Критерии оценки качества лекции
I. Критерии оценки содержания лекции:
1) соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса;
2) научность, соответствие современному уровню развития науки;
3) точность используемой научной терминологии;
4) информативность: раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными примерами;
5) реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;
6) реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;
7) связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;
8) соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике: разъясняются особо сложные вопросы; даётся задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику, пересказывается учебник и т.п.)
II. Критерии оценки методики чтения лекции:
1) дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;
2) структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;
3) акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции;
4) рациональное сочетание методических приёмов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, интерактивного и др.);
5) логичность, доказательность и аргументированность изложения;
6) ясность и доступность материала с учётом подготовленности обучаемых;
7) соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами;
8) использование методов активизации мышления студентов;
9) использование приёмов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т. п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);
10) использование записей на доске, наглядных пособий;
11) использование раздаточного материала на лекции;
12) использование технических средств обучения;
13) дисциплина на лекции;
14) рациональное распределение времени.
III. Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:
1) осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций;
2) оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивание схем и т.п.);
3) использование приёмов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни учёных и т.п.);
4) разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после неё).
IV. Критерии оценки лекторских данных преподавателя:
1) знание предмета;
2) убеждённость;
3) эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная);
4) степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);
5) культура речи;
6) речевые данные, дикция;
7) внешний вид;
8) манера поведения, умение держаться перед аудиторией;
9) контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);
10) отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);
11) Отношение студентов к преподавателю уважительное. Ироническое, равнодушное и т.п.).
V. Критерии оценки результативности:
1) степень реализации плана лекции (полная, частичная);
2) степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы лекции;
3) информационно-познавательная ценность лекции;
4) воспитательное воздействие лекции.
В рецензии на семинарское занятие должны быть отражены ниже перечисленные критерии оценки качества семинара.