Управление психическими состояниями военнослужащих в специфических условиях службы и боя

Как я уже отмечал выше, успешному решению служебных и боевых задач способствуют определение психические состояния воинов. Важнейшими из них являются: состояние постоянной боевой готовности; состояние готовности к решению конкретных служебных и боевых задач мирного времени; состояние боевой активности.

Эти состояния способствуют незамедлительной перестройке всей психики воина к быстрому его включению в решение служебных и боевых задач без затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.

При наличии таких состояний воин с самого начала учений, выполнения боевой задачи действует с полной отдачей сил.

Уровни психологической готовности могут быть различны: от делового, боевого настроя - ситуационной готовности (временного психического состояния, проявляющегося только в данной ситуации и по отношению к конкретному виду боевой и служебной деятельности) до постоянной внутренней готовности (устойчивого личностного состояния, проявляющегося в любое время в любых условиях).

По моему мнению указанные психические состояния можно сформировать в результате:

1. Заблаговременной морально-психологической подготовки, в результате которой воспитываются устойчивые широкие мотивы поведения в боевой обстановке. В этот период различии и способами: воспитывается любовь и преданность Родине и ненависть к ее врагам; уверенность в командирах, в себе и товарищах; накапливается опыт эмоционально-волевого поведения в экстремальных условиях; закладывается основа эмоционально-волевой устойчивости человека на войне.

2. Непосредственной морально-психологической подготовки к выполнению боевой задачи. В процессе решения этой задачи: активизируются воспитанные в мирных условиях мотивы поведения и необходимые в данных условиях психические состояния; преодолеваются отрицательные ситуативные мотивы и психические состояния.

Непосредственная психологическая подготовка занимает важное место в общей подготовке воинов и в решении служебных задач (наряды, дежурства» учения, маневры и т.д.).

Морально-психологическая подготовка воинов и коллективов создает предпосылки для управления психическими состояниями личного состава в бою.

Поддержание положительных психических состояний связано с преодолением ряда отрицательных психических состояний воинов и коллективов на разных этапах их деятельности.

Существует определенная закономерность в динамике психических состояний. Известно, что даже самый подготовленный человек и коллектив (обладающий нужными знаниями, опытом, навыками, морально-психологическими мотивами и т.д.) может не быть в состоянии готовности к конкретным служебным и боевым действиям, боевой работе.

Обращают на себя внимание, например, поворотные пункты (критические точки), в которых в связи с переходом от одних действий к другим с неизбежностью возникает смена или яркое проявление типичных психических состояний. В динамике психических состояний воина-связиста можно выделить три существенных периода: подготовка к выполнению боевой задачи, непосредственное ее выполнение и смена.

При подготовке к заступлению на дежурство, скажем, за коммутатором, связист обычно испытывает и может переживать состояние тревожного ожидания. Особенно если это первое заступление.

В этом состоянии происходит заблаговременная настройка человека на предстоящее дежурство. Ожидание может быть различным по психическому содержанию. Оно проявляется двояко: или же в виде подъема, энтузиазма, или же наоборот, предбоевой апатии, неуверенности, тревоги за исход дежурства и за личную судьбу.

Состояние человека в момент тревожного ожидания характеризуется повышенной напряженностью (стрессом).

Главными источниками и причинами напряженности по-моему являются:

n в боевой обстановке опасность создающая угрозу жизни;

n ответственность за выполнение задачи;

n краткость и неопределенность поступающей информации;

n дефицит времени на принятие решений действий;

n чрезвычайная эмоциональная возбудимость, впечатлительность и низкая эмоциональная устойчивость отдельных воинов;

n несоответствие уровня развития военно-профессиональных качеств требованиям, предъявляемым боевой обстановкой к личности;

n психологическая неподготовленность к выполнению конкретного задания;

n неуверенность, в надежности техники и оружия;

n социальная изоляция (действия в отрыве от коллектива, замкнутость пространства, нахождение в изолированных помещениях и т.д.).

Виды и формы напряженности различны. Существует hапряженность, которая тонизирует деятельность, обостряет восприятие, мобилизует мышление, повышает активность.

Далее я приведу список мероприятий, с помощью которых, на мой взгляд, можно предотвратить чрезмерную напряженность:

1. Ознакомление воина с характером выполнения предстоящей задачи.

2. Целеустремленная воспитательная работа накануне выполнения задачи. К сожалению, насколько показывает практика, эта работа в большинстве случаев носит формальный характер.

3. Недопущение излишней строгости в отношениях с подчиненными.

4. "Оживление" опыта эмоционально-волевого поведения накопленного в прошлом.

5. Отработка до автоматизма основных компонентов предстоящей деятельности.

6. Уверенное и спокойное поведение командиров и начальников накануне выполнения поставленной задачи.

7. Обеспечением обычной занятости личного состава накануне учений или боевых действий.

8. Поддержание бесперебойной связи и личных контактов с подчиненными.

9. Пресечение случаев неорганизованности, расхлябанности, распространения слухов, страха и паники. Ведь все это ведет к "празднику труса", а трусов уважать их все же нельзя"

Переход от подготовительного этапа к выполнению боевой задачи, как правило, связан с преодолением состояния ригидности, ( rigidus - лат. - негибкость, оцепенелость), в котором проявляется инертность психики человека, возникающая в результате стереотипности его поведения, тяготения к заученным операциям, формам и способам действий.

Ригидность как замедленная переключаемость психики может оказать на деятельность сковывающее влияние, существенно снизить гибкость поведения, затруднить адаптацию его к изменяющимся условиям обстановки.

Главным условием преодоления ригидности является тренировка воинов в сложных условиях, проведение учений и занятий на незнакомой местности и в разных климатических условиях. Однако при этом следует учитывать, что такие тренировки, осуществляемые без постепенного усложнения, могут дать не только положительный, но и отрицательный эффект: однообразная отработка операций начинает тяготить, вызывает утомление, раздражение другие отрицательные эмоции и состояния.

Я считаю, что этого не случится при соблюдении следующих правил:

n вводить сложные ситуации не только в условия деятельности, но и ее компоненты;

n перед началом тренировок максимально активизировать положительные мотивы;

n своевременным поощрением помочь воину подавить в себе отрицательные эмоции, побудить его набраться терпения и с полной отдачей снова и снова шлифовать свои действия.

На этапе выполнения боевой задачи важное значение имеет поддержание состояния боевой активности, высокого гражданского подъема и патриотической приподнятости. Огромную роль здесь также играют состояния собранности, бдительности, решительности, боевого возбуждения, подъема, энтузиазма, спаянности и сплоченности коллектива, готовности к самопожертвованию. Ведь настоящая храбрость человека познается не во всяком бою, а только в таком, где надо осмысленно идти на риск, из которого мало шансов выйти живым.

Следовательно, задача офицера - поддерживать положительные психические состояния, внушать подчиненным уверенность в победе, твердо управлять во войсками, умело стимулировать боевое возбуждение, правильно расставлять актив, информировать подчиненных о развитии событий.

В тяжелой боевой обстановке у психологически неподготовленных воинов может возникнуть страх - аффективное психологическое состояние, которое вызывается чрезвычайно сильными, опасными для жизни внешними раздражителями. Оно может нарушить психическую устойчивость, вызвать отрицательные проявления, ослабить боеспособность.

По степени интенсивности и глубине переживаний страх бывает в виде:

n беспокойства;

n тревоги;

n волнения;

n боязни и ужаса.

Состояние ужаса проявляется в астенической и стенической формах. В первом случае под влиянием опасности человек цепенеет и оказывается неспособным к движению и действиям; стеническая характеризуется, напротив, резким двигательным возбуждением, суетливостью, стремлением уйти от угрозы для жизни, без способности учитывать особенности ситуации. Это состояние дезориентирует личность, вызывает в ней глубокое потрясение.

Одной из глубоких патологических форм страха является психологический шок - временная утрата всякой способности психической деятельности у людей, не подготовленных в психологическом отношении к современной войне.

У выдающегося Гете есть прекрасные слова: «Богатство потерять - немного потерять, честь потерять - много потерять, мужесtbo потерять - все потерять».

Страх может вызвать панику (групповое состояние) подавляющий аффект, развивающийся внезапно при неожиданном впечатлении угрожающего характера и быстро распространяющийся путем психического влияния на множество лиц.

Паника охватывает, подобно эпидемии, почти внезапно целую массу лиц, заражает их чувством неминуемой опасности.

Выделяют два вида паники:

n паника, развивающаяся при внезапном возникновении угрожающей обстановки в отсутствие периода ожидания опасности (например, при внезапном применении противником ядерного оружия;

n паника, возникающая в обстановке длительного опасности, нарастания тревоги и групповой напряженности, которые способствуют истощению нервной энергии людей, и они начинают на обычные раздражители реагировать паническими реакциями.

Возникновению такой паники способствуют:

n отрицательные слухи и недостаток информации;

n незанятость людей;

n отсутствие ответственности за какой-либо участок работы;

n разрушения окружающей обстановки;

n вид обезображенных людей и т.д.

В возникновении панических настроений определенную роль играет и время суток (чаще всего такое состояние возникает вечером и ночью, когда ухудшается зрительная связь и человек испытывает утомление).

Панику, как и страх, легче предупредить, чем остановить. Основным условием предупреждения паники является общественно-гуманитарная подготовка, в ходе которой формируются нравственные чувства, идейные мотивы, волевые качества, а также возмещение недостатка боевого опыта путем проведен специальных психологических тренировок (специальные тренировки в аварийных ситуациях). Поскольку паника и страх быстрее возникают там, где люди действуют пассивно, постольку важно побуждать подчиненных в бою к активным действиям.

Основными путями подавления и пресечения страха и паники являются:

n твердое и решительное руководство офицеров;

n умение выявляуь паникеров и изолировать очаги паники;

n способность восстановить организационную структуру и подчиненность подразделений;

n четкость команд, распоряжений и жестов.

Паника не является неизбежным состоянием, она возникает только при определенных условиях. Опытные офицеры-воспитатели предвидят возможность возникновения страха и паники и умеют принимать предупредительные меры для ликвидации этих настроений.

После смены с дежурства, в зависимости от его исхода, воины переживают различные психические состояния: удовлетворенности успешным выполнением боевой задачи, высокого подъема морального духа, самоуверенности и самоуспокоенности, снижения бдительности и боеготовности, усталости, апатии, послебоевой эйфории (чрезмерной радости победы, притупляющей разум и бдительность воина) и т.д.

Морально и психологически неустойчивые люди при неудачном исходе выполнения боевой задачи могут находиться долгое время в состоянии глубокой фрустрации.

Фрустрация - сложное психическое состояние, объединяющее в себе тревогу, безнадежность и апатию, обреченность и депрессию, возникающие, как правило, в связи с духовными срывами, неудачами в достижении намеченного. В бою такое состояние чревато потерей способности к сопротивлению.

Но в любом случае, при любом исходе учений, боя с офицера, командира не снимается ответственность за поддержание оптимальных состояний и предупреждение отрицательных состояний.

В случае неудачного выполнения боевой задачи для преодоления отрицательных состояний необходимо вскрыть истинные причины и довести их до всего личного состава. С учетом причин срыва провести тщательный разбор событий, по-новому организовать подготовку к выполнению предстоящей задачи.

При неудачах пассивность в послебоевой деятельности может усугубить их отрицательный духовный настрой. Главные средства предупреждения - его активная деятельность по подготовке к ведению боевых действий и устранению причин неудач, сопровождаемые активным воспитательным влиянием.

Заключение.

Таким образом, психические состояния - это сложные, целостные, динамические образования, во многом определяющие своеобразие всей психической деятельности личности на длительном промежутке времени.

Знание динамики протекания и специфики формирования - необходимое условие успеха деятельности офицера по сплочению личного состава, обеспечению качества выполнения боевых задач. И более того - знание военной психологии облегчает труд офицера, помогает регулировать и стоить взаимоотношения с людьми, глубже понимать действенные мотивы поступков людей.

Я отдаю себе отчет в том, что не рассмотрев психические процессы, трудно понять сущность, а главное - происхождение психических процессов. Но это сделано мною сознательно. Дело в том, что психические процессы: ощущения, внимание, мышление, память и т.д. присутствуют у каждого человека, независимо от его положения в обществе, социального статуса или служебной принадлежности. Но меня, как военного человека, в первую очередь интересуют те аспекты психологии, которые имеют непосредственное отношение к военной службе и от которых зависит качество выполнения обязанностей таковой.

Для определения же психических состояний в непосредственной деятельности офицера я мог бы рекомендовать методику «Шкала тревожности» Дж. Тейлора, но конкретно в реферате приводить тест по этой методике не буду, в конце концов это - не моя задача.

Используемая литература.

Военная психология. - М.: Воениздат, 1972.

Военная педагогика и психология. - М.: Воениздат, 1986.

Общая психология. - М.: Просвещение, 1981.

Левитов Н. О психических состояниях человека - М.: Просвещение, 1964.

Ковалев А. Психология личности. - М.: Просвещение, 1965.

Наши рекомендации