Проблема восприятия прочитанного
Текст№24.
Задание№1. Прочитайте текст Ф.Искандера, ответьте на вопросы и заполните таблицу:
Александра Ивановна… Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на неё повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?
Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства – любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.
Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.
Осталось в памяти чтение «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. Если в области духа есть чувство семейного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.
Помню, Александра Ивановна заболела, и её три дня заменяла другая учительница. На последнем уроке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услышали ее голос, нас охватили ужас и отвращение.
Это было совсем, совсем не то! Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то искусственной злой дерзостью. Она закрыла книгу и больше не пыталась нам ее читать.
Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность её чтения. Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно её голос сказались. Но было и ещё что-то. Этим препятствием была сама временность пребывания этой учительницы с нами. Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два её у нас не будет. Но мы об этом не задумывались, это было слишком далеко.
Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачёв, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. Не только меня, я уверен, и весь класс.
В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. Тут преданность выступает во всех обличиях. Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия. Идея преданности самой идее, которая, по-видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чём мы не ведали), а иногда и уродливой (о чём мы тем более не ведали) силой.
Может быть, именно поэтому чтение «Капитанской дочки» производило тогда такое сладостное, такое неизгладимое впечатление. Именно поэтому мы оттолкнули (чуть-чуть уродство) попытку другой учительницы продолжать чтение Александры Ивановны.
(По Ф. Искандеру)
1.Какова тема текста?
2.Какие основные проблемы текста вы можете обозначить?
3. Как можно охарактеризовать проблему текста (выберите необходимое):
· наболевшая;
· мучительная;
· жгучая;
· тяжелая;
· первоочередная;
· принципиальная;
· главная;
· сложная;
· личностная…
4.Выражена ли в тексте позиция автора по данному вопросу?
Задание№2.Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:
Тема | Проблема может заставить нас: | Позиция автора |
Заняться изучением (чего?), чтобы | Раскрывает сущность поставленных проблем; Выражает мнение большинства; | |
Понять (что?) для того, чтобы… | Приводит в качестве примера, аргумента цитату: «…» | |
Серьезно относиться (к чему?) для того, чтобы… | Характеризует сущность раскрываемой проблемы; | |
Понять суть прочитанной книги для того, чтобы…оценить собственную позицию по отношению (к чему?) | Точно формулирует свою мысль:… Пытается найти в читателе единомышленника… |
Задание №3. Прочитайте текст ученического сочинения и ответьте на вопросы:
В тексте Ф.Искандера рассказывается о том, какими «несхожими», противоположными могут быть впечатления от одной прочитанной книги у совершенно разных людей.
Проблему«разницы восприятия от прочитанного», которую исследует автор, можно назвать важной.Конечно же, каждый автор хочет, чтобы читатель вместе с ним пришел к общему выводу, а не заблудился «в путанице собственного восприятия книги». Запутавшись, любой из нас может исказить авторский замысел (в этом было бы полбеды!). Но, что гораздо страшнее, читатель может составить неверное, опасное представление о жизни и из-за этого сбиться с истинного жизненного пути. В этом смысле данную проблему можно назвать философско-нравственной.
Автор статьи Ф.Искандер вспоминает, как удивился«несходству впечатлений» своих сверстников и поэта Марины Цветаевой от прочтения «Капитанской дочки» А.С.Пушкина. Он обращает внимание читателя на то, что в отличие от Цветаевой его «поразил и радовал в этой книге Савельич», а Пугачев, таинственный, заманчивый и прекрасный, ему запомнился меньше.
Я не могу не согласиться с мнением автора текста в том, что у каждого отдельно взятого читателя возникает индивидуально-личностное, обусловленное его собственным мировоззрением и читательской культурой восприятие прочитанного, ведь каждый из нас, читая книгу, ищет свой ответ на свой собственный вопрос.
О проблеме разницы впечатлений от прочитанного произведения писали многие русские писатели, критики и публицисты.Так, например, интересны воспоминания-впечатления Л.Н.Толстого, в которых он рассуждает о главных действующих лицах романа «Война и мир», в которых он называет Наташу Ростову и Пьера Безухова «своими любимыми героями». А кому-то больше нравится не Пьер, а князь Андрей Болконский, гордый, мужественный, немногословный…
Примечательно, что героиню пьесы А.Н.Островского «Гроза» Катерину, бросившую вызов «темному царству», крепостному, домостроевскому укладу семейной жизни, А.Н.Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве». А Д.И.Писарев, другой известный русский критик, наоборот, посчитал ее поступок безнравственной изменой мужу.
Итак, прочитав текст Ф.Искандера, я поняла, что эмоциональные выводы, которые мы делаем, закрывая прочитанную книгу, могут у каждого читателя быть разными. И каждый из нас имеет на это право, главное, чтобы герои нам запоминались, «поражали и радовали».
1. Как определяет автор сочинения тему прочитанного текста? (Выделите это предложение цветной пастой и вынесите на поля символ Т*)
2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ**)
3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста Ф.Искандера?
4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста Ф.Искандером? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП***)
5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора (Ф.Искандера), рассуждающего о разных впечатлениях от прочитанного? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА****);
6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста Ф.Искандера? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ*****);
7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2).
8. Сделан ли учащимся вывод, завершающий рассуждение по тексту Ф.Искандера? (Выделите конструкцию, которая оформляет вывод в сочинении ученика цветной пастой и вынесите на поля символ В*******)
Задание№4. Произведите самопроверку, используя подсказку, данную в этом задании: