Социальная сущность общения

В человеческом обществе существуют два вида социальных контактов: деятельность и общение. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающей действительности, включая себя самого и условия своей жизнедеятельности. О деятельности шел подробный разговор в первом томе, в разделе 3.9.

Общение связано с межличностными контактами. Общение и деятельность, как два вида человеческой активности, сопровождают друг друга. Однако эти социальные контакты имеют весьма существенные различия.

В рамках изучения социальной сущности общения будут рассмотрены следующие четыре вопроса:

1. Понятие и цель общения;

2. Функции и содержание общения;

3. Средства общения;

4. Виды общения.

Общение – это социальный контакт с целью обмена информацией и взаимного влияния людей друг на друга.

Общение и деятельность являются взаимосвязанными сторонами развивающей человека социальной активности. Смысл категории общения очень широк. Это обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями. Это также условие и результат социальной активности.

Общение, как взаимный контакт, свойственно всем высшим живым существам. Однако на уровне человека общение становится осознанным. Оно опосредуется человеческой речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, чтобы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, лишенный общения на длительное время, теряет свою социальную сущность.

Так, в сказке Р. Киплинга «Маугли» речь идет о мальчике, который с раннего возраста был лишен человеческого общения. В силу сложившихся обстоятельств, он вырос в стае волков. В результате, Маугли усвоил не человеческое поведение, а волчьи повадки.

Социальное общение позволило людям формировать организации, выпускать продукцию, производить товары и услуги. Общение дало людям возможность создавать социальные группы и семьи, рожать и воспитывать детей, сформировать общество, фактически создать цивилизацию.

Координация действий и осуществление совместного труда позволило преобразовывать окружающую среду и создать мир таким, каким мы видим его сегодня.

Один из отцов экономики англичанин Адам Смит еще в 1776 г. в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» писал о значимости совместного труда. Он открыл и описал механизм общественной координации, который действовал самостоятельно, независимо даже от поддержки правительства.

Цель общения заключается в удовлетворении определенных
потребностей посредством конкретного вида активности.

По целям общение делится на: биологическое (в том числе физиологическое) и социальное.

Биологическое общение связано с поддержанием, сохранением и развитием организма. Оно свойственно всем живым существам.

В басне И.А. Крылова Волк так биологически общается с Ягненком:

Сказал, и в темный лес Ягненка поволок.

«– Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать!»

Физиологическоеобщение связано с удовлетворением жизненных потребностей людей – еда, сон, одежда, жилище, безопасность.

Социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида. По каждому виду потребности существует своя разновидность общения.

Функции общения – это различные элементы социального контакта и взаимодействия, выполняющие определенные задачи, или имеющие свои характеристики.

Различают по четыре основных и вспомогательных функций общения. К основным функциямотносятся: трансляционная, интегративная, идентификации, самовыражения. К вспомогательным функциям причисляют следующие: эмпатии, социализации, социального контроля, инструментальную.

Трансляционнаяфункция общения – это способ передачи информации, оценок, знаний, ознакомление с видами деятельности и т.д. Общение выступает как социальный механизм передачи определенных сведений. Способами передачи являются устная речь, письменные тексты, невербальные (несловесные) знаки.

Интегративнаяфункция общения – это средство объединения людей, организации их совместной деятельности, осуществления контактов и взаимодействия. В рамках этой функции осуществляется планирование, организация и координация деятельности как отдельных лиц, так и социальных групп.

Так, в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» в ходе общения-знакомства Киса Воробъянинов не устоял под натиском Остапа Бендера к объединению усилий по поиску клада, подумав: «В конце концов без помощника трудно – а жулик он, кажется, большой. Такой может быть полезен».

Функция идентификации в общении – это восприятие и познание одним человеком другого в ходе контакта. В процессе общения человек относит своего партнера к определенной категории людей. Он устанавливает (дополняет) и оценивает его личные и профессиональные качества, способности и умения, ценности и устремления. Благодаряфункции идентификации человек соотносит партнера с собой, и оценивает возможные перспективы взаимодействия.

Функциясамовыражения в общении – это предъявление участникам социального контакта своего внутреннего мира, характера, направленности, профессиональной квалификации. В ходе общения человек раскрывает себя, показывает свою позицию по конкретному вопросу.

Функция эмпатии заключается в эмоциональном контакте, отклике на чувства партнера. Она связана со взаимопониманием, осмыслением и принятием переживаний и эмоциональных состояний партнерами в ходе общения.

Функция социализации характеризует общение как усвоение навыков жизнедеятельности, в соответствии с принятыми в обществе нормами.

Функция социального контроля определяет общение как регламентацию поведения и взаимодействия, установление и соблюдение определенных норм и правил.

Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи тех сведений, которые необходимы для выполнения определенных совместных действий. Инструментальное общение может быть связано с какой-либо потребностью, но не прямо, а опосредованно. Иными словами, такое общение способствует созданию инструментов, которые затем можно использовать для совместной деятельности или удовлетворения определенной потребности. Кстати, инструментальное общение возможно не только как социальное, но и как физиологическое.

Например, женщина общается с соседкой по поводу рецепта сложного и необычного блюда. Результат этого общения будет использован для удовлетворения потребности в изысканной еде.

Содержание общения заключается в информации, которая передается в межличностных контактах.

Содержанием общения могут быть: сведения и внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии; информация о положении внешней среды; знания того или иного явления. Люди обмениваются друг с другом жизненным опытом, знаниями о мире, эмоциональными состояниями, оценками событий и явлений.

Человеческое общение многопредметно и разнообразно. По содержанию общение может быть: материальное, деятельностное, когнитивное, кондиционное, мотивационное.

Материальное общение связано с обменом продуктами и предметами деятельности, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения различных потребностей людей.

Когнитивное общение заключается в обмене знаниями. Такое общение часто с полным основанием называют педагогическим. Процесс обучения обязательно содержит икогнитивное общение.

Деятельностное общение заключается в обмене действиями, операциями, профессиональными умениями и навыками, а также в совместном выполнении определенной работы.

Так, примером когнитивного и деятельного общения является система высшего и профессионального образования, которая включает в себя обучение студентов и учащихся умениям и навыкам в избранной профессии.

Кондиционное общение связано с обменом психологическими или физиологическими состояниями (кондициями). При этом люди оказывают следующие виды влияния друг на друга: приведение в определенное физическое или психическое состояние; поднятие настроения; снижение эмоционального напряжения; улучшение самочувствия.

В «Застольных беседах» А.С. Пушкина есть такая: «Старик Милонов пришел однажды к Гнедичу пьяный, по своему обыкновению, оборванный и растрепанный. Гнедич принялся увещевать его. Растроганный Милонов заплакал и, указывая на небо, сказал:

– Там, там найду я награду за все мои страдания…»

– Братец, – возразил ему Гнедич, – посмотри на себя в зеркало: пустят ли тебя туда?»

Мотивационное общение направлено на обмен побуждениями, целями, интересами, потребностями. Оно имеет своим содержанием передачу друг другу определенных стремлений, установок к действиям.

Так, в басне И.А. Крылова «Демьянова уха» используется навязчивое мотивационное общение:

«– Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.

– Соседушка, я сыт по горло.

– Нужды нет, еще тарелочку, послушай:

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!»

Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки принимаемой информации. Кодирование информации заключается в придании ей некой формы, удобной для передачи. Человек обладает природными и изобретенными им самим способами кодирования.

Природные средстваобщения связаны с органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием. С их помощью информация может передаваться на расстоянии: наблюдение одного человека за действами другого; восприятие звуковых сигналов; улавливание запахов; ощущение тепла и др.

Так, в повести Л.Н. Толстого «Два гусара» описано общение на балу: «Граф позвал вдовушку танцевать вальс, который заиграли в это время музыканты, и уже окончательно своим искусством танцевать победил общее предубеждение.

– А мастер танцевать! – сказала толстая помещица…

– Так и строчит, так и строчит, – сказала другая».

Изобретенные средстваобщения придуманы и усовершенствованы самим человеком. Основные из них следующие: язык и другие знаковые системы; письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, чертежи, рисунки); технические средства записи и передачи информации (радио, видео, лазерные и цифровые записи); Интернет.

Интернет, как средство общения, завоевывает все большую популярность. В некоторых странах (например, Китае) это явление уже воспринимается как болезнь подростков – «интернет-зависимость».

Виды общения – это специфические формы взаимодействия между людьми. Основными видами общения являются: бытовое, личностное, светское и деловое. В свою очередь, внутри основных видов общения существуют свои разновидности (подвиды).

Бытовое общение – это контакты с близкими людьми в ходе повседневной жизнедеятельности человека. Оно направлено на согласование бытового взаимодействия, обмен информацией, эмоциями, настроениями. Разновидностями бытового общения являются: семейное, соседское, родственное.

Семейное общение связано с ежедневной жизнью людей в кругу семьи.

Пример семейного общения находим у поэта-барда Владимира Высоцкого в разговоре мужа-пьяницы с женой:

«– Ты, Зин, не трогай шурина,

Какой ни есть, а он родня,

Сама намазана, прокурена,

Гляди, дождешься у меня!»

Соседское общение заключается во взаимодействии с соседями по дому.

Родственное общение связано с контактами с родственниками.

Личностное общение – это взаимодействие с друзьями, с участниками неформальной группы. Оно сосредоточено, в основном, вокруг психологических проблем, и затрагивает внутренний мир человека. Личностное общение касается тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают индивидуальность человека. Оно может быть связано с поиском смысла жизни, определением своего отношения к значимому событию или человеку, разрешением внутреннего противоречия или конфликта.

Исторический пример. Среди приближенных французского императора Наполеона Бонапарта был генерал Александр Дюма, отец и дед будущих знаменитых писателей. Во время египетского похода бесхитростный Дюма открыто сказал императору, что этот поход, погубивший тысячи французов, нужен не для славы Франции, а только для прославления самого Наполеона. Это навсегда испортило их отношения.

В рамках личностного общения важную роль играют не только слова, но и невербальные средства коммуникации.

Разновидностью личностного является духовное общение. Это контакты с близкими по внутреннему миру людьми, придерживающимися общих нравственных ценностей. Доверительное общение по сложным темам – идеалов, морали, веры, философии – может осуществляться между духовно близкими людьми.

Светское общение – это речевое взаимодействие с широким кругом знакомых и незнакомых людей на различных общественных мероприятиях. Светское общение отличается определенной условностью. Люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Разговор часто является беспредметным, потому что точки зрения собеседников на тот или иной вопрос не имеют никакого значения, и не определяют характера коммуникаций.

Светское общение имеет свой кодекс, состоящий из 3-х элементов:

вежливость – умение слушать не перебивая, избегание навязывания своих тем разговора;

тактичность – внешнее согласие с собеседником, выдержка, избегание противоречий и споров;

приветливость – доброжелательность, внимание, эмоциональный контакт, культура.

Светское общение имеет следующие разновидности: формальное, прагматичное, ролевое.

Формальное общение – обмен стандартными фразами при встречах: «как дела?», «что нового?», приветствие и т.п. Это обычная дань вежливости, принятая в обществе. Никаких серьезных заинтересованностей за таким общением обычно не стоит.

Формальное общение иногда образно называют «контакт масок». Маска может выражать вежливость, участие, безразличие, строгость, скромность. При неожиданных встречах, «маски» играют положительную роль в том, чтобы не задерживать друг друга без особой надобности. «Маска» позволяет отгородиться от нежелательного собеседника.

Прагматичное общение – основано на оценке человека как нужный или мешающий объект. Если этот человек может быть в чем-то нужен, с ним вступают в контакт. И чем больше он нужен, тем сильнее стремятся понравиться. Получив от человека желаемое, быстро теряют к нему интерес. Если же человек в чем-то мешает, от него стараются побыстрее отделаться. Для этого порой используются агрессивные, грубые реплики.

Ролевое общение – это регламентированный контакт, причем как по форме, так и по содержанию. В таком общении характер контакта предопределен той ролью, которую исполняет каждый участник общения. Значение и понимание личности собеседника при этом не обязательны, достаточно учитывать его социальную роль.

Например, на празднование юбилея организации приехал вышестоящий начальник. Он выступал с официальным поздравлением, вручил грамоты коллективу и лучшим сотрудникам – то есть сыграл свою социальную роль, соответствующую случаю.

Деловое общение – это контакты и взаимодействие в рамках профессиональной деятельности. Оно направлено на согласование совместной работы, повышение ее качества и эффективности. Деловое общение касается не внутреннего мира человека, а внешних обстоятельств его продуктивной деятельности.

Деловое общение имеет свой кодекс, или свод принципов:

принцип кооперативности – вклад собеседника должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора; следует учитывать индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела;

принцип информативности – говори не больше и не меньше, чем требуют интересы дела; умей слушать и понять собеседника; не пользуйся недостоверной информацией;

принцип целесообразности – не отклоняйся от темы; умей находить правильное решение; не занимайся демагогией.

Видами делового общения являются: коммуникационное, управленческое, манипулятивное.

Коммуникационное общение. в рамках делового взаимодействия, заключается в обмене профессиональной информацией.

Управленческое общение является взаимодействием между начальником и подчиненными. Подробно такое общение будет рассмотрено в главе 2.

Манипулятивное общение заключается во влиянии одного сотрудника на другого в рамках профессиональной деятельности, с целью извлечения определенной выгоды для манипулятора.Манипулятивное общение может осуществляться не только в рамках деловых, но и иных контактов.

Для успешного общения важно, чтобы участники придерживались сходных принципов. Иначе они не смогут добиться взаимопонимания и доверия.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе определенного вида профессиональной деятельности. При этом стороны делового общения выступают в официальных статусах, которые определяют их нормы поведения. Предметом делового общения всегда является дело.

Так, Дж. Рокфеллер очень высоко ценил значение общения для деловой деятельности: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Итак, общение рассматривается как социальный контакт с целью обмена информацией и взаимного влияния людей друг на друга. Цель общения заключается в удовлетворении физиологических и социальных потребностей.

Содержание общения заключается в передаваемой при контактах информации: предметной (материальной), когнитивной (знаний), деятельностной (умений), кондиционной (состояний), мотивационной (потребностей).

Функции общения выполняют различные задачи: трансляционную, интегративную, самовыражения, инструментальную и др.

Средства общения заключаются в способах кодирования информации, к которым относятся: органы чувств, язык, письмо, технические средства, мировая сеть, Интернет.

Видами общения являются специфические формы взаимодействия между людьми. Основные из них: бытовое, личностное, светское, деловое.

Наши рекомендации