Человеческий фактор : модель shel
Человеческий фактор - совокупность факторов и условий, обеспечивающих безаварийную деятельность и работоспособность человека и аспекты его взаимодействия с системами, которые обычно не рассматриваются в рамках основных исследований в области микроэргономики. А это взаимодействие и взаимоотношения с другими участниками совместной деятельности, с факторами физической, а также и социальной среды в условиях совместной деятельности. При этом ЧФ понимается как совокупность профессиональных, психологических и социальных возможностей и ограничений всех участников деятельности, не учитывая которые при конструировании авиатехники, организации содержании и условиях летной деятельности может привести к ошибочным действиям.
В данной модели предлагается следующая интерпретация:
В настоящее время при анализе факторов ЧФ (ИКАО) используется модель «SHEL», аббревиатура которой составлена из начальных букв английских названий её составных элементов это Software, Hardware, Environment, Liveware. Модель «SHEL» впервые была разработана Эдварсом в 1972г. а, затем в 1975г. дополнена иллюстрирующей её диаграммой Хаукинса (рис.). Компоненты, входящие в модель, означают следующее:
Software – процедуры.
Hardware –машина (объект).
Environment – среда.
Liveware –человек (субъект).
В материалах ИКАО концепция ЧФ Эдвардса принята как основная и представляет собой расширенный вариант концептуальной модели "человек-машина-среда».
В данной модели предлагается следующая интерпретация:
- Субьект (Liveware): исполнитель (L1) или другие исполнители, взаимодействующие с ним (L2), их биолого – медицинские, физиологические, психофизиологические, психологические, социально – психологические ресурсы.
- Объект (Hardware): машина - это эргономические характеристики рабочих мест: органов управления и систем отображения информации и т.д..
- Процедуры ( Software):(руководства, технологии, установки, нормы, правила и т.д..
-Среда (Environment): природные и микроклиматические условия, в которых должны взаимодействовать компоненты, составляющие модель.
В этой модели совпадающие или несовпадающие границы блоков
(интерфейсы) важны, как и характеристики самих блоков. Субъект (исполнитель деятельности) является центральной "узловой" частью модели SHELL. Остальные компоненты должны быть соответствующим образом адаптироваться и согласовываться
с этой "узловой" частью.
Для анализа возможных сбоев в системе совместной деятельности рекомендуется исследовать состояние следующих линий взаимосвязи компонентов:
-Субъект - объект (L-H).
-Субъект - установки (L-S).
-Субъект - среда (L-E).
-Субъект - субъект (L-L).
Субъект - объект. Рассматривается взаимосвязь интерфейса человека и машины, а именно:
учет характеристик человеческого тела; учет возможностей усвоения информации пользователем; а также органов управления, их кодирования и размещения на рабочем месте.
Субъект - процедуры. Рассматривается взаимосвязь человека с такими компонентами, как правила, руководства и другими регламентирующими работу документами.
Субъект - среда. Взаимосвязь типа "человек - среда" в процессе деятельности была установлена одной из первых.
Субъект - субъект. Рассматривается особенность взаимодействия и взаимоотношения людей при совместной деятельности.
Согласно « Руководство по обучению в области человеческого фактора»(ИКАО), теоретическими источниками в изучении влияния человеческого фактора в областях его влияния служат такие науки, как:
- Психология и физиология человека;
- Антропометрия и биомеханика;
- Биология и хронобиология.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПСД) - представляет собой психологическую структуру деятельности, организованную в плане выполнения функций конкретной деятельности, достижения конкретной цели.
ПСД - представляет собой структуру, организованную в направляемую вектором «мотив – цель деятельности», в плане ориентации психических функций человека на достижение осознаваемых и целесообразных конкретных результатов.
ПСД существует до тех пор, пока не будет достигнута цель, то есть, не получен планируемый результат, удовлетворяющий потребности организации и исполнителей.
Процесс формирования и реализации психологической системы деятельности включает три этапа:
-возникновение замысла;
-планирование деятельности;
-практическая деятельность.