Анализ функций, выполняемых работниками управления,должностных инструкций
Для определения круга служебных функций, должностных обязанностей, составления профиля требований к сотрудникам, критериев для занятия должности, последующей их оценки и проч. необходим анализ предстоящей или текущей (если речь идет о реорганизации) работы. Он состоит из следующих этапов:
¨ определение общих целей деятельности подразделения и подцелей, реализуемых данной должностью;
¨ сбор информации о направлениях деятельности работников;
¨ анализ информации;
¨ спецификация (определение требований к работникам, их поведению, личностным качествам, условиям труда).
Для сбора информации об особенностях работы можно воспользоваться следующим вопросником, заполняемым специалистом соответствующей службы.
1. ФИО.
2. Подразделение, должность, код, табельный номер.
3. Подчиненность, подотчетность, необходимость и частота консультаций с руководителями.
4. Наличие обязанностей по руководству подчиненными, количество подчиненных (0, 1, 2-5, 6-20, 21-50, более 50), объем полномочий.
5. Постоянно выполняемые обязанности (в порядке убывания важности) и доля затрат на них в среднем за месяц (ежедневные, периодические, эпизодические), стандарты исполнения.
Можно составить карту функциональных обязанностей работника, которая содержит их перечень, показатели выполнения, служебные взаимосвязи.
При этом надо иметь в виду градацию разнообразия (комплексности) выполняемых работ. Последние делятся:
¨ на простые, регулярно повторяющиеся работы;
¨ разнообразные простые работы;
¨ специализированные работы с ограниченными функциями;
¨ специализированные работы с неограниченными функциями;
¨ не ограниченные специальной сферой деятельности.
6. Описание принимаемых решений при выполнении регулярных обязанностей и вероятные последствия ошибочных или неправильных действий; ответственность за людей и материальные ресурсы.
7. Необходимость, характер и частота взаимодействия с коллегами, руководителями, подчиненными, внешние контакты (может быть отражено в таблице).
8. Формы и периодичность (ежедневно, еженедельно, ежемесячно и проч.) контроля, самоконтроля, сроки обнаружения ошибок и представления отчетности.
9. Оргтехника, которую приходится использовать, продолжительность работы с ней в среднем за неделю.
10. Описание условий (физических, экономических, социальных) труда.
11. Сложность выполняемых работ (определяется содержанием, разнообразием, комплексностью функций, масштабом и сложностью руководства, характером и степенью дополнительной ответственности (за себя, за общую работу, за других), самостоятельностью).
12. Требования, предъявляемые к образованию и специальному обучению (характер, продолжительность), опыту (тип, количество лет), к специальным навыкам, способностям, физическим данным, исполнительности и результативности.
13. Аспекты работы, требующие специальной квалификации.
14. Необходимость сохранения конфиденциальных сведений.
15. Дополнительная информация, характеризующая должность (например, инициативность, изобретательность).
16. Комментарии:
¨ руководителя;
¨ консультанта.
В результате создается описание должности, содержащее данные об основных ее характеристиках (наименование, подчиненность, ответственность, цели, задачи, условия труда, контакты, требования к личности).
Работнику можно предложить заполнить следующую анкету о своей работе, имеющихся и желательных полномочиях.
1. ФИО.
2. Должность, ее отличительные черты.
3. Место в иерархии; кому конкретно подчиняется.
4. Кому надо подчиняться.
5. Кто подчиняется.
6. Кого следует и кого не следует подчинять.
7. Кто, кроме прямого начальника, и какого рода указания дает.
8. Какими основными полномочиями обладает работник; каких полномочий недостает; какие из них и по отношению к кому надо ограничить, упразднить, а какие ¾ расширить.
9. Какие дополнительные обязанности, не связанные с основной деятельностью (консультации, участие в комиссиях, советах и проч.).
10. Какие функции, выполняемые другими, относятся к данной сфере деятельности. Какие права и обязанности (принимать решения, давать консультации) целесообразно передать другим.
11. Кому еще отдаются указания.
12. Кто исполняет обязанности во время отсутствия работника. Как можно по-другому регулировать этот вопрос.
Целесообразно осуществлять также анализ сфокусированности (концентрированности) работников. Сфокусированность считается нормальной, если имеется возможность одновременно решать нормативно установленное число задач (обычно 7 ± 2), относящихся к должностным обязанностям.
Для определения сфокусированности необходимо:
1. Исследовать основные должностные обязанности сотрудников («фокус») и степень загруженности вторичной работой.
2. Сравнить число фактически выполняемых функций с нормативом. Например, если по нормативу 5-8, а фактически ¾ 14, работа имеет раздробленный характер. В этом случае концентрация на меньшем числе задач повышает производительность.
3. Изучить объем вторичных работ. Если их доля превышает 20%, необходима срочная переориентация на основные задачи.
4. Производительность труда начинает падать, если на выполнение рабочих функций у работников уходит до 20% времени. Раздробленным считаются виды деятельности, на выполнение которых уходит до 10% времени. Они передаются другим сотрудникам, у которых на них уходит больше времени. Рост концентрации этих функций у них повышает производительность.
5. Излишние вторичные функции передаются тем сотрудникам, для которых они первичны.
Можно использовать следующую форму:
Результатом может стать типовой проект организации труда для должностей, включающий следующие позиции:
¨ содержание трудовой деятельности;
¨ служебные коммуникации (с указанием ориентировочных затрат времени на них);
¨ квалификационные требования к должностному лицу;
¨ информационное обслуживание (регламент обеспечения информацией, сроки, виды источника, средства, формы);
¨ эскиз размещения рабочего места;
¨ хозяйственное обслуживание.
Можно составить универсальный документ ¾ паспорт должности, аналогичный паспорту рабочего места.
Его разделами являются:
1. Общие положения. Наименование, порядок замещения и освобождения, подчиненность и подотчетность, руководящие материалы.
2. Статус должности. Функции, обязанности (виды, характер, обязательные действия), права (по отношению к подчиненным, руководству, форма их реализации), ответственность (когда, в какой форме, перед кем).
3. Система оценки и оплаты труда.
4. Требования (общие, специальные) к лицу, занимающему должность.
Такие качества отражены в документе, называемом личностной спецификацией. Его образец приводится ниже.