Положительные и отрицательные стороны многопартийности

Во-первых, одновременное существование нескольких или множества организованных политических сил, которые, будучи (по закону) равноправными и независимыми друг от друга, ведут борьбу за власть и влияние, порождает конкурентную политическую среду. Условия, при которых возможность монополизации власти одной из партий, а, тем более, юридическое (конституционное) закрепление ее руководящей роли исключается.

Свое право быть первыми (то есть правящими) партии должны доказывать исключительно за счет достижения более высокой по сравнению с конкурентами эффективности той политики, носителями которой они являются. Не выходя при этом (и это очень важно) за рамки конституционности и принятых правил игры. И непременно участвуя в выборах - той верховной инстанции, которая в условиях реальной демократии выносит окончательный "приговор" партиям по вопросу обоснованности их притязаний на власть.

Во-вторых, в условиях многопартийности политические вопросы и проблемы (как текущие, так и "футурологические", на ближайшую и отдаленную перспективу) получают всестороннее освещение. Всякая общественная потребность и общественный интерес находят своих выразителей и защитников, равно как и своих оппонентов и критиков.

Тем самым, различные статусно-дифференцированные категории граждан получают возможность выбора общественных сил и лидеров, способных социально представлять их интересы, выступать в качестве посредника во взаимоотношениях с государственно-властными структурами. Развиваются как прямые, так и обратные связи социума с властью.

В-третьих, нередко говорят, что самая хорошая форма правления - это когда одна партия (или блок партий) правит, а другая партия (или блок партий) находится в оппозиции. Именно такую форму правления и порождает многопартийность.

Действующая в обществе конституционно легализованная оппозиция выполняет роль той "щуки в реке", которая для того и существует, чтобы "карась" (то есть правительство) не дремал. Оппозиция никогда не прощает власти промахов. Любые просчеты и ошибки, любые неверные шаги тотчас же становятся достоянием гласности и используются оппозицией для дискредитации правящих сил. И обеспечить перевес сил в свою пользу на очередных выборах.

Все это заставляет правительство действовать как можно более рационально и эффективно, сдерживает и предотвращает чрезмерную бюрократизацию, всякого рода произвольные, волюнтаристские решения и т.д.

В-четвертых, острое соперничество и конкурентная борьба за власть и влияние между политическими партиями ведут к тому, что внутри каждой партии воспитывается дисциплина, необходимая, чтобы победить конкурента.

Партии, в которых отсутствует организационное и идейное единство и вместо них доминирует фракционность и "групповщина", диффузия стратегических интересов и целей, лишены шансов на успех и обречены на прозябание в роли партий по типу дискуссионных клубов. Но для победы в борьбе за власть одной внутренней дисциплины партии не достаточно. Требуется соответствующий уровень дисциплины также и со стороны партийного электората.

Поэтому дисциплинируя свои ряды, партия одновременно занята тем, что дисциплинирует и массы своих приверженцев, которые в роли избирателей голосуют за ее кандидатов на выборах. В результате растет урегулированность и порядок в обществе в целом, повышается уровень социальной ответственности и социально ответственного поведения граждан.

В-пятых, в ходе политической борьбы происходит "естественный отбор" лидеров, то есть выдвигаются на политическую авансцену действительно талантливые люди, что называется "с искрой Божьей" по части искусства государственного управления.

Здесь нет, и не может быть случайных вождей, "кухарок" или "кухаркиных детей". На этой авансцене нельзя продержаться за счет ложных добродетелей типа угодливости, холуйства, лизоблюдства и т.д. Что напрямую ставит качество этой селекции в зависимость от "качества" народа, то есть от его способности (умения) делать ответственный и осознанный выбор. Не покупаться на обман, на всякого рода обещания "манны небесной" со стороны тех, кто претендует на власть и т.д.

В-шестых, формирующееся по итогам выборов правительство является "партийным", то есть его формирует победившая на выборах партия, а ее лидер автоматически становится премьер-министром. В дополнение к уже существующей организационной структуре эта партия получает как бы две новые фракции.

1. фракцию членов партии-парламентариев;

2. фракцию членов партии-членов правительства.

В этих условиях правящая партия несет "персональную" ответственность за деятельность этих фракций и с учетом перспективы новых выборов всемерно заинтересована в том, чтобы эта деятельность "фракций" была предельно эффективной и технократический легитимной. В противном случае правящая партия может проиграть очередные выборы, и вынуждена будет перейти на положение оппозиции.

Важно отметить, что многопартийность - не только общественное благо и источник развития плюралистической демократии, основанной на свободном волеизъявлении различных общественно-политических сил. Одновременно это и фактор ожесточения политических нравов, серьезное испытание для общественной морали. Особенно в условиях, когда общество совершает крутой поворот в своей истории и, по существу, находится в состоянии перманентной аномии, то есть ситуации интенсивного разрушения и распада старых, укоренившихся на уровне привычек норм и ценностей, с помощью которых десятилетиями регулировалось и направлялось поведение, как отдельных граждан, так и социальных групп и организаций.

В этой ситуации ожидать быстрого приживления новых норм и ценностей, вводимых процессом демократизации, по меньшей мере, нереалистично.

Минусы многопартийности:

- принадлежность к своей партии дает человеку "систематически одностороннее направление", то есть член партии смотрит на все глазами своей партии и исключительно через призму ее интересов, а также интересов ее политической борьбы. В обществе возникает дефицит в объективных оценках и понимании реального существа принимаемых политических и законодательных решений, тех или иных событий и явлений общественной жизни.

Вместо них доминируют предвзятость и тенденциозность, чрезмерный субъективизм и тяга к всевозможным спекуляциям, манипулированию общественным мнением и т.д.;

- "дух" своей партии заслоняет бескорыстие, стремление к общему благу, к тому, чтобы "послужить народу", "послужить Отечеству". Ключевые интересы связаны не с поиском точек соприкосновения и достижения согласия по базовым ценностям развития, а с тем, чтобы любым способом "прижать" и низвергнуть противника. В результате все приносится в жертву не государственным, и не общенародным, а сугубо узкопартийным (корпоративным) целям;

- в политической борьбе разгораются и до предела накаляются страсти. Для своей победы сторонники различных партий надевают на себя тогу "ярых популистов", взывают к самым низменным потребностям масс, апеллируя не столько к разуму, сколько к эмоциям и инстинктам.

В силу этого портятся общественные нравы;

- для достижения своих целей партии прибегают к любым, порой очень нечистоплотным, средствам: всякого рода инсинуациям, лжи, клевете. Ложь и "копание в грязном белье", хлесткие, "круто" замешанные на откровенном хамстве и беспардонности оценки партийными лидерами друг друга становятся обыденными в общественной жизни, к ним привыкают, воспринимают не как патологию, а как норму;

- непрерывная борьба ведет к ослаблению власти, ее силы расходуются на борьбу с оппозицией. Особенно в ситуации, когда эта власть является "непартийной" (то есть не формируется партиями) и по этой причине не может опереться на прочное большинство в парламенте. Или, когда наряду с системной оппозицией, существует оппозиция антисистемная, "непримиримая". И политический плюрализм принимает облик плюрализма не "умеренного", а глубоко "поляризированного" (в рамках которого политическая борьба не сводится к разногласиям по вопросу о приоритетах в области внутренней и внешней политики, а принимает форму открытых противостояний по вопросу о базовых основах и принципах существующего режима).

Если через эту призму "плюсов" и "минусов" посмотреть на отечественную многопартийность, то состояние дел не внушает особого оптимизма. И пока "минусов" намного больше "плюсов".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что многопартийность неотъемлемая часть демократии. Об этом свидетельствуют следующие факторы:

1. Конкурентная среда.

2. Политические проблемы получают всестороннее оповещение.

3. Самая выгодная форма правления: одна партия правит, другая находится в оппозиции.

4. Внутри каждой партии воспитывается дисциплина.

5. «Естественный отбор» лидеров.

6. Правительство формируется из членов победившей партии.

Таким образоммногопартийность - не только общественное благо и источник развития плюралистической демократии, основанной на свободном волеизъявлении различных общественно-политических сил.Одновременно это и фактор ожесточения политических нравов, серьезное испытание для общественной морали.

По своей глубинной сути и той роли, которую партии играют в общественно-политической жизни страны (в том числе в организации и функционировании власти), многопартийность - скорее "демократический декор", чем реальный фактор влияния.

ЛИТЕРАТУРА

1. Внутренняя политика [Электронный ресурс] - Минск 2012 -http://www.observer.materik.by

2. Даль Р. Демократия и её критики / Пер. с англ. под ред. М. В. Ильина — М.: РОССПЭН, 2003. — ISBN 5-8243-0383-5.

3. Демократия / Под ред. С. В. Сироткина. — М.: Звенья, 2001. — ISBN 5-7870-0050-1

4. Дьюи Дж. Демократия и образование. — М.: Педагогика-пресс, 2000.

5. Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Под ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. — М.: МГСУ; Союз, 1997. Гл. 14. Политическое представительство.

6. Парето, В. Трансформация демократии / Пер. с итал. Юсима М. — М.: Территория будущего, 2011. — ISBN 978-5-91129-062-7

7. Ролз Дж.Теория справедливостиистория). Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995.

Наши рекомендации