Тема 4.1 Психологические основы работы с детьми, имеющими трудности в обучении и воспитании
План
1. Психологические основы работы с детьми, испытывающими школьную и социальную дезадаптацию. Причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации.
2. Психологические основы работы с детьми девиантного поведения.(психологическая сущность девиантного поведения. Понятие «девиантное поведение». Причины и механизмы отклоняющегося поведения. Классификация расстройств поведения: социально-правовой, медицинский, психологический подходы в соответствии со структурой девиантного поведения).
Расстройство поведения - девиантное (от лат. deviatio - отклонение, расстройство) поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Основными критериями, свидетельствующими о наличии расстройств повения, являются следующие (3мановская, 2001,2003):
1. Поведение подростка отклоняется от наиболее важных принятых в данном обществе в данное время социальных норм, то есть им совершаются любые действия, не соответствующие сушествующим законам, правилам, традициям и социальным установкам.
2. Поведение и личность, его проявляющая, вызывают неодобрение (негативную оценку и осуждение) со стороны других людей. Неодобрение в данном случае выполняет функцию социальной санкции - наказания нежелательного явления. Вместе с тем осуждение может обусловливать навешивание на нее социальных ярлыков, предвзятое мнение и отвержение со стороны общества, препятствующие позитивным переменам и усиливающие опасную изоляцию. Соответственно, ярлык девианта - «наркоман, преступник, самоубийца» - вполне может способствовать рецидивам и сохранению девиантного поведения.
3. Поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба другим людям, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например: суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление сильнодействующих наркотических средств. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или другими людьми.
4. Поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Данная особенность имеет исключения: например, даже однократная суицидальная попытка представляет достаточно серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности.
5. Расстройство поведения как бы согласуется с обшей направленностью личности. При этом рассматриваемое поведение не является следствием нестандартной ситуации, например, в случае посттравматического синдрома, или результатом самообороны при наличии реальной угрозы для жизни.
6. Расстройство поведения не может всецело отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя в ряде случаев сочетается с последними. В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека. Патологическое поведение отклоняется от медицинских норм, требует первостепенного медицинского вмешательства и изучается психиатрией, как, например девиантное поведение психически больных. В то же время при определенных условиях отклоняющееся поведение может переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание - алкоголизм, наркоманию. Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место в континууме психопатологических проявлений «здоровье - предболезнь - болезнь».
7. Расстройство поведения сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. В свою очередь, состояние социально-психологической дезадаптации может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности.
8. Расстройство поведения имеет выраженное индивидуальное своеобразие.
Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей. Индивидуальные различия обусловливают мотивы поведения, отношение к нему самой личности, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности. Степень выраженности является одной из наиболее важных характеристик отклоняющегося поведения личности. Она может варьировать от вполне безобидных проявлений до тотального нарушения жизнедеятельности личности.
Применительно к подросткам понятие «отклоняющееся поведение» зачастую отождествляется с понятием «дезадаптация». В свете основных педагогических задач воспитания и обучения, отклоняющееся поведение учащегося может носить характер как школьной, так и социальной дезадаптации личности в целом.
Дезадаптация- это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.
Социальные проявления дезадаптации - это сниженная обучаемость, хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, здоровье), конфликты с законом, изоляция.
В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации могут рассматриваться:
- негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция);
- неадекватные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности;
- хронический эмоциональный дискомфорт;
- неэффективность саморегуляции;
- конфликтность и неразвитость коммуникативных умений;
- когнитивные искажения реальности.
В структуру школьной дезадаптации, наряду с такими ее проявлениями, как неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения.
Опыт сотрудничества с педагогами позволяет говорить о следующих наиболее распространенных поведенческих отклонениях, сочетающихся со школьной дезадаптацией: дисциплинарные нарушения, прогулы; гиперактивное, агрессивное или оппозиционное поведение; курение, хулиганство, воровство, ложь.
Признаками более масштабной социальной дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ (летучие растворители, алкоголь, наркотики), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений. В последнее время наблюдается появление относительно новых форм отклоняющегося поведения школьников, связанных с зависимостью от латиноамериканских сериалов, от компьютерных игр или религиозных сект.
Классификация расстройств поведения:
Социально-правовой подход:
В зависимости от типа нарушаемой социальной нормы различают следующие виды социальных отклонений (Гилинский, Афанасьев, 1993):
- правонарушения (преступность);
- пьянство (алкоголизм);
- злоупотребление наркотиками и другими психоактивными вешествами;
- самоубийства;
- бродяжничество;
- аморальное поведение;
- проституция;
- хулиганство;
- приверженность к деструктивным культам и т. д. и- т. д.
Медицинский подход:
Медицинские классификации поведенческих расстройств основаны на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними, в рамках клинического подхода выделяются различные поведенческие нарушения, сооветствующие медицинским диагностическим критериям, то есть достигающие уровня болезни: психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ; поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами; расстройства привычек и влечений; расстройства сексуального предпочтения.
Психологический подход:
Антисоциальное (делинквентное) поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей (любые действия или бездействия, запрещенные действующим законодательством).
Асоциальное поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений (агрессивное поведение, сексуальные аддикции, проституция, бродяжничество и т. п.). Зачастую отклонения в сексуальном поведении ввиду их многообразия рассматривают в рамках отдельной категории расстройств поведения (Кондрашенко, Игумнов, 2004).
Саморазрущающее (аутодеструктивное) поведение, непосредственно угрожающее целостности и развитию самой личности (суицидальное поведение, злоупотребление психоактивными веществами, пищевые аддикции и т. п.).
Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам в достаточной мере условны, хотя и оправданны в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.