Кризисно-ориентированные технологии социальной работы
Кризисно-ориентированная индивидуальная социальная работа направлена на разрешение личностных кризисов и восстановление социального функционирования индивида. В соц. работе принято понимать, что кризис — составная и естественная часть человеческой жизни. Ситуационные факторы и факторы развития являются условиями проявления кризиса в жизни человека. К ситуационным факторам кризисов относят такие факторы, которые приводят к нарушению социальных контактов индивида, не позволяют ему осуществить институционализированные интересы, реализовать личностные потребности. К такой группе кризисов можно отнести ситуацию болезни родных, смерть близких, потерю работы, развод и другие факторы, нарушающие социальное функционирование индивида. Кризис как фактор развития выступает в ситуации поиска новой идентичности и стиля жизни. Одним из важнейших факторов, определяющих кризис, исследователи считают ситуативное стрессовое событие. Под стрессовым событием понимают такое явление, которое приводит к дезинтеграции существующих связей индивида. Решение проблемы клиента возможно осуществлять на различных стадиях протекания кризиса. Соц.раб. в процессе взаимодействия с клиентом должен учитывать его кризисную ситуацию, диагностируя ее на разных стадиях развития. При этом он должен решать две оперативные задачи:1.Совместно с клиентом профессионал должен выработать понимание сущности индивидуального кризиса у данного индивида, выяснив причины, которые привели его к кризисной ситуации.2.Найти систему помощи, активизируя ресурсы клиента и ресурсы агентства или других социальных служб.
Как считают исследователи, важным в решении проблем клиента в ситуации кризиса является оперативная интервенция (вмешательство). Кризисная интервенция осуществляется в ситуаций «здесь и сейчас». Оперативное вмешательство в ситуацию клиента приводит к тому, что она не будет иметь тенденций к принятию «хронических форм», когда необходимо терапевтическое вмешательство. Кризисная интервенция состоит в том, чтобы интенсивно взаимодействовать с клиентом на протяжении минимального времени. При этом можно заметить, что клиенту (так как он находится в подавленном, дискомфортном состоянии) будет трудно устанавливать отношения с социальным работником. В этой связи со стороны соц. раб. ему должна быть оказана поддержка, где профессионал должен выступить в роли «временного заместителя надежды». В острой кризисной ситуации соц. раб.должен брать на себя ответственность, особенно когда клиент находится в ситуации дезориентации, при этом структурирование проблемы социальный работник должен брать на себя. Далее отражены лишь некоторые основные модели кризисной интервенции, которые применяются в практике соц. раб.. 4-шаговая модель кризисной интервенции по Рейд и Эпштейн - НачалоКлиент обращается в агентство илирешает проблему самостоятельно. 1-й шаг Клиент определяет проблему 2-й шаг Контракт: планы, приоритетные программы, цели, задачи, расписание, участники 3-й шаг Решение проблем 4-й шаг Завершение. 6-шаговая модель кризисной интервенции по Джеймсу и Джилиланд Слушание:- определение проблемы;- обеспечение безопасности клиента;- оказание поддержки.Оценка Действие:- определение альтернатив;- планирование; - одобрение действий. Модель А-В-С по КейнлуА- установление контакта и прояснение проблемВ- разложение проблемы на составные частиС- преодоление.Все данные технологии имеют общий феномен, вокруг которого строится технология взаимодействия. Кризис как центральный феномен, как жизненная проблема, как препятствие, которое осложняет социальное функционирование клиента, определяет последовательные действия социальных работников.Их ролевая позиция — быть «временным заместителем надежды» — заставляет фокусировать внимание на отношениях, которые являются условием эффективной помощи. Важнейшим составляющим элементом кризисно-ориентированной практики является формирование в процессе работы у клиента механизмов преодоления ситуации. Здесь используется предшествующий опыт клиента и вырабатываются новые индивидуальные технологии преодоления кризисной ситуации.