Психология больших социальных групп и массовые психические явления

Теоретические проблемы

Исследования больших

Социальных групп

Каждый человек с рождения включен в различные общности, социальные, а с на­чала трудовой деятельности — и професси­ональные группы. Изучение психологи­ческих процессов в этих общностях состав­ляет одну из задач социальной психологии. Исследователи давно обратили внимание на эти явления. Собственно зарождение социальной психологии связано с исследо­ванием духа народа, «психологии наро­дов», психологических образований, суще­ствовавших в массах людей (психология толпы, психология масс, социальных дви­жений и др.). Социальные группы на Запа­де и в России были объектом социологи­ческих исследований. На Западе акцент переместился на психологию малых групп. Изучением больших социальных групп, их психологических особенностей занима­лись прежде всего марксистски ориентиро­ванные ученые, исключая, может быть, ис­следование толпы, паники. В отечествен­ной психологии внимание исследователей привлекал ряд общих — теоретических и методологических — проблем, а также ха­рактеристика психологических особенно­стей классов, наций, возрастных и профес­сиональных групп.

Исследованием психологии больших социальных групп в последние десятиле­тия занимались Г.М. Андреева, А.И. Горя­чева, М.Г. Макаров, Г.Г. Дилигенский, О.И. Зотова, В.В. Новиков, Е.В. Шорохо­ва, Е.С. Кузьмин, И.Т. Левыкин, А.Р. Лу-рия, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев, В.В. Ша­ронов и др.

Виды больших социальных групп.Суще­ствуют два вида общностей людей, кото­рые определяют специфические социаль­но-психологические особенности групп. Основанием групп первого вида служат

объективные социальные связи. Класс, как большую группу, характеризует место, ко­торое он занимает в системе объективных социально-экономических отношений, положение, детерминированное обще­ственным разделением труда. Основанием для выделения нации как общности служит определенная система объективных соци­альных связей. Для половозрастных общ­ностей существуют реальные половые, де­мографические характеристики. Принад­лежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно. К другому типу общностей от­носятся группы, принадлежность к кото­рым является результатом сознательного стремления людей к объединению на осно­ве общих целей и ценностей. Примерами таких общностей являются ассоциации, партии, конфессиональные группы, обще­ственные движения. Разделяя большие группы на эти два класса, Г.Г. Дилигенский [1975] использует понятие психологичес­кой общности. Для уяснения сущности психологической общности большое зна­чение имеет концепция Б.Ф. Поршнева [ 1974, 1979] о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития человечества.

В первом случае явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, оказываются вторичными по отношению к этим объективным процес­сам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу. В данном случае психологическая общ­ность — первичное основание.

Большие социальные группы класси­фицируются по разным признакам.

По времени различаются длительно су­ществующие большие группы — классы, нации и коротко существующие — митин­ги, аудитории, толпа. По характеру органи­зованности—неорганизованности: толпа, партии, союзы. Ряд больших групп возни­кает стихийно (толпа), другие организуют­ся сознательно (партии, ассоциации).

По примеру классификации малых фупп можно говорить об условных и ре­альных группах. Существенным считает-

ся признак контактности, взаимодей­ствия. Половозрастные, профессиональ­ные группы являются не реальными, а ус­ловными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами от­носятся митинги, собрания. Большие группы могут быть открытыми и закры­тыми. Членство в последних определяет­ся внутренними установлениями групп.

Критерием разделения больших соци­альных групп может выступать показатель наличия определенного количества общих признаков и механизма связей с общнос­тью. Так, Дилигенский выделяет типы со­циальных групп. Объединение людей, имеющих общий объективно существую­щий и социально значимый признак, представляет собой типологическую груп­пу. Таким признаком может быть демо­графический показатель. В этом случае ти­пологическую группу составят мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т. д. Характери­стика данных групп как социальных опре­деляется их значимостью в жизни обще­ства, ролью в системе общественных отно­шений (на производстве, в семье). По сво­ему составу они гомогенны, однородны.

Второй тип групп составляют люди, со­знательно стремящиеся к объединению (религиозные группы, партии, союзы, об­щественные движения). По социальному составу эти группы разнородны, гетеро-генны; по социально-психологическим ха­рактеристикам они более однородны, чем группы типологические. Если в первом слу­чае приоритетное значение имеет объек­тивная сторона общности, то во втором — субъективная. Речь идет о психологической общности. Субъективная общность не со­впадает с общностью объективной.

Предмет психологии большихгрупп. Г.М.Андреева [2002] ставит вопросы, подлежащие изучению: 1) какие группы следует рассматривать в качестве «боль­ших»; 2) какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвя­зи; 3) каково соотношение психики от­дельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психоло-

гии; 4) какими методами можно пользо­ваться при изучении всех этих явлений?

По мнению Дилигенского, психология больших групп изучает особенности раз­личных видов субъективно-психологичес­ких групп (например, ассоциаций, органи­заций), механизм сложения индивидуаль­ных действий в групповые; анализ группы как субъекта действия. Главным же в пред­мете изучения психологии больших групп он считает связи между объективной соци­альной общностью и общностью социаль­но-психологической, исследования путей, способов, механизмов перехода от первых ко вторым [Дилигенский, 1975].

Уровниразвития больших социальных групп. В историческом развитии общество, конкретно — отдельные социальные груп­пы, проходят ряд этапов. Эти этапы соот­ветствуют уровню развитости групп. Со­гласно классификации Дилигенского, та­ких уровней три.

Первый — низкий уровень — типологи­ческий. Характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в ре­гуляции их индивидуального поведения, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединен­ные по этим признакам люди представля­ют совокупность индивидов, но не со­ставляют единства. Примером служат предприниматели на первых этапах фор­мирования этой социальной группы в на­шей стране. Каждый из них занимался своим делом, осуществлял специфичес­кий вид деятельности; связь с другими предпринимателями проходила благода­ря механизмам взаимодействия так же, как с другими людьми.

Второй уровень развития социальной группы характеризуется тем, что ее члены осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее члена­ми. В примере с предпринимателями этот уровень означает, что они причисляют себя к новой социальной общности. Это уровень идентификации.

Третий уровень предполагает готов­ность членов группы к совместным дей-

ствиям во имя коллективных целей. Они осознают общность своих интересов. Класс в себе как общность переходит на положение класса для себя. Предприни­матели, например, осознавая общность своих интересов, отличных от интересов других социальных общностей, объединя­ются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные контакты с дру­гими объединениями; на общих собрани­ях, съездах вырабатывают программу, стратегию и тактику деятельности. Пред­принимательство сформировалось как со­циальная общность и социальное движе­ние в России. Этот уровень развития со­циальных групп Дилигенский называет уровнем солидарности. Можно его обозна­чить как уровень интегрированности.

Уровень развития социально-психо­логической общности групп позволяет установить их реальную роль в обще­ственно-историческом процессе в целом, детерминирует развитие тех или иных со­циальных событий, явлений и т. д.

Факторы, определяющие уровеньпси­хологической общности группы.Всякая общность вступает во взаимодействие с другими общностями и в «чистом» виде не существует. Класс включает в себя слои; классовые «границы» не совпадают с национальными, профессиональными, половыми и т. д. Эти общности могут пе­рекрещиваться, причем неоднократно. Степень включенности людей в эти раз­ные общности, идентификация с какой-то из них и взаимоотношения между ними определяют социально-психологи­ческий статус группы.

Дилигенский в качестве одного из факторов, определяющих социально-психологическую общность, выделяет степень эмпиричности, очевидности, не­посредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и выде­лить ее от «чужих». Непосредственность некоторых идентификационных призна­ков остается очевидной, несмотря на об­щественно-исторические изменения. Та­ковыми считаются, например, признаки расы, языка, пола. Другие признаки ста-

новятся менее непосредственно воспри­нимаемыми. В частности, классовые ха­рактеристики социальных групп в насто­ящее время не столь определенны, как это было несколько десятилетий тому на­зад. Так, размытыми являются характе­ристики представителей буржуазии, ра­бочего класса, интеллигенции. Появле­ние новых общностей — предпринимате­лей, «новых русских» усиливает этот про­цесс неопределенности в классификаци­ях общностей.

На уровень развития общностей влия­ет характер внутри- и межгрупповых ком­муникаций. Отграниченность разных об­щностей от других, характерная, напри­мер, для общинного крестьянства России, разрушена более тесными внутрисельско-хозяйственными объединениями, контак­тами, наиболее интенсивными связями с городом. Средства массовой информации включают ранее разобщенные группы в общее информационное поле, в контекст более широких социальных процессов.

Объективная возможность сменить реальную связь с одной группой на связь с другой существенно влияет на проч­ность социальных взаимодействий в сво­ей группе, снижая уровень ее интегриро­ванности. Социальная мобильность выс­тупает как фактор, ослабляющий процесс идентификации у служащих, представи­телей интеллигенции. Для последней ха­рактерным стало падение престижа выс­шего образования и причисление себя скорее не к социальному слою, а к работ­нику по виду профессий.

Цементирующим признаком соци­ально-психологической общности явля­ется идеология. Объединения людей в борьбе с угнетателями, колонизаторами, за национальную независимость, в защи­те отечества, за социальные изменения возникали на основе идей. Эти идеи вы­ступали как организующее начало, сти­мул к объединенным действиям. История общества полна этими примерами. Для объединения людей в социально-психо­логические общности стимул определяет групповые мотивации поведения людей.

Исключительное место в системе фак-

торов, определяющих социально-психо­логическую общность групп, занимает ее общественно-исторический опыт. Он опирается на общность положения груп­пы, ее признаки, отличительные по раз­ным параметрам организационные пред­посылки, идеологию. Но системообразу­ющим признаком этого опыта является практика коллективного действия. Ее по­ложительный результат входит в фонд со­циальной памяти народа, групп, общнос­тей. Видом этой социальной памяти явля­ются архетипы, описанные К. Юнгом.

Элементы общественной психологии. Психические явления в больших группах могут быть отнесены к сферам психики. Подобно тому, какие сферы существуют в общей психологии, можно говорить о ког­нитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно-волевой сфе­рах. Все психические процессы этих сфер в психологии больших групп приобретают свои специфические особенности.

Так, к когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, обще­ственное сознание, менталитет. Когни­тивные процессы в больших общностях являются отражением социальных про­цессов, статуса групп в системе обще­ственных отношений, уровня развития ду­ховной жизни общества. Общественно-исторические процессы определяют со­держание познавательных процессов, из­меняется объект познания. О чем думают люди, что их волнует, — вопросы, которые меняются в зависимости от общественных условий. Но общественная детерминация психических групповых процессов касает­ся и их содержания, и способов отражения объективной действительности. Историч­ным является не только понятийный, ка­тегориальный строй мышления, но и его стиль. Известны особенности восточного и западного стилей мышления; своеобраз­ным является менталитет того или иного народа в разные периоды его историчес­кого развития. Эмпирические исследова­ния А.Р. Лурии показали своеобразие чув­ственного и понятийного отражения дей­ствительности в условиях существенных

социальных и культурно-исторических преобразований жителей среднеазиатских народов бывшего СССР [Лурия, 1974]. В когнитивной сфере закрепляются спосо­бы и механизмы, с помощью которых воз­никают, сохраняются, изменяются пред­ставления, стереотипы, ориентации, цен­ности. В различных социальных средах складываются более или менее благопри­ятные условия для развития тех или иных когнитивных особенностей. Когнитивные структуры — основа обыденной психоло­гии. Высший их уровень — сознание общ­ности, которое в форме идей, теорий со­ставляет идеологию отдельных общнос­тей, идеологию общества в целом.

Мотивационно-потребностная сфера представляется общегрупповой мотиваци­ей, групповыми потребностями, ценностя­ми, интересами, целями, установками, идеалами. В этом перечне мотивационных элементов потребности составляют в изве­стном смысле базисную характеристику психологии человека. Классы и большие социальные группы в психологическом от­ношении различаются прежде всего свои­ми потребностями, интересами, идеалами.

Независимо от того, рассматривать ли потребности как нужду (что делает ряд ав­торов) или как движущую силу активнос­ти личности, в них заключен социальный смысл. Высказанная В.Н. Мясищевым точка зрения на потребности точнее всего отражает их социально-психологическую сущность. Потребность, по его мнению, отражает единство нужды и побуждения, тяготения к определенному объекту. Он считает, что потребность представляет от­ношения к объективной действительности.

Как элемент общественной психоло­гии потребности возникают и развива­ются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психоло­гии социальных групп имеет деление групповых потребностей на два вида:

1) потребности группы как данной сис­темы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования;

2) потребности большинства личнос­тей, входящих в данную группу, т. е. типичные для группы потребности.

Потребности второго рода, типичные «массовые» для данной группы, возника­ют как из необходимости функциониро­вания группы, так и из общности соци­альной среды, в которой находятся члены данной группы (см.: [Социальная психо­логия, 1979, с. 74—75]).

Для психологии больших групп в оп­ределенный период общественно-исто­рического периода важно действие зако­на развития потребностей, соотношение индивидуальных и коллективных потреб­ностей, развитие высших по своей при­роде социально-психологических по­требностей — познавательных и эстети­ческих, потребностей в труде, в общении.

В нашем сравнительном исследова­нии истории развития психологических особенностей российского крестьянства [Зотова, Новиков, Шорохова, 1983] были показаны существенные изменения по­требностей в разные исторические пери­оды развития России.

С потребностями в психологии боль­ших групп органически связаны интересы. В интересах субъективно отражаются ма­териальные условия существования общ­ности. В них выражается направленность психики и деятельности, стремящейся к удовлетворению потребностей. «Психоло­гически, — считает А.И. Горячева, — ин­терес переживается в виде чувственного и сознательного тяготения к некоторому объекту в силу жизненной значимости и эмоциональной привлекательности пос­леднего» [Горячева, 1965, с. 220].

Специфическое место в побудительной сфере имеют общественные интересы. В них отражаются потребности общества в целом, отдельных социальных групп.

В процессе общественного развития интересы, так же как и потребности, раз­виваются. Особенно это ярко проявляет­ся в периоды резких социально-экономи­ческих и политических преобразований. Например, интерес к новому делу, пред­принимательству, в России возник в ходе этих преобразований.

Интерес рабочих России к революци­онной деятельности резко возрос в пред­октябрьский период 1917 г.

Вмотивационной сфере существен­ное место занимают жизненные ориента­ции. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осоз­нанном или бессознательном избира­тельном поведении, выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выража­ются цели деятельности групп, личнос­тей, отношение к будущему. Они опреде­ляют предпочитаемую сферу их жизнеде­ятельности. Это личностно обусловлено уровнем притязаний, реальными воз­можностями и самооценкой человека.

Тщательный анализ типологии ори­ентации в капиталистическом обществе содержится в работах Дилигенского. Он выделяет несколько типов таких ориента­ции: статус-кво (прожить как-нибудь, ос­таться на поверхности); карьеристский тип (выбиться в люди, сделать карьеру, добиться успеха в пределах данной орга­низации); предпринимательский тип (расширить дело, добиться большей неза­висимости, власти, влияния); гедонисти­ческая ориентация (на досуг, на развлече­ния); ориентация на материальное по­требление, в более обнаженном виде — это потребительская ориентация; соци­ально-патологическая ориентация; ори­ентация на творчество (это уровень само­актуализации личности); ориентация на борьбу за определенные социальные иде­алы [Дилигенский, 1971,1975, 1994].

С этими типами ориентации можно встретиться и в нашем современном об­ществе.

Идеалы выступают высшей формой побуждения социальной деятельности. Идеал в социально-психологическом пла­не — это образное отражение какого-ни­будь реального или нереального явления. «Идеал для всякой эпохи, — писал А.И. Герцен, — она сама, очищенная от слу­чайности, преображенное созерцание на­стоящего. Разумеется, чем всеобъемлемее и полнее настоящее, тем всемирнее и ис­тиннее его идеал» [Герцен, с. 87].

Групповые потребности, интересы, ценности, принятые членами социальных групп, составляют фонд общегрупповой мотивации. Они выступают стимулами и

мотивами деятельности и поведения лю­дей, определяя направленность личности и групп.

Аффективная сфера психологии боль­ших групп включает чувства, эмоции и настроения.

Специфическими для больших групп являются социальные чувства. При этом два смысла включаются в определение «социальные чувства». В первом случае речь идет о чувствах, в которых отражает­ся эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной дей­ствительности. Во втором носителями со­циальных чувств являются объединения людей, социальные общности. В обоих этих случаях отношения людей играют важную роль в их общении, взаимовлия­нии, взаимодействии.

Общественные настроения выступают одним из важных феноменов психологии больших групп. В них в яркой форме от­ражаются отношения и оценка людьми состояния объективных процессов и пси­хических феноменов, господствующих в определенные периоды общественного развития. Обстоятельная характеристика общественных настроений содержится в работах Б.Д. Парыгина [Парыгин, 1966]. В качестве особенностей коллективных настроений, по сравнению с индивиду­альными, он выделяет: гораздо большую социальную, чем индивидуальную, обус­ловленность; коллективное настроение — продукт всей системы социальных (эко­номических, политических, идеологичес­ких) отношений, высокая степень соци­альной детерминированности. В них фактор физического самочувствия отсту­пает на задний план перед социальным фактором (условиями материальной жиз­ни людей, их отношениями на производ­стве, в быту и т.д.).

Деятельностную сферу психологии боль­ших групп составляет коллективная дея­тельность и групповое поведение. Для Дея~ тельности больших социальных групп спе­цифическими являются цели деятельнос­ти, ее структура, субъекты деятельности, ее формы. По своему социальному назначе­нию существенно различаются професси-

ональная деятельность, общественная дея­тельность, социальные движения.

Формы проявления психологии больших групп.Все четыре сферы психологии боль­ших социальных групп органически взаи­мосвязаны. Их своеобразное сочетание в конкретных общественно-исторических условиях проявляется двояким образом:

1) как характеристика типичной лич­ности представителя определенной общности;

2) как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации).

Психический склад — наиболее устой­чивое образование в психологии общно­сти. К нему относятся социальный харак­тер, традиции,обычаи, привычки, нравы. Эти явления характерны для разных об­щностей.

Социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов, обычаев. Он формируется в конкретных условиях под воздействием социального бытия, той си­стемы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социализации. Характер с определенной логикой и последователь­ностью детерминирует одну линию поведе­ния, одни поступки и исключает другие.

Традиции — это исторически сложив­шиеся под влиянием определенных усло­вий жизни узаконенные способы воспро­изведения исторически сложившихся пра­вил, норм поведения, отношений людей.

Другим составным элементом психи­ческого склада общности являются обы­чаи — прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или ино­го народа правила реагирования на кон­кретные события, осуществления некото­рых общественно значимых действий (особые моменты трудовой деятельности, быта, семейной жизни, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, ха­рактер праздников и др.). Обычай хранит определенный народный опыт, является символом каких-то ценностей, вырабо­танных общностью, приучает уважать их. Он воспитывает определенное отноше­ние к группе, к личности.

Элементом психического склада, при­мыкающим к социальным обычаям, яв­ляются предрассудки. Предрассудок — это укоренившееся в обществе мнение «без разумного отчета в основательности его» (В. Даль), но относящееся преимуще­ственно к «предостерегательным, суевер­ным правилам». Предрассудки определя­ют отношения данной социальной груп­пы к тем или иным природным или соци­альным явлениям. Бытовавшее до неко­торого времени мнение, что предрассуд­ки — удел недостаточно образованных, малокультурных людей, с ограниченным мировоззрением, не соответствует дей­ствительности. Фактически предрассудки в той или иной степени существуют у преобладающего большинства групп.

Целостную характеристику психологи­ческих особенностей социальных групп представляет образ их жизни. Образ жиз­ни — это совокупность устоявшихся ти­пичных для определенных социально-экономических отношений форм жизне­деятельности народов, классов, соци­альных групп, отдельных людей в матери­альном и духовном производстве, в обще­ственно-политической и семейно-быто-вой сферах. По образу жизни можно оп­ределить, как люди живут, какими дей­ствиями и поступками руководствуются, каково их мышление, потребности, инте­ресы, идеалы, умонастроения, содержание и формы общения, какие цели они пре­следуют. В образе жизни человека и общ­ности выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям, другим людям, к себе. Эти отношения от­ражаются в мировоззрении, ценностных ориентациях, жизненных позициях, соци­альных и личностных установках, потреб­ностях, стиле жизни и поведении.

6.6.2. Психология толпы

В понятие «толпа» часто вкладывается различное, неоднозначное содержание. Объясняется это тем, что оно использует­ся, с одной стороны, в различных контек­стах, а с другой — в различных языках, по-

этому имеет разное семантическое значе­ние. В политической публицистике поня­тие толпы неоправданно связывают с лю­быми проявлениями массового недоволь­ства, даже если они происходят в форме организованных, хорошо управляемых властями митингов и демонстраций.

С лингвистической точки зрения раз­ночтения возникают в связи с тем, что в русском языке словом «толпа» переводят­ся иноязычные понятия, имеющие не­сколько другое содержание. Например, английское слово «crowd», как и француз­ское «la foule», переводят у нас однознач­но: толпа. А на самом деле эти слова озна­чают скопление большого числа людей в ограниченном пространстве, поэтому они вполне применимы и к организованному митингу, и к аудитории театральных зри­телей или студентов, и к неорганизован­ной массе. В западной психологии эти по­нятия интерпретируются так же, как сино­нимы слов «масса», «массовость», и в та­ком понимании их связывают с револю­ционными и общественными движения­ми. Примером может служить одно из последних исследований С. Московичи (1981), название которого в русском пере­воде звучит как «Век толп: исторический трактат по психологии масс».

Русскоязычному пониманию слова «толпа» в английском языке соответству­ет понятие «mob», означающее возбуж­денное, волнующееся, беспорядочное скопление людей.

В свете сказанного мы считаем, что с психологической точки зрения под тол­пой следует понимать изначально неор­ганизованное (или потерявшее организо­ванность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состо­янии эмоционального возбуждения.

Типытолпы. По степени активности и эмоциональной возбужденности людей, оказавшихся в составе толпы, различают толпы активные и пассивные. К первому типу следует отнести прежде всего агрес­сивную толпу, основной признак которой выражается в склонности к насилию, же­стокости, разрушительным действиям.

Активной можно считать также спасаю­щуюся толпу, которая легко превращает­ся в паническую. Обычно такая толпа воз­никает в условиях стихийных бедствий или очень крупных катастроф, т. е. когда появляется опасность для большого коли­чества людей. Но бывает и так, что толпа, охваченная паникой, неожиданно возни­кает в совершенно спокойных условиях. Примерами могут служить два случая дав­ки, в которых погибло значительное чис­ло людей: первый имел место в 1896 г. на Ходынском поле в Москве в связи с праз­днеством по случаю коронации Николая II, а второй — в 1953 г. также в Москве во время похорон Сталина. В обоих случаях причиной была плохая организация по­рядка в местах больших скоплений людей.

К активному типу относится стяжа­тельская толпа, т. е. скопление людей, объединенных стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценнос­тей, которые стали неожиданно доступны­ми в результате, например стихийного бедствия. Нередко в таких случаях винов­ником считают «уголовный элемент». Од­нако опыт свидетельствует, что обычно и добропорядочные граждане при опреде­ленных обстоятельствах, когда кажется, что отвечать им не придется, иногда попа­дают в число мародеров. Склонность к «рационализации», т. е. к оправдыванию перед самим собой своих действий («все равно имущество пропало бы», «его украл бы кто-нибудь другой» и т. д.) составляет тот психологический механизм, который примиряет совесть с чувством ответствен­ности за содеянные преступления.

В западной литературе выделяют еще демонстрирующий тип толпы, под кото­рой имеется в виду собрание людей, выра­жающих тот или иной социальный про­тест. Но насколько такое собрание подпа­дает под понятие толпы, зависит от степе­ни его организованности.

Совершенно особый тип составляет толпа пассивная, отличающаяся обычно отсутствием эмоционального компонента. Каждому знаком рассказ А. П. Чехова «Брожение умов» — блестящая иллюстра­ция небольшой пассивной толпы с неко-

торыми ее закономерностями. Она сти­хийно возникла лишь потому, что два че­ловека стояли на улице и сосредоточенно смотрели в одном направлении. Случай­ные прохожие стали останавливаться и смотреть в том же направлении. А по­скольку любое свое действие люди стре­мятся как-то объяснить, то в образовав­шемся скоплении публики появились са­мые различные версии относительно того, куда и почему смотрят люди.

Американские психологи воспроизве­ли сюжет Чехова в эксперименте. Цель его заключалась в выяснении вопроса о том, какое число людей необходимо, чтобы спровоцировать формирование случай­ных индивидов в толпу по типу чеховско­го «брожения умов». Были созданы груп­пы из 1, 2, 3, 5, 10 и 15 человек, которые останавливались на многолюдной улице и в течение минуты смотрели в одном на­правлении. Поведение прохожих фикси­ровалось на кинопленку. Оказалось, что число прохожих, останавливавшихся и на­чинавших смотреть в том же направлении, в котором смотрели группы численностью от 1 до 5 человек, быстро увеличивалось в зависимости от размеров «провоцирую­щей группы». Группы, состоявшие из 5, 10 и 15 человек оказывали уже примерно одинаковое воздействие. Так, при одном человеке останавливалось 4,05% прохо­жих, а при 15 — 39,98%. Отсутствие стиму­лов к какому-либо действию объясняет, что толпы такого рода так же быстро рас­сеиваются, как и собираются.

Социально-психологические особенно­сти толпы. Толпа, как специфическое объединение людей, обладает рядом со­циально-психологических свойств, кото­рые оказывают влияние на поведение со­ставляющих ее индивидов.

Анонимность. Принадлежность к толпе порождает чувство анонимности у челове­ка, уверенность в том, что его действия и поступки останутся никем не замеченны­ми и никому не известными. Следствием является чувство бесконтрольности и без­ответственности, поскольку каждый пола­гает, что любые его действия будут припи­саны толпе, а не ему лично. Это позволя-

ет людям совершать поступки, немысли­мые для них в обычных условиях.

Ощущение слияния с большой массой людей в сочетании с анонимностью на­полняет человека чувством силы и могу­щества, что способствует эмоционально­му возбуждению, ограничивающему кон­троль сознания над поведением.

Однородность толпы возникает вслед­ствие уравнивания, сведения к одному уровню всех психических проявлений и поведения индивидов. Общий интеллек­туальный уровень толпы ниже интеллек­та ее участников, поэтому она крайне не­критично воспринимает любые слухи, легко переносит внимание с одних объек­тов на другие, бездумно поддается воздей­ствию лозунгов, речей не только лидеров толпы, но и случайных людей.

Внушаемость — одно из важнейших свойств толпы, связанное с предыдущи­ми ее качествами, объясняющее непред­сказуемость ее действий, поскольку она легко реагирует на любые обстоятельства и призывы. Это же свойство повышает готовность людей совершать деяния, ко­торые могут быть в полном противоречии с их сознанием и характером.

Особую роль играют слухи в толпе. Они являются основным способом рас­пространения информации и выполняют функцию ориентации участников толпы в складывающейся ситуации, способствуя стихийной организации их действий.

Психическое заражение выражается в быстром распространении, переносе пси­хического состояния одних людей на дру­гих. В этом проявляется действие закона психического единства толпы (по теории Г Лебона), который позволяет объяснить ее психологическую однородность и высо­кую эмоциональную чувствительность.

Иррациональность поведения толпы и ее эмоциональная напряженность стано­вятся интегративным результатом всех ее других свойств. Эмоциональный компо­нент, как правило, начинает играть свою роль уже при возникновении толпы, а в дальнейшем оказывает на нее возрастаю­щее влияние, делая ее крайне возбужден­ной и импульсивной.

Человек, подчинившийся законам толпы, теряет свою личностную индиви­дуальность, становится ее конформным участником и поэтому способен на любые действия и поступки. Конечно, не все люди подвержены таким превращениям. Это зависит от уровня психологической и нравственной зрелости личности.

Причины и условия возникновения аг­рессивной толпы. Обычно выделяются два типа причин и условий возникновения толпы: одни носят долговременный ха­рактер, другие — ситуативный. Первые составляют любые экономические, соци­альные, политические и другие факторы относительно длительного действия, ко­торые порождают высокий уровень на­пряженности в обществе, формируют и нагнетают чувства фрустрации, безна­дежности и отчаяния.

При наличии долговременных условий роль ситуативной причины для возникно­вения толпы и массовых беспорядков мо­жет сыграть все, что угодно — от неадекват­ных действий властей до простого бытово­го эпизода и даже слуха. Трагические собы­тия в Баку, например, в январе 1990 г. на­чались с попытки азербайджанского бе­женца из Армении выселить из квартиры армянина и последовавшей за этим драки. Все произошло на фоне крайне обострен­ной ситуации в городе, создавшейся в свя­зи с наплывом и неустроенностью бежен­цев. В Душанбе в том же году в качестве толчка к массовым выступлениям послу­жили всего лишь слухи о том, что в город должны якобы приехать армяне — бежен­цы из Азербайджана — и им будет предо­ставлена жилая площадь.

Помимо долговременных и ситуатив­ных условий, порождающих массовые выступления, необходимо иметь в виду еще один очень важный фактор — уро­вень развития политической культуры как общества в целом, так и отдельных его сегментов. От этого фактора зависит вероятность нарушения норм демокра­тии и правопорядка и превращения выс­туплений протеста в массовые беспоряд­ки. С учетом этого можно вывести общую формулу следующего содержания:

Степень вероятности = массовых беспорядков

Наши рекомендации