Комментарии
Политика (от греч polls — город, государство) — организационная и регулятивно-контрольная сфера жизни общества, одна из важнейших в системе других таких же сфер экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной
Политика реализуется в борьбе за власть в обществе (государстве) В ходе последней формируется политическое сознание как всего общества, так и отдельных его представителей
Политическая психология — отрасль социальной психологии, изучающая психологические явления и процессы, функционирующие в ходе борьбы за власть в обществе
Политическое сознание— система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами)
Сущность политического сознания — результат и процесс отражения политической реальности с учетом социальных интересов людей
Содержание политического сознания — политические идеи, теории, взгляды, интересы, настроения и чув
ства людей, испытывающих влияние политики
Специфика политического сознания состоит в:
а) высокой степени выражения и отражения социально-классовых интересов людей,
б) активном влиянии политики на другие формы общественного сознания (право, мораль, религию, науку, искусство и философию)
Познавательная функция политического сознания призвана представлять систему знаний об окружающей политической деятельности людей
Его оценочная функция способствует ориентации людей в политической жизни, оценке политических событий
Регулятивная функция предоставляет людям ориентиры относительно их участия в политической деятельности
Интегрирующая функция способствует объединению социальных групп общества на базе общих ценностей, идей, установок
Прогностическая функция создает основу для предвидения содержания и характера развития политических явлений и процессов
Нормативная функция служит основой для формирования общепринятого образа политического будущего
Социальная психология по-своему классифицирует и изучает политические явления (см схему), подходя к ним с точки зрения целей, средств и результатов политики.
В рамках этих явлений она исследует
— мотивы (потребности), интересы привычки, взгляды, склонности и убеждения людей, инициирующие их политическую активность и вызывающие определенные реакции на политические процессы, а также потребность во власти, лидерстве, достижении политических целей, индивидуальные и социально-политические характеристики политического сознания индивидов и социальных групп с учетом их классовой, национальной, конфессиональной и половозрастной принадлежности;
— психологические закономерности политического мышления, его содержательные компоненты и структуру, психологические особенности формирования представлений и взглядов, относящихся к политической деятельности, борьбе за власть, в том числе и политическому соперничеству, лидерству, психологические закономерности и механизмы принятия политических решений, вопросы выработки специальных методов познавательного и интеллектуального стимулирования и контроля политической деятельности, борьбы за власть, ситуативного поведения субъектов и объектов политики,
— индивидуальные и групповые чувства, настроения и переживания, возникающие в ходе политической де-
Ятельности и сопровождающие ее; психологические закономерности влияний эмоций и чувств, воли на результативность и содержание деятельности субъектов и объектов политики, формирование симпатий и антипатий, политической фрустрации, напряженности и т. д ,
— наиболее общие закономерности и особенности политического общения, взаимодействия и взаимоотношений как индивидов, так и групп людей (в том числе и в зависимости от их принадлежности к конкретным классам, нациям, конфессиям, профессиональным и половозрастным общностям), психологические особенности социализации субъектов и объектов политической деятельности (партийных и беспартийных, лидеров и простых участников и т. д ), ролевое поведение людей, вовлеченных в политику, борьбу за власть, психологические механизмы формирования и развития общественного мнения в условиях политической активности, закономерности проявления, роста и снижения общественного интереса к политике, способы и приемы формирования имиджа политических лидеров, своеобразие руководства и управления в политической деятельности и борьбе за власть, своеобразие зарождения и трансформации стихийных форм политической активности, политического экстремизма и аморализма в политической деятельности и борьбе за власть, особенности функционирования массовых коммуникативных процессов в ходе политической деятельности и борьбы за власть.
С психологической точки зрения, власть — это способность и возможность (личности, группы, класса, нации, партии,государства и т.д.) осуществлять свою волю с помощью авторитета, права, насилия и других средств (см схему), а также оказывать направляющее воздействие на деятельность, поведение и жизнь людей в обществе.
В то же время власть как общественное явление подчиняется объективным законам, независимым от человеческих представлений и стремлений, определяющим и регулирующим процессы социального развития, в которых экономические факторы играют решающую роль Общественная система в целом (прежде всего экономический строй общества) и ее влияние на социальный уклад жизни людей в частности определяют фактический доступ к власти, характер отношений, методы ее осуществления.
Власти присущи универсальные социальные свойства всеобщность, функционирование во всех сферах общественных отношений, способность проникать во все виды деятельности, связывать людей, общественные группы и противопоставлять их.
Научный подход к пониманию власти требует учета многообразия ее видов и форм реализации в обществе
(см. схему), тщательного анализа особенностей ее проявления.
Основные функции власти сводятся к:
— формированию политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, политическими аппаратами и органами государственного управления, партиями, гражданами и т.д,
— управлению делами общества на разных уровнях, руководству органа ми власти и политическими, а также неполитическими процессами,
— контролю политических и других отношений и в конечном итоге созданию определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политического режима и государственного строя (открытого или закрытого, замкнутого, отгороженного от других государств), присущей данному государству политической системы, соответствующих им политических отношений и иных политических характеристик общества
Власть не развращает людей, но дураки, забравшиеся на вершины власти, развращают власть
Бернард Шоу
Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев — одна из важнейших составляющих политической деятельности людей, а также одна из главных проблем исследования социальной психологии.
Часто отождествляют понятия лидера и руководителя. Однако руководитель выполняет директивные функции, заданные нормативно, лидер же — совершенно иное социальное явление.
Лидер — это тот, кто влияет на группу независимо от того, является ли он формально главой этой группы.
Само же лидерство — это не новый стиль руководства, а способ организации власти в гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех и большинства его социальных слоев.
Политический лидер— ведущее лицо политического процесса, осуществляющее объединение и сплочение социальных сил, задающее направление деятельности государственным и общественным институтам, политическим движениям, во многом определяющее особенности курса на политические преобразования
Выполняя определенные функции, политический лидер:
— планирует политические акции, занимается поиском сторонников, контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на компромиссы или на решительное изменение политики;
— согласовывает действия институтов власти, приводит их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей,
— осуществляет социальный арбитраж, защиту масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка в обществе,
— обеспечивает коммуникацию власти и масс, предотвращение отчуждения граждан от политического руко водства,
— обеспечивает поддержку единомышленниками, окружением, обществом своих планов и программ.
Наличие ясной политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп, позволяет лидеру завоевывать авторитет
Популярность, умение нравиться людям дает возможность завоевывать их симпатии.
Политическая воля обеспечивает его готовность брать на себя ответственность.
Острый ум, политическая интуиция и высокая политическая культура дают возможность лидеру выходить из сложных ситуаций.
Организаторский талант и ораторские способности обеспечивают влияние политического лидера на людей.
Способность повышать свой авторитет позволяют политическому лидеру совершенствоваться в своей деятельности.
Лидер-знаменосец — лидер, деятельность которого всегда ассоциируется с отстаиванием главных идей того социального субъекта, чьи интересы он представляет
Лидер-служитель — лидер, отдающий всего себя политической деятельности во имя целей своей социальной группы
Лидер-торговец — лидер, стремящийся реализовать интересы своей социальной группы главным образом посредством заключения политических соглашений с другими социальными субъектами
Лидер-пожарный — лидер, основная деятельность которого нацелена на решение наиболее важных и неизбежных проблем политической деятельности
Лидер-актер (демагог) — лидер, излишне опирающийся на внешние эффекты своего поведения и слишком много обещающий на словах, но мало осуществляющий на деле
Традиционный лидер — лидер, опирающийся на традиции и ритуалы Лидер в этом случае — носитель и знаток последних, а сам тип властвования является достаточно примитивным, отжившим, но еще встречающимся в обществе (монархия)
Бюрократический (рационально-легальный) лидер — опирающийся на законы, правила, нормы, в рамках которых властвование связано со знанием и четким соблюдением норм политической деятельности, их активного использования для достижения поставленных целей (президент, премьер министр)
Харизматический лидер — лидер смысл деятельности которого проявляется в особой связи между ним и ею последователями, когда он чувствует себя готовым к осуществлению определенной цели, а они убеждены в наличии у него особых, исключительных качеств способности преодолевать любые трудности, предвидеть на много лет вперед.
Авторитарный лидер — лидер стремящийся максимально подчинить своему влиянию партнеров по политической деятельности, строго контролировать их активность, жестко пресекать их инициативу
Демократический лидер —лидер, не ограничивающий строгими рамками активность своих единомышлен ников, советующийся с ними по наиболее важным вопросам политической деятельности, позволяющий им проявлять инициативу и творчество.
Функциональный лидер — лидер, не выходящий в своей активности за рамки выполнения тех обязанностей которые предписаны ему правилами политической деятельности
Дисфункциональный лидер —лидер, не ограничивающийся в своей деятельности логикой и нормами функционирования политического процесса
Лидер-конформист (нонконформист) — лидер, который подчиняется (или не подчиняется) воздействию своей политической системы.
Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество и человеческие отношения на всем пути их существования и трансформации.
Без религии, без учета ее влияния на людей невозможно развитие истории и социальных отношений любого государства, любого народа, любой группы, любого человека.
Религия является одной из форм (наряду с философией, правом, искусством, наукой и др.) общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а другой — лежащей за пределами обыденного опыта и представленной в голове человека в иллюзорно-фантастических образах, представлениях, понятиях.
Религия— особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической «ниши», идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований, практических действий и переживаний, к которым, как давно уже доказали психологи, люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира.
Глубинные истоки религии, таким образом, берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики. Сами верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с «чудом», с неожиданным озарением и просветлением, с приобщением к Богу. Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.
Религия имеет свои психологические особенности.
Во-первых, религия, как уже отмечалось, - это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих.
Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп (групп верующих) и конфессиональной (групповой) исключительности.
В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные.
В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах.
В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов.
Кроме того, религии как специфической форме общественного сознания присущи: особое сочетание и взаимодействие идеологии и психологии; наличие своеобразных видов практического религиозного опыта верующих; преимущественная направленность на постоянное удержание верующих под своим влиянием и непрерывный контроль за их психикой.
Религиозная философия— наука, изучающая наиболее общие представления религии о происхождении реального и потустороннего мира, Боге, церкви, священнослужителях и верующих.
Теология (богословие) — система различных богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения. Основой теологии является священное писание, содержащее совокупность «богооткровенных истин», которые и становятся объектом теоретических объяснений религиозных деятелей, чьи усилия направлены на то, чтобы привести в систему, обобщить и согласовать все элементы религии, приспособив их к массовому сознанию людей.
Теология обосновывает и защищает религиозные учения о Боге, доказывает истинность религиозной догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией. Она включает в себя доказательства сверхъестественного происхождения священного писания, богодуховности святого предания, божественной сущности церкви, а также ряд практических дисциплин, связанных с проведением богослужения. Все системы богословия исходят из признания личного Бога, сотворившего мир и управляющего им по непознаваемым законам.
Религиозно-ориентированные теории — различные религиозно- экономические, религиозно- политические, религиозно – этические религиозно- эстетические и другие концепции.
В соответствии с принципами религиозного мировоззрения они интерпретируют различные аспекты экономики, политики, морали, права, этики, эстетики, искусства.
Существуют несколько основных типов религиозных организаций.
Церковь — религиозная организация, способствующая интеграции общества и действующая внутри него. В то же время она посредством поддерживаемых ею верований и представлений удовлетворяет большинство личностных запросов представителей всех социальных слоев. Церковь по своей природе придает огромное значение молитвам, которые она отправляет, системе вероучения, которая ею сформулирована, официальному управлению совершением богослужений и образованием со стороны духовной иерархии.
Деноминация — промежуточное звено между церковью и сектой. Этот тип религиозной организации не обладает такой универсальностью, как церковь, поскольку в ее деятельности часто проявляются классовые, национальные, расовые, а иногда и региональные интересы.
Секты — это небольшие нестабильные религиозные группы, которые не согласны с определенными религиозными традициями или даже выступают против некоторых из них и которые не склонны к компромиссу с государством и церковью. Они характеризуются прежде всего либо индифферентной, либо агрессивно-враждебной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу, государству и церкви, стремлением к максимальной изоляции от них в своей замкнутости.
Религиозное сознание— составная часть общественного сознания, сфера духовной жизни общества, основанная на вере в сверхъестественное
Оно включает в себя два взаимосвязанных уровня явлений обыденный и концептуальный (идеологический), или религиозную психологию и религиозную идеологию
Религиозная психология представляет собой совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей, присущих всей массе верующих Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии
Религиозная идеология — это более или менее стройная система понятий, идей, принципов, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа
Религиозную идеологию и религиозную психологию объединяет то, что они детерминированы социальными отношениями своей эпохи и являются специфическим, иллюзорным отражением действительности
Исторически сначала возникла в первобытную эпоху религиозная психология. По мере развития общества
На базе нее зарождались элементы религиозной идеологии, вносившей в стихийно складывающиеся религиозные верования элементы сознательности и целеустремленности, отбирая и закрепляя определенные, отвечающие конкретно-историческим условиям понятия, представления и обряды.
Для религиозного сознания характерны свои особенности
— в нем в большей мере, чем в других формах общественного сознания людей, идеология связана с психо логией,
— его содержанием, цементирую щей основой является религиозная вера, т. е. вера в сверхъестественное,
— основными предпосылками формирования и развития религиозного сознания выступают религиозная деятельность (культ) и религиозный опыт.
Содержательная сторона религиозного сознания — это религиозные потребности, представления, установки, традиции, верования и опыт, являющиеся побудительной силой приобщающихся к религии людей
Функциональную сторону религиозного сознания составляют религиозный опыт, религиозные отношения, религиозное общение и религиозная деятельность, реализующиеся в процессе богослужения, праздников, соблюдения поста, отправления молитв и других обрядов, а также в ходе взаимодействия верующих друг с другом и сверхъестественным.
Христианство (от греч chnstos — «помазанник», «мессия») — одна из мировых религий, имеющая три основные ветви православие, католицизм и протестантизм Общим признаком, объединяющим всех ее представителей, является вера в триединого Бога, а Иисус Христос при этом выступает как богочеловек, спаситель мира Главным источником христианского вероучения является Священное Писание — Библия, особенно ее вторая часть — Новый завет
Основными особенностями христианства являются единственный путь спасения — уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, противопоставление плотским удовольствиям строгого аскетизма, а высокомерию и тщеславию — сознательного смирения и покорности, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на Земле Христианство провозглашает равенство всех людей как грешников, порождает у них надежду получения свободы простым и понятным способом — через познание божественной истины, которую принес на Землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде
Ислам — одна из мировых религий, возникшая в начале VII в н. э. на Аравийском полуострове.
Бог ислама (Аллах) — бог воздаяния за дела, бог-судья. В отличие от христианства ислам никогда не был религией угнетенных. В нем сформировалось жесткое представление о власти и политической организации в обществе. Ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованного государства и ведения военных действий против его противников. Ислам предписывает быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло — злом, быть щедрым, помогать бедным и т. д.
Буддизм — третья мировая религия, возникшая в V-VIвв до н. э. на Дальнем Востоке.
Высшей целью буддизма является достижение нирваны, т е состояния вечного покоя и блаженства, свободы от всех моральных и умственных загрязнений. Никто и ничто не может спасти человека, он должен сделать это сам. Будда не спасает людей, он только указывает правильный путь к спасению. Для достижения состояния освобождения в буддизме существует ряд специальных методов — медитация, пе- ревоплощение и др. Немалое место и буддизме занимает и учение о любви и милосердии по отношению ко всем живым существам.
Иудаизм — одна из древнейших национальных религий, возникшая в I тысячелетии до н. э. среди еврейских племен Палестины.
Иудаизм сохранял относительную однородность гораздо дольше, чем христианство В отличие от последнего, а также ислама и буддизма, обычно исповедуемых людьми разных национальностей, иудаизм неотделим от еврейского народа, которому приписываете я особая роль, доверенная Богом. Отвержение Христа и ожидание вместо нет другого, именуемого в христианской традиции Антихристом, стало в прошлом духовной причиной государственной и национальной катастрофы иудеев и распыления их по всему свету.
Индуизм — религия, сформировавшаяся в I в. н.э. в Индии.
Индуизм не похож на религии, привычные западному человеку, — христианство, иудаизм или ислам — прежде всего тем, что, в отличие от них, не представляет собой целостного учения, и тем, что был создан не каким-либо основателем или пророком, а в ходе длительного исторического синтеза религиозных верований.
Индуизм не имеет единого авторитетного Священного Писания, системы догматов или конфессиональной организации и священства, а потому и единого авторитета в религиозных вопросах. Все это породило и определенный психологический склад индуистов. В нем причудливо переплетались различные качества: приверженность к определенным убеждениям с беспринципностью поведения; стремление достичь определенного социального положения с завистью (или ненавистью) к тем, у кого оно выше (или ниже), и т.д.
Конфуцианство — этико-политическое учение, основанное в VI в. до н.э. древнекитайским мыслителем Конфуцием.
Основой конфуцианства являются: учение о сыновней почтительности, в оответствии с которым почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во мя их здоровья и блага, чтить их при любыхобстоятельствах; учение о воспитании высокоморального (благородного) человека, которому должны быть присущи честность и искренность, прямодушие и бесстрашие, скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям.
Даосизм — одна из китайский религий, возникшая во II—IIIвв. до н.э.
Он формировал у верующих естественность, простоту религиозных представлений и религиозных верований, ориентировал не на враждебность к окружающему миру и людям, а на общительность, дружелюбие, сострадание и помощь.
Сикхизм — индийская религия, складывавшаяся в рамках индуизма и синтезировавшая в себе ряд как индуистских, так и мусульманских черт. Он представляет собой попытку преодолеть противостояние индуистской и исламской традиции, поднявшись над их разногласиями.
Джайнизм — религия, принявшая общую для индийских вероучений концепцию кармы и конечного освобождения — нирваны.
Не признавая существования бога-творца, он считает душу человека вечной субстанцией, а мир — изначальным. Преодолевая полученную как результат прежних жизней телесную оболочку, душа может, совершенствуясь, достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства.
Синтоизм (от японск. синто, букв, «путь богов») — сугубо японская религия. В основе ее лежит культ божеств природы и предков. Высшим божеством является Аматэрасу, а ее потомком — Дзимму.
Зороастризм — древняя восточная религия, основанная на вере в силу воздействия на жизнь человека небесных светил.