Опишите черты преобладающей на данный момент инстанции личности, указав положительные и отрицательные стороны
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ярославская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
Кафедра педагогики и психологии с курсом ИПДО
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА:
КОМПЛЕКСНАЯ САМОХАРАКТЕРИСТИКА
ЛИЧНОСТИ»
Работа выполнена: |
_Минченко Ангелиной Владимировной______ |
(ФИО студента) |
_ педиатрического___________ |
(факультета) |
__I__ курса ___________6________________ |
(№ группы) Возраст __18 лет _______________________ |
«Зачтено» ______________________________ |
(подпись преподавателя) |
Ярославль, 2012 г.
УДК 81
ББК 88
Авторы: заведующая кафедрой педагогики и психологии с курсом ИПДО, доцент, к.пс.н. Русина Н.А., доцент, к.мед.н. Барабошин А.Т., ст.преподаватель, к.пс.н. Васильева Л.Н..
Рецензент:
Контрольная работа «Комплексная самохарактеристика личности» для студентов лечебного, стоматологического, педиатрического и фармацевтического факультетов,– Ярославль: Аверс-плюс, 2012 г., - 33 с.
Контрольная работа «Комплексная самохарактеристика личности»адресована студентам I курса лечебного, стоматологического, педиатрического факультетов и 2 курса фармацевтического факультета для самостоятельной работы в рамках курса психологии. Работа является своеобразным практикумом для закрепления теоретических знаний, необходимых врачу, по вопросам общей, возрастной и социальной психологии.
Рекомендовано к изданию:
Методическим советом лечебного факультета.
Утверждено и разрешено к печати Центрально-координационным методическим советом и редакционно-издательским советом академии (протокол №___от____________).
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Введение | 4 с. |
2. | Тест № 1 «Инстанции личности по Э.Берну» (опросник Ч.Шефера) | 5 с. |
3. | Тест № 2 «Тип темперамента по Г.Айзенку» (тест-опросник Г.Айзенка адаптированный А.Г.Шмелевым) | |
4. | Тест № 3 «Тип темперамента и характера по Шмишеку» | 10 с. |
5. | Тест № 4«Уровень субъективного контроля по Дж.Роттеру» | 14 с. |
6. | Тест № 5 «Психологические защиты» Келлермана-Плутчека | 19 с. |
7. | Тест № 6 «Опросник способов совладания» (ОСС) | 23 с. |
8. | Тест № 7 «Исследование уровня эмпатийных тенденций» (Ю.М.Юсупова) | 26 с. |
9. | Тест № 8 «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению (методика К.Томаса, адаптированная Н.В.Гришиной) | 29 с. |
10. | Заключение | 33 с. |
11. | Планы личностного роста | 35 с. |
ВВЕДЕНИЕ
Знать себя – значит иметь верное представление о своих психологических особенностях и уметь правильно предвидеть свое поведение в той или иной ситуации. Знание самого себя, своих психологических особенностей придает человеку уверенность в себе, позволяет соизмерять собственные потребности и возможности; предугадывать последствия своих действий и решений и тем самым избегать лишних неприятностей и разочарований. Человек, хорошо знающий самого себя, будет более самостоятельным и ответственным в своих выборах и поступках. Знание своих сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков помогает избежать как излишней самоуверенности, так и чрезмерной критичности по отношению к себе и потому делает человека независимым от навязываемых ему мнений и оценок.
Хорошее знание и понимание самого себя лежит в основе понимания других людей. Чем больше качеств человек видит и признает в себе, тем полнее и точнее он способен воспринять многообразие психологических проявлений и особенностей окружающих, тем более он терпим и снисходителен в общении, тем более способен признать и с уважением отнестись к индивидуальности другого человека.
Контрольная работа: «Комплексная самохарактеристика личности» составлена в соответствии с программой и тематическим планом занятий по курсу «Психологии» для студентов 1 курса лечебного, стоматологического, педиатрического факультетов и 2 курса фармацевтического факультета..
«Комплексная самохарактеристика личности» (далее – КР) представляет из себя своеобразную исследовательскую работу, при написании которой студент должен приобрести и продемонстрировать умения четко и последовательно излагать мысли, анализировать полученные данные исследования (фиксировать и интерпретировать их), делать логические выводы, находить причинно-следственные связи. Все это необходимо для формирования диагностического мышления врача.
КР – это документ, в известной степени фиксирующий личностное и профессиональное становление студента, в связи с этим работа не будет обсуждаться среди студентов группы (или будет обсуждаться при изменении всех данных, позволяющих идентифицировать автора).
Контрольная работа: «Комплексная самохарактеристика личности» оценивается максимально в 20 баллов. Работа считается зачтенной, если сумма набранных баллов составляет более 50% от максимума. Студент должен быть готовым ответить на вопросы и замечания преподавателя по каждому тесту.
ТЕСТ № 1: «ИНСТАНЦИИ ЛИЧНОСТИ ПО Э.БЕРНУ»
(опросник Ч.Шефера)
Инструкция: отметьте, какие характеристики соответствуют вашему поведению.
1. | Недоверчивый | 31. | Понятливый | 61. | Поддерживающий |
2. | Бдительный | 32. | Юмористичный | 62. | Легко изменчивый |
3. | Суровый | 33. | Ленивый | 63. | Снисходительный |
4. | Нелогичный | 34. | Придирчивый | 64. | Нереалистичный |
5. | Свободный в поступках | 35. | Проницательный | 65. | Строгий |
6. | Раздражённый | 36. | Трезвомыслящий | 66. | Целеустремлённый |
7. | Увлечённый | 37. | Строптивый | 67. | Открытый |
8. | Непреклонный | 38. | Внимательный | 68. | Осмотрительный |
9. | Рациональный | 39. | Восприимчивый | 69. | Порядочный |
10. | Рассеянный | 40. | Творческий | 70. | Беспомощный |
11. | Медлительный | 41. | Непринуждённый | 71. | Бездеятельный |
12. | Любящий розыгрыши | 42. | Упрямый | 72. | Язвительный |
13. | Верящий людям | 43. | Робкий | 73. | Экономный |
14. | Энергичный | 44. | Непрогнозируемый | 74. | Консервативный |
15. | Несдержанный | 45. | Терпеливый | 75. | Поверхностный |
16. | Разумный | 46. | Доброжелательный | 76. | Неосмотрительный |
17. | Нерациональный | 47. | Деспотичный | 77. | Жизнерадостный |
18. | Агрессивный | 48. | Любящий играть | 78. | Умелый |
19. | Любознательный | 49. | Плаксивый | 79. | Безудержный |
20. | Внушаемый | 50. | Незрелый | 80. | Благородный |
21. | Гибкий | 51. | Бессистемный | 81. | Пессимистичный |
22. | Легковозбудимый | 52. | Реалистичный | 82. | Эгоцентричный |
23. | Эгоистичный | 53. | Надёжный | 83. | Самобичующий |
24. | Ворчливый | 54. | Несамостоятельный | 84. | Приказывающий |
25. | Суеверный | 55. | Самоуверенный | 85. | Уверенный в себе |
26. | Склонный к компромиссам | 56. | Напористый | 86. | Логичный |
27. | Самостоятельный | 57. | Возбудимый | 87. | Любящий спорить |
28. | Искренний | 58. | Рассудительный | 88. | С широкими интересами |
29. | Нерешительный | 59. | Трудолюбивый | 89. | Имеющий индивидуальность |
30. | Дальновидный | 60. | Нецеленаправленный | 90. | Легко поддающийся переменам настроения |
Ключ к опроснику: (каждое совпадение – 1 балл)
РОДИТЕЛЬ способствующий развитию (РС) (сумма «+»): 6 баллов
13,16,26,28,38,39,45,46,53,59,61,63,69,80,85
РОДИТЕЛЬ консервативный (РК) (сумма «+»): 2 балла
1,3,6,8,24,25,34,47,55,65,72,74,81,83,84
Общий результат: РОДИТЕЛЬ = РС + РК= 8 баллов
ВЗРОСЛЫЙ рациональный (ВР) (сумма «+»):5 баллов
2,9,21,30,31,35,36,52,58,66,68,73,78,86,89
ВЗРОСЛЫЙ иррациональный (ВИ) (сумма «+»):2 балла
4,10,11,17,20,37,42,51,60,64,70,71,75,76,87
Общий результат: ВЗРОСЛЫЙ = ВР + ВИ=7 баллов
ДИТЯ позитивное (ДП) (сумма «+»):3 балла
5,7,12,14,19,27,32,40,41,48,56,62,67,77,88
ДИТЯ трудное (ДТ) (сумма «+»):4 балла
15,18,22,23,29,33,43,44,49,50,54,57,79,82,90
Общий результат: ДИТЯ= ДП + ДТ=7 баллов
Опишите черты преобладающей на данный момент инстанции личности, указав положительные и отрицательные стороны
На данный момент у меня инстанция личности – Родитель. Плюсами данной инстанции можно назвать такие качества, как ответственность и заботливость, родитель чаще заинтересован решением чужих проблем, нежели своих. Минусами данной инстанции является нужда в осуществлении постоянного контроля над кем-либо, наказания за непослушание. Таким образом, Родитель повышает свой авторитет и самооценку.
ТЕСТ № 2 «ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА ПО Г.АЙЗЕНКУ»
(тест-опросник Г.Айзенка, адаптированный А.Г.Шмелевым)
Инструкция.Вам будут предложены вопросы об особенностях вашего поведения в разных ситуациях. Это не имеет отношения к определению Ваших умственных способностей. Нет ответов правильных или неправильных, плохих или хороших. Читая очередной вопрос (строго по порядку), сразу, не задумываясь, по возможности искренне ответьте на него «Да» или «Нет» — никакие другие ответы не предусмотрены. Запишите на листе номер вопроса и ответ на него. Помните, что не следует искать «правильный» ответ — отвечайте то, что верно лично для вас.
Текст опросника
1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильное ощущение? да
2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, одобрить, выразить сочувствие или утешить? да
3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком? нет
4. Очень ли трудно Вам отказаться от своих намерений? да
5. Обдумываете Вы свои дела не спеша или предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать? нет
6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно? нет
7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения без особой причины? да
8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите и не растрачиваете ли много времени на обдумывание? да
9. Возникает ли у Вас иногда чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было? да
10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все? нет
11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен? да
12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя? да
13. Часто ли Вы действуете необдуманно, под влиянием момента? нет
14. Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить? да
15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми? нет
16. Верно ли, что Вас легко задеть, обидеть? нет
17. Любите ли Вы часто бывать в компании? нет
18. Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми? да
19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все «горит» в руках, а иногда чувствуете сильную вялость? да
20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей? да
21. Много ли Вы мечтаете? нет
22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же? да
23. Часто ли Вас терзает чувство вины? да
24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны? нет
25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании? нет
26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела? нет
27. Считают ли Вас человеком очень живым и веселым? нет
28. После того как Вы сделали какое-нибудь важное дело, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше? нет
29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей? да
30. Бывает ли, что Вы передаете слухи? да
31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли приходят Вам в голову? нет
32. Верно ли, что Вам часто приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует, в книгах, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей? нет
33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение? да
34. Нравится ли Вам работа, требующая пристального внимания? да
35. Бывают ли у Вас приступы дрожи? да
36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают? нет
37. Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом? да
38. Верно ли, что Вы раздражительны? да
39. Нравится ли Вам работа, требующая быстроты действий? да
40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно? нет
41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях? нет
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидания или на работу? нет
43. Часто ли Вам снятся кошмары? нет
44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком? нет
45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли? да
46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями? нет
47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком? нет
48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся? да
49. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или работы? нет
50. Могли бы Вы сказать, что Вы неуверенный в себе человек? нет
51.Трудно ли получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников? нет
52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы в чем-то хуже других? да
53. Сумели бы Вы внести оживление в довольно скучную компанию? нет
54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? нет
55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье? да
56. Любите ли Вы подшучивать над другими? нет
57. Страдаете ли Вы бессонницей? нет
Ключ:
Шкала | Ответы «нет» | Ответы «да» |
Экстраверсия | 5,15,20,29,32,34,37,41,51 | 1,3,8,10,13,17,22,25,27,39,44,46,49,53,56 |
Нейротизм | - | 2,4,7,9,11,14,16,19,21,23,26,28,31,33,35, 38,40,43,45,47,50,52,55,57 |
Искренность | 12,18,30,42,48,54 | 6,24,36 |
Укажите на графике диагностируемый тип темперамента.
Нейротизм | |||||||||||||
Интроверсия | Экстраверсия | ||||||||||||
Стабильность |
Опишите слабые и сильные стороны Вашего темперамента.
Невротичный интроверт (Меланхолик – это категория людей, которые легко поддаются переменам настроения, тревожны, пессимистичны, замкнуты, необщительны и тихи, в то же время рассудительны). Люди с таким типом темперамента обладают низким уровнем психической активности, высокой эмоциональностью и чувствительностью ко всему, что происходит вокруг них. Они склонны к переживанию проблем внутри себя (саморазрушению). Невротичные интроверты отличаются от других чуткостью к другим (уживчивостью), замедленностью движений и сдержанностью мимики. Они склонны к быстрой утомляемости.
ТЕСТ № 3 «ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА ПО ШМИШЕКУ»
Инструкция.Вам будут предложены вопросы, касающиеся Вашего характера, Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак (+) (Да); если не согласны – знак (-) (Нет). Над вопросами долго не думайте, здесь нет правильных или неправильных ответов.
Текст опросника
1. Является ли Ваше настроение в общем весёлым и беззаботным? -
2. Восприимчивы ли Вы к обидам? -
3. Случалось ли вам иногда заплакать? +
4. Всегда ли Вы считаете себя правым в том деле, которое делаете и не успокаиваетесь, пока не убедитесь в этом? +
5. Считаете ли Вы себя более смелым, чем в детском возрасте? +
6. Может ли Ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали? +
7. Находитесь ли Вы в компании в центре внимания? -
8. Бывают ли у Вас дни, когда Вы без достаточных оснований находитесь вугрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать? +
9. Серьезный ли Вы человек? +
10. Можете ли Вы сильно воодушевиться? +
11. Предприимчивы ли Вы? +
12.Быстро ли Вы забываете, если Вас кто-нибудь обидит? +
13. Мягкосердечный ли Вы человек? +
14. Пытаетесь ли Вы проверить после того, как опустили письмо в
почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези? -
15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе? +
16. Испытывали ли Вы в детстве страх перед грозой или собаками? +
17. Считаете ли Вы других людей недостаточно требовательными друг к другу? +
18. Сильно ли зависит Ваше настроение от жизненных событий и переживаний? -
19. Всегда ли Вы прямодушны со своими знакомыми? -
20. Часто ли Ваше настроение бывает подавленным? -
21. Был ли у Вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы? -
22. Склонны ли Вы к состояниям внутреннего беспокойства или страстного стремления? +
23. Трудно ли Вам длительное время просидеть на стуле? +
24. Боритесь ли Вы за свои интересы, если кто-то поступает с Вами несправедливо? -
25. Смогли бы Вы убить человека? -
26. Сильно ли Вам мешает косо висящая гардина или неправильно застланная скатерть, настолько, что Вам хочется немедленно устранить эти недостатки? +
27. Испытывали ли Вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире? +
28. Часто ли у Вас без причины меняется настроение? +
29. Всегда ли Вы старательно относились к своей деятельности? +
30. Быстро ли Вы можете разгневаться? +
31. Можете ли Вы быть бесшабашно веселым? +
32. Можете ли Вы иногда целиком проникнуться чувством радости? +
33. Подходите ли Вы для проведения увеселительных мероприятий? -
34. Высказываете ли Вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу? +
35. Влияет ли на Вас вид крови? -
36. Охотно ли Вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью? +
37. Склонны ли Вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо? +
38. Трудно ли Вам входить в темный подвал? -
39. Выполняете ли Вы кропотливую, черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое Ваше дело? +
40. Являетесь ли Вы общительным человеком? -
41. Охотно ли Вы декламировали в школе стихи? -
42. Убегали ли Вы ребенком из дома? -
43. Тяжело ли Вы воспринимаете жизнь? -
44. Бывали ли у Вас конфликты и неприятности, которые так изматывали Вам нервы, что Вы не выходили на работу? -
45. Можно ли сказать, что Вы при неудачах не теряете чувство юмора? -
46. Сделаете ли Вы первым шаг к примирению, если Вас кто-то оскорбит? +
47. Любите ли Вы животных? +
48. Уйдете ли Вы с работы или из дома, если у Вас там что-то не в порядке? -
49. Мучают ли Вас неопределенные мысли, что с Вами или с Вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье? +
50. Считаете ли Вы, что настроение зависит от погоды? -
51. Затруднит ли Вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей? -
52. Можете ли Вы выйти из себя и дать волю рукам, если Вас кто-то умышленно грубо рассердит? -
53. Много ли Вы общаетесь? -
54. Если Вы будете чем-то разочарованы, то придете в отчаяние? -
55. Нравится ли Вам работа организаторского характера? -
56. Упорно ли Вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много неприятностей? -
57. Может ли Вас так захватить кинофильм, что на глазах выступят слезы? +
58. Трудно ли Вам будет заснуть, если Вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой? -
59. Приходилось ли Вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание? +
60. Трудно ли Вам пойти ночью на кладбище? +
61. Следите ли Вы с большим вниманием, чтобы каждая пещь в доме лежала на своем месте? +
62. Приходилось ли Вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем? +
63. Можете ли Вы с легкостью приспособиться к новой ситуации? +
64. Есть ли у Вас предрасположение к головной боли? +
65. Часто ли Вы смеетесь? +
66. Можете ли Вы быть приветливыми с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним? +
67. Можно ли Вас назвать оживленным и бойким человеком? -
68. Сильно ли Вы страдаете от несправедливости? -
69. Можно ли Вас назвать страстным любителем природы? -
70. Есть ли у Вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь? -
71. Пугливы ли Вы? -
72. Бывает ли, что Вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет? -
73. Охотно ли Вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, театральном кружке? -
74. Тянет ли Вас иногда смотреть вдаль? -
75. Смотрите ли Вы на будущее пессимистически? -
76. Может ли Ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий промежуток времени? +
77. Легко ли поднимается Ваше настроение в дружеской компании? +
78. Переносите ли Вы злость и обиду длительное время? +
79. Сильно ли Вы переживаете, если горе случилось у другого человека? +
80. Была ли у Вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если Вы поставили на него кляксу? +
81. Можно ли сказать, что Вы более недоверчивый и осторожный человек, нежели доверчивый? -
82. Часто ли Вы видите страшные сны? -
83. Возникала ли у Вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд? -
84. Становитесь ли Вы радостным в веселом окружении? +
85. Легко ли Вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них? +
86. Трудно ли Вам сдерживать себя, если Вы разозлитесь? -
87. Предпочитаете ли Вы молчать или Вы словоохотливы? +
88. Могли бы Вы, если бы пришлось участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть себя? -
Ключ:
Тип акцентуация | Ответы «да» | Ответы «нет» | Сумму ответов «да» и «нет» умножить |
Гипертимный | 1,11,23,33,45,55,67,77 | - | на 3 |
Дистимный | 9,21,43,75,87 | 31,53,65 | на 3 |
Циклотимный | 6,18,28,40,50,62,72,84 | - | на 3 |
Эмотивный | 3,13,35,47,57,69,79 | на 3 | |
Демонстративный | 7,19,22,29,41,44,63,66,73,85,88 | на 2 | |
Возбудимый | 2,15,24,34,37,56,68,78,81 | 12,46,59 | на 2 |
Застревающий | 8,20,30,42,52,64,74,86 | - | на 3 |
Педантичный | 4,14,17,26,39,48,58,61,70,80,83 | на 2 | |
Тревожный | 16,27,38,49,60,71,82 | на 3 | |
Экзальтрованный | 10,32,54,76 | - | на 6 |
Показатель считается:
выраженным, а акцентуированная черта представленной, если он превосходит 18 баллов;
имеются признаки – свыше 12 баллов;