Понятие «восприятие». Природа восприятия

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Общая психология»

на тему: «Принципы организации восприятия согласно гештальт-психологии»

Выполнил:

…….

Проверил:

……..

Ижевск, 2012

Содержание

1. Введение. стр. 3

2. Понятие «восприятие». Природа восприятия. Свойства восприятия. Виды восприятия. Теоретические подходы к объяснению механизмов восприятия. стр. 5

3. Понятие гештальт-психологии. История возникновения гештальт-психологии. Основоположники гештальт-психологии. Экспериментальные исследования восприятия движения. Вклад гештальт-подхода в развитие психологии. стр. 11

4. Принципы организации восприятия согласно гештальт-психологии. Принцип прегнантности. Принцип фигуры и фона. стр. 24

5. Заключение. стр.32

6. Список использованной литературы. стр.36

Введение.

Данная работа посвящена обзору принципов восприятия в гештальт-психологии.

Гештальт-психология (от нем. Gestalt - образ, структура), одно из направлений психологии, возникшее как «реакция против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии».[4]

Гештальт-психология возникла из исследований восприятия и изначально была экспериментальной наукой об изучении восприятия, отличной от господствующей тогда теории ассоцианизма, которая рассматривала психику в целом и восприятие частности понимались как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления

Макс Вертгеймер, один из основателей гештальт-психологии описал принципы восприятия движения в своей работе «Экспериментальные исследования восприятия движения», опубликованной в 1912 году.

Свои исследования он начал в 1910 году, когда во время отпуска ему пришла идея провести эксперимент по исследованию иллюзии существования движения, в то время когда объективно движения нет.

В эксперименте ему ассистировали К. Коффка и В. Келлер. Вертгеймер был убежден, что это явление, получившее экспериментальное подтверждение в его лаборатории, по-своему так же является элементарным, как и обычное ощущение, но в то же время, представляет собой нечто отличное от одного или даже нескольких простых ощущений.

Вертгеймер исходил из того, что человек воспринимает предметы так же цельно, как воспринимает кажущееся движение состоящее из отдельных сигналов но воспринимающееся – как единое целое, а не как наборы отдельных ощущений.

Если ощущение дает человеку понятие об отдельных свойствах, качествах предметов (горячо, холодно, сладко, громко и т.п.) то восприятие дает понятие о целостном образе предмета или явления. В то же время восприятие это не простая математическая сумма ощущений, это взаимосвязь комплекса ощущений во всем многообразии их качеств, свойств, силы ощущений и составляющие таким образом целостный образ предмета или явления. При этом мозг человека может воспринимать различные образы, дополняя, объединяя, и структурируя их, исходя из определенных принципов и законов. Восприятие имеет тенденцию к организации опыта в доступное пониманию целое.

Иллюстрация целостности восприятия разрозненных частей: например во время демонстрации рисунка буквы с «дефектом», «дырой», сознание человека стремится заполнить пробел, дополнить недостающие части, и мы узнаем целую букву.

Основную проблему гештальт-психологии Вертгеймер формулировал следующим образом: «...существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого. Гештальт-теория есть это, не больше и не меньше».[6]

На основе опыта исследований восприятия и были выведены следующие принципы. Гештальт-психология описывает целостность и упорядоченность восприятия человека исходя из нескольких принципов, таких как близость, простота, непрерывность, схожесть, целостность, замкнутость, смежность, общая зона.

Понятие «восприятие». Природа восприятия.

Восприятие (перцепция, от лат. рerceptio) – психический процесс формирования целостных образов объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств через синтез отдельных ощущений, инициируемых этим объектом.

Восприятие является чувственным этапом познания, оно неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Восприятию свойственна объективация, вынесение образа вовне. Воспринимая какой-нибудь предмет (дерево, книгу и т.д.), мы осознаем его не как наше субъективное психическое переживание, а как объективный, вне нас существующий предмет

Восприятие представляет собой отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В процессах восприятия формируется целостный образ: образ предмета, образ ситуации, образ другого человека и др. Образ восприятия нередко обозначают как перцептивный образ.

Составной частью процесса восприятия является ощущение как отражение отдельных сторон предметов и явлений. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в самых элементарных, непосредственных свойствах объективного мира. Если восприятие отражает целостные предметы и ситуации, то ощущение доставляет сведения об отдельных элементах предметов или ситуаций. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную конструкцию, целостный предмет; в то же время органы чувств информируют нас об отдельных свойствах стола (например, его окраске). Прикасаясь ладонью к столу, мы ощущаем тепло или холод, гладкость или шероховатость поверхности и т.п.

Восприятие человека это результат длительного филогенетического (исторического) и онтогенетического (индивидуального) развития. Оно формируется в процессе жизнедеятельности человека, его активных взаимоотношений с предметами и явлениями окружающей действительности.

Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия воспроизводилось в опытах с «искажающими очками»: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.

С возрастом и накоплением опыта восприятие человека обогащается и модифицируется, образы наполняются большим смыслом, таким образом можно сказать что восприятие это постоянно изменяющийся процесс, различный у двух отдельных индивидуумов.

Существуют четыре уровня восприятия:

· сенсорный – чувственный охват объекта, попадание его в поле зрения;

· перцептивный – осмысление объекта, отнесение его к определенной категории, классу объектов;

· оперативный – охват какой-либо функции, стороны объекта;

· деятельностный – взаимодействие с объектом как целью деятельности.

Виды восприятия:

По типу анализатора:

· Выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа: зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное.

В зависимости от объекта восприятия:

· Восприятие пространства: формы, величины, глубины, удаленности, положения в пространстве; движения; времени; восприятие человека человеком.

Наши рекомендации