Среда организации. Особенности взаимодействия организации со средой

Среда организации – то, что заполняет пространство внутри, либо снаружи.

Выделяют внутреннюю и внешнюю среды организации.

Внутренняя – все основные элементы и подсистемы, обеспечивающие протекание процессов в организации (структура, цели, задачи, технологии, капитал, организационная культура и т.д).

Внешняя - совокупность условий, в которых протекает деятельность организации:

- макроокружение – часть внешней среды, общая для всех организаций, находящаяся вне пределов компании, но оказывающая влияние (экономическая составляющая, политическая, правовая, законодательная, социально-культурная, технологическая и т.д.);

- непосредственное окружение – часть внешней среды, оказывающая непосредственное воздействие (поставщики, потребители, партнёры, конкуренты, рынок труда.

Внешняя среда - это совокупность объектов и условий, с которыми организация непосредственно взаимодействует и которые должна учитывать.

В качестве факторов внешней среды специалисты выделяют следующие:

1) поставщики материальных ресурсов, техники и технологий, финансов, персонала;

2) потребители продукции, работ, услуг;

3) общеэкономические, политические и международные факторы;

4) национальные и региональные факторы;

5) конкуренты, конкурентная среда;

6) научно-технический прогресс;

7) социальные и культурные факторы.

Факторы внешней среды влияют на деятельность фирмы и организация должна быть в состоянии реагировать на изменения среды, чтобы выживать и достигать поставленных целей. Различают среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.. Среда косвенного воздействия представлена факторами, которые могут не оказывать непосредственного влияния на организацию, но сказываются на ее деятельности.

Внешняя среда может воздействовать или прямо и непосредственно, или скрыто, косвенным образом.

Среда прямого воздействия включает: Среда прямого воздействия - это факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. Это поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, законы и государственные учреждения. Среда косвенного воздействия включает факторы, которые влияют на предприятие не прямо а, опосредованно. Это состояние экономики, НТП, социально-культурные и политические изменения, события в других странах и пр.

К характеристике внешней среды относятся:

· взаимосвязанность факторов;

· сложность;

· подвижность;

· неопределенность.

Среда организации. Особенности взаимодействия организации со средой - student2.ru

Рис. 5.9. Среда прямого воздействия

Поставщики. Организация - это механизм преобразования входов в выходы. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, капитал, рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации.

Потребители. Само выживание и оправдание асуществования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Не случайно говорят: «Потребитель - король на рынке».

Конкуренты - это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву.

Законы и государственные органы. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией и т.д., и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже и неопределенностью.

Организации обязаны соблюдать не только федеральные и штатные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.

Среда косвенного воздействия - это факторы, не оказывающие прямого воздействия на операции организации, но все же сказываются на них опосредственно. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия.

Среда организации. Особенности взаимодействия организации со средой - student2.ru

Рис. 5.10. Среда косвенного воздействия

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать; на скорость устаревания продукта; на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию; на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги; может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд.

Социокультурные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.

Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них - настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Другой элемент политической обстановки - это группы особых интересов и лоббисты.

.

4 Взаимодействие организаций со средой: конкуренция, сделка, кооптация, коалиция

Выживание и развитие организаций зависят от удачно построенных взаимоотношений со средой, в которую входят кроме др. организаций различные соц. группы, общественные объединения, движения и т.п. Осн. виды межорганизационных

Конкуренция – в этом взаимодействии участвуют 2 соперника и один посредник, например публика. Кроме обычной конкуренции и борьбы за покупателя существуют другие объекты конкурентной борьбы: фонды, добрая воля, легитимность. (пр.: университеты конкурируют между собой за более подготовленных студентов)

Сделка –это переговоры о соглашении насчет обмена товарами и услугами между двумя и более организациями (пр.: между промышленными фирмами и союзами)

Кооптация –процесс вовлечения новых элементов в лидерство или структуру, определяющую политику организации, рассматриваемый как средство устранения угрозы стабильности или существования (пр.: некоторые важные персоны приглашаются на высокие посты в организацию по совместительству – достигая эффект снижения напряженности конкурентной борьбы, согласования целей соперников…)

Коалиция –это комбинация из двух и более организаций, предназначенная для преследования общих целей. К. временна, а организации входящие в нее, не теряют своей индивидуальности

Наши рекомендации