Конфликт между личностью и группой

­ если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности;

­ руководитель вынужден предпринять дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных.

4. Межгрупповой конфликт.

­ В организациях между формальными и неформальными группами могут возникать конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности труда –конфликт между профсоюзом и администрацией.

Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей и поведения участников конфликта.

Управление конфликтами – это целенаправленные воздействия:

• по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт;

• по коррекции поведения участников конфликта;

• по поддержанию уровня конфликтности, не выходящего за контролируемые пределы.

Существует достаточно много методов управления и предупреждения конфликтов:

• внутриличностные методы – методы воздействия на отдельную личность;

• структурные методы – методы по профилактике и устранению организационных конфликтов;

• межличностные методы или стили поведения в конфликте;

• персональные методы;

• переговоры;

• методы управления поведением личности и приведение в соответствие организационных ролей сотрудников и их функций, иногда переходящие в манипулирование сотрудниками;

• методы, включающие ответные агрессивные действия. Эта группа методов применяется в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих методов.

Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это, в свою очередь, исключает вероятность возникновения новых конфликтов. При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, то есть, быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.

Вопросы

1.Каковы основные составляющие методов управления конфликтами?

2. Дайте определение конфликту.

3.Назовите известные вам причины конфликтов?

5. Что необходимо учитывать для успешного управления конфликтами?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 12

Стресс и методы снятия стресса

Теоретическая часть

Стресс (от англ. stress – давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Способность справиться с напряжением в течение нескольких минут или даже секунд – основное условие эмоционального выживания и физического здоровья. Можно обучиться этому.

Методы снятия стресса

1. В острой стрессовой ситуации не следует принимать (пытаться принимать) никаких решений. Исключения составляют стихийные бедствия, когда речь идёт о спасении самой жизни.

2. Сосчитайте до десяти.

3. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.

Дальнейшие события могут развиваться в двух направлениях.

А. Стрессовая ситуация застигла вас в помещении.

4. Встаньте, если это нужно, и, извинившись, выйдите из помещения. Например, у вас всегда есть возможность пойти в туалет или какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один.

5. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

6. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.

7. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо?

8. Набрав воды в стакан (в крайнем случае – в ладони), медленно, сосредоточено, выпейте её. Сконцентрируйте своё внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

9. Выпрямитесь. Поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямитесь; действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова.

Б. Стрессовая ситуация застигла вас где-либо вне помещения.

1. Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте всё, что видите.

2. Детально рассмотрите небо, называя про себя всё, что видите.

3. Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырёх минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь чётко представить его с закрытыми глазами.

4. Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею – пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течёт по вашему горлу.

5. Ещё раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос; сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи.

В качестве первой помощи этого вполне достаточно. В день, когда вы попадаете в острую стрессовую ситуацию, не принимайте никаких решений. Попробуйте заняться каким-либо простым видом деятельности.

Не повредят умеренные занятия спортом или прогулка, словом, любая деятельность, требующая физической активности и сосредоточенности, но опять же не переусердствуйте.

Вопросы

1. Приведите примеры стрессовых ситуаций?

2. Каковы основные методы снятия стресса?

3. Что такое стресс, причины его возникновения?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 13

Руководство: власть и партнерство

Теоретическая часть

Власть – возможность оказывать определенное влияние (воздействие) на поведение людей. В свою очередь, влияние – такое поведение одного человека, которое может измененить образ мыслей и действия другого человека.

Власть и влияние являются средствами, которыми располагает руководитель для разрешения разнообразных деловых ситуаций. Поскольку менеджер имеет власть над подчиненными, они зависят от него по вопросам объема выполняемой работы, расширения полномочий, продвижения по службе, повышения заработной платы, удовлетворения социальных потребностей. Однако в определенной степени и подчиненный имеет власть над руководителем. Это может проявляться в способности подчиненных качественно и в срок выполнять задания; оказании воздействия на других людей, от которых зависит сам менеджер; в передаче менеджеру необходимой информации. Поэтому менеджер должен поддерживать в коллективе разумный баланс власти. Баланс власти — это ситуация в управлении, когда уровень влияния облеченного властью руководителя на подчиненного равен степени зависимости этого подчиненного от руководителя.

Эффективно работающий менеджер не станет злоупотреблять властью, действовать в грубой, приказной форме.

Властные полномочия менеджер может осуществлять с помощью различных средств: поощрения подчиненных; наложения на них взысканий; авторитета собственных профессиональных знаний; своих личностных достоинств. Кроме того, действенным средством является наделение подчиненных ограниченными и контролируемыми менеджером полномочиями.

Децентрализация личной власти достигается тремя основными способами:

- официально закрепленным в документах делегированием полномочий;

наличием систем долгосрочного, среднесрочного и текущего планирования;

- отлаженным механизмом обмена информацией. Своевременное перераспределение и организационное оформление властных полномочий необходимо руководителю для повышения стабильности в работе предприятия. Это связано с тем, что в деятельности любой компании неизбежно наступает момент, когда требуется перераспределить властные функции внутри нее. Если проигнорировать подобную необходимость, может возникнуть угроза развитию и даже существованию компании.

При децентрализации власти менеджеры могут использовать систему премирования, в соответствии с которой сотрудник премируется не только за личные результаты, но и за результаты деятельности своего подразделения, а также предприятия в целом.

Руководство предприятия никогда не должно забывать о том, что оно существует только благодаря тому, что сотрудники готовы работать с ним в тесном контакте. Между тем, именно высшее руководство предприятия легко поддается искушению думать, что судьба предприятия, рабочих и служащих зависит от решений руководства. На деле все обстоит иначе: существование руководства зависит от работы сотрудников и от рынка. Поэтому источником личной власти основателей предприятия является деятельность организации в целом. Сам же руководитель выступает в роли лидера, обладающего властью лишь по воле данной организации.

Вопросы

1. С помощью каких различных средств менеджер может осуществлять властные полномочия?

2.Что такое «баланс власти»?

3. Благодаря каким основным способам достигается децентрализация личной власти?

4.В чем заключается разница между влиянием и властью?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 14

Самоменеджмент

Теоретическая часть

В переводе с английского management – управление. Получается, что самоменеждмент – это управление собой. Этот термин используется в разных сферах человеческой деятельности, но нас в данный момент интересует бизнес-сфера. В бизнесе, это методы, навыки и стратегии, при помощи которых человек может эффективно направлять собственную деятельность на достижение целей.

Самоменеджмент включает в себя постановку целей, принятие решений, фокусирование, планирование, планирование личного времени, самопознание, самоорганизацию, самоконтроль, самообразование и многие другие составляющие. Иногда под самоменеджментом подразумевают правильную организацию собственной деятельности и рабочего времени, но самоменеджмент — это более широкое понятие, которое включает и эти аспекты тоже.

Самоменеджментпозволяет вам стать хозяином собственной жизни. Звучит немного пафосно, но так оно и есть. Многие жалуются на то, что они «плывут по течению» и не могут ничего изменить в своей жизни. А причину этого они ищут в окружающем мире, хотя правильнее всего искать ее в себе. Очень часто причиной наших неудач (в том числе и в построении квартиры) является неумение либо четко сформулировать, чего мы хотим, либо найти необходимые ресурсы для достижения целей.

Самоменеджмент призван помочь:

­ поставить цель;

­ найти ресурсы для ее достижения;

­ подобрать наиболее эффективные методы использования этих ресурсов;

­ целенаправленно и последовательно применять эти методы на практике;

Эффективный самоменеджмент требует наличия ключевых навыков и качеств, которые можно и нужно в себе развивать. Эти навыки были выделены Дэйвом Фрэнсисом и Майком Вудкоком – классиками эффективного менеджмента:

­ способность управлять собой, рационально использовать свои умения, энергию, время, противостоять стрессам;

­ ясные, разумные и адекватные современной реальности личные ценности;

­ четкие и реалистичные жизненные цели (как в деловой, так и в личной жизни);

­ стремление к постоянному личностному росту, восприятию новых возможностей и ситуаций;

­ навык эффективного принятия решений и решения проблем;

­ изобретательность, творческий подход, умение генерировать и использовать новые, инновационные идеи.

Вопросы

1.Что такое самоменеджмент.

2. Какие ключевые навыки нужно развивать для эффективного самоменеджмента?

3. В чем призван помочь самоменеджмент?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 15

Стили управления

Теоретическая часть

Стиль управления – это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата (таблица 1). Для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от начальника огромное значение имеет то, как в каком тоне отдан приказ, как при этом вел себя начальник, учитывал ли при этом его, подчиненного, мнение, его профессиональный потенциал, возможности. В этом как раз и проявляется стиль руководства.

Таблица 1 – Стили управления

Функции управления Стили управления
    Автори- тарный Демокра- тический Делеги- рующий
Принятие решения Единоличное Коллегиальное Поручает принять решение команде
Продолжение таблицы 1
Доведение решений до подчиненных Приказ, команда Совместное определение исполнителей Команда сама определяет кандидатур
Подбор и увольнение кадров Единолично Советуется с командой Поручает поиск кандидатур
Использование стимулов и мотивации Страх наказания. Использование материальных стимулов Поддержка, поощрение. Совместное определение форм поощрения Передает команде определение форм поощрения
Осуществление контроля Жесткий контроль сверху Функции контроля распределяются совместно Контроль передается команде
Отношение к повышению квалификации Определяет единолично, кому, где и когда повышать квалификацию Совместно определяет кому, где и когда повышать квалификацию Команда определяет кому, где и когда повышать квалификацию
Манера общения Держит дистанцию, необщителен Дозировано товарищеская, открыт и доступен Отношение полного доверия
           

Таким образом, принять решение можно тремя способами:

- решение принимает сам руководитель лично (авторитарный стиль);

- решение принимается коллегиально, когда руководитель советуется с подчиненными, совместно приходят к единому мнению (демократический стиль);

- руководитель то же самое решение поручает принять самим подчиненным (делегирующий стиль).

Вопросы

1. Что такое стиль управления?

2. В чем принципиальное различие стилей управления?

3. Охарактеризуйте авторитарный стиль управления.

4. Как осуществляется принятие решений при демократическом стиле управления?

5. Сравните манеру общения во всех стилях управления.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 16

Коммуникации

Теоретическая часть

Формирование коммуникационных сетей и создание условий для успешного функционирования коммуникаций в организации составляют одну из важнейших задач управления. Не случайно немецкие ученые В. Зигерт и Л. Ланг отмечают: «Хлеб людей организации – информация и коммуникации. Если нарушаются информационные потоки внутри предприятия и связи с внешним миром, само существование этого предприятия под угрозой. Одной информации недостаточно. Только когда она соответствующим образом преобразуется и обрабатывается, т.е. когда возникают коммуникативные связи, обеспечиваются существование и эффективная деятельность организации».

Согласно ряду опросов, проведенных американскими исследователями, около 250 тыс. рядовых работников 2000 различных компаний, а также 73% руководителей американских, 63% английских и 85% японских компаний считают, что недостаточная разработанность коммуникаций является главным препятствием на пути достижения эффективности деятельности их организаций.

Действительно, обмен информацией включен как важнейшее звено во все основные виды деятельности организации, следовательно, если коммуникационные связи (как внутренние, так и внешние) не существуют или не действуют, это отрицательно сказывается на функционировании всей организации и объясняется рядом причин:

­ руководителям подразделений организации приходится тратить много времени на поиск нужной информации и ее обработку;

­ происходит дублирование информации, поскольку одна и та же информация поступает в подразделения организации и к ее руководству из разных источников;

­ в одних подразделениях и у одних руководителей ощущается недостаток информации, тогда как в других подразделениях может произойти информационная перегрузка;

­ работники организации мало осведомлены о ее деятельности, планах, ориентации и положении во внешней среде, что отрицательно сказывается на процессах интеграции, точном выполнении распоряжений руководства и т.д.

В связи с этим одной из главных целей управления в организации является создание системы коммуникации, ее запуск и контроль за нормальным функционированием.

Сам термин «коммуникация» (от лат. — communicatio – делать общим, сообщать, беседовать, связывать) появился в научной литературе в начале XX в. (хотя, вероятно, первая модель коммуникации была предложена Аристотелем, выделившим такие компоненты процесса коммуникации, как оратор, речь и аудитория).

Термин «коммуникация» быстро стал общепринятым, однако его распространение вовсе не означало, что коммуникации превратились в одну из важных составляющих социальных исследований. Только развитие различных концепций организаций придало актуальность проблемам, связанным с построением и функционированием коммуникационных сетей.

Вопросы

1. Дайте определение коммуникации.

2. Почему, если коммуникационные связи (как внутренние, так и внешние) не существуют или не действуют, это отрицательно сказывается на функционировании всей организации?

3. Сколько времени в среднем тратит руководитель на коммуникацию?

4. Перечислите пять этапов коммуникационного процесса.

5. Перечислите основные элементы коммуникационного процесса.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 17

Деловое общение: организация проведения деловых совещаний и переговоров, основные типы собеседников

Теоретическая часть

Деловое общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение имеет три стороны проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Словесное общение руководителя включает: инструктаж подчиненных, выступление на собрании, проведение совещания, постановку задачи, дружескую, воспитательную или деловую беседу, анализ ошибок подчиненных.

Одной из важнейших форм управленческой деятельности являются деловые встречи (беседы и совещания). Менеджер должен уметь вести деловые беседы. От этого во многом зависит успех или неуспех дела. Ученые определили, что при восприятии одного и того же сообщения его эмоциональная насыщенность располагается в следующем убывающем порядке:

- индивидуальная беседа;

- групповая беседа и слушание выступающих и докладчиков, просмотр кинофильма и телепередачи;

- слушание радиопередачи;

- чтение типографского и машинописного текста;

- чтение рукописного текста.

Как видим, на первом месте стоит индивидуальная беседа.

Деловые индивидуальные беседы иначе называют профессиональными контактами или личными деловыми контактами. Существуют специально разработанные методики и техники проведения разнообразных деловых бесед. Руководители тратят много времени на разъяснение заданий, корректировку и контроль работы подчиненных, просто беседуют с ними, выясняя положение дел, взаимоотношения в коллективе. Часто и подчиненные обращаются за советом, информируют о трудностях, согласовывают личные вопросы. Отдельно можно выделить деловые беседы с клиентами или посетителями. От умелого ведения таких бесед часто зависит коммерческий успех предприятия. Деловая индивидуальная беседа всегда должна иметь конкретные цели, которых собеседники стремятся достичь с минимальными усилиями и затратами времени.

Правила построения деловой беседы. Деловые индивидуальные беседы делятся на две группы:

- беседы свободные и целенаправленные с двусторонним обменом информацией, проходящие без специальной подготовки (с учетом или без учета времени);

- беседы, специально подготовленные и строго регламентированные.

Наши рекомендации