Тема 2.1 ЭТИКА И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
² Рассматриваемые вопросы: Понятие общения. Основные виды и уровни общения. Нравственные основы общения.
Общие этические требования к культуре общения.
Психологические особенности субъектов общения.
Тестирование как возможность определения индивидуальных особенностей стиля общения. Практическое тестирование обучаемых.
Техника общения. Этика об основных приемах обращения с людьми в деловом общении.
Основные типы воздействия на людей в общении. Способы влияния на людей, обеспечивающие установление отношений сотрудничества.
Этика управленческой деятельности. Личность руководителя и неформальное лидерство в трудовом коллективе. Правила формулирования установленных распоряжений. Техника критики и самокритики. Искусство публичного выступления. Этика полемики. Компромисс и этические условия его приемлемости.
² Требования к знаниям, умениям, навыкам
Изучив данную тему, студент должен
ЗНАТЬ:
· основные виды и уровни общения;
· общие этические требования к культуре общения;
· нравственные основы общения.
² Методические указания
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на сущность понятия общения, его виды, на техники общения.
Следует уяснить этические требования, предъявляемые к деятельности руководителя.
² Контрольные вопросы
1) Что такое внешняя и внутренняя культура?
2) Каковы, по мнению А.П. Чехова, черты воспитанного человека?
3) Каково содержание понятия общения?
4) Охарактеризуйте «абстрактные типы» собеседников.
5) Каковы виды и функции общения?
6) Охарактеризуйте средства человеческого общения.
7) Каковы правила приличия, предъявляемые к общению?
8) Охарактеризуйте техники общения.
9) Что такое конфликт? Каковы стратегии и кодекс поведения в конфликте?
10) Каковы основные этические требования к современному руководителю?
11) Перечислите этические правила критики.
² Литература
1) Г.М. Шеламова. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального профильного образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 г.
2) Л.А. Введенская. Культура речи. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2003 г., с. 4-41
3) А.А. Булыгина. Этика делового общения. / Курс лекции / - Новосибирск, 1995 г.
Тема 2.2 ЭТИКЕТ: ИСТОРИЯ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
² Рассматриваемые вопросы: Понятие этикета как совокупности правил поведения, регулирующих внешние формы человеческих взаимоотношений.
История этикета. Возникновение и развитие норм этикета, их ритуальный и символический характер. Исторические и национальные особенности этикета.
Демократизация этикета. Типичные черты поведения «джентльмена».
Современный этикет и его взаимосвязь с общими нормами морали. Этикетные нормы как выражение признания достоинства человека, уважения к личности.
² Требования к знаниям, умениям, навыкам
Изучив данную тему, студент должен
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
· об исторических и национальных особенностях этикета;
ЗНАТЬ:
· понятие и структуру этикета;
· этикетные ситуации.
² Методические указания
При изучении данной темы следует обратить внимание на её практическую значимость. Необходимо углубить знания о правилах приветствия, представления, поведения в общественных местах, в гостях и уяснить национальную специфику этикетных норм.
² Контрольные вопросы
1) В чем специфика этикетных правил?
2) Какова история этикета?
3) Охарактеризуйте становление российского этикета.
4) Какие требования лежат в основе этикетной культуры?
5) Сформулируйте этикетные правила обращения, знакомства, поведения в гостях, в общественных местах.
² Литература
1) Г.А. Голубева. Этика: Учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2005, с. 274-289
2) Байбурин А.К., Топорков А.А. У истоков этикета, - Я., 1990 г.
3) И.В. Корецкий. Этикет: кодекс поведения. – Воронеж,1998 г.
4) Ягодинский Б.Н. Наш этикет. – М., 1988 г.