Повествование и его формы. Роль монологов и диалогов в эпосе и драме
В современной филологии, наследующей в данном случае риторическую традицию, повествование, описание, а также рассуждение рассматриваются как «функционально-смысловые типы речи», используемые в любом сочинении или высказывании (научном, публицистическом и пр.). Они различаются по своей «прагматической функции»: описание представляет «предметы в их качественной определенности, путем перечисления их признаков»; повествование передает «последовательность событий»; рассуждение выявляет «причинно-следственные связи между явлениями». Необходимо разграничивать два значения, которые имеет слово «повествование» в русском языке: 1) рассказ о ходе событий (т.е. тип речи, который можно противопоставить описанию); 2) ведeние речи повествователем – посредником между миром героев и читателем – в эпическом произведении. Повествование в первом значении слова свойственно, хотя и в разной степени, всем родам литературы. О событиях часто рассказывают действующие лица в драме; архетипом такого рассказа можно считать «эпический монолог (напр., рассказ вестника)» в античной трагедии. Повествовательное начало присутствует в лирике и особенно в лиро-эпосе, хотя здесь, по словам Белинского о балладе, «главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя». Другое же значение слова «повествование» (смежное с первым, поскольку в основе эпического произведения – всегда некая «история», цепь событий) переключает внимание исследователя на субъекта речи –– повествователя. Однако последний не всегда повествует (т.е. излагает ход событий): его рассказ включает описания, рассуждения и др. Используя опыт западного литературоведения, повествование как функционально-смысловой тип речи можно называть также нарративом. Во всяком случае, из контекста должно быть ясно, в каком значении понимается «повествовние».
Типы повествований:
1)от 1го лица (отсутст. образ автора, все ф-ии – повествователю). рассказчик=повествователь. Герой-повествователь, рассказчики – целиком относятся к вымышленному миру. Автор-повествователь не участвует, как персонаж. Главные персонажи не могут обладать степенью всезнания автора-повествователя. Изнутри может быть показан только рассказчик- исповедальность => ограниченность, но достоверность появляется неоднозначность оценки рассказчика (Печорин). Может выражать авторскую позицию, а может неадекватно воспринимать действительность («записки сумасшедшего»), если бы от 3го лица – другой смысл, фантастика, сюрреализм: ненадежный рассказчик. Стилизация мемуаров. Субъективность произведений от 1 лица (Гринев: меняется отношение к персонажам, Пугачеву). Рассказчик- объект оценки. Автор – объект оценки. «ГНВ» - наличие нескольких точек зрения. Оценка персонажей. Система персонажей лишает его монополии на последнее слово. Э-т саморомантизации. Герой-повествователь может умалчивать о чем-то.
2)третьеричное повествование. Позволяет повествователю то внутренне приближаться к герою, то отдалятся от него. Наиболее свободно обращается с худ временем. Позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутр мир одного или неск героев, передавать состояния, кот сам герой не замечает или не хочет замечать, скрывает. Возможность самых разных приемов психологического изображения. 3 осн. формы п-я: 1)прямая 2)косвенная 3)суммарно-обозначающая – краткое обозначение переживания. От 1го лица – большее правдоподобие, исповедь. От 3го возможна всесторонняя х-ка.
Монолог и диалог в драме и эпосе. Драма: Если с помощью повествования действие запечатлевается как нечто прошедшее, то цепь диалогов и монологов в драме создает иллюзию настоящего времени. Жизнь здесь говорит как бы от своего собственного лица: между тем, что изображается, и читателем нет посредника-повествователя. Действие воссоздается в драме с максимальной непосредственностью. Оно протекает будто перед глазами читателя. Наиболее ответственная роль в драматических произведениях принадлежит условности речевого самораскрытия героев, диалоги и монологи которых, нередко насыщенные афоризмами и сентенциями, оказываются куда более пространными и эффектными, нежели те реплики, которые могли бы быть произнесены в аналогичном жизненном положении. Условны реплики «в сторону», которые как бы не существуют для других находящихся на сцене персонажей, но хорошо слышны зрителям, а также монологи, произносимые героями в одиночестве, наедине с собой, являющиеся чисто сценическим приемом вынесения наружу речи внутренней (таких монологов немало как в античных трагедиях, так и в драматургии Нового времени). В теории драмы эти формы речи имеют свою типологию: так, различают монологи уединенные и обращенные; диалоги-поединки, досужие разговоры и др. На всех этих формах лежит печать театральной условности. Несовпадение субъектов речи и сознания в особенности часто наблюдается в «диалоге-поединке», где герои прибегают к арсеналу риторических приемов, чтобы убедить, перехитрить собеседника и добиться желаемого результата. Архетипом такого словесного поединка служит диалог Ричарда и Анны в первом действии хроники Шекспира «Ричард III», когда главный герой доказывает молодой вдове, что он убил ее мужа из-за любви к ней).
В мастерстве индивидуализации речи драма исторически опередила эпос. Если в драме основной текст принадлежит персонажам, то в эпосе ведущую роль играет речь повествователя. В редких случаях произведение может быть моносубъектным: таков рассказ Робинзона Крузо о его одинокой (до встречи с Пятницей) жизни на острове, занимающий большую часть текста романа Д. Дефо; кроме Робинзона, здесь есть только «внесценические» лица. При анализе речи повествователя в эпическом произведении нужно, прежде всего, ответить на вопрос: кто говорит? Есть разные типы повествователей. Наиболее старинный – некий неперсонифицированный голос, голос «всеведущего» повествователя, знающего, как певец в «Илиаде» Гомера, то, что происходит и в стане ахейцев, и в Трое, и на Олимпе и т.д. Это наиболее условный способ повествования; как правило, в нем доминирует сознание автора.