Массовые психические явления и процессы
Классификация больших социальных групп. Уровни развития больших социальных групп (Г. Дилигенский). Примеры массовых явлений: толпа, мода, слухи, мода. Психология толпы (Г. Лебон). Типичные ситуации возникновения толпы. Признаки толпы. Виды толп. Вожаки толпы. Относительная депривация и враждебность. Поведение индивида в толпе. Анонимность, деиндивидуализация, потеря личной ответственности. Заражение и подражание. Страх и пробуждение инстинктов в толпе. Массовая паника как социально-психологическое явление. Факторы, обусловливающие возникновение и развитие паники. Условия прекращения паники. Диффузные группы. Психология публики (Г. Тард). Виды публики. Этапы формирования. Классификация по степени активности. Стихийные процессы передачи информации. Слухи как форма передачи информации. Возникновение и прекращение слухов.
Межгрупповые отношения
Межгрупповое восприятие: стереотипизация, физиогномическая редукция, внутригрупповой фаворитизм. Исследование психологии межгрупповых отношений в зарубежной социальной психологии: эксперименты М. Шерифа и Ф. Зимбардо. Межгрупповое поведение как функция реальных или воображаемых групповых интересов (М. Шериф). Межгрупповая конкуренция и предрассудки: теории реалистического конфликта. Способы снятия конфликтов. Предрассудки как основа и результат межгрупповых конфликтов. Групповое членство как источник предрассудков (парадигма минимальной группы). Групповая принадлежность как причина межгрупповой дискриминации. Межгрупповое взаимодействие в условиях опосредованной коммуникации: массовая коммуникация, субкультура и кросс-культурные различия. Прикладные проблемы психологии межгрупповых отношений.
Социальная идентичность
Личностная и социальная идентичность. Теоретические подходы к личностной идентичности: психоаналитический, интеракционистский, когнитивный. Кризисы идентичности. Теория социальной идентичности (Г. Тэджфел) и самокатегоризации (Р. Тёрнер). Структура, элементы и возрастная динамика социальной идентичности. Понятие «ингруппа» и «аутгруппа». Категоризация. Когнитивные и социальные последствия категоризации. Внутригрупповой фаворитизм. Лингвистическое управление самокатегоризацией. Континуум межличностного и межгруппового поведения в теории самокатегоризации. Соотношение социальной и личностной идентичности. Тест «Кто я?»: два типа ответов.
Просоциальное поведение
Просоциальное и помогающее поведение. Факторы помогающего поведения: вовлеченность, ответственность, воспитание, мотивация, настроение, цена помощи, чувство вины, особенности ситуации. Социальные нормы помогающего поведения. Ситуационные факторы помощи: эффект свидетеля, диффузия ответственности, предвосхищение оценки, нехватка времени. Объяснительные модели помогающего поведения: социальный обмен, социальная ответственность, альтруистические инстинкты, рациональное принятие решения, социобиологические модели. Отношение к помощи: угроза самооценке, затраты на возвращение долга, утрата свободы (теория реактивного сопротивления). Экспериментальные парадигмы исследования помогающего поведения. Альтруизм. Социализация альтруизма.
Агрессивное поведение
Понятие агрессии и ее измерение. Социобиологический подход к агрессии. Теории агрессивного поведения: агрессия как инстинкт (У. Макдауголл); агрессия как реакция на фрустрацию (Дж. Доллард и др.). Теория сигнала–активации (Л. Берковиц). Агрессия как реакция на реальное или воображаемое столкновение интересов (М. Шериф). Теория социального научения А. Бандуры. Насилие и средства массовой информации. Индивидуальные факторы агрессивного поведения: боль, насилие, психическая травма, пол, алкоголь, отверженность, личностные особенности. Ситуационные факторы: физический дискомфорт, социальная ситуация, наличие провокаций, культурные различия, дискриминация группы. Институционализация агрессии. Предотвращение и контроль агрессии.