Проблематика и поэтика «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. Тип трагического героя. «Маленькие трагедии» как цикл
Их идею он вынашивал несколько лет, а реализовал в две недели. Автор колебался в выборе названия, что уже говорит об экспериментальном характере произведения. На смену широкому полотну «Борис Годунов» пришла «узкая» форма французской трагедии. «Маленькие трагедии» - отнюдь не мозаика. Все вместе они образуют одну большую всеевропейскую трагедию.
Первая трагедия – «Скупой рыцарь» - названа трагикомедией, поскольку в ней парадоксальным образом страсть к предельному самообогащению оборачивается предельным самоограблением – внешним и внутренним. Называя своего героя рыцарем, Пушкин не вспоминает средневековых воинов: под этим словом он подразумевает служителя денег.
Рыцарями можно назвать и героев следующей трагедии – «Моцарт и Сальери». Сальери – тёмный рыцарь, служащий искусству – стал символом бездарности и ремесленничества, и по сравнению с Моцартом он на самом деле ничтожество. Однако сам по себе он велик. Первоначально драма называлась «Зависть» и была посвящена именно этому греху.
В «Каменном госте» героем выступает Дон Гуан – рыцарь любви. Не обманщик, не лжец, не «коварный соблазнитель», а герой, готовый жертвовать жизнью. В образе Дона Гуана Пушкин выражает своё переосмысление предшествующей жизни перед женитьбой. Он готовится к новой жизни, надеясь на счастье и очень боясь его.
Венчает всё «Пир во время чумы». Вся идея заключена уже в названии. И жизнь, и смерть явлены в своём максимуме.
Жанровые истоки
- произведения Пушкина с названием «Маленькие трагедии» не существует, это общее название для нескольких драматических произведений дано издателями.
- У самого Пушкина, правда, такое название однажды встречалось, но и то как один из вариантов. В рукописях Пушкина сохранился лист, на котором Пушкин набрасывает обложку своих «маленьких трагедий» и перебирает ещё несколько вариантов названия: «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения», «Опыты драматических изучений». Всё это указывает на новизну жанра, в котором созданы «маленькие трагедии».
- Жанр «маленьких трагедий» сочетает в себе свойства и драматической поэмы, и драматического фрагмента, и миниатюры.
Пушкин сознательно вводит в заблуждение читателей, указывая ложные источники своих пьес. => для того, чтобы скрыть личный автобиографический подтекст в «маленьких трагедиях»; того, чтобы придать темам «маленьких трагедий» максимально большой масштаб, сцены из разных времен и разных народов.
«Скупой рыцарь»
С изумительной глубиной Пушкин раскрывает психологию скупости, жестокость власти золота, которым владеет скупой рыцарь. Все свое счастье, всю честь свою и славу он видит в сундуках, наполненных золотом.
«Моцарт и Сальери»
В образе Моцарта Пушкин подчеркивает могучую силу гения художника. Подлинно великое искусство несовместимо со злодейством, с преступлением. В этой трагедии раскрыта и психология зависти.
«Каменный гость»
Трагическая гибель Дон Гуана раскрывает глубокую гуманистическую идею Пушкина о том, что подлинная любовь должна быть возвышенной.
«Пир во время чумы»
оптимистический гимн жизни, побеждающей смерть. Пушкин провозглашает славу смелости и мужеству человека, бесстрашно бросающего вызов всему, «что гибелью грозит».
«Метод резкого контрастирования», используемый Пушкиным в самых различных его вариантах и оттенках, что приводит в «Маленьких трагедиях» к крайней напряженности и драматизму положений. Бедность и рыцарская беспечность сына и сокровища отца, лежащие втуне, — таков основной контраст «Скупого рыцаря». Жертвенное и бескорыстное служение искусству Сальери и его решение убить Моцарта — резкий контраст «Моцарта и Сальери». Мир, окружающий Лауру, в котором естественно убийство соперника и любовное свидание у его трупа, и мир Доны Анны — таков основной контраст «Каменного гостя». Страшная чума, сеющая повсюду смерть, и утверждение жизни в гимне Вальсингама — контраст «Пира во время чумы».
Принципы худ. единства:
1) оксюморон в названии,
2) главная мысль в виде сентенции обычно содержится в начале пьес, как бы подчёркивая фрагментарность,
3) все трагедии монологичны, то есть буквально выглядят как монолог одного персонажа, прерываемый репликами и вопросами других (рудиментарный остаток поэмы),
4) единая тема — парадоксы гармонии,
5) кочующие темы и мотивы — в «Скупом рыцаре» появился мотивы убийства ядом, он не был реализован, но он реализован в следующей трагедии «Моцарт и Сальери»; эпиграф к «Каменному гостю» взят из оперы Моцарта «Дон Жуан»;
6) общность системы персонажей, везде есть призраки — в «Скупом рыцаре» Барон намеревается призраком возвращаться к золоту, в «Моцарте и Сальери» странный «чёрный человек», который «сам-третей» сидит с героями, в «Каменном госте» статуя командора является к дон Гуану, в «Пире во время чумы» Луизе приснился «ужасный», «черный, белоглазый» демон.
- Во всех «маленьких трагедиях» герои вступают в поединок с самим бытием, с его закономерностями. Они превышают свои человеческие «полномочия» (золото жида и «скупого рыцаря» даёт им нечеловеческую власть над другими людьми, Моцарт своей гениальностью нарушает земные законы, дон Гуан преступает законы любви и смерти… Человек испытывает искушение страстями и они осмысляются Пушкиным как демоническое начало. Пушкин словно показывает, что человек имеет огромные возможности и может зайти далеко в своём святом праве на произвол, вплоть до нарушения законов Бытия, но Бытие восстанавливает гармонию. Человек бессилен в поединке с Бытием.