Теория дифференциальных эмоций

Опря В. Р.

Циклическая теория эмоций

глава 1 глава 2 глава 3 глава 4

Глава первая

Шкала эмоций

Эмоции

"Трудно представить себе жизнь, лишенную эмоций и чувств". Мацумото Д. "Психология и культура"

Каждому человеку знакомы эмоции. Страх и ненависть, горе и любовь, скука и восхищение. И много других самых разных эмоций. Эмоции пропитывают наше существование. Кто-то боится потерять работу, кто-то восхищается новой моделью спортивной машины, кто-то скучает на лекциях, кто-то веселится со своей компанией, а кто-то ко всему этому равнодушен и это тоже эмоция. Эмоции бывают положительными и отрицательными, настроение может быть лучше или хуже и самое главное, настроение может меняться. А от настроения, то есть от эмоции, зависит оценка ситуации и как следствие, мотивация поведения и само поведение. А ведь это важно, знать от чего и как зависит поведение окружающих людей. И еще важней знать от чего зависят ваши собственные эмоции, и от чего зависит ваше собственное поведение.

Современная психология уделяет определенное внимание изучению природы эмоций. Проводятся сравнительные исследования выражения эмоций, характерные для различных культур и народов. Исследуются реакции животных, которые могут быть приняты за проявление эмоций. Исследуется электрическая активность головного мозга сопутствующая той или иной эмоции, исследуются изменение сердцебиения, состава крови, температуры тела и реакции кожного покрова. Все внешние проявления, все то, что может быть обозначено как физиология эмоций.

Психология сравнительно молодая наука и ее развитие во многом было определено учением Фрейда и его психоанализом. Конечно, последние сто лет психология активно развивалась и в нынешнем виде она уже далеко не та, что была при Фрейде. Однако, вот читая книгу Д. Мацумото "Психология и культура", нахожу следующие строчки:

"В начале 1950-х годов был проведен ряд исследований, проверявших идеи Дарвина об универсальности выражения эмоций. К несчастью, во многих этих исследованиях есть серьезные методологические недостатки, поэтому делать выводы на основании их результатов довольно трудно".

"Так продолжалось до 1960-х годов, когда психологи Пол Экман и Уоллис Фризен и независимо от них Кэрролл Изард провели ряд методологически корректных исследований, положивших конец этим спорам".

То есть, получается, что только в 60-х годах двадцатого века было научно доказано, что люди разных культур выражают эмоции похожим образом. Дело в том, что описываемые исследования были направлены на изучение восприятия различными людьми мимического выражения эмоций. В результате оказалось, что язык мимики понятен и цивилизованным людям на всех континентах и людям племен, живущим до сих пор в первобытнообщинном обществе. Получается, что до этого времени подобные систематизированные исследования не проводились. А это ведь совсем еще недавно.

Читаем книгу Мацумото дальше и узнаем, что "последнее десятилетие" ученые подтвердили, что не только внешние мимические проявления эмоций совпадают у различных культур и народов, но и физиологическая реакция организмов у них совпадает. Более того, оказалось, что она сходна с реакцией организма у высших обезьян. Критики Дарвина отдыхают. Что же так слабо, для конца двадцатого века?

Во многих философских системах и массовом сознании людей сложилось весьма пренебрежительное отношение к эмоциям. Считается, что эмоции мешают человеку действовать логично, взвешено, и всегда находить наиболее верные решения. Конечно, существует и другая тенденция, в которой эмоции рассматриваются как основа духовной жизни. С "холодной логикой", в то же время, связывается поведение бездушных автоматов - роботов из фантастических романов и фильмов, а в противовес ему приводится поведение людей, эмоциональное, импульсивное и поэтому нелогичное. Но общее в этих двух тенденциях, это разделение разума и эмоций как вещей антагонистичных и несовместимых. Эмоции и логика противопоставляются как нечто антагонистичное.

В первой половине и середине двадцатого века психологические теории вполне обходились без слова эмоция. Для этого использовались термины рефлексы, модели поведения, физиологические реакции и другие, при помощи которых можно было описать эмоции, не называя их. Привожу мнение, которого придерживается авторитетный психолог К. Изард:

"Однако до 80-х годов нашего столетия психология фактически игнорировала эмоции. Мне могут возразить, что психология в свои первые сто лет развития являла собой парадокс - науку, которая принципиально не обращается к сути тех вещей, которые изучает. Но разве можно всерьез пытаться понять человека и его взаимоотношения с окружающим миром, обходя вниманием эмоции "

Конечно, было бы большим упрощением утверждать, что психологи в начале и середине двадцатого века вообще не уделяли никакого внимания эмоциям. В психологических теориях эмоциям не уделяли должного внимания, но конечно, любая серьезная теория устройства человеческого сознания имела свое понимание природы эмоций.


Часть данного параграфа находится в разработке.

У меня нет желания кормить читателя рефератами, написанными для того, чтобы получить хорошую оценку в школе, а для того, чтобы избежать этого, необходимо ознакомится с довольно большим объемом информации, и составить о каждом пункте собственное мнение и последовательно изложить.

Я привожу список направлений исследований, которые планируется вкратце описать здесь, а затем, подробнее, далее в тексте. Вероятно, он неполный, будет дополняться, и формироваться по ходу написания основного текста.

Все эти направления психологии рассматривали эмоции, каждая по своему, иногда пытаясь избежать самого термина "эмоция", и все они описывали определенные реально существующие явления.

Структурализм. В.Вундт. Эдвард Титченер.

Функионализм. Франц Брентано, Карл Штумпф, Вильям Джемс.

Бихевиоризм. Джон Уотсон.

Необихевиоризм. Эдвард Толмен. Кларк Халд.

Информационная теория эмоций. И. П. Павлов.

Информационная теория эмоций. П. В. Симонов.

Теория дифференциальных аффектов (эмоций). Маурер, Томкинс. Кэрролл Изард.

Теория когнитивного диссонанса. Л. Фестингер.

Теория трансакционного анализа. Эрик Берн.

Психоанализ. Зигмунд Фрейд.

Неофрейдизм. Эрих Фромм

Психосинтез. Роберто Ассаджоли.

Глубинная психология. Карл Юнг

Кроме этого, я планирую рассмотреть работы по созданию искусственного интеллекта.

Факты и различные теории эмоций, которые я использую в данной работе, я собирал в разных источниках, не только в работах психологов, но и в многотысячелетнем опыте человечества, во множестве методик и практик, работающих с человеческим сознанием и в разной степени использующих человеческие эмоции. Некоторые из них считаются нетрадиционными, не поняты или не признаны современной наукой. Хотя это игра словами, сам термин "нетрадиционные" обозначает практики и представления о мире, которые возникли задолго до психологии. За этими практиками стояли многолетние исследования, пусть они были выполнены не в точном соответствии с требованиями современной науки, но также в поисках истины.

Многие из подобных методик существуют и применяются в течение многих тысячелетий. Некоторые из теорий человеческого сознания, сопровождающих эти методики изложены языком очень далеким от современного стиля изложения, принятого в научных кругах. Многие из подобных теорий покажутся нам весьма примитивным взглядом на вещи, но не следует забывать тот огромный опыт, который был накоплен поколениями людей, их практиковавших.

То, что я ссылаюсь на данные источники, вовсе не означает, что я отношусь к ним совершенно некритично. За те тысячи лет, которые некоторые из этих методик существуют, была накоплена масса поразительных наблюдений и в то же время, накоплена масса предрассудков. Но с другой стороны и современная наука еще не настолько развита, чтобы объяснить все наблюдаемые и описанные феномены и всегда правильно их трактовать. Очень часто современная наука старается не замечать фактов, которые еще не может объяснить. В качестве типичного примера можно привести текст из учебника по психологии "Основы психотерапии", автор А. Н. Ромашин. В первых главах этого учебника подробно рассматриваются различные психологические теории и принятые в психологии методы воздействия на человеческое сознание, а такому многогранному явлению как медитация, посвящена совсем небольшая часть:

"Сторонники медитации утверждают, что она благодаря освобождению от мешающих суетных мыслей и эмоций приводит к просветлению, озарению (чаще всего - к молниеносному интуитивному), так называемому инсайту. Этот процесс они характеризуют как развитие самого человека, как процесс познания себя, других и окружающей (а иногда и потусторонней) действительности. Происходит скачкообразный (от озарения к озарению) рост личности, приобретающей ранее недоступное новое, более совершенное знание.

В некоторых классических направлениях буддизма медитация происходит в процессе концентрации сознания в одной точке. При этом совершенствуется способность к максимальному освобождению сознания от потока образов и мыслей. Одновременно совершенствуется процесс все более полной релаксации ( психомышечного расслабления).

Задачей каждого такого сеанса является все более глубокое и длительное ( стабильное) обретение внутреннего покоя и гармонии, стабилизация сознания, максимальное освобождение от психомышечного напряжения, любых (не только негативных) эмоций и мыслей, психического напряжения и достижение предельно уравновешенного состояния".

Я привожу не весь текст, типичную его часть. Все многообразие методик работы с сознанием в нем сводится к "психомышечному расслаблению", а информация о росте уровня осознания сопровождается уничижительной фразой: "Сторонники медитации утверждают". И во всем этом нет самого главного, понимания сути упомянутых методик. Однако любая теория, которая не учитывает явлений происходящих при медитации и многих десятков других "нетрадиционных" методик работы с сознанием, будет неполной, ущербной.

В числе источников, на которые я буду ссылаться, следует назвать тантрические методики, разные направления йоги, методики принятые в суфизме, саентологический процессинг, методики осознанных сновидений и многое другое. В современной науке принято относится к подобным источникам с некоторой осторожностью, более того, ссылаться на них считается дурным тоном. Я не буду играть в эти игры. Я просто расскажу о том, что представляется мне заслуживающим внимания в той информации, которую человечество собирало не одну тысячу лет, попробую перевести это на язык, понятный нашему современнику и соотнесу с современными философскими и научными представлениями о мире и человеческом сознании.

Я предлагаю многополярный взгляд на рассматриваемый вопрос, когда теории и сведения на первый взгляд противоречащие друг другу рассматриваются как часть целого, одной большой мозаики.

И пусть девизом на этом пути будет высказывание Фомы Аквинского:

"Знание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".

Теория дифференциальных эмоций

У психологов, так же как у философов и педагогов, нет единой точки зрения относительно роли, которую играют в жизни человека эмоции К. Изард "Эмоции человека"

Я начинаю изложение с этой теории потому, что среди созданных различными направлениями психологии теорий, эта в большей степени придает значение человеческим эмоциям. Конечно, я буду рассматривать самые разные теории, психологические и совсем не психологические, те которые лично мне нравятся в большей степени, и те, которые нравятся меньше. Но будет резонно с самого начала определить некоторое направление для движения дальше.

Теорию дифференциальных эмоций я рассмотрю на основе труда "Эмоции человека", автором которого был психолог Кэрролл Изард. Время создания этой теории относится к семидесятым годам двадцатого века. Время публикации первого издания книги "Human Emotions" - 1979 год, а я пользуюсь переводом издания 1992 года. В этой теории, впервые за более чем столетнюю историю существования, психология всерьез взялась за изучение человеческих эмоций.

"Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Странно, что эта столь очевидно актуальная тема более века, то есть фактически весь срок существования психологии, оставалась вне основного русла ее развития "

Тем не менее, этот шаг, наконец, был сделан, и в конце двадцатого века наука о сознании человека вышла на принципиально новый уровень.

Теория дифференциальных эмоций относится к группе теорий, которые считают эмоции явлением врожденным и связанным со строением человеческого организма. Это так называемая концепция генетической природы эмоций. Изард пишет в своей книге:

"Я призываю читателя сосредоточить внимание на генетических корнях, эмоций".

Концепция генетической природы эмоций предполагает, что способность испытывать те или иные эмоции передается генетически из поколения в поколение. Также эта концепция предполагает, что физиологические механизмы, связанные с эмоциями возникли у далеких предков человека в результате эволюции. А поскольку аналоги человеческих эмоций наблюдаются и у животных, то из этого делается вывод, что механизмы эмоций возникли в далеком прошлом еще у общих предков человека и этих животных в полном соответствии с теорией Дарвина.

Конечно, при таком подходе, каждая эмоция, которую испытывает человек, это результат действия отдельного физиологического механизма и каждая эмоция это совершенно отдельное явление: "целью данной работы является обоснование дискретности эмоций". Этот подход к явлению Изард называет так: "принцип раздельного рассмотрения частных эмоций".

Изард дает следующее определения эмоций:

"Эмоция - это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия".

Это достаточно общее определение эмоций и достаточно универсальное определение, которое применимо во многих различных теория эмоций. Однако, сравнивая понимание природы эмоций у Изарда с другими точками зрения, такой, какой придерживаются сторонники информационной теории эмоций или такой, которой придерживается сторонники приобретенного механизма возникновения эмоций, я сделал вывод, что Изард исследует именно связь эмоций с физиологией человека. Когда он пишет "эмоция", он имеет в виду, прежде всего физиологический аспект эмоций, отодвигая на второй план все остальные аспекты. Связанно это с тем, что именно физиологический аспект эмоций он считает основным, от которого зависят все остальные.

"Мы признаем важность обучения, воспитания и других факторов среды, и все же главным образом наше внимание будет обращено к проблеме генетической детерминации эмоциональных характеристик, выступающих в качестве черт, или характеристик, личности".

Исходя из предпосылки существования генетически обусловленных механизмов эмоций, Изард, выделяет ряд базовых или фундаментальных эмоций. Изард использует оба термина как синонимы.

"Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. Однако этот факт - факт существования генетических механизмов фундаментальных эмоций - вовсе не означает, что в эмоциональной жизни человека есть некие незыблемые, немодифицируемые аспекты. Напротив, практически любой человек, взрослея, научается управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее".

Таким образом, фундаментальные эмоции Изард считает программами поведения, которые с самого рождения человека записаны в его нервной системе.

Фундаментальными Изард считает следующие эмоции:

Наши рекомендации