Охарактеризуйте психологическую и физическую готовность ребенка к обучению в школе
ОТВЕТ. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе предполагает:
– радостное ожидание начала обучения в школе;
– принятие позиции школьника;
– умение общаться со взрослыми, сверстниками;
– умение входить в детское общество, действовать совместно с другими;
– наличие запаса знаний об окружающем мире;
– желание узнавать новое, любознательность;
– умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем;
– сформированность элементарных учебных навыков;
– положительное отношение к целям деятельности, принятие их;
– стремление преодолевать трудности обучения;
– стремление к достижению результатов своей деятельности;
– развитие: сенсорное, образных представлений, памяти, мышления, речи;
– способность соподчинять мотивы, управлять своим поведением;
– сформированность эмоциональных свойств личности: умение сочувствовать, сопереживать и др.
Физическая готовность ребенка к обучению в школе включает:
– состояние здоровья, слуха, зрения;
– общее физическое развитие;
– развитие мелких групп мышц;
– умение выполнять основные движения: бег, прыжки и др.
005. Мама мальчика 6 лет обеспокоенно рассказывала: “Моему сыну скоро идти в школу. Я ему читаю, рассказываю. Мы ходим в музей, но меня беспокоит отсутствие у него любознательно сти. Ни разу он не разломал игрушку, чтобы выяснить, что внутри, не задал никаких вопросов.КАК ЖЕ ОН БУДЕТ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ?”
ПРАВА ЛИ МАМА В СВОИХ ВОЛНЕНИЯХ? ЧТО МОЖНО ПОСОВЕТОВАТЬ МАМЕ?
ОТВЕТ. Мама, безусловно, права в своих волнениях.
Своей активностью она подавляла сына. И хорошо, что она забеспокоилась. Еще есть возможность что-то исправить. Приведенный пример – иллюстрация интеллектуальной пассивности ребенка. Мальчик будет пассивен и в школе. Он не будет успевать за всеми, может отмалчиваться на уроках.
Успешно выполнить задание он сможет только тогда, когда можно повторить его за учителем или при условии, что его не будут торопить.
Как формировать у такого ребенка устойчивые и познавательные интересы? Необходимо терпеливо выслушивать мальчика. Если его высказывания неправильные, то надо создать ситуацию, в которой можно было бы проверить его предположения. Предложить ему, если можно, создать ситуацию самому.
Родителям мальчика следует чаще задавать сыну вопросы, развивающие его любознательность, обязательно вместе с ним рисовать, играть в игры типа “Школа”. Проводить игры типа “Бывает – не бывает”, “Перевертыши”. Они развивают у ребенка любознательность, активность.
006. “У моего сына замедленная реакция на все. Мне кажется, что он “спит на ходу”, все делает медленно, долго зашнуровы вает ботинки, вяло ест. На него постоянно жалуется воспитатель, да и меня это раздражает, особенно когда я спешу. Но я вижу, что во время игры он становится совсем другим. В жизни же, если его не торопить, то он успешно со всем справляется. Но как же он будет учиться в школе?” – обеспокоенно спрашивает мама шестилетнего мальчика.
Назовите возможные причины такого поведения ребенка.
С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ РЕБЕНОК ВСТРЕТИТСЯ В ШКОЛЕ?
ОТВЕТ. Неправильно рассматривать такое поведение мальчика как непослушание, упрямство. Возможно, у него какие-то нарушения психики, проявляющиеся в замедленном темпе деятельности, так как при достаточном количестве времени он выполняет задания. Таких детей нельзя торопить, требовать от них быстрого выполнения чего-либо– это еще больше затормаживает их. Родителям в подобных случаях следует обязательно советоваться с врачом и с воспитателем.
Трудности у такого ребенка будут обязательно. Они связаны с тем, что он не сможет быстро выполнить все задания на уроках, живо реагировать на изменяющуюся обстановку. Адаптируется к школе он гораздо медленнее, чем активный ребенок.
Тема№13
«Проблемы подросткового возраста»