Соотношение понятий "нужда", "потребность" и "мотив"

Леонтев определяет потребность, как состояние нужды в чём-либо, а мотив – как предмет потребности или опредмеченную потребность.

Она дополняет определение потребности– как состояние активной нужды. Понятия нужды и потребности в психологии разводятся следующим образом – не всякое состояние нехватки чего-либо предполагает активное состояние по устранению этой нужды.

Бывает, что организм нуждается в чём-то, но он не вооружён никакими механизмами для обнаружения и устранения этой нужды.В таком случае, нужда так и не становится потребностью.

Возможна такая ситуация – организм испытывает нехватку чего-либо, но невозможно эту нехватку восполнить. Так как нет механизмов обнаружения, что гомеостаз нарушился. Относительно некоторых условий среды такое бывает. Без специальных приборов невозможно обнаружить, что радиационный фон повысился. А живое существо живёт только при определённом – достаточно низком уровне радиации. При повышении его – организм заболевает, и даже возможен летальный исход. То есть, сам организм этого не чувствует. Отсутствуют механизмы обнаружения и устранения.

Или, например, наш организм приспособлен к определённой силе земного тяготения – 9,8 Н/кг (Ньютон на килограмм). Мы адаптированы к этому. Когда человек попадает в условия невесомости он это ощущает, но восстановить прежнее состояние не может никак – не может восстановить прежнее состояние. Он начинает на это реагировать – нарушается обмен веществ, нарушается динамика обмена (течения) крови в организме. Начинают атрофироваться мышцы опорно-двигательной системы, начинаются нарушения в организме, приводящие к болезни. Нет механизмов устранения нужды по определённой силе притяжения. Нужда не выходит на уровень потребности.

Поэтому, мы определим потребность, как нужда + механизмы её обнаружения и устранения.

Механизмы обнаружения работают по принципу гомеостаза – при отклонении жизненных показателей от каких-то оптимальных констант – они включаются, и подаётся сигнал, который служит началом механизмов устранения этой нужды. Механизмы устранения работают по принципу гомеостаза.

Однако, эволюция живых существ шла по увеличения этого принципа гомеостаза, поэтому механизмы устранения не подчиняются полностью этому принципу. Животное может двигаться, несмотря на боль в поражённой конечности, если оно убегает от опасности. Поэтому принцип гомеостаза он существует. Но ему не подчиняется работа всех механизмов. Механизмы устранения и обнаружения нужды Вилюнас называет их механизмами потребности. Сначала механизмы устранения могут действовать за счёт работы физиологических механизмов, за счёт работы самого организма. Психика до поры до времени может быть не нужна. Например, стало в аудитории жарко, но человек может сначала этого не ощущать. Пока ещё потребность удовлетворяется на физиологическом уровне. Но когда этого недостаточно нужно подключать поведение. А где поведение, там и психика. Поэтому возможно удовлетворение потребности.

Если потребность существует, как физиологическая, то есть удовлетворяется за счёт работы физиологических механизмов. Удовлетворяется на физиологическом уровне, но, возможно, если этого недостаточно, возможно выстраивание соответствующего поведения, которое устраняет влияние этого гомеостаза – человек открывает окно, снимает лишний свитер.

То есть, это уже потребность, которая удовлетворяется на психическом уровне. Это психологическая потребность. Для самого человека она тоже представлена на уровне психики в виде ощущения жары или ощущения духоты, если ему не хватает кислорода в воздухе. Сначала он может начать чаще дышать – усиливается процесс газообмена в лёгких, за счёт этого количество кислорода увеличивается. Но если этого недостаточно – он начинает ощущать, что ему душно, и открывает окно.

Вот потребность, которая выполняет определённую функцию – она побуждает организм к совершению определённого поведения. У потребности, с точки зрения Леонтьева, признаётся функция побуждения. Оно вызывает активацию живого существа (необязательно направленную). Потребность до поры до времени может существовать как неопредмеченная потребность. Она тогда вызывает к жизни поисковое поведение (ненаправленное поведение). Легко посмотреть на клетке активности в экспериментах, которые устраивали бихевиористы – крысу депривировали в плане еды – не кормили её, не кормили. Тогда пищевая потребность усиливалась, усиливалась и усиливалась. Хотя клетка имеет ограниченный объём. Животное видит, что никакой еды поблизости нет. Тем не менее оно всё быстрее и быстрее бегает по этой клетке. Чем более крыса голодна – тем больше активность.

Здесь мы имеем дело с ненаправленным поведением – когда мотив ещё не появился. Когда потребность ещё не опредметилась – это происходит до встречи потребности с её предметом до появления мотива – до формирования опредмеченной потребности. Поисковую активность обычно поясняют на крысах – хотя в человеческом поведении тоже самое.

Нужда – объективная необходимость в чем-то, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Например, только что родившийся ребенок объективно нуждается во взрослом человеке (без него погибнет), но сам субъективно этого не только не осознает, но и не чувствует, не переживает, и только на третьем месяце жизни объективная нужда преобразуется в субъективное психическое состояние – потребность в общении (ребенок при виде матери бурно радуется, тянется к ней руками, улыбается и т. д.). По мере взросления потребность в общении отражается уже не только в переживаниях, но и в мыслях, в сознании человека.

Потребность – это субъективное психическое состояние индивида, выражающееся в переживании и осознании человеком нужды в том, что необходимо для поддержания существования его организма и развития личности. Потребности – источник активности человека. Потребности всегда сопровождаются субъективными переживаниями: желаниями, тревогой, ожиданием, которые, в свою очередь, побуждают человека к определенным действиям, поступкам, направленным на удовлетворение потребностей. Иными словами, потребности порождают мотив.

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребностей субъекта и определяет направление его действия. По словам А. Н. Леонтьева, мотив – это опредмеченная потребность. В самом состоянии потребности предмет, способный удовлетворить эту потребность, не отражен, не зафиксирован. Но, когда такой предмет обнаруживается, психика отражает его и образ этого предмета может стать мотивом поведения. Мотив выступает как соображение, по которому субъект должен действовать. Следовательно, мотив дает потребности определенное направление. Мы часто плохо осознаем мотивы, но хорошо обосновываем свое поведение, что получило название мотивировки действий.

Наши рекомендации