Особенности поэтики «маленьких трагедий» Пушкина.

1830 г. Почему Пушкин объединил в один цикл именно эти произведения? "Маленькие трагедии" посвящены человеческим страстям. Каждый главный герой одержим такой страстью - будь то стяжание сокровищ (Скупой рыцарь), любовь (Дон Жуан), творчество (Моцарт и Сальери) или жажда бессмертия (Пир во время чумы). Каждый из них - добровольный раб своей страсти, которому мало подчинить ей свое личное бытие, - он хочет подчинить ей мир. В произведения ярко ощущается трагичность, т.к. трагичен образ каждого героя. Моцарт должен творить в злом, завистливом мире. Сальери – завистник. (Вывод: Ужасный век порождает ужасные сердца). Дон Гуан поплатился за надменность и любовную страсть (каменный гость), Скупость - страсть к собиранию, накоплению денег и болезненное нежелание истратить из них хоть один грош (Барон из Скупого рыцаря), последняя радость в жизни обречённых людей – пир во время чумы. В «трагедиях» много образов и символов.

12.Лит. движение 1830-1840-х годов. «Западники» и «славянофилы».

Как общественно-лит. течение славянофильство возникает в 1838-1839 в спорах Кириевского и Хомякова по вопросам религии, о путях развития России. К этому времени в Европе происходит усиление славянского нац.-освободительного движения. В Рос. одной из предпосылок славянофильства являлась нерешенность крестьянского вопроса: славянофильство выступает как форма оппозиции правительству. Первоначально у них не было нетерпимости к западникам. Начало резкому размежеванию положили выпады Хомякова и стих. Языкова «К ненашим», оскорбительное для западников. Своего постоянного издания славянофилы не имели и печатались в журн. «Москвитянин». Славянофилы противопоставляли Восток - Западу, Москву - Петербургу, «петербургскую» литературу - «Московской». Они критиковали фальшивое, «маскарадное» изображение народа в лит. Из «новых» писателей наиболее высокую оценку у славянофилов получил Гоголь, за к-рого Аксаков вёл борьбу с Белинским. Славянофилы полагали, что проникновение в Россию западных идей способствует угнетению рус народа. Утверждали, что для того, чтобы поднять уровень образования, необходимо вернуться к народу, как к единственному хранителю преданий, верований. Поэтому славянофилы выступали за опрощение, сами носили бороды, кафтаны. Интересовались философией. Обрушивались на идеалы революции и социализма; приверженцы православия; идеализация рус. крестьянства; отрицали нац. авторов (Пушкина, Гоголя, Лермонтова). Все ненормальное возникло после реформ Петра 1. восхищались старыми обычаями; было характерно: обращение к старине, убеждение в нац. исключительности народа. Собирание произведений нар. поэзии, выступали против крепостничества, требовали мер по просвещению народа. Были сосредоточены в Москве: Салон Елагиной (Хомяков, Аксаковы, Кириевские, Самарин).

Если славянофилы были сосредоточены лишь в Москве, то лагерь западников был не столь компактен. В Москве западники группировались вокруг Грановского при Московском университете: Крюков, Редкин, Соловьев, Катков, Леонтьев. Вокруг Белинского в Петербурге группировались - Тургенев, Панаев, Некрасов, Языков. Западничество не являлось идеологически цельным и организационно оформленным.

Западники считали, что революция пойдет по общеевропейскому прогрессивному пути развития. Отвергал идею космополитизма, стремился ориентироваться на евр. тип гос. развития и принципы демократич. просветительства (Белинский, Герцен, Грановский).

14.Жизнь и творчество А.С. Пушкина.

Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве.

Отец и мать, захваченные великосветской жизнью, обращали мало внимания на детей, из которых выросли только 3: старшая дочь Ольга, сыновья Александр и Лев. Остальные дети умерли еще в детстве. Их воспитанием занимались часто менявшиеся иностранные гувернеры, о которых у А. С. Пушкина остались неприятные воспоминания. В детские годы его лучшим другом была няня Арина Родионовна, неграмотная крепостная крестьянка, песни и сказки которой привили ее воспитаннику любовь к народной поэзии.

19 окт. 1811-1817 г.г. Лицейские годы

Лицейская лирика Пушкина преисполнена радости жизни. В лицее поэт написал около 130 стихотворений. Ещё будучи воспитанником Лицея Пушкин вошёл в лит. общество «Арзамас».

По окончании лицея П. принят на службу в коллегию иностранных дел. Началась самостоятельная жизнь поэта.

1817-1820 г.г. Петербургский период

Годы жизни в Петербурге были для Пушкина не только порой веселой, беззаботной жизни, но и периодом быстрого духовного роста. В конце 1817 г. ода «Вольность». Имя Пушкина становилось все более известным, большой популярностью пользовались его политические стихотворения. Недовольный Александр I принимает решение сослать его в Сибирь. Только заступничество Карамзина и Жуковского спасло поэта от более сурового наказания: Пушкин был сослан на юг. Официально эта ссылка была оформлена как «перевод по службе».

1820-1822 г.г. Южная ссылка

время глубоких размышлений. Создана романтическая элегия «Погасло дневное светило», поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан».

1824-1825 г.г. Ссылка в Михайловское

Здесь он провел два года, много читал и творил, по вечерам слушал сказки няни Арины Родионовны. Написал поэму «Цыганы» – свое последнее произведение чисто романтического характера. Его внимание привлекают исторические темы, особенно периоды переворотов и исторических кризисов. В Михайловском с большим душевным подъемом он пишет историческую драму «Борис Годунов», продолжает роман в стихах «Евгений Онегин».

Брак с Натальей Гончаровой. 18 февраля 1831 г. А. С. Пушкин обвенчался с Натальей Гончаровой. Брак стал для него и источником счастья, и причиной смерти. Родились дети Мария, Александр, Григорий и Наталья.

Дуэль и смерть. Этому содействовал французский эмигрант офицер Дантес, настойчиво ухаживавший за женой Пушкина.

Ситуация стала невыносимой, и 27 января 1837 г. состоялась дуэль между Дантесом и Пушкиным. На ней поэт был смертельно ранен. После страшных мучений поэт скончался 29 января 1837 г. в своей петербургской квартире.

6 февраля 1837 г. А. С. Пушкин был похоронен рядом с матерью на кладбище Святогорского монастыря.

Тематический диапазон лирики Пушкина:

-гражданская\политическая\патриотическая; -пейзажная; -философская;

-любовная; -религиозно-философская; -эротическая.

Источники вдохновения:

-нац.история,нац-освободительная борьба; -нар.поэтич.творч;

-психологич.бытописание.

Наши рекомендации