Словарно-орфографические упражнения
Письмо по памяти лежит в основе словарно-орфографических упражнений, которые особенно важны при изучении правописания «трудных» слов. В программе обычно даётся список таких слов для каждого класса. Например, воробей, корова, молоко (1 класс); деревня, картофель, капуста (2 класс); агроном, комбайн, шофёр (3 класс). Подобные слова усваиваются попутно с изучением грамматических и орфографических тем, но их правописание не определяется грамматикой и орфографическими правилами.
Преподаватель учит детей запоминать написание подобных слов. Он намечает такие моменты работы:
1) внимательно прочитайте слово про себя и вслух;
2) справьтесь о значении слова, если не знаете его;
3) прочитайте слово по слогам и запишите его;
4) подчеркните ту часть слова, которую стараетесь запомнить;
5) проверьте по словарю, правильно ли вы записали слово, произнося его по слогам;
6) подберите несколько родственных слов и запишите их или напишите слово два-три раза.
Очень важно приучить учащихся пользоваться орфографическим словарём как при выполнении упражнений в классе, так и в процессе подготовки домашних заданий.
Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты.
Зрительный диктант.
Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. В случае необходимости выясняют
значение слова.
Картинный диктант.
1)Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в корне и записывают его.
2)Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нём безударную гласную и ставя знак ударения.
3)Учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, выделяют безударную гласную, которую надо запомнить, ставят знак ударения.
Выборочный диктант
(картинный, слуховой, зрительный).
Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:
1)записать в первый столбик слова – названия животных, во второй – слова – названия растений;
2)записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е , во второй – слова, в написании которых надо запомнить гласную о , в третий – слова, в написании которых надо запомнить гласную а ;
3)выписать только слова из «Словаря»: Урожай, урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!
Диктант с использованием загадок.
Учитель читает загадку, дети отгадывают её и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.
2.4.5. Диктант по памяти:
1)записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор);
2)записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е .
Диктант с комментированием.
Учитель называет слово из «Словаря» или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные записывают слово в тетрадь.
Творческий диктант.
Заменить развёрнутое определение одним словом. К примеру:
1)четвёртый день недели (четверг);
2)приём пищи в середине дня (обед);
3)плод яблони (яблоко);
4)помещение для торговли чем-нибудь (магазин).
Организация словарно-орфографической работы с трудными словами предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. На материале предложенных текстов учащиеся находят такие слова, выясняют их значение, составляют с ними словосочетания и предложения, а также обосновывают необходимость включения того или иного слова в контекст.
Диктанты.
Большое место в обучении орфографии занимают такие виды упражнений, как диктанты.
Диктант – это упражнение, состоящее в записи учащимися материала, воспринимаемого на слух. По своему характеру, способам и целям проведения этот вид упражнения отличается большим разнообразием.
Все виды диктантов можно условно разделить по двум основаниям: структура предлагаемого для диктовки материала и основная цель проведения. В зависимости от того, какой материал предлагается для диктанта ( буквы, слияния, слова, словосочетания, не связанные между собой предложения или связный текст), различают:
- буквенные диктанты;
- диктанты слияний;
- словарные диктанты;
- диктанты по словосочетаниям, отдельным предложениям и связным текстам.
По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные.
Обучающие диктанты делятся на предупредительные, объяснительные и комментированные в зависимости от того, когда, в какой момент работы проводится объяснение диктуемого текста: перед, после или во время диктовки.