Тема 9. Аудитория и коммуникация
Аудитория как адресат коммуникации: объективные и субъективные характеристики. Убеждение и внушение как способы коммуникативного воздействия на аудиторию. Общие требования к коммуникатору и адресату (аудитории): минимум общих (базовых) знаний; владение общими вербальными и невербальными коммуникативными единицами; владение общим кодом; совместная мотивация коммуникации.
Ориентация коммуникатора на потенциальную аудиторию. Отбор информации для аудитории с учетом ее актуальности, коммуникативных норм и правил, социальной, политической, профессиональной и другой ориентированности аудитории.
Разовое, кратковременное, длительное (постоянное) воздействие коммуникатора с аудиторией. Совместимость коммуникатора и аудитории. Опосредованная коммуникация с аудиторией.
Реакция аудитории на коммуникативное послание. Опосредованное взаимодействие через «лидеров мнений». Оптимизация деятельности аудитории. Контакты с целью формирования группового сознания. Социальный контроль посредством взаимодействия заинтересованных субъектов с аудиторией.
Ознакомление аудитории с достижениями культуры и искусства. Предоставление аудитории деловой, научно-технической, политической, культурологической и другой информации.
Тема 10. Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах
Информация как основной элемент коммуникативных систем. Производство и потребление информации. Информационная сфера. Получение, хранение, преобразование, передача и использование информации.
Информация как передача когнитивной, волюативной и экспрессивной культуры.
Средства массовой информации как главная коммуникативная сеть.
Роль информатизации в управленческой деятельности и функционировании коммуникативных систем.
Обеспечение информационной безопасности систем коммуникации. Безопасность массовой информации.
Тема 11. Эффективность коммуникации
Понятие эффективности коммуникации. Обратная связь. Барьеры коммуникации и пути их преодоления: социальные, психологические, когнитивные, физические, языковые, технические. Влияние составных частей и конфигурации коммуникативной цепи на эффективность коммуникации.
Факторы повышения эффективности межличностной коммуникации. Совместимость партнеров как коммуникативных личностей, адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, воздействие через убеждение.