Часть I. Раздел 1. Общепсихологические основы консультативной психологии и психотерапии

Часть I. Раздел 1. Общепсихологические основы консультативной психологии и психотерапии

Сравнительный анализ научной и житейской психологии. Специфика научного психологического знания. Отрасли психологии.

Psyche(греч.) – душа. Logos(греч.) – смысл, выраженный в слове (осмысленное слово, разум, познание, изучение, исследование, разумное понимание). Т.о., психология – наука о душе (психике). Другие определения: изучает псих. явления и поведение; изучает филогенетическое возникновение, онтогенетическое развитие (здесь психика такова какова деятельность) и функционирование психики (здесь деятельность такова какова психика) и деятельности (Леонтьев). Другой смысл слова «психология»: ЛОГОС – разумная организация (устройство). Психология – это и реальность, которую можно изучать (разумная организация психического). Отсюда синонимы слова психология – индивидуальность, характер (совокупность психических черт, способов поведения).

Определение психики (как объекта психологии): отражение объективного мира, необходимое субъекту для жизни и деятельности в нем, а также управления своим поведением. Псих. явления - все то, что эмпирически наблюдаемо (но м.б. осознанным и нео.) иными словами = факты.

Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Часто говорят, что психология — это наука о душе, из которой исключено исследование души. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует этология). Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Однако, например, бихевиористы отвергают любые ненаблюдаемые переменные, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.

Отдельный раздел представляет собой социальная психология

Отрасли психологии

Комплекс психологических дисциплин можно разделить на общую психологию, которая изучает универсальные закономерности функционирования психики, и специальные отрасли психологии. При этом фундаментальные специальные отрасли психологии концентрируются на том или ином аспекте психики: нейропсихология, дифференциальная психология, социальная психология и т.п. А междисциплинарные специальные отраслиразворачиваются на границах психологического знания и областей других наук, например, такие как психофизиология, психолингвистика, психогенетика.

Общая психологиявключает в себя четыре основных раздела: общетеоретический (вопросы возникновения и функций психического), психологию познавательных процессов (психология ощущения и восприятия, психология памяти, психология мышления и речи, психология воображения), психологию регулятивных процессов (психология эмоций и мотивации, психология внимания, психология воли) и психологию личности.

Фундаментальные специальные отрасли психологии и междисциплинарные специальные отрасли психологии используют в своих построениях теоретический аппарат общей психологии и основываются на основных допущениях и законах функционирования психики, сформулированных в её рамках.

Прикладные отрасли психологии обогащают общую психологию новыми проблемами и результатами, стимулирующими приращение фундаментального знания. Позиционируются в связи с конкретными сферами деятельности психологов-практиков (подбор персонала, консультирование, реклама, психологическая коррекция семейных отношений, психологическая реабилитация жертв стихийных бедствий и т.п.). Например, психотерапевт использует в своей практике общие знания о познавательных процессах (уровень общей психологии), сведения из патопсихологии аномального поведения (уровень фундаментальной специальной отрасли психологии) и из психофизиологии (уровень междисциплинарной специальной отрасли психологии). Совокупность прикладных отраслей психологии отражает области предметной деятельности людей, в которых признано значение психологического фактора.

Круг проблем, которыми занимаются фундаментальные специальные отрасли психологии. Критерием их выделения является акцент на одном из аспектов целостного функционирования и развития психики. Нейропсихология – отрасль психологии, направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Патопсихология - отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях, связанных с психическими или соматическими заболеваниями. Дифференциальная психология – отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия в психической деятельности. Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности социально обусловленного поведения и деятельности людей. Психосемантика – область психологии, изучающая генезис, функционирование и строение индивидуальной системы значений. Генетическая психология – отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики в онтогенезе. Зоопсихология – отрасль психологии, изучающая эволюцию и закономерности функционирования психики животных.

Междисциплинарные специальные отрасли психологии. Психофармакология - отрасль психологи, возникшая на стыке фармакологии и психологии, изучающая воздействие на психику фармакологических средств. Психолингвистика - дисциплина, изучающая обусловленность процессов речи структурой языка, которая формируется на стыке психологии и лингвистики. Психофизиология – область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с её нейрофизиологическим субстратом. Психогенетика - пограничная с генетикой область психологии, задачей которой является выяснение роли наследственности (генотипа) в формировании индивидуальных психологических особенностей.

Прикладные отрасли психологии. Психология спорта - отрасль психологии, изучающая закономерности функционирования психики человека в условиях спортивной деятельности. Психология рекламы - отрасль психологии, изучающая явления и закономерности воздействия рекламных сообщений на психику и поведение потребителей. Юридическая психология - отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности.

18 век Вольф ввел термин (душа и знание, устройство – наука о душе). Вместо души стало психика. Еще одно значение – индивидуальность.

Согласно В.Джеймсу : психология – это наука о психической жизни.

1879г. Вунд открыл первую психологическую лабораторию – основание психологии как науки.

Оперантное научение

• Реакции могут быть разными на 1стимул, приятными или неприятными организму по последствиям. Если приятны – вероятность их воспроизведения больше.

• Оперант – реакции, ориентированные на возможное вознаграждение (подкрепление).

• Наказание не учит.

• Подкрепление есть позитивное (дать что-то приятное) и негативное (убрать что-то неприятное).

• Программированное обучение – программа шагов, каждый правильный вознаграждается.

Принципы подкрепления:

1.следуетсразуза нужной реакцией

2.частота от 100% подкрепления к случайному

3.наказания не эффективны.

Критика - недоучет сложности психической деятельности человека, сближение психики животных и человека, игнорирование процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределение личности.

Основные понятия и положения гештальтпсихологии. Примеры гештальтфеноменов, представление об инсайте (М.Вертгаймер, В.Кёлер, К.Дункер).

Принципиальное отличие гештальтпсихологов от структуралистов заключалось в том, что, по их мнению, разложение восприятия на элементарные компоненты без утраты его смысла невозможно. Они скорее склонны были исходить из того, что каждая базовая единица восприятия сама является восприятием — «гештальты» и есть фундаментальные единицы. Гештальтпсихологи утверждали, что попытка разрушить восприятие и разложить его на предполагаемые элементарные сенсорные единицы приведет к тому, что исследователи упустят из виду само восприятие. Они постулировали первичность целостных форм восприятия, от которых лишь в результате анализа можно прийти к элементарным ощущениям.

Движение гештальтпсихологии оформилось после опубликования в 1910г. Вертгеймером (1880-1944) результатов исследования «иллюзорного движения». Другие представители - Келер, Дункер (творческие задачи, «дерево решений», ага-реакция), К. Левин. Начали с исследования процессов восприятия.

Экспериментальная установка для исследования фи-феномена (феномен кажущегося движения), которой пользовался Вертгеймер представляла собой окружность с двумя прорезями-радиусами (прорези расположены под углом 30 градусов друг к другу). Луч света пропускался попеременно то через одну, то через другую прорезь так, что испытуемый видел две светящиеся полоски. Когда интервал между освещением первой и второй прорези составлял около 60 мс, у испытуемого создавалось впечатление, что светящаяся полоска «движется» по часовой стрелке. Полученный эффект – один из «гештальтов» (особых психических функциональных структур, которые упорядочивают психическую жизнь).

Психика как целостное «феноменальное поле» (совокупность переживаемого субъектом в данный момент). Основные компоненты феноменального поля – фигура и фон. Процесс «переструктурирование поля» лежит в основе решения интеллектуальных задач. Мгновенное переструктурирование поля (переживается как «Ага» - реакция) ведет к усмотрению скрытого до этого решения задачи. Такое явление названо инсайтом.

В. Келер: “инсайт” - озарение. Начало 20-х годов: опыты с человекообразными обезьянами. Интеллектуальное поведение - решение конкретных задач. Все необходимое для решения представлено в зрительном поле. Инсайт - качественное изменение в поведении. До инсайта проблемная ситуация беспорядочна, поведение хаотично. После - упорядоченно, имеет цель. Инсайт - целостное понимание ситуации - такая целостная организация проблемной ситуации, которое позволяет разрешить проблему, устранить содержащийся в ней конфликт. Инсайт в мышлении = гештальт в восприятии. Средство и цель взаимосвязаны. 1) нет палки - функциональная замена палки (хорошая ошибка испытуемого). Есть инсайт, но цель не достигнута. 2) много доступных средств. Цель не достигнута (“глупый” шимпанзе). Поведение по частям внешне совпадает с системой решения, но части разобщены, и действия не дают результата. Нет инсайта - инсайт не сводится к сумме своих частей.

Начало ХХ века - феноменология: феномен - явление, которое можно наблюдать и его описание включает его объяснение. В гештальтпсихологии использовался феноменальный метод (описание целостных явлений).

Ряд представителей гештальтпсихологии считали, что феноменальное поле изоморфно (одинаковый, форма) процессам, происходящим внутри мозгового субстрата. Мозговые процессы носят характер электрических взаимодействий. Важнейший закон гештальтпсихологии – закон константности восприятия –целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность).

Относительный размер. Из двух объектов дальше от нас находится тот объект, чей образ на сетчатке будет меньшим. Эффект Эймса. Что случится если две схемы восприятия – схема человека и схема комнаты вступят в противоборство? Перекошенная комната Эймса – левый угол на большем расстоянии, чем правый. Парадоксальное восприятия, когда люди в разных углах (один меньше другого).

Принципы организации феноменального поля:

1) Принцип близости. Элементы, которые близки друг к другу в пространстве или во времени кажутся объединенными в группы.

2) Принцип непрерывности. Существует тенденция следовать в направлении, позволяющем связывать элементы в непрерывную последовательность.

3) Принцип сходства. Подобные элементы воспринимаются совместно, образуя замкнутые ряды.

4) Принцип замыкания. Тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пробелов в образе.

5) Принцип простоты (прегнантности). В восприятии происходит организация стимулов таким образом, чтобы получившаяся фигура была максимально симметричной, простой и устойчивой. Пример: недорисованные квадраты.

6) Принцип выделения фигуры из фона. Мы склонны разделять зрительное поле на фигуру и фон. Фигура кажется более яркой.

1. исследовались целостные структуры, из которых состоит психологическое поле. Предметом является исследование содержания психики, познавательных процессов, структуры и динамики развития личности. Эти явление нельзя рассматривать как как простую сумму, входящую в их состав, т.к. такие сложные явления обладают свойствами, присущими как целостным явлениям. Эти свойства целого – гештальткачества.

2. идея о том, что познание сводится с процессом изменения целостных гештальтов, кот определяют характер внешнего мира и поведения в нем. Развитие - рост и дифференциация гештальтов.

3. идеи основаны на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Первые начали строго эксперимент изучение структуры и качеств личности.

4. методологический подход базировался на понятиях - психологического поля, изоморфизма, феноменология. Поле - заимствовано из физики, психологические структуры располагаются в виде различных схем в психологическом поле (выстраиваются в целостные системы). При этом гештальты изменяются, становясь все более адекватными проектам внешнего поля. Может происходить переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему стимул приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт). Изоморфизм - психологические гештальты изоморфны (подобны) физическим, т.е. процессы, происходящие в коре, сходны с теми, которые имеют место во внешнем мире и отражают в ней как взаимно-однозначные системы в физике и математике. Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь или помешать стимулу решить ее в зависимости от того, облегчает или затрудняет она переструктурирование схемы. Феноменология – стимул может осознавать свои переживания, но ему надо отрешиться от прошлого опыта.(недооценка личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации).

Гештальтистский подход к сознанию.

Келер – инсайт (внезапное качественное изменение поведения, приводящее к решению задачи, позволяющее структурировать ситуацию) у обезьяны: палка и банан объединились в гештальт.

7. Возникновение и развитие психики в филогенезе (А.Н.Леонтьев). Сравнительный анализ психики животных и человека.

Четыре традиционных позиции,которые характеризуют «момент» перехода от непсихической формы отражения к психической.

1. Панпсихизм – психикой обладает любая материя. Всеобщая одухотворенность природы, разделяли многие мыслители, например, Гераклит и Анаксагор. Не понятно, чем тогда отличается живая материя от неживой.

2. Биопсихизм – Психикой обладает только живая материя (Геккель, Вундт). Нет критериев психического, различия психики растений и животных, не понятно, когда и зачем она появилась.

3. Нейропсихизм– психикой обладают живые организмы, у которых есть нервная система. (Дарвин, Спенсер). Орган – функция.

4. Антропопсихизм – психикой обладает только человек (Декарт). Она дает ему возможность отдавать себе отчет в своем внутреннем состоянии. Не понятно, как она произошла.

Эволюция: Гипотеза о возникновении чувствительности как первой формы психического отражения.

1. Простейшим организмам необходимо было реагировать на важные для них сигналы (биотический раздражители). Первая функция – раздражимость (способность организма специфически отвечать на жизненно важные для него воздействия среды). Это допсихическая функция отражения.

В эволюции раздражимость качественно изменялась.

2. Сигнальная функция – реакция на абиотические раздражители как на возможные признаки биотических. Раздражимость стала чувствительностью. Это способность к ощущениям. С нее начинается психика. Противоречие между возможностями поведения и возможностями психики приводит к развитию психики.

А.Н.Леонтьев: Психика, психические явленияне существуют как нечто изначально данное. Они имеют историю своего возникновения, историю своего развития, в ходе которого приобретают те формы, которые мы сейчас знаем. Функциональный критерий психики (организм должен быть способен справиться с задачей, для решения которой необходима психика). Граница между миром психического и миром непсихического проходит между двумя типами реагирования организма: раздражимостью и чувствительностью. Раздражимость – это способность организма реагировать на биологически значимые воздействия. Например, подсолнух двигается вслед за солнцем, поглощая энергию для фотосинтеза. Класс раздражителей, напрямую удовлетворяющие биологическую потребность – биотические.

В качестве объективного критерия возникновения психики Леонтьев выдвинул способность организма реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия.Эта способность открывает организму дорогу к приобретению тех способов действия. Которые не были запрограммированы генетически. Эта способность, в отличие от раздражимости, названа чувствительностью. Психика возникает, когда появляется минимальная возможность научения. Реакция на нейтральные воздействия формируется в связи с тем, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми воздействиями и являются их сигналами. Обладающий чувствительностью организм может реагировать на биотический стимул не только, когда «он уже здесь», но и предсказывать его появление (сигнал – шорох, цвет и т.п.). Субъективным критерием психикиявляется ощущение.

Этапы развития психики в филогенезе:

Элементарная (сенсорная) психика– среда отражается в виде отдельных абиотических свойств объектов. (жабы набросились на спичку, т.к. форма напоминает червяка).

Инстинкт – подвижная цепочка врожденных безусловно-рефлекторных связей, в основных звеньях фиксированная, но подверженная изменениям в соответствии с ситуационными условиями

Безусловные рефлексы.

Условные рефлексы (выученные).

Тропизмы (однонаправленная реакция на раздражитель). Может меняться.

Активность носит целостный нерасчлененный характер, поведение – однофазный акт, протекающий от возникновения ощущения к результату. Способность к обучению минимальна и в основном выражается в привыкании.

Типичные носители элементарной сенсорной психики – насекомые. Пример: пищевое поведения паука, абиотическое свойство – вибрация паутины, если её нет, то может «не замечать» жертву и погибнуть с голода.

Эксперимент с сомиками.

Перцептивная психика – среда отражается в виде целостных образов предметов. Действительность воспринимается в форме образов вещей. Например, на глазах у кролика в ящик помещался кочан капусты. Экспериментатор незаметно менял капусту на морковь и помещал кролика. Кролик демонстрировал своим видом «удивление» и продолжал поисковую активность. Кролик «ожидал» капусту, воспринимал пищу «предметно». В образе предмета интегрируются его многочисленные свойства, так что одновременно восприятие нескольких свойств предмета делает его в большей степени представленным в психике животного.

Формы поведения более подвижны и гибки, адеквато отражают условия среды.

Индивидуально изменчивые формы поведения. Операции – акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится.

Сложная закрепленная последовательность операция – навыки. Возможна дрессировка. В игре операции отделаются от деятельности и приобретают самостоятельный характер. Играя, молодые животные «отрабатывают» операции, которые пригодятся им в дальнейшем.

Чувственный опыт – чувственные представления, элементарная образная память. Возможность вероятностно прогнозировать будущее, опираясь на свой индивидуальный опыт. Нет отражения отношений между вещами.

Интеллектуальная психика (человекообразные обезьяны). Отражение мира в форме целостных ситуаций, состоящих из нескольких компонентов. Способность устанавливать связи между предметами.

Особенности: 1)активное использование орудий, 2) явление инсайта, т.е. мгновенное нахождение решения задачи без видимой наблюдателю фазы проб и ошибок, 3) закрепление эффективного способа решения после одной удачной попытки, 4) возможность переноса способа решения на широкий класс схожих задач, 5) способность решать «двухфазные задачи», т.е. объединять в рамках одной задачи две сформированные операции (пример, обезьяна короткая и длинная палка, нужно достать банан).

Функциональные понятия – отражение возможностей взаимодействия предметов среды.

Сравнение психики животных и человека:

• Психика животных развивается по законам биологической эволюции.

Психика человека – по законам общественно – исторического развития. Решающая роль у трудовой деятельности.

• Жизнь животного – постоянное гибкое приспособление.

Жизнь человека – преобразование своей и окружающей природы.

• У человека связан характер совместной и непрерывной трудовой деятельности. У животных групповое поведение и функциональное использование предметов не связаны.

• У людей есть культурный опыт: орудия труда и речь, язык. Животные могут изготавливать и использовать необходимые для достижения цели предметы, но не сохраняют их. Речь их аффективна (для выражения актуального состояния), нет в ней знаков, только сигналы.

• У человека есть действия (подчиненные все одному мотиву, но цель у каждого своя) и общественное сознание: коллективная охота, разделение труда. Разумный смысл действия. Планирование. Сознание. Для животных существует только биологическая целесообразность. Поведение: подготовительная и исполнительная фазы.

Схема ВПФ

Часть I. Раздел 1. Общепсихологические основы консультативной психологии и психотерапии - student2.ru

Имеется некий стимул А (содержание, которое надо запомнить) и на него требуется дать ответ Б (воспроизведение данного содержания через некоторое время). Мы кодируем содержание А с помощью каких-то средств, например узелка на память (Х). Х – это дополнительный стимул, который связан с содержанием стимула А, является его знаком. Таким образом, мы опосредуем свой ответ с помощью знака Х. Х выступает как средство запоминания и воспроизведения, или как психол. орудие, с помощью к-ого я овладеваю процессами собственной памяти.

Общие положения Л. С. Выготского

1. В поведении человека встречается целый ряд искусственных приспособлений, направленных на овладение собственными психическими процессами, которые могут быть условно названы психологическими орудиями или инструментами.

2. Психологические орудия — искусственные образования; по своей природе они суть социальные, а не органические или индивидуальные приспособления.

3. Примерами психологических орудий и их сложных систем могут служить язык, различные формы нумерации и счисления, мнемотехнические приспособления.

4. Искусственные акты суть те же естественные, они могут быть без остатка, до самого конца разложены и сведены к этим последним. Искусственной является комбинация и направленность, замещение и использование этих естественных процессов.

5. Включение орудия в процесс поведения, во-первых, вызывает к деятельности целый ряд новых функций, связанных с использованием данного орудия и с управлением им; во-вторых, отменяет и делает ненужным целый ряд естественных процессов, работу которых выполняет орудие; в-третьих, видоизменяет протекание и отдельные моменты (интенсивность, длительность, последовательность и т. п.) всех входящих в состав инструментального акта психических процессов.

6. Естественные акты и процессы поведения общие у человека и высших животных; искусственные составляют позднее приобретение человечества, продукт исторического развития и специфически человеческую форму поведения.

7. Воспитание есть искусственное овладение естественными процессами развития, оно не только влияет на те или иные процессы развития, но перестраивает самым существенным образом все функции поведения.

8. Различие в детских типах развития (одаренность, дефективность) в большой степени оказывается связанным с типом и характером инструментального развития. Неумение использовать свои естественные функции и овладение психологическими орудиями существенно определяют весь тип детского развития.

Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они формируются прижизненно и образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития.

Л.С.Выготским обосновывается основной закон развития высших психических функций человека: «Мы можем сформулировать общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва – между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли».

А.Н.Леонтьев: Параллелограмм развития.Исследование развития высших форм запоминания проводилось с использованием методики двойной стимуляции. Два ряда стимулов. Запоминание одного ряда является прямой задачей (стимулы-объекты), второй ряд – стимулы-средства, с помощью которых должно осуществиться запоминание. Детям предлагался список из 15 слов и набор карточек с картинками для запоминания. В контрольных сериях эксперимента карточки не предоставлялись.

Иерархия мотивов.

1) Смыслообразующие мотивы, главные мотивы

2) Мотивы нижележащие, мотивы-стимулы

Мотивы-стимулы не осуществляют направляющую функцию, выполняя только побуждающую функцию. Они участвуют в регуляции деятельности, подпитывая и стимулируя ее. Если мотив переходит на другой уровень, то меняется деятельность. Иерархия мотивов есть ключ к пониманию личности. Первый параметр определения личности по Леонтьеву: широта мотивационной сферы. В процессе социализации ребенок знакомится с различными видами деятельности. Второй параметр: степень иерархизации мотивов в сфере личности. Третий параметр: мотивационная сфера человека находится в постоянном движении. Она динамична, что связано с развитием личности. Мотивы могут осознаваться, а могут и не осознаваться, но в любом случае они отправляют, реализуют свои функции, направляя и побуждая деятельность.

Деятельность представляет собой последовательность действий, каждое из которых может дробиться на действия более низкого порядка. Опыт относительно состава последовательности действий обычно передается в ходе обучения в форме правил, советов, инструкций, программ.

Примеры заданий

Общая осведомленность.

1) Откуда привозят кофе?

2) Кто написал «Макбет»?

3) Что такое антропология?

4) Насколько Нью-Йорк удален от Сан-Франциско?

5) Кто изобрел паровую машину?

2. Общее понимание.

1)Что бы Вы сделали, если бы Вы находились в лодке, а кто-то упал
за борт?

2) Почему государство требует от водителей автомобилей, чтобы они
имели водительские права?

3) Почему у нас градуированный подоходный налог, так что богатые
платят больше, чем бедные?

Арифметическое рассуждение.

1) Сколько яблок можно купить на 81 цент, если каждое яблоко
стоит 9 центов?

2) Три человека могут закончить работу за 9 дней. Сколько человек
закончат работу за 3 дня?

3) Автомобиль проезжает 20 миль за 30 минут. Сколько миль он
проедет за 3 минуты?

Стандартизация, валидность и надежность тестов Векслера.Тесты Векслера нормировались на выборке в 1700 человек (возраст от 16 до 64 лет). Средний IQ по выборке равен 100 при IQ=15. Надежность тестов вы­сока: для полной шкалы она составляет 0,97; для вербальных тестов — 0,96; для тестов исполнения — 0,94.

Данные о валидности шкалы Векслера получены отдельно для вер­бальных тестов и тестов исполнения. Корреляция оценок по тестам испол­нения с успешностью деятельности канцелярских служащих равна 0,30, а корреляции показателей вербальных тестов с учебой в колледже не превы­шают 0,50. Помимо этого проверка по валидности осуществлялась путем корреляции шкал Векслера со шкалами Стэнфорд—Бинэ. Получены коэф­фициенты порядка 0,80 и ниже.

Групповые тесты интеллекта.Помимо индивидуальных шкал разра­ботаны групповые тесты интеллекта. Они используются преимущественно при массовых обследованиях в системе высшего и среднего образования, в промышленности, армии и при отборе на государственную службу.

Рассмотрим некоторые принципиальные различия между группо­выми и индивидуальными тестами интеллекта. Групповые тесты одновре­менно могут быть применены на большой выборке испытуемых. Благода­ря использованию специальных тестовых брошюр и листов для ответов при групповом тестировании ликвидирована необходимость во взаимо­действии между испытуемым и экспериментатором. Роль эксперимента­тора чрезвычайно упрощена. Это позволяет обеспечить более стандартные условия при тестировании. Регистрация выполнения и обработка данных при групповом тестировании легче и может быть выполнена машинами. Групповые тесты обычно лучше нормированы (на больших выборках по­рядка 100 000—500 000человек) .

Групповые тесты отличаются от индивидуальных и по форме. Обыч­но в групповых тестах испытуемый должен выбрать правильный ответ из предлагаемых ему четырех или пяти, задания предъявляют в порядке возрастания трудности. Наряду с некоторыми положительными чертами групповые тесты обладают серьезными недостатками, ограничивающими их применение. К недостаткам относятся: уменьшение роли психолога-экспериментатора, отсутствие индивидуального подхода к испытуемым, недостаток дополни­тельной информации об испытуемых, процессе их работы и пр.

Групповые тесты чаще всего представляют собой многоуровневые батареи. Иначе говоря, они сгруппированы между собой по рангам труд­ности для испытуемых разных возрастов, классам уровней развития и т.д. Большинство батарей применимы к возрастным группам, начиная с 5 — 6 лет и кончая взрослыми разных возрастов.

Креативность: Тест Роршаха, ТАТ (недостаточно валидны и надежны)

Креативность как способность.Одной из первых в этой области была работа Симпсона6, который опреде­лил креативность как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. В последнее время ведущими исследователями в данной области являются Гилфорд и Торранс.

Дж.Гилфорд понимает под креативностью систему качественно раз­личных факторов (способностей), которые располагаются внутри его общей модели интеллекта. Гилфорд выделяет 4 основных фактора креативности.

1. Оригинальность — способность продуцировать отдаленные ас­социации, необычные ответы. Тесты: 1) предлагается некоторый текст, испытуемый должен предложить как можно больше названий к нему;2) описывается несколько гипотетических ситуаций, испытуемого про­сят перечислить всевозможные их последствия.

2. Семантическая гибкость — способность выделить функцию объек­та и предложить его новое использование. Тесты: 1) дается 5 объектов, но только с помощью одного из них можно решить поставленную проблему. Например, задание таково: «Разжечь огонь». Объекты: а) авторучка, б) огу­рец, в) карманные часы, г) лампочка, д) шарик. Ответ: карманные часы, так как для достижения цели можно использовать их как увеличительное стек­ло; 2) даются два объекта, необходимо соединить их так, чтобы получился полезный третий.

3. Образная адаптивная гибкость— способность изменить форму сти­ мула так, чтобы увидеть в нем новые возможности. Тест: головоломки со спичками, в которых требуется переместить несколько спичек в исходной конфигурации для получения заданной формы; возможны одно или не­ сколько решений.

4. Семантическая спонтанная гибкость — способность продуци­ ровать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации. Тесты: 1) испытуемый должен предложить все возможные способы при­ менения обычных вещей (например, кирпича); 2) испытуемый должен пе­речислить как можно больше объектов, принадлежащих к названному классу.

Тесты Гилфорда коротки (2—10 мин.), они могут применяться в боль­ших группах и являются высокоспецифичными для измеряемых видов спо­собностей. Гилфорд доказал валидность тестов, получив для каждого из них высокий вес соответствующего фактора и минимальную корреляцию с тес­тами, измеряющими другие факторы. Надежность тестов Гилфорда доста­точно высока.

Если Гилфорд понимает творческие способности как некоторые ги­потетические структуры, которые обнаруживаются в форме интеркорреля­ций между шкалами тестов, то Торранс описывает эти способности как реальные различия между людьми. Тем не менее Торранс начал исследование креативности с некоторых тестов Гилфорда и лишь позже разрабо­тал собственную батарею тестов.

Креативностью Торранс называет способность к обостренному воспри­ятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармо­нии и т.д. Творческий акт включает в себя ощущение трудности, поиски решений, возникновение и формулирование гипотез относительно отсут­ствующих элементов, проверку и перепроверку этих гипотез, возможность их модификации и, наконец, сообщение результатов. Идеальным тестом на креативность будет для Торранса такой, который чувствителен к каждой из операций, входящих в это определение.

Тесты Торранса можно разделить на два типа: вербальные и образ­ные, причем для каждого типа имеются взаимозаменяемые варианты А и В. Креативность оценивается по показателям беглости, гибкости, ориги­нальности и совершенства; вводится также и обобщенная шкала творчес­ких способностей.

Приведем несколько примеров вербальных тестов (вариант А):

1. Тест «Спроси и догадайся» состоит из 3 частей: а) вопросы, б) предположение причин, в) предположение последствий. Общим стиму­лом является рисунок призрачной «эльфоподобной» фигуры, рассматри­вающей свое отражение в пруду. В части (а) испытуемого просят задать по этой картинке как можно больше вопросов, в части (б) он должен при­ думать как можно больше причин этого события, а в

Наши рекомендации