Жанр трагедии в творчестве Сумарокова. Проблематика и худ своеобразие трагедии «Дмитрий самозванец».

Пока РК не имел трагедии он не мог равняться с З л-рой. С решил создать русский трагический репертуар по правилам и образцам классической драматургии. Поэтому его первая трагедия «Хорев» (1741) – смелый творческий шаг, незаурядное явление в русской л-ре. Характер, идейное направление трагедий С не копируют западные образцы, С образует оригинальный русский тип драматургии, построенный на канонах классицизма, но не имеющий точного соответствия. Метод классицизма – метод отвлеченного показа идей, чувств. Трагедии С – драматические поэмы, без черт конкретной действительности, статичные. Видно. что С строит свои пьесы во многом под влиянием французских классиков – Вольтера, Расина, но и под рядом других воздействий. С хоть и был противником новой буржуазной драмы, реалистической бытовой (Дидро, Лессинг), но ее черты, может и бессознательно, проступают в его трагедиях. Например, прямолинейный морально-политический дидактизм. Бесстрастный якобы анализ отвлеченных страстей в классической системе заменен у С подчеркнутой моралистической оценкой своих героев, впрочем нарисованных рационалистически отвлеченно. У С действующие лица нередко достаточно ярко разделены на добродетельных и порочных. Элементы резонерства также ведут к буржуазной драме. Специфической чертой трагедии С является преобладание счастливых развязок. Только «Хорев» и «Синав и Трувор» (1751) оканчиваются смертью героев. Всего С написал 9 трагедий. Действующие лица обязательно цари, князья, вельможи. Действие происходит всегда в монархии, т к С по своим взглядам монархист, но выступающий против деспотии. Его трагедии – демонстрация его политических взглядов, училище для царей, дворянства, которому С хотел объяснить, чего оно должно требовать от монарха и чего обязано не допускать. Общая установка опирается на его понимание учения о страстях и о разуме, чести. Разум – истина, ограничитель эгоизма, страстей. норма разумного поведения – честь. Людьми разума и чести должны быть благородные дворяне и монархи. Если они не умеют управлять своим страстями, то становятся тиранами, деспотами. Такой монарх – бич своей страны. самый яркий тому образец – «Дмитрий Самозванец». Тираноборческая трагедия, идеологический диспут. Дмитрий – изверг и злодей, беспощадно убивает людей, ненавидит русский народ, готов отдать его во владение полякам, хочет ввести в Росси власть папы. Ему противостоят русский князь Георгий и Шуйский. Георгий выступает за самодержавие. Просвещенное самодержавие отстаивает Пармен (герой-резонер) – наперсник Дмитрия. В 5 действии восстание свергает тирана. С дает урок монархам, он говорит, что власть царя не безгранична. Он указывал народу на его право устранять неугодного монарха. Царь – слуга народа. Пламенные любовные монологи героев также урок для его современников. Чувство любви, преданности, прославление верности, дружбы, высокой личной морали (Георгий, Ксения). Язык трагедии – ровный, чистый, без напряженной напыщенности, в то же время далекий от грубой разговорности. Стих – плавный александрийский стих. простота, ясность, эмоциональность диалогического языка.

10. Эволюция и поэтика жанра комедии в творчество Сумарокова.

С все-таки первый начал писать в России комедии, хотя первые его комедии памфлетные, комедии положений, отталкивающиеся от народных представлений, фарсов, интермедий. Всего у с 12 комедий. Можно разбить их на три группы: 1750- «Тресотиниус», «Пустая ссора», Чудовищи». Затем перерыв в 14 лет и еще 6 комедий 91764-68) – сюда входит «Опекун». И последние три комедии 1772, самая яркая из которых «Рогоносец по воображению». Первые комедии связаны с фольклорными традициями и с европейскими, в частности итальянскими. В них нет даже никакого настоящего связующего сюжета. Представляют собой ряд более или менее механически связанных сцен. Одна за другой выходят комические маски и представляют свои пороки. Когда каталог пороков и комических диалогов исчерпан, пьеса заканчивается. Нет в ранних комедиях единого действия и подлинного быта, жизни. Вся манера С в этих комедиях условно-гротескная. Состав комических персонажей. это традиционные маски. многовековая традиция которых восходит к римской комедии. перед нами проходят ученый педант (Тресотиниус). Ловкие слуги (Кимар в «Тресотиниусе»). Идеальные любовники – Клариса и Дорант («Тресотиниус»). Имена героев нерусские, а условно-театральные. Лукин критиковал С за это и говорил, что необходимо склонении на русские нравы. Но, несмотря на столь условную манеру, и в первых комедиях были черты российской злободневности. Так, подъячий в «Тр» - русский бюрократ. В них есть намеки на неприятелей С (Тресотиниус – памфлет против Тредиаковского). Язык этих ком живой, острый. развязный в своей неприкрашенности. Другие 6 ком заметно отличаются. Прежним остается метод довольно условного изображения, отсутствия жизни на сцене, но это уже ком характеров. В каждой пьесе в центре один образ, все остальное нужно либо для оттенения этого образа, либо для фикции сюжета. Так, «Опекун» - это пьеса о дворянине – ростовщике, жулике и ханже Чужехвате. Все остальные действующие лица – это положительные герои, слабо прописанные. Зато центр характер вырисован тщательно. Здесь есть элемент гиперболизации. Комедия сближается с трагедией. Трагический подтекст задает идея страшного суда. Общественная комедия предполагает наказание порока. Путь к «Горю от ума» и «Ревизору». Третья группа – создание ком нравов. Это показ быта, именно русского провинциального быта и показ человека с более сложной псих характеристикой. «Рогоносец по воображению». С вводит зрителя в быт захудалого, небогатого и некультурного помещичьего дома. Перед нами пожилые муж и жена – Викул и Хавронья. Они глуповаты и невежественны, но трогательны в своей привязанности к друг другу. Викул приревновал Х к блистательному столичному графу Кассандру. Но потом он узнает, что К влюблен в бедную девушку дворянку Флоризу, образованную и добродетельную, живущую у них в доме. В ком звучат ноты «Недоросля» - круг дикой помещичьей провинции. Сочными красками С рисует этот быт. Замечательна сцена заказа парадного обеда Хавроньей. Смысл ком не столько в действии, сколько в диалоге. Язык пьесы подчеркивает народный тип сознания. Речь герое изобилует пословицами, простонародными словами.

11. Теория «склонения комедий на наши нравы» и ее отражение в драматургии В.И. Лукина. Русская комическая опера 18 в.

Лукин – теоретик и практик театра, перенесший на русскую почву теорию (прилагательное направление) датского драматурга Л. Гольберга. Прилагательное направление – склонение на свои нравы. Сущность: 1 замена иностранных имен персонажей русскими 2 имена и фамилии должны быть говорящими (Добронравов, Злорадов, Самохвалов). 3 применение действия пьесы к нац обычаям («Мот, любовью»…, слуга Василий выражает русские нравы). 4 сближение речи персонажа с русским разговорным языком 5 пьеса должна нести пользу для сердца и разума. Все это находит отражение в пр-ях Лукина. Так комедия «Мот» это даже не столько комедия, сколько серьезная драма, с установкой на высокий моральный пафос и трогательность. Лукин ввел в свою пьесу и жалостливые и смешные мотивы. Но ясно, что он считал ценной именно жалостную драматургию, а смехотворность лишь чтобы угодить публике. Лукин показывает раскаявшегося и обратившегося к добродетели игрока, который совсем промотался. Его совращает ложный друг Злорадов и исправляют и наставляют возлюбленная Клеопатра и идеальный крепостной слуга Василий. Герой чуть было не попал в тюрьму за долги, но его спасает наследство умершего дядюшки. Жанровый замысел ком был вызовом теории классицизма, запрещавшей вводить в ком высокие мотивы. Интерес и уважение к эмоциональной природе чела – это уже новая манера буржуазной драмы, также как стремление изобразить жизнь, как она есть. Л пытается ввести зрителя в быт дворянского дома, он описывает во вводной ремарке комнату. Он вводит бытовую, разговорную речь в диалог. (цитатник). В 70-е годы начинает процветать жанр ком оперы – синтетический жанр, сочетающий комедийный спектакль с музыкой, народными песнями, куплетами, арией. Белинский назвал ком оперу «народный водевиль». Свыше 60 пр-й этого жанра. Первым в нем проявил себя Попов, опера «Анюта» (1772). Черты ком оперы: в основе сюжета лежит любовный конфликт, который проявляет соц конфликт – между миром крестьян и помещиков. Обязательный хэппи енд. Переданы диалектные особенности. Попов – писатель из круга разночинцев. Происходил из мелко буржуазной среды. Был актером. Учился в МГУ, сделался чиновником. Велико значение П как собирателя и пропагандиста фольклора в л-ре. Существенное достижение – введение в л-ру изображения крестьянства. П выводит на сцену крестьян. причем они лишь в незначительной степени прикрашены. П хочет показать мужика как он есть, крестьяне Мирон и Филат сохраняют у него диалектологические особенности речи, они недовольны своей крестьянской судьбой, в их словах есть элементы протеста. Но все же автор осторожен, его демократизм умерен. Размышления Мирона о крестьянах и дворянах оформлены как ария в ком опере, чем сглажена острота этих размышлений. кроме того, П рисует крестьян не только чертами сочувствия к их угнетенному положению, но и чертами презрения к мужику. Анюта, воспитанная в крестьянской среде тем не менее полна благородных качеств. Дело в том, что она дворянка, но сама того не знает. По опере П выходит, что дворяне культурны не только по воспитанию, но и по самой крови. Наоборот, Филат – раб по натуре – с великой радостью готов взять деньги за невесту. Получается, что крестьянам не свойственны высокие чувства. Любовный конфликт в ком разрешается путем снятия неравенства. Интересно сравнить «Анюту» с ком Вольтера «Нанина». Тоже дворянин влюблен в девушку из народа, на которую претендует крестьянин- садовник. Но у Вольтера девушка не оказывается дворянкой, и это не мешает дворянину взять ее в жены. И садовник не берет денег за невесту. П же не осмелился женить своего Виктора на крестьянке. И все же при еще определенной робости это безусловно шаг вперед в изображении жизни крестьян, в раскрытии темы народа в л-ре.

12. Творческий путь Фонвизина: жанры сатиры, публицистическая мемуарная проза.

По сути Ф классик 18 в. 1824 г, Пушкин в письме к брату Леве пишет: «пиши его фамилию слитно, т к он из перерусских русский». В 16 лет Ф выступил в печати в качестве переводчика в журнале Хераскова «Полезное увеселение». В С-П Ф поступил на службу секретарем при статс-советнике Елагине. Елагин был театралом и создал кружок театроведов, туда входил и Ф. Был в кружке вольтерианцев. Сатира. Первый жанр, в котором проявил себя – басня. (1763). «Лисица Кознодей». Смысл – в ливийской стороне умирает правитель лев. На похороны собираются звери. Ф остроумно и ядовито разоблачает официальные похвалы монархам в речах и дает убийственную характеристику тиранической деятельности царяВо второй басне «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» выступает против основ церковного учения, дает злую сатиру социального характера, нападая на церковников, также на дворян, бояр и т д (цитатник). . Следует рассмотреть, как Ф оценивает понятия добродетель и честь. Добр – не делать зла + делать добро. Но добр часто вызвана не внутренним убеждением, а другими факторами, честь же предполагается только внутр регулятором, побуждением. Ф употребляет слова: животное, скот. Все, что имеет живую душу можно назвать животным, значит и чел животное. Но скот никогда челом сделаться не может, а чел чел иногда самовластно делается скотом. В 1769 Ф поступил в коллегию иностранных дел под начальство Панина. Рядом с Паниным он принял активное участие в политической борьбе. Ф боролся за свои политические идеалы и словом и делом. Панин и его приближенные вели большую игру. Ф кипел в этом котле. Особенно обострилась борьба Ф в литературе. Публицистика. 1783 – «Завещание Панина». предназначалось для будущего императора Павла. Этот текст одно из наиболее блестящих пр-й русской публицистики. Основное требование – ограничение самодержавия твердым законом, обязательным для самого монарха. Величайшее бедствие – фаворитизм. Ф ненавидел царских любимцев, нагло грабивших страну. Ф рисует положение России под властью неограниченного самодержавия (цитатник!). Завещание не скоро дошло до Павла, а когда и дошло, царь не захотел его читать. Но оно сделало свое дело иначе: оно стало известно декабристам, они его использовали. В 1783 же Ф напечатал в «Собеседнике» «Опыт российского сословника (словарь синонимов). Также были опубликованы «Вопросы», которые Ф присылал в журнал. императрица сама ему отвечала. В вопросах Ф говорил о своем недовольстве властью, падением дворянства, отсутствием гласности. Екатерина отвечала начальственными окриками. Ф поместил еще одну статью «Челобитная Российской Минерве от Российских писателей», где писал о вельможах, что «умы их суть умы жалованные, а не родовые». Ф подготовил еще один материал, направленный против двора – «Всеобщая придворная грамматика», но ее не допустили в печать. Она, правда, ходила по рукам в списках. В том же 1783 закончилась борьба Ф. После смерти Панина Ф вынужден был уйти в отставку. Все пути участия в полит жизни были отрезаны. 1788 – Ф хотел издавать сатирический и нравоучительный журнал «Друг честных людей или Стародум», журнал был запрещен. Жизнь Ф угасла в вынужденном бездействии. Мемуаристика. 1786 – «Калисфен» - философская притча. Аллегорическая проекция судьбы самого писателя. Философ Калисфен – ученик Аристотеля. Калисфен = Ф, двор Александра Македонского = двор Екатерины. Кал говорит, что двор неизлечим и самому можно заразиться его пороками. Кал пытается влиять на молодого еще Александра. Ал внемлет порой, но потом Кал посажен в темницу, там и умер. Перед смертью под влиянием болезни Ф ударился в религиозность. В 1791 он начал писать свои мемуары «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» - исповедальное пр-е. Незавершенный текст.

Наши рекомендации