Комментарии

Политика (от греч polls — город, государство) — организационная и регулятивно-контрольная сфера жизни общества, одна из важнейших в систе­ме других таких же сфер экономичес­кой, идеологической, правовой, куль­турной, религиозной

Политика реализуется в борьбе за власть в обществе (государстве) В хо­де последней формируется политичес­кое сознание как всего общества, так и отдельных его представителей

Политическая психология — от­расль социальной психологии, изучаю­щая психологические явления и про­цессы, функционирующие в ходе борь­бы за власть в обществе

Политическое сознание— сис­тема теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание сферы политики соци­альными субъектами (индивидами, группами)

Сущность политического созна­ния — результат и процесс отражения политической реальности с учетом со­циальных интересов людей

Содержание политического со­знания — политические идеи, теории, взгляды, интересы, настроения и чув

ства людей, испытывающих влияние политики

Специфика политического со­знания состоит в:

а) высокой степени выражения и отражения социально-классовых инте­ресов людей,

б) активном влиянии политики на другие формы общественного созна­ния (право, мораль, религию, науку, искусство и философию)

Познавательная функция поли­тического сознания призвана представ­лять систему знаний об окружающей политической деятельности людей

Его оценочная функция способству­ет ориентации людей в политической жизни, оценке политических событий

Регулятивная функция предос­тавляет людям ориентиры относитель­но их участия в политической деятель­ности

Интегрирующая функция спо­собствует объединению социальных групп общества на базе общих ценнос­тей, идей, установок

Прогностическая функция созда­ет основу для предвидения содержа­ния и характера развития политичес­ких явлений и процессов

Нормативная функция служит основой для формирования общеприня­того образа политического будущего

Комментарии - student2.ru

Социальная психология по-своему классифицирует и изучает политичес­кие явления (см схему), подходя к ним с точки зрения целей, средств и ре­зультатов политики.

В рамках этих явлений она исследует

— мотивы (потребности), интересы привычки, взгляды, склонности и убеж­дения людей, инициирующие их поли­тическую активность и вызывающие определенные реакции на политичес­кие процессы, а также потребность во власти, лидерстве, достижении поли­тических целей, индивидуальные и со­циально-политические характеристики политического сознания индивидов и социальных групп с учетом их классо­вой, национальной, конфессиональной и половозрастной принадлежности;

— психологические закономернос­ти политического мышления, его со­держательные компоненты и структу­ру, психологические особенности фор­мирования представлений и взглядов, относящихся к политической деятель­ности, борьбе за власть, в том числе и политическому соперничеству, лидер­ству, психологические закономернос­ти и механизмы принятия политичес­ких решений, вопросы выработки спе­циальных методов познавательного и интеллектуального стимулирования и контроля политической деятельности, борьбы за власть, ситуативного пове­дения субъектов и объектов политики,

— индивидуальные и групповые чувства, настроения и переживания, возникающие в ходе политической де-

Ятельности и сопровождающие ее; психологические закономерности влияний эмоций и чувств, воли на результатив­ность и содержание деятельности субъектов и объектов политики, фор­мирование симпатий и антипатий, по­литической фрустрации, напряженно­сти и т. д ,

— наиболее общие закономернос­ти и особенности политического обще­ния, взаимодействия и взаимоотноше­ний как индивидов, так и групп людей (в том числе и в зависимости от их принадлежности к конкретным классам, нациям, конфессиям, профессиональ­ным и половозрастным общностям), психологические особенности социа­лизации субъектов и объектов полити­ческой деятельности (партийных и бес­партийных, лидеров и простых участ­ников и т. д ), ролевое поведение людей, вовлеченных в политику, борьбу за власть, психологические механизмы формирования и развития обществен­ного мнения в условиях политической активности, закономерности проявле­ния, роста и снижения общественного интереса к политике, способы и при­емы формирования имиджа политичес­ких лидеров, своеобразие руководства и управления в политической деятель­ности и борьбе за власть, своеобразие зарождения и трансформации стихий­ных форм политической активности, политического экстремизма и амора­лизма в политической деятельности и борьбе за власть, особенности функцио­нирования массовых коммуникативных процессов в ходе политической дея­тельности и борьбы за власть.

Комментарии - student2.ru

С психологической точки зрения, власть — это способность и возмож­ность (личности, группы, класса, на­ции, партии,государства и т.д.) осу­ществлять свою волю с помощью авторитета, права, насилия и других средств (см схему), а также оказы­вать направляющее воздействие на деятельность, поведение и жизнь лю­дей в обществе.

В то же время власть как обще­ственное явление подчиняется объек­тивным законам, независимым от че­ловеческих представлений и стремле­ний, определяющим и регулирующим процессы социального развития, в ко­торых экономические факторы играют решающую роль Общественная систе­ма в целом (прежде всего экономичес­кий строй общества) и ее влияние на социальный уклад жизни людей в част­ности определяют фактический доступ к власти, характер отношений, методы ее осуществления.

Власти присущи универсальные со­циальные свойства всеобщность, функционирование во всех сферах об­щественных отношений, способность проникать во все виды деятельности, связывать людей, общественные груп­пы и противопоставлять их.

Научный подход к пониманию вла­сти требует учета многообразия ее видов и форм реализации в обществе

(см. схему), тщательного анализа особенностей ее проявления.

Основные функции власти сводят­ся к:

— формированию политической си­стемы общества, организации его по­литической жизни, политических от­ношений, которые включают отноше­ния между государством и обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, политическими аппара­тами и органами государственного уп­равления, партиями, гражданами и т.д,

— управлению делами общества на разных уровнях, руководству органа ми власти и политическими, а также неполитическими процессами,

— контролю политических и дру­гих отношений и в конечном итоге со­зданию определенного, характерного для того или иного общества типа прав­ления, политического режима и госу­дарственного строя (открытого или зак­рытого, замкнутого, отгороженного от других государств), присущей данно­му государству политической систе­мы, соответствующих им политичес­ких отношений и иных политических характеристик общества

Власть не развращает людей, но дураки, забравшиеся на вершины власти, развращают власть

Бернард Шоу

Комментарии - student2.ru

Социальное и политическое парт­нерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев — одна из важнейших составляющих политической деятель­ности людей, а также одна из главных проблем исследования социальной пси­хологии.

Часто отождествляют понятия ли­дера и руководителя. Однако руково­дитель выполняет директивные функ­ции, заданные нормативно, лидер же — совершенно иное социальное явление.

Лидер — это тот, кто влияет на группу независимо от того, является ли он формально главой этой группы.

Само же лидерство — это не новый стиль руководства, а способ организа­ции власти в гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех и большинства его социальных слоев.

Политический лидер— ведущее лицо политического процесса, осу­ществляющее объединение и спло­чение социальных сил, задающее направление деятельности государ­ственным и общественным инсти­тутам, политическим движениям, во многом определяющее особеннос­ти курса на политические преобра­зования

Выполняя определенные функции, политический лидер:

— планирует политические акции, занимается поиском сторонников, кон­тролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на компромиссы или на решительное изменение политики;

— согласовывает действия институтов власти, приводит их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в об­ществе системой ценностей,

— осуществляет социальный арбит­раж, защиту масс от беззакония, само­управства бюрократии, поддержание порядка в обществе,

— обеспечивает коммуникацию власти и масс, предотвращение отчуж­дения граждан от политического руко водства,

— обеспечивает поддержку едино­мышленниками, окружением, обще­ством своих планов и программ.

Наличие ясной политической про­граммы, отвечающей интересам больших социальных групп, позволяет лидеру завоевывать авторитет

Популярность, умение нравить­ся людям дает возможность завоевы­вать их симпатии.

Политическая воля обеспечивает его готовность брать на себя ответ­ственность.

Острый ум, политическая инту­иция и высокая политическая куль­тура дают возможность лидеру выхо­дить из сложных ситуаций.

Организаторский талант и ораторские способности обеспечивают влияние политического лидера на людей.

Способность повышать свой ав­торитет позволяют политическому лидеру совершенствоваться в своей де­ятельности.

Комментарии - student2.ru

Лидер-знаменосец — лидер, дея­тельность которого всегда ассоцииру­ется с отстаиванием главных идей того социального субъекта, чьи интересы он представляет

Лидер-служитель — лидер, отда­ющий всего себя политической дея­тельности во имя целей своей социаль­ной группы

Лидер-торговец — лидер, стремя­щийся реализовать интересы своей со­циальной группы главным образом по­средством заключения политических соглашений с другими социальными субъектами

Лидер-пожарный — лидер, основ­ная деятельность которого нацелена на решение наиболее важных и неиз­бежных проблем политической дея­тельности

Лидер-актер (демагог) — лидер, излишне опирающийся на внешние эф­фекты своего поведения и слишком много обещающий на словах, но мало осуществляющий на деле

Традиционный лидер — лидер, опирающийся на традиции и ритуалы Лидер в этом случае — носитель и знаток последних, а сам тип властво­вания является достаточно примитив­ным, отжившим, но еще встречающим­ся в обществе (монархия)

Бюрократический (рациональ­но-легальный) лидер — опирающий­ся на законы, правила, нормы, в рам­ках которых властвование связано со знанием и четким соблюдением норм политической деятельности, их активного использования для достижения поставленных целей (президент, премьер министр)

Харизматический лидер — лидер смысл деятельности которого проявляется в особой связи между ним и ею последователями, когда он чувствует себя готовым к осуществлению определенной цели, а они убеждены в наличии у него особых, исключительных качеств способности преодолевать любые трудности, предвидеть на много лет вперед.

Авторитарный лидер — лидер стремящийся максимально подчинить своему влиянию партнеров по политической деятельности, строго контролировать их активность, жестко пресекать их инициативу

Демократический лидер —лидер, не ограничивающий строгими рамками активность своих единомышлен ников, советующийся с ними по наиболее важным вопросам политической деятельности, позволяющий им проявлять инициативу и творчество.

Функциональный лидер — лидер, не выходящий в своей активности за рамки выполнения тех обязанностей которые предписаны ему правилами политической деятельности

Дисфункциональный лидер —лидер, не ограничивающийся в своей деятельности логикой и нормами функционирования политического процесса

Лидер-конформист (нонконфор­мист) — лидер, который подчиняется (или не подчиняется) воздействию своей политической системы.

Комментарии - student2.ru

Религия принадлежит к тем явле­ниям, которые сопровождают челове­чество и человеческие отношения на всем пути их существования и транс­формации.

Без религии, без учета ее влияния на людей невозможно развитие исто­рии и социальных отношений любого государства, любого народа, любой группы, любого человека.

Религия является одной из форм (наряду с философией, правом, искус­ством, наукой и др.) общественного сознания (общественной жизни) соци­альных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются об­щаться) с реальностью, но не той, с которой мы сталкиваемся в повседнев­ной действительности, а другой — ле­жащей за пределами обыденного опы­та и представленной в голове человека в иллюзорно-фантастических образах, представлениях, понятиях.

Религия— особая сфера прояв­ления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологи­ческой «ниши», идейных и других ори­ентиров и функционирующая в фор­ме верований, практических дей­ствий и переживаний, к которым, как давно уже доказали психологи, люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседнев­ные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира.

Глубинные истоки религии, таким образом, берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики. Сами верующие склонны связывать свое первоначальное обра­щение к религии с «чудом», с неожи­данным озарением и просветлением, с приобщением к Богу. Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.

Религия имеет свои психологичес­кие особенности.

Во-первых, религия, как уже отмечалось, - это специфическая форма об­щественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собствен­ные особенности и вызывающая своеоб­разные состояния психики верующих.

Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп (групп верую­щих) и конфессиональной (групповой) исключительности.

В-третьих, религия связана с ве­рой в образы и понятия, которые счи­таются священными и трактуются как сверхъестественные.

В-четвертых, религия подразуме­вает определенную совокупность ве­рований, выраженных в религиозных канонах.

В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов.

Кроме того, религии как специфи­ческой форме общественного сознания присущи: особое сочетание и взаимо­действие идеологии и психологии; на­личие своеобразных видов практичес­кого религиозного опыта верующих; преимущественная направленность на постоянное удержание верующих под своим влиянием и непрерывный конт­роль за их психикой.

Комментарии - student2.ru

Религиозная философия— на­ука, изучающая наиболее общие пред­ставления религии о происхождении реального и потустороннего мира, Боге, церкви, священнослужителях и веру­ющих.

Теология (богословие) — систе­ма различных богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих от­дельные стороны вероучения. Основой теологии является священное писание, содержащее совокупность «богооткровенных истин», которые и стано­вятся объектом теоретических объяс­нений религиозных деятелей, чьи уси­лия направлены на то, чтобы привести в систему, обобщить и согласовать все элементы религии, приспособив их к массовому сознанию людей.

Теология обосновывает и защищает религиозные учения о Боге, доказывает истинность религиозной догматики, ре­лигиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией. Она включает в себя доказательства сверхъестественного происхождения священного писания, богодуховности святого предания, божественной сущ­ности церкви, а также ряд практичес­ких дисциплин, связанных с прове­дением богослужения. Все системы бо­гословия исходят из признания личного Бога, сотворившего мир и управляюще­го им по непознаваемым законам.

Религиозно-ориентированные теории — различные религиозно- экономические, религиозно- политические, религиозно – этические религиозно- эстетические и другие концепции.

В соответствии с принципами рели­гиозного мировоззрения они интерпре­тируют различные аспекты экономики, политики, морали, права, этики, эсте­тики, искусства.

Существуют несколько основных типов религиозных организаций.

Церковь — религиозная организа­ция, способствующая интеграции обще­ства и действующая внутри него. В то же время она посредством поддержива­емых ею верований и представлений удовлетворяет большинство личност­ных запросов представителей всех со­циальных слоев. Церковь по своей при­роде придает огромное значение молит­вам, которые она отправляет, системе вероучения, которая ею сформулирова­на, официальному управлению совер­шением богослужений и образованием со стороны духовной иерархии.

Деноминация — промежуточное звено между церковью и сектой. Этот тип религиозной организации не обла­дает такой универсальностью, как цер­ковь, поскольку в ее деятельности часто проявляются классовые, национальные, расовые, а иногда и региональные инте­ресы.

Секты — это небольшие нестабиль­ные религиозные группы, которые не согласны с определенными религиоз­ными традициями или даже выступают против некоторых из них и которые не склонны к компромиссу с государством и церковью. Они характеризуются прежде всего либо индифферентной, либо агрессивно-враждебной позицией по отношению к миру в целом, окружа­ющему обществу, государству и церк­ви, стремлением к максимальной изо­ляции от них в своей замкнутости.

Комментарии - student2.ru

Религиозное сознание— состав­ная часть общественного сознания, сфера духовной жизни общества, ос­нованная на вере в сверхъестествен­ное

Оно включает в себя два взаимо­связанных уровня явлений обыденный и концептуальный (идеологический), или религиозную психологию и религиозную идеологию

Религиозная психология представ­ляет собой совокупность религиозных представлений, потребностей, стереоти­пов, установок, чувств, привычек и тра­диций, связанных с определенной сис­темой религиозных идей, присущих всей массе верующих Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии

Религиозная идеология — это бо­лее или менее стройная система поня­тий, идей, принципов, концепций, раз­работкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа

Религиозную идеологию и религи­озную психологию объединяет то, что они детерминированы социальными отношениями своей эпохи и являются специфическим, иллюзорным отраже­нием действительности

Исторически сначала возникла в первобытную эпоху религиозная пси­хология. По мере развития общества

На базе нее зарождались элементы религиозной идеологии, вносившей в стихийно складывающиеся религиозные верования элементы сознательности и целеустремленности, отбирая и закрепляя определенные, отвечающие конкретно-историческим условиям понятия, представления и обряды.

Для религиозного сознания характерны свои особенности

— в нем в большей мере, чем в других формах общественного сознания людей, идеология связана с психо логией,

— его содержанием, цементирую щей основой является религиозная вера, т. е. вера в сверхъестественное,

— основными предпосылками фор­мирования и развития религиозного со­знания выступают религиозная дея­тельность (культ) и религиозный опыт.

Содержательная сторона рели­гиозного сознания — это религиозные потребности, представления, установ­ки, традиции, верования и опыт, явля­ющиеся побудительной силой приоб­щающихся к религии людей

Функциональную сторону рели­гиозного сознания составляют религи­озный опыт, религиозные отношения, религиозное общение и религиозная деятельность, реализующиеся в про­цессе богослужения, праздников, со­блюдения поста, отправления молитв и других обрядов, а также в ходе взаимодействия верующих друг с другом и сверхъестественным.

Комментарии - student2.ru

Христианство (от греч chnstos — «помазанник», «мессия») — одна из мировых религий, имеющая три основ­ные ветви православие, католицизм и протестантизм Общим признаком, объединяющим всех ее представите­лей, является вера в триединого Бога, а Иисус Христос при этом выступает как богочеловек, спаситель мира Глав­ным источником христианского вероу­чения является Священное Писание — Библия, особенно ее вторая часть — Новый завет

Основными особенностями христи­анства являются единственный путь спасения — уход от испорченного, гре­ховного мира в себя, внутрь собствен­ной личности, противопоставление плотским удовольствиям строгого ас­кетизма, а высокомерию и тщесла­вию — сознательного смирения и по­корности, которые будут вознагражде­ны после наступления Царства Божьего на Земле Христианство провозглаша­ет равенство всех людей как грешни­ков, порождает у них надежду получения свободы простым и понятным способом — через познание божественной истины, которую принес на Землю Хри­стос, чтобы навсегда искупить все че­ловеческие грехи и пороки Христиан­ская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде

Ислам — одна из мировых рели­гий, возникшая в начале VII в н. э. на Аравийском полуострове.

Бог ислама (Аллах) — бог воздаяния за дела, бог-судья. В отличие от христианства ислам никогда не был религией угнетенных. В нем сформировалось жесткое представление о власти и полити­ческой организации в обществе. Ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованного государства и ведения военных действий против его противников. Ислам предписывает быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло — злом, быть щедрым, помогать бедным и т. д.

Буддизм — третья мировая религия, возникшая в V-VIвв до н. э. на Дальнем Востоке.

Высшей целью буддизма является достижение нирваны, т е состояния вечного покоя и блаженства, свободы от всех моральных и умственных загрязнений. Никто и ничто не может спа­сти человека, он должен сделать это сам. Будда не спасает людей, он только указывает правильный путь к спасению. Для достижения состояния освобождения в буддизме существует ряд специальных методов — медитация, пе- ревоплощение и др. Немалое место и буддизме занимает и учение о любви и милосердии по отношению ко всем живым существам.

Иудаизм — одна из древнейших национальных религий, возникшая в I тысячелетии до н. э. среди еврейских племен Палестины.

Иудаизм сохранял относительную однородность гораздо дольше, чем христианство В отличие от последнего, а также ислама и буддизма, обычно исповедуемых людьми разных национальностей, иудаизм неотделим от еврейского народа, которому приписываете я особая роль, доверенная Богом. Отвержение Христа и ожидание вместо нет другого, именуемого в христианской традиции Антихристом, стало в прошлом духовной причиной государственной и национальной катастрофы иуде­ев и распыления их по всему свету.

Индуизм — религия, сформировав­шаяся в I в. н.э. в Индии.

Индуизм не похож на религии, при­вычные западному человеку, — хрис­тианство, иудаизм или ислам — преж­де всего тем, что, в отличие от них, не представляет собой целостного учения, и тем, что был создан не каким-либо основателем или пророком, а в ходе длительного исторического синтеза ре­лигиозных верований.

Индуизм не имеет единого автори­тетного Священного Писания, системы догматов или конфессиональной орга­низации и священства, а потому и еди­ного авторитета в религиозных вопросах. Все это породило и определенный психологический склад индуистов. В нем причудливо переплетались различ­ные качества: приверженность к опре­деленным убеждениям с беспринципностью поведения; стремление достичь определенного социального положения с завистью (или ненавистью) к тем, у кого оно выше (или ниже), и т.д.

Конфуцианство — этико-политическое учение, основанное в VI в. до н.э. древнекитайским мыслителем Конфуцием.

Основой конфуцианства являются: учение о сыновней почтительности, в оответствии с которым почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во мя их здоровья и блага, чтить их при любыхобстоятельствах; учение о воспитании высокоморального (благородного) человека, которому должны быть присущи честность и искренность, прямодушие и бесстрашие, скромность, справедливость, сдержанность, досто­инство, бескорыстие, любовь к людям.

Даосизм — одна из китайский ре­лигий, возникшая во II—IIIвв. до н.э.

Он формировал у верующих есте­ственность, простоту религиозных представлений и религиозных верова­ний, ориентировал не на враждебность к окружающему миру и людям, а на общительность, дружелюбие, состра­дание и помощь.

Сикхизм — индийская религия, складывавшаяся в рамках индуизма и синтезировавшая в себе ряд как инду­истских, так и мусульманских черт. Он представляет собой попытку пре­одолеть противостояние индуистской и исламской традиции, поднявшись над их разногласиями.

Джайнизм — религия, принявшая общую для индийских вероучений кон­цепцию кармы и конечного освобожде­ния — нирваны.

Не признавая существования бога-творца, он считает душу человека веч­ной субстанцией, а мир — изначаль­ным. Преодолевая полученную как ре­зультат прежних жизней телесную оболочку, душа может, совершенству­ясь, достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства.

Синтоизм (от японск. синто, букв, «путь богов») — сугубо японская рели­гия. В основе ее лежит культ божеств природы и предков. Высшим божеством является Аматэрасу, а ее потомком — Дзимму.

Зороастризм — древняя восточ­ная религия, основанная на вере в силу воздействия на жизнь человека небес­ных светил.

Наши рекомендации