Основные принципы наблюдения
Основные принципы наблюдения
1. Объективность.
2. Систематичность.
3. Точность фиксации данных.
4. Обеспечение естественного поведения испытуемого в ситуации наблюдения.
Основные правила проведения наблюдения
1. Наблюдение предполагает постановку цели. Возможны две основные цели наблюдения: 1) получение общей картины поведенческих проявлений животного; обычно это предварительный этап наблюдения, когда фиксируется все поведение животного, исследователь привыкает к особенностям данного вида или индивида, на основании полученных данных выделяются более конкретные цели дальнейших наблюдений, периодичность и формы их проведения; 2) конкретная цель, предполагающая наблюдение за определенной формой поведения, определенные временные фазы или циклы жизнедеятельности и т.п. Цель наблюдения определяет собой выбор конкретной методики наблюдения.
2. Выбор методики наблюдения, адекватной поставленной цели и условиям наблюдения. Методика наблюдения должна соответствовать поставленной цели, условиям проведения наблюдения (полевой ситуации или особенностям помещения: освещенность, расстояние, наличие преград и т.п.), возможностям применения средств фиксации данных (ручных или технических), особенностям подопытных животных.
3. Наблюдение должно проводиться неоднократно. Как указывалось выше, это обеспечивает соблюдение принципов объективности и систематичности. Периодичность наблюдения зависит от цели и особенностей наблюдаемой формы поведения. Единичное наблюдение может иметь статус научного факта, но интерпретироваться только как материал для постановки гипотезы и должно проверяться в дальнейших наблюдениях.
Основные принципы наблюдения
1. Объективность. Это важнейший принцип наблюдения, он связан с самой сущностью научного подхода к изучению психики животных: мы не можем непосредственно проникнуть в субъективный мир другого живого существа (особенно на дочеловече-ской стадии развития) и судим о содержании этого субъективно-го мира только по поведенческим проявлениям. Объективность в наблюдении означает, что исследователь описывает только то, что он реально видит, т.е. поведенческие проявления животного, а ни в коем случае не свою интерпретацию состояния и переживаний наблюдаемого объекта. Все данные наблюдений и являются тем материалом, на основании которого, после проведения тщательной обработки и научного анализа, конструируются знания о психике. Из этого следует, что соблюдение этого принципа связано с квалификацией наблюдателя, его умением беспристрастно и точно фиксировать наблюдаемые факты. В этом отношении особенности метода наблюдения в зоопсихологии и сравнительной психологии имеют много общего с таковыми в возрастной психологии (при изучении детей на довербальной стадии развития) и патопсихологии (при изучении субъектов с измененными состояниями психики).
2. Систематичность. Наблюдение должно проводиться неоднократно и систематически. Это позволяет избежать ошибок, связанных с ситуативным состоянием животного или ситуативными факторами среды, которые невозможно выделить при однократном наблюдении. Например, атмосферное давление по-разному влияет на активность теплокровных животных с разными индивидуальными особенностями нервной системы; гормональный фон разных фаз репродуктивного цикла у самок приматов существенно влияет на проявление их поведения в группе и т. п. Для зоопсихологии и сравнительной психологии это еще важно и потому, что мы не так хорошо знаем индивидуальные особенности животных (по сравнению с таковыми знаниями о человеке), и существует опасность интерпретации общих для данного вида животных закономерностей поведения и психики по данным только об отдельных их представителях.
3. Точность фиксации данных. Сложность наблюдения связана с тем, что исследователь одновременно наблюдает и фиксирует результаты наблюдения. Это предъявляет высокие требования к его профессиональным навыкам. Ситуацию наблюдения невозможно повторить, часто удается увидеть уникальные, неизвестные до этого факты или факты, противоречащие данным других наблюдений. Поэтому необходима высокая точность регистрации, не допускающая разночтений в интерпретации. Например, при исследовании в естественных условиях высших обезьян в последние десятилетия выявлено много таких особенностей их поведения, которые раньше считались невозможными для этих животных и, более того, расценивались как отличительные черты поведения человека. Это касается, в частности, обучения самками шимпанзе своих детенышей разбивать камнем орехи, использовать палки и пробовать новые виды пищи. Даже теперь данные этих наблюдений еще не дают возможности понять, имеют ли самки понгидцелью обучить детеныша правильному способу поведения или только предохраняют его от возможности нанести себе вред неумелыми действиями.
4. Обеспечение естественного поведения испытуемого в ситуации наблюдения. Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы не повлиять на поведение испытуемого. Это означает, что животное не должно знать о присутствии наблюдателя или воспринимать его как естественный компонент среды, не влияющий на данную ситуацию. Последнее возможно, если животные привыкли к исследователю и не изменяют свое поведение в его присутствии.
Виды наблюдения
1. Сплошное наблюдение. При сплошном наблюдении фиксируется все поведение животных с возможной точностью и подробностью. При этом получают данные об общей картине поведения, его динамике и наиболее явных индивидуальных особенностях объектов наблюдения. Обычно сплошное наблюдение предваряет другие виды наблюдения; на основании полученных в сплошном наблюдении данных формулируются общие гипотезы и конкретные цели для дальнейшего исследования. Как самостоятельный прием, сплошное наблюдение используется для изучения суточной динамики поведения. Периодически повторяемое наблюдение за суточной активностью животных используется при изучении онтогенеза и циклического изменения активности животных (например, в разные фазы репродуктивного цикла).
2. Выборочное наблюдение. При выборочном наблюдении ставится конкретная цель. Целью может стать описание определенных форм поведения, например наблюдение за манипулятивной активностью, игровой деятельностью или взаимодействием животных друг с другом и т. п. В этом случае описывается только поведение данной формы, но более подробно, чем при сплошном наблюдении. Выделяются фазы суточной активности животного, когда наблюдаемая форма поведения достаточно хорошо выражена. Наблюдение проводится многократно, что позволяет в итоге точно и подробно описать все его особенности. Возможно проведение выборочного наблюдения для изучения активности животных в определенное время суток или в определенной ситуации.
3. Включенное наблюдение. Это такой вид наблюдения, при котором наблюдатель включен во взаимодействие с наблюдаемым или участвует в общей ситуации, в которой осуществляется наблюдение (например, сам проводит эксперимент, дрессировку, осуществляет уход за животным и т. п.). Включенное наблюдение позволяет получить очень точные данные, поскольку с большой достоверностью выявляются цели и мотивы поведения животных, что далеко не всегда возможно даже в эксперименте. Включенное наблюдение требует большого опыта и умения исследователя, поскольку велик риск направленного воздействия на животное для получения желаемых результатов, а кроме того, затруднена фиксация данных. Основное приходится фиксировать по памяти после окончания наблюдения. Последний недостаток может быть устранен с помощью технических средств фиксации, однако не всегда имеется возможность их применения.