Виды социально-психологического тренинга
Понятие социально-психологического тренинга
Понятие «тренинг» в современной научно-методической литературе имеет многообразную трактовку, но единого подхода пока еще нет.
Тренингпредставляет собой область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении (Психологический словарь, 1990). Определяют его и как метод социально-психологи ч ее кой подготовки, развития личности, как комплекс активных групповых методов и процесс преобразующего воздействия на личность, а также форму групповой коррекции коммуникативного действия человека, эффективного конструирования самоактуализирующейся, самоадаптирующейся личности.
Специфическими чертами тренинга являются:
построение работы на ряде специфичных принципов; нацеленность на психологическую помощь членам группы;
наличие специальных требований к помещению, оборудованию и участникам тренинга;
акцент на взаимоотношениях между участниками в соответствии с принципами тренинга;
использование активных методов работы; объективизация субъективных чувств участников;
психологический комфорт на занятиях.
Рассматривая тренинг как метод психологической коррекции, его можно представить как тренировку, упражнение, результатом которого становится система умений и навыков эффективного поведения, необходимого личности для взаимодействия с другими людьми.
Виды социально-психологического тренинга
Большинство зарубежных тренингов классифицируются по принципами общения:
перцептивной, коммуникативной, интерактивной, протекающих в тесной взаимосвязи, поэтому речь идет лишь об акцентировании в групповой работе.
По содержанию задач, решаемых посредством тренинга, его можно разделить на два класса (Л. А. Петровская, Р. М. Грановская):
1) ориентированные на развитие социальных умений, например: вести переговоры, разрешать межличностные конфликты;
2) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, себя, другого человека, группы в целом.
Ключевым является перцептивно-ориентированный тренинг (Л. А. Петровская), поскольку в контексте общения социальная перцепция выполняет регулятивную функцию.
Перцептивный (коммуникативный) тренингпредполагает развитие способности адекватного и полного познания себя, других людей, отношений в разнообразных ситуациях общения.
Система занятий побуждает человека переосмысливать уже имеющиеся представления о людях, заставляет искать пути самосовершенствования.
В ходе этого тренинга участники получают сведения о том, как они выглядят в глазах других людей, и о том, как их действия и поступки воспринимаются со стороны. О
снову составляет организация намеренной межличностной обратной связи в ситуациях «индивид — индивид», «индивид — группа», «группа — группа».
Социально-психологический тренинг поведения(М. Форверг) направлен на изучение социального поведения через отношение человека к окружающему миру и самому себе.
Цели тренинга заключаются в развитии личности, готовности ее к творчеству, правильному восприятию социальных отношений в обществе, развитии навыков саморегуляции.
Основу тренинга составила теория обучения Д. Н. Узнадзе о двух уровнях человеческого поведения: импульсивном, возникающем на уровне установки, и объективированном.
Тренинг позволяет создать условия для такого объективирования через разрушение выученного поведения, лабилизацию и создание новых мотивации и ориентиров поведения, выражающихся в увеличении свободы индивидуального поведения, расширении границ исполнительской компетентности, в приобретении навыков контролирования.
Когнитивный тренинг (мыслетренинг)направлен на приобретение человеком умений рационально изменять ход мыслей, негативно влияющих на восприятие им действительности и приводящих поэтому к возникновению отрицательных эмоций, поведенческих трудностей. Он основан на признании решающей роли знания человека о себе как основе коммуникативного поведения. В процессе этого тренинга в сознании человека формируется когнитивная карта образа собственного «Я», которая становится регулятором самопрограммирования личностью своего коммуникативного поведения. Основу тренинга составляют две психодиагностические програмзироватъ поведение других людей через способность предугадать их мысли, чувства, поведение. Сензитивность рассматривается как особая чувствительность, способствующая формированию социального интеллекта.
Тренинг личностного ростапредполагает совершенствование личности с помощью формирования умений самоанализа, самопознания.
Гештальт-тренингнаправлен на осознание человеком причин своего внутреннего дискомфорта и нахождение путей выхода из него.
Тренинг трансактного анализапризван помочь разобраться в структурных компонентах личности и ее ролей, показать человеку способы взаимодействия с другими на основе эго-состояний.
Тренинг индивидуального стиля.Его целью является обучение участников методам наблюдения и коррекции своего индивидуального стиля в условиях межличностного общения, отработка навыков взаимодействия с людьми разных коммуникативных стилей. Теоретическая основа тренинга — идеи К. Юнга о существовании устойчивых типов психики, которые проявляются в поведении и установках сознательной деятельности.
Тренинг социализации личностипредставляет собой разновидность тренинга личностного роста. Здесь главная цель выражается в повышении эффективности реализации потенциальных возможностей личности, своеобразное «делание себя», «делание своей жизни» на фоне возрастания чувства удовлетворения собой. С помощью данного тренинга у человека появляется возможность скорректировать и создать новые концепции способов жизнедеятельности и решить затруднительные ситуации.
Групповая форма работы
Любое тренинговое занятие чаще всего предполагает групповую форму работы, которая позволяет достаточно легко моделировать процесс межличностного взаимодействия, отрабатывать различные его ситуации в зависимости от вида деятельности участников группы и цели тренинга.
Процесс обучения в Т-группе состоит из нескольких элементов.
Первым элементом обучения в этой группе является то, что участник может найти ответ на вопрос, что происходит и почему.
Ему предлагается такая система обучения, которая позволяет самому понять, как учиться на основе анализа собственного опыта и обратной связи, полученной в процессе экспериментирования. Во время всего обучения в Т-группе ее участники развивают восприятие себя и окружающих, расширяют способы самопрезентации, демонстрируют разные модели поведения.
Каждый человек преподносит себя другим в четырех аспектах: во-первых, он показывает свою личность с помощью общих знаний и тех составляющих содержания его «Я», о которых знают все; во-вторых, часть информации о нем остается скрытой, а часть — известной другим; в-третьих, человек проявляется как «слепое пятно», в нем скрыты такие качества, резервы, о которых другие знают, а он не знает; в-четвертых, человек предстает в образе «неизвестного» — это то, что скрыто и от человека, и от окружающих.
Обратная связь — второй элемент обучения. Она проявляется в том, что участники сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь им откорректировать его в направлении достижения целей.
Экспериментирование — третий важный элемент обучения, основанный на поиске новых стратегий, видов поведения. Причем новый опыт сочетается со старым, участник имеет возможность проследить ясную и точную непосредственную обратную связь, что создает предпосылки того, что человек будет чувствовать себя более уверенно в реальной ситуации.
Чтобы обучение и взаимодействие были эффективными; нужны доверие, внимание, активность участников группового процесса. В связи с этим уделяется достаточно большое внимание процедуре подбора участников тренинга.
Участниками групп могут быть люди эмоционально стабильные, стремящиеся к познанию; нуждающиеся в психокоррекции эмоциональных поведенческих нарушений; психически здоровые, те, чья психологическая защита низка, а способность к научению высока.
Для успешности функционирования группы важно соблюдение правила количественного состава, В группе должно быть не более 12—18 человек. Большие по составу (20—25 человек) группы не позволяют полностью реализовать принцип обратной связи, уменьшается время для индивидуального выступления каждого участника, утомительно выслушивать, запоминать большое количество высказываний. А в маленьких, по 8 человек, группах нет возможности создавать «диады», «триады», которые необходимы при проведении некоторых упражнений, и ведущему самому приходится заменять участника группы, что не всегда удобно и оправдано методически. В целом количество участников определяется типом группы.
Успешность функционирования группы определяется и степенью выполнения участниками норм и правил. Они есть в любой социальной группе. Хотя иногда и наблюдается расхождение между официальными нормами и нормами неофициальной группы, в целом они позволяют принимать конструктивные решения, защищают права члена группы, являются стандартом поведения.
Групповая динамика
Групповая динамикаможет быть представлена как совокупность групповых действий и интеракций, которые являются результатом взаимоотношений, деятельности и влияний членов группы. Она представляет собой развитие или движение группы во времени (А. А. Осипова).