Методические рекомендации по выполнению практических работ
ОП. 02 Психология
для специальности СПО 050141 Физическая культура
______________________________________
Тюмень 2013
Методические рекомендации составлены (или разработаны) преподавателем ГАОУ СПО ТО «ЗСГК» __________________________________________
Рассмотрено на заседании ПЦК ______________________________________
Протокол № _____ от ______________ (если рассматривали)
Рекомендовано экспертным советом колледжа к использованию в учебном процессе
Протокол № ___ от ___________ (если рассматривали экспертным советом)
В пособии рекомендациях приведены порядок и методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине _____________, предназначенные для студентов специальности _________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка. 5
2. Методические рекомендации по выполнению практических работ. 5
3. Практические работы.. 7
3.1. Практическая работа №1 «???????». Ошибка! Закладка не определена.
3.2. Практическая работа №2 «???????». Ошибка! Закладка не определена.
3.3. Практическая работа №3 «???????». Ошибка! Закладка не определена.
4. Литература. 43
Пояснительная записка
Пособие предназначено для обучающихся специальности
050720«Физическая культура» по дисциплине Психология очной и заочной форм обучения.
Выполнение практических работ способствует формированию следующих умений и компетенций:
- Умения: применять знания по психологии при решении педагогических задач;
- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;
- применять знания по психологии при решении педагогических задач;
- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;
Профессиональные компетенции:
- основы психологии личности;
Общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Методические рекомендации по выполнению практических работ
Главная задача практикума — углубить знания студентов по психологии путем вовлечения их в психологические психодиагностические исследования. Его целевое назначение — самосовершенствование и самовоспитание будущих учителей как профессионалов.
В данный практикум вошли методики, позволяющие охарактеризовать индивидуальные особенности функционирования психической деятельности и основных свойств личности студентов. Практикум состоит из следующих разделов.
Познавательные процессы.
Эмоционально-волевые процессы.
Индивидуально-типологические особенности личности.
Каждый раздел предваряется кратким описанием основных психических функций или свойств личности, подвергаемых диагностике.
Поскольку практикум нацелен на учебные задачи, с одной стороны, и на ориентировку студентов в психологической реальности, которая проявляется в педагогический деятельности, — с другой, то особое внимание в нем отведено четкости описания каждой методики; приема исследования. технологии исполнения исследования и интерпретации получаемых результатов. Описание методик дано в строго одинаковой последовательности:
a. предназначение методики и цель исследования;
b. материал и оборудование;
c. процедура исследования, которая включает описание условий его проведения и инструкции;
d. обработка результатов;
e. анализ результатов и их интерпретация с помощью таблиц и шкал оценки получаемых данных, рекомендации по возможному использованию результатов с целью самосовершенствования испытуемого.
Учебная работа студентов с методиками предполагает изучение теоретического материала по теме исследования. Это может быть материал лекций, учебных пособий, первоисточников. Желательно, чтобы знакомство с процедурой исследования завершалось сдачей преподавателю-психологу допуска к проведению диагностического исследования. Получив допуск, студент может приступить к проведению эксперимента или тестирования и, обработав результаты, сдает отчет о работе вместе с выводами и рекомендациями.
Так как предлагаемые практикумом методики имеют психодиагностическую ценность, то каждый студент должен ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к использованию методик специалистами-смежниками. Эти требования таковы.
Специалисту — пользователю методики вменяется в обязанность:
A. Предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применимы для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими.
B. Если психологи предупреждают о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от психодиагностики вообще.
C. Пользователь, получивший доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны.
D. Пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он так же, как и психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация.
E. Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут быть использованы специалистами-не психологами.
F. Любой пользователь методик (тестов) содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.
G. Пользователи, не являющиеся профессиональными психологами, могут осуществлять рационализаторскую и изобретательскую деятельность в области психодиагностики только с санкции аттестационной комиссии Общества психологов, удостоверяющей необходимый профессиональный уровень как самих разработок, так и их автора.
Учитывая эти требования, нужно принять во внимание, что основная задача практикума учебная. Будущие учителя должны научиться думать о психологических качествах человека и применять знания в целях совершенствования личности. Важно, чтобы психолог беседовал со студентами, которые готовят отчет о проделанной работе, помогал им в выработке рекомендаций, корректировал процесс формирования у них психологического мышления, следил за соблюдением выполнения ими требований, предъявляемых к пользователям методик, помогал решить возникшие проблемы психологической этики.
Ряд предложенных в практикуме методик позволяет наблюдать за динамикой тех или иных психологических феноменов личности, если повторять исследования через определенные промежутки времени.
При выполнении практических работ придерживайтесь следующего алгоритма:
- изучите теоретический материал по теме практической работы (лекции, учебники, дополнительная литература и др.);
- прочитайте и продумайте порядок выполнения работы;
- подготовьте необходимое оборудование, справочные и нормативные источники информации;
- выполните работу согласно описанию;
- оформите отчет и представьте его преподавателю;
- при необходимости приведите рабочее место в порядок.
\Практические работы
Практическая работа №1.
Групповая . дискуссия, этапы ее развития и психологические средства повышения эффективности групповой дискуссии
Практическая работа №2
Диагностика качеств внимания
1..Изучение продуктивности внимания с помощью методики двухцветной таблицы (тест Шульте
тест «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ»
Ход опыта. 1 вариант.
Испытуемый пишет на доске числа (о.т 1 До 20 одновременно громко считает и обратном порядке от 20 до 1. Сравнить время выполнения, количество ошибок, степень затруднения у разных испытуемых;
2-вариант. по рис. испытуемый должен найти и показать поочередно белые цифры в возрастающем порядке и черные цифры в убывающем порядке, т. е. 1 — белое, 24 — черное, 2 — белое, 23 — черное и т. д. Фиксируется время выполнения задания, количество ошибок.
Таблица
15 | ||||||
.20 |
Анализ результатов:
баллы | 5 бал. | 4 бал. | 3 бал. | 2 б ал. | 1 бал. |
время | 2м 40с | 2м 41с — | 5м 31с — | 6м 31с — | |
выпол | и менее | Ьм 30с | 6м 30с | 8м | |
нения | |||||
коли | |||||
чество | 1-2 | 3—4 | 5 . | ||
ошибок |
.
РАЗДЕЛ I!!
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Важнейшей функцией психической деятельности является ориентировка. В той или иной степени ее выполняют и обеспечивают не только все психические процессы, но и свойства личности. Однако максимальная нагрузка при этом падает на познавательные процессы: ощущение, восприятие и непосредственно связанные с ними память и внимание.
Ощущения и восприятия относятся к элементарным познавательным процессам, но эта традиционная их характеристика справедлива только при сравнении их с понятийным или гипотетико-теоретическим мышлением. Ощущения и восприятия являются регуляторами жизнедеятельности индивида в ответ на раздражители, которые действуют в настоящий момент, а память – воспроизводит то, что было в прошлом опыте. И результаты и сами эти процессы могут у человека стать осознанными или же протекать бессознательно, но их неизменной функцией остается ориентировка в состоянии организма и сигнализация об отношениях человека с миром, на основе его отражения.
Тема 3.1.