Конфликт между личностью и группой.

Функционирование и развитие группы невозможно без единых норм и правил внутригруппового общения.

Групповые нормы складываются спонтанно, формируются естественным образом на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой образуется группа.

В процессе формирования ценностно-нормативной системы в группе (достаточно сложном и противоречивом) происходит своего рода «естественный отбор людей, разделяющих групповые нормы, и «отсев» тех, кто эти нормы не признает.

Чем более сплоченной является группа, тем строже она контролирует исполнение групповых норм и требований, тем более острым может быть конфликт в случае нарушения этих норм.

Однако, одни члены группы имеют больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм, другие же могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужие «грехи». Но чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее нормами и требованиями.

Психологические компоненты структуры конфликта.

• Психологические компоненты структуры конфликта - выступают мотивы и устремления сторон, стратегии и тактики поведения, а также индивидуально-типологические особенности личности (темперамент, характер, его акцентуации и установки личности). Выделяют три основные группы психологических компонентов.

• 1.Мотивы, потребности, цели, интересы и ценности участников конфликта формируют их активность и направленность деятельности.

- Мотивы конфликта понимаются определенные побуждения к вступлению участника в конфликт.
- Потребности -особое состояние, которое возникает от нужды в определенных объектах, испытываемой субъектом.
- Интерес - это осознанная потребность, которая формирует направленность субъекта на объект конфликта и обеспечивает реализацию им конфликтного поведения.
- В конфликте оппоненты отстаивают свои ценности, которые также могут быть его причиной. К таким ценностям относятся общечеловеческие и личностные ценности.

- Цель выступает как конкретизация мотивов оппонентов. Основная цель - это стремление к овладению тем или иным объектом конфликта.

Психологические компоненты структуры конфликта - выступают мотивы и устремления сторон, стратегии и тактики поведения, а также индивидуально-типологические особенности личности (темперамент, характер, его акцентуации и установки личности). Выделяют три основные группы психологических компонентов.

· 2.Конфликтное поведение - противоположно направленные действия его участников. Совокупность этих действий, основанных стратегию (способы) и тактику (приемы) поведения.

· 3. Важную роль в возникновении и развитии конфликта играют черты характера личности, тип темперамента, акцентуации характера, психофизиологические качества, установки личности.

Билет № 24

Межличностный конфликт.

Межличностный к-т –это столкновение противоположных желаний, интересов, потребностей людей в процессе их общения и совместной дея-ти. Причем удовлетворение потребностей одного индивида ущемляет интересы другого.

Если в к-те затрагиваются интересы, цели отдельных личностей, то это межличностный, если же он касается интересов группы в целом – внутригрупповой. Межличностный кон-т обычно проходит в условиях неопределенности,т.к. реакция оппонента непредсказуема.

Во всех кон-ах такого рода можно выделить 2 взаимосвязанных аспекта:

-содержательная сторона к-та, т.е.предмет спора, дело, вопрос, вызывающий разногласия;

-психологич.сторона к-та,связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимодействиями, с их эмоциональными реакциями на причины к-та, на его ход и друг на друга. Психологич.сторона к-та явл-ся специфической чертой межличностных к-ов.В таком к-те люди сталкиваются друг с другом лицом к лицу. Они втягиваются в к-т как личности, проявляют в нем черты своего хар-ра, способности и др. индивидуал.св-ва и особенности.

Наиб. очевидными проявлениями межличностных к-ов бывают: взаимные обвинения, споры, нападки; защита.

В межличностных к-ах часто эмоциональная сторона затмевает содержательную.

Выделяют след.основные формы к-та:

По целям противоборства: - Соперничество – стремление обогнать противника в достижении общей цели; - Изоляция – стремление отделить соперника от окр.среды, от общения с др.людьми или от блага.

По предмету: - ресурсно-материальные – порожденные ограниченностью ресурсов; - социальные – порожденные стремлением получить более высокий статус или лишить кого-л. статуса.

Теория фрустрации.

Ф.- негатив. психич-е состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Состояние проявл-ся в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, отчаянии. Эффективность дея-ти существенно снижается.

поиск «виноватых» и тех, «кто, за все ответит».
Т.о., рост соц. напряженности и возникнов. открытых соц-ых, политич-их, этнических к-в прямо пропорционально связаны с усилением депривации(состояние, между ожиданиями и реально существующими возможностями для удовлетворения. Выс. уровень Д. становится условием для возникнов. конфликтной ситуации.)

Билет № 25

1. Стратегии поведения в конфликте: избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество (К. Томас – У. Килман).

5 стратегий поведения в конфликте: избегание, уступка, соперничество, компромисс и сотрудничество
Американские психологи К. Томас – У. Килман). описали модель поведения в условиях конфликта. Согласно этой модели существует два независимых параметра поведения людей в конфликте:
А) ориентация на достижение собственных интересов и целей и
Б) ориентация на интересы другого, на учет его потребностей и желаний.

Комбинация и сила выраженности этих двух показателей дает 5 стратегий поведения в конфликте

1. Избегание (уход от решения ситуации)
Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Такое поведение бывает, если предмет конфликта не имеет существенного значения. Как правило, это взаимная уступка, т.е. обе стороны готовы избежать ситуации спора, чтобы сохранить отношения.

2. Уступка
Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухо­да» в этом случае иные. Чело­век, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интереса­ми в пользу интересов соперника.
Это может быть связано с психологическими особенностями человека – неспособностью и нежеланием вступать в конфронтацию.
На уступки можно пойти из-за неадекватной оценки предмета конфликта – занижение его ценности для себя. В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разре­шению конфликта.
А иногда уступка может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели – отдать малое, чтобы выиграть большее.
При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для раз­решения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к времен­ному «перемирию» на пути конструктив­ного разрешения конфликтной ситуации.

3. Соперничество (принуждение)
Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо выигрыш, либо сохранение отношений. Каждый из участников отстаивает только свои интересы, не считаясь с интересами другого. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, авторитет, манипуляции и т. д.
Таким способом можно разрешить конфликтую ситуацию, если предмет спора действительно очень важен для одного из участников и ради этого стоит пойти на риск. Однако, в большинстве случаев даже, если вопрос решается, проигравшая сторона все равно пребывает в состоянии скрытого конфликта и это обязательно проявится в другой ситуации.

4. Компромисс
При компромиссе ни одна из конфликтующих сторон не получает удовлетворения сполна – каждый вынужден в чем-то поступиться своими интересами. Зато отношения вроде бы сохранены!
Мнение, что компромисс – лучшее решение конфликта, довольно распространено. Однако в большинстве случаев компромисс, нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Это лишь этап на пути поиска приемлемого решения проблемы.

5. Cотрудничество
Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем ориентации как на собственные интересы, так и на интересы сопер­ника. Этот подход базируется на удовлетворении интересов обеих сторон и сохранении межличностных отношений. Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одной или обеих сторон, то о сотрудничестве не может быть и речи.
Сотрудничество – самый сложный, но и самый выгодный путь решения конфликта. Только в этом случае есть полное удовлетворение сторон и уверенность в том, что конфликт действительно решен, а не запрятан до поры до времени в дальний угол.

Так или иначе, каждая из стратегий приносит свои плоды и может решить конфликтную ситуацию.В сложных переговорах могут чередоваться сразу несколько подходов, если конфликт включает в себя целый комплекс проблем и вопросов.
Выбор стратегии во многом зависит не только от условий, но и от личностных особенностей участников. Об этом подробнее будет рассказано в следующей статье.

Наши рекомендации