В) супружеская социализация
г) все ответы неверны
342. Укажите черты, которые характеризуют семью как социальный институт
а) ценности
б) роли
в) нормы
г) все ответы верны
343.Укажите, какие нормы имеет семья как социальный институт:
а) супружеская верность,
б) обязанность воспитания детей;
в) взаимопомощь
г) все ответы верны
344. Укажите, какие ценности имеет семья как социальный институт:
а) связанные с самоутверждением личности
б) удовлетворяющие физиологические потребности
в) возможности чувствовать относительную стабильность и защищенность
г) все ответы верны
345. Укажите, что является установками и образцами поведения семьи как социального института
а) привязанность
б) уважение
в) ответственность
г) все ответы верны
346. Укажите факторы, усиливающие сплочённость семьи как малой группы
а) проявление эгоцентризма;
б) зависть и соперничество,
в) перевес позитивных эмоциональных межличностных связей над негативными;
г) ревность;
347. Укажите факторы, усиливающие сплочённость семьи как малой группы
а) необузданность влечений членов группы
Б) общая деятельность, групповые символические церемониалы;
в) верно «а» и неверно «б»
г) все ответы неверны
348. Укажите факторы, которые угрожают сплочённости семьи как малой группы
а) необузданность влечений членов группы
б) климат равенства и справедливости;
в) единые ценностные ориентации всех членов
г) все ответы верны
349. Укажите факторы, которые угрожают сплочённости семьи как малой группы
а) удовлетворение общей для всей группы потребности в безопасности и эмоциональном покое
Б) насилие в семье
в) общие идеалы и интересы
г) все ответы неверны
350. Укажите описание «неопасного» для семейных уз конфликта :
а) возникают при наличии объективных трудностей, усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва»; внезапно начавшись, конфликт может быстро завершиться
б) разногласия возникают из-за того, что один из супругов должен, по мнению другого, изменить линию поведения
в) приводят к разводам
г) все ответы верны
Часть Б
1. Семья, объединяющая две и более нуклеарных семей общим домохозяйством и состоящая из трёх и более поколений, называется.
2. Семья, состоящая из родителей и их детей называется.
3. Позиция индивида по отношению к браку, определяемая в соответствии с обычаями и правовыми нормами данной страны.
4. Стадия социальной эволюции, характеризующаяся доминированием женщин в семье и обществе.
5. Брачное поселение, при которой молодые поселяются там, где живёт или жила мать жены.
6. Семья, в которой отсутствует один из родителей.
7. Отцовское доминирующее положение мужчин в семье и обществе.
8. Форма полигамии, брак одной женщины с более чем одним мужчиной.
9. Брак одного мужчины с более чем одной женщиной или одной женщины с более чем одним мужчиной.
10. Форма полигамии, брак одного мужчины с более чем с одной женщиной.
11. Фаза раннего психологического развития индивида, когда ребенок ощущает сильное чувство любви к своей матери и одновременно чувство ненависти к своему отцу, потому что отец обладает сексуальными правами на мать.
12. Норма, в соответствии с которой разрешаются браки только за пределами определённой, родственной или социальной группы.
13. Норма, предписывающая заключение брака в пределах определённой социальной группы или категории.
14. Состав семьи и её членов, совокупность их взаимоотношений носит название.
15. В семье характерно проявление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака (отсутствие жилья, тяжёлая продолжительная болезнь одного из супругов и другие чрезвычайные жизненные обстоятельства).
16. Во взаимоотношениях супругов и детей в __________ есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния.
17. В __________противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и затрагивает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь на уступки или компромиссы.
18. С связи с появлением первого внука наступает стадия.
19. Семьи подразделяются на открытые (ориентирванные на общение и индустрию культуры) и закрытые (ориентированные на внутрисемейный досуг) по характеру.
20. Длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где ребёнок растёт является формированием _________идентификации
21. Отношение к ребёнку, основывающееся на факте его происхождения от данного мужчины и выражающееся в заботе о его жизни – здоровье, воспитании и образовании.
22. Особые отношения между людьми, основанные на факте рождения данного человека данной женщиной, или определяемые в законодательном порядке об усыновлении (удочерении).
23. влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте.
24. Направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.
25. Эти функции вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления.
26. К выполнению данных функций оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.
27. Совместимость мировоззрений, идеалов, ценностных ориентации, жизненных планов, социальных устремлений людей является
28. Совместимость темпераментов, характеров, эмоционально-волевых особенностей людей.
29. систематическое воздействие на подрастающее поколение с целью подготовки и включения в брачные отношения (отношения между мужчиной и женщиной), становления личности семьянина и обеспечения преемственности поколений в сфере брачно-семейных отношений.
30. Профессиональная семья, взявшая на воспитание одного или более детей, но не более восьми именуется .
31. юридический акт, в силу которого между взрослым и ребёнком возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми. Допускается в отношении всех детей и в их интересах, независимо от состояния их здоровья.
32. Чувство глубокой привязанности к кому-либо, чему-либо: к матери, отцу, брату, близкому человеку, родине, природе, музыке и т.д.; сексуальное влечение.
33. Семья, уровень доходов которой не превышает потребительского минимума называется.
34. Нарушение контакта ребёнка с окружающим миром, людьми при котором он не смотрит в глаза, отгорожен от окружающего мира, не стремится и не переносит личных контактов.
35. Психологически немотивированное противодействие, стремление делать всё наоборот, бывает у здоровых детей в периоды возрастных кризисов.
36. Семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
37. понятие, используемое в рамках системного подхода для описания отношений между семьей и ее социальным окружением (внешние границы), а также между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы).
38. тип конфликта, в результате которого проблема не решается: происходит либо подчинение одним участником конфликта остальных, либо формальное разрешение, без снятия эмоциональных проблем, либо избегание конфликта
39. модель семейных отношений, для которой характерно возвышение роли частной жизни, ценности детей и супружеской привязанности.
40. столкновение интересов и целей, возникающее между родителями и детьми; выступают как отражение процесса возрастного развития ребенка, как неизбежный момент взросления и приобретения ребенком автономии.
41. такие семьи, в которых нарушается психическое здоровье их членов, не обеспечивается личностное и духовное развитие, замалчиваются серьезные семейные проблемы. Кроме того, вследствие деформации семейных ролей и нарушения структуры семейной иерархии отсутствует практика конструктивного разрешения конфликтов.
42. стадии, которые проходит в своем развитии семейная система.
43. тип конфликта, в результате которого проблема разрешается сознательными усилиями членов семьи на основе интеграции, сотрудничества и учета интересов всех членов семьи.
44. любая ситуация, в которой человек, семья или группа сталкиваются с труднопреодолимыми или непреодолимыми препятствиями в реализации значимых жизненных целей и не могут справиться с ними с помощью привычных средств.
45. единобрачие, форма брака, при которой мужчина имеет только одну жену, женщина одного мужа.
46. ситуация, связанная с переживанием негативных событий, не являющихся обязательными или типичными для основных этапов жизненного цикла семьи.
47. семейная система, которая ответственно и дифференцированно выполняет все свои функции, вследствие чего удовлетворяются основные потребности как семьи в целом, так и каждого ее члена.
48. совокупность сложных ситуаций и психологических проблем, с которыми все семьи сталкиваются на каждом из этапов своего жизненного цикла.
49. семейная система, состоящая из двух поколений (родители и дети).
50. модель семейных отношений, в основе которой лежит абсолютная власть мужа и отца.
51. состояние физического, умственного и социального благополучия женщин и мужчин, способных к деторождению.
52. интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания.
53. параметр, позволяющий выявить накапливаемые от поколения к поколению модели и паттерны, дисфункциональные в том числе. Обнаруживается посредством анализа семейных преданий, историй, а также мифов, поддерживаемых членами семьи. Воплощается в «семейных сценариях».
54. одно из направлений социальной политики государства. Представляет собой систему комплексной деятельности, направленную на защиту прав и интересов семьи.
55. основания, на которых строится жизнь семьи и определяются нормы поведения всех ее членов..
56. наборы норм и образцов поведения, которые предписано выполнять каждому члену семьи в зависимости от возраста, пола, места в семейной иерархии.
57. повторяющиеся действия, имеющие символический смысл, в которых участвует вся семья. Наличие традиций является важным фактором сплочения семьи.
58. система представлений членов семьи о жизненных приоритетах. Оказывает влияние на выбор модели семейной жизни, на характер взаимодействия между членами семьи, постановку общесемейных и индивидуальных жизненных целей.
59. описание патогенных факторов, приведших к проблемной ситуации.
60. комплексное описание нарушений в жизнедеятельности семьи и вывод об актуальной семейной ситуации.
61. государственно-правовой документ, определяющий основы семейного законодательства в РБ;
62. столкновение противоречивых целей, интересов, позиций, мнений, потребностей членов семьи.
63. неадекватный образ «Мы», свойственный семье. Неосознаваемое взаимное соглашение членов семьи относительно того, как презентовать семью окружающим.
64. интегральное понятие, включающее в себя установившийся порядок жизни конкретной семьи, ее установки, потребности, интересы, традиции, ценностные ориентации, стиль отношений, личный пример и уровень психолого-педагогической культуры родителей.
65. семья, где по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, и она неизбежно находится в состоянии жизненного затруднения.
66. социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими и т.д.
67. совокупность кризисных явлений, затрагивающих семью как социальный институт (демографический спад, разрушение семейных ценностей, экономическая нестабильность, нарастание психологических проблем, неспособность выполнять социализирующую функцию по отношению к детям и пр.). Охватывает все слои общества независимо от уровня образования и социального благополучия.
68. деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.
69. система профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на возвращение дисфункциональных семей к социально приемлемому, т.е. соответствующему общественным нормам, образу жизни, способствующему восстановлению социального статуса семьи.
70. социальная помощь и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
71. одно из направлений использования возможностей сферы культуры и досуга для разновозрастных групп населения и семьи. Направлена на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения, и прежде всего семьи.
72. система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов их активности.
73. система родства, а также совокупность духовных, нравственных, психологических отношений, внутрисемейных установок и системы власти и авторитета, система семейных ролей.
74. взаимное принятие друг друга, основанное на гармоничном сочетании индивидуальных психофизиологических особенностей, личностных черт, а также мировоззренческих установок и ценностных ориентации. Один из важнейших механизмов интеграции семьи.
75. устойчивая семейная идентичность личности, отождествление со своей семьей, гордость за нее.
76. интегративная междисциплинарная отрасль научного знания, посвященная изучению жизнедеятельности семьи.
77. жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.
78. тип брачно-семейных отношений, смыслообразующим элементом которого являются межличностные отношения между мужем и женой, основанные на значимых для них ценностях. Для этой модели характерны также личностная автономия, творческая самостоятельность всех ее членов, каждый здесь может осознать и выразить себя как индивидуальность.