести к очередной охоте на ведьм, например, при отборе студентов на психологические факультеты. И все же есть такие качества, которые способствуют успешному решению профессиональных задач в области психологической помощи.

Анализ профессиональной деятельности психолога позволил Р.Кочюнасу включить следующие качества в модель личности эффективного консультанта:

1.Аутентичность (подлинность). Аутентичный психолог позволяет себе не знать ответа на все вопросы, если действительно их не знает. Он является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в поведении в целом.

Бьюдженталь выделяет 3 основных признака аутентичного существования:

· полное осознание настоящего момента;

· выбор способа жизни в данный момент;

· принятие ответственности за свой выбор.

2. Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отбрасывать отрицательные чувства ("Мальчики не плачут!"). Эффективный консультант не должен вытеснять чувства, так как вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения.

3. Развитие самопознания. Глубокое самопознание увеличивает возможность выборов в различных ситуациях. Ответ на вопрос о возможности помощи другому человеку кроется в самооценке консультанта, адекватности отношения к собственным способностям и вообще к жизни.

4. Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Руководство собственной внутренней позицией позволит консультанту чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

5. Толерантность к неопределенности. Консультанту необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности, так как невозможно предугадать, с каким клиентом столкнешься. Переносить напряжение в ситуации неопределенности помогают уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений.

6. Принятие личной ответственности. Многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, и он несет ответственность за свои действия. Понимание своей ответственности и разделение ее с клиентом позволяет свободно осуществлять выбор – соглашаться с позицией клиента или вступать в продуктивную конфронтацию.

7. Глубина отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей – их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Эффективный консультант не боится свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе перед клиентами.

8. Постановка реалистичных целей. Консультант с самого начала должен осознавать наличие ограничений, как объективных, связанных с внешней средой, так и субъективных, связанных с личностью клиента. Если консультант ставит нереальные цели, это может привести его к разочарованиям.

Эффективный консультант – это, прежде всего, зрелый человек. Именно поэтому в отдельных направлениях психолог начинает самостоятельную профессиональную деятельность не ранее 30 лет. Чем более разнообразной, разносторонней, активной является его личная и профессиональная жизнь, тем более эффективной является его деятельность.

Наши рекомендации