Особенности сценического действия. Анализ важнейших сцен, эпизодов, монологов

Важнейшая пружина действия – сама ситуация ревизора. Весь сюжет комедии строится вокруг мнимого ревизора.

Важно, что действие приводят в движение интересы людей, связанные с их общественным положением, а не любовная интрига, как это было в комедиях до Гоголя. В «Ревизоре», как известно, любовная интрига играет второстепенную роль.

Еще одна «пружина» действия, связанная с ситуацией ревизора, – это ситуация страха. Страх вызывает в среде чиновников саморазоблачения и взаимные разоблачения: чиновники сознаются в собственных «грешках» и рассказывают о «грешках» других.

Вопрос об экспозиции и завязке действия остается спорным. Многие исследователи считают, что действие начинается непосредственно с завязки, которой следует признать сцену чтения городничим письма от Чмыховао возможном приезде ревизора.

Здесь возникает мотив ожидания ревизора. Впервые появляется призрак столицы – ревизор приезжает из Петербурга, «инкогнито», к тому же с секретным предписанием. Чиновников одолевает страх перед столичным ревизором. В дальнейшем этот страх станет одной из главных пружин действия комедии.

Обращаясь к чиновникам, городничий говорит о «грешках», то есть о злоупотреблениях и безобразиях, которые творятся чиновниками города. Речь городничего сопровождается отдельными репликами чиновников, которые дополняют картину городской жизни.

В последующих сценах мы знакомимся с чиновниками города, узнаем об их злоупотреблениях. Поэтому некоторые исследователи все перечисленные сцены считают экспозицией, а собственно завязкой называют сообщение Добчинского и Бобчинского о приезде мнимого ревизора.

Монолог городничего, обращенный к частному приставу (конец первого действия), усиливает впечатление страха героя перед ревизором и одновременно открывает зрителю картину безобразий, творящихся в городе при попустительстве или явном участии городничего.

Монолог Осипа, открывающий второе действие, и последующие монологи Хлестакова являются экспозицией образа Хлестакова.

В монологе Осипа в гостинице отражается взгляд простого человека на жизнь в Петербурге.Мнение Осипа о столице неоднозначно. С одной стороны, жизнь в деревне кажется ему спокойнее и приятнее, чем в городе: «Возьмешь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги». С другой стороны, нравится Осипу и столичная жизнь: «Если пойдет на правду, так житье в Питере лучше всего». Привлекает Осипа и «галантерейное обхождение». Но все это возможно, когда барин при деньгах.

Здесь же мы находим рассуждения Осипа о Хлестакове: «Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит, и хвост подвернул, и не горячится». К старому барину Осип питает гораздо большее уважение, чем к молодому. Старый барин, по мнению Осипа, поучил бы Хлестакова «уму-разуму».

Отметим, что сам Хлестаков, центральный герой «Ревизора», появляется на сцене только во втором действии и уже в конце четвертого действия уезжает.

В сцене встречи городничего с Хлестаковым в гостинице наиболее ярко очерчена ситуация страха. Городничий боится Хлестакова, Хлестаков – городничего. Городничий, в принципе хорошо разбирающийся в людях, принимает Хлестакова за важного государственного чиновника и невольно признается ему в своих беззакониях. Из-за того, что герои боятся друг друга, они друг друга не понимают. Так, городничий предлагает Хлестакову переехать «на другую квартиру», имея в виду свой дом, а Хлестаков полагает, что его собираются отвезти в тюрьму. Герои нашли общий язык только тогда, когда городничий «ввернул» Хлестакову четыреста рублей вместо двухсот.

При встрече с городничим Хлестаков впервые высказывает свое отношение к Петербургу: «Я не могу жить без Петербурга… душа моя жаждет просвещения».

Сцена вранья Хлестакова о жизни в Петербурге в третьем действии комедии служит яркой характеристикой самого героя и одновременно раскрывает его взгляд на Петербург.

Хлестакову легко описать столицу, потому что он долго там жил и видел многое из того, о чем рассказывает. Но только видел он всё это совсем с других позиций: не как важный вельможа, а как мелкий чиновник, «маленький человек». Хлестаков же играет роль «значительного лица», которую навязали ему чиновники.

Может быть, Хлестаков и не хочет врать, но, начав рассказывать всякие небылицы, он уже не может остановиться и в конце концов сам искренне верит в то, о чем говорит. Ему кажется, что все это было на самом деле.

Вначале Хлестаков высказывается довольно осторожно. Но постепенно, видя, что его словам верят, герой воображает себя всё более важной персоной. В конце концов он становится в своем воображении чуть ли не самым уважаемым и грозным вельможей в столице. При этом он представляется слушающим его человеком умным, деликатным, образованным. Оказывается, он вращается в литературных кругах, «с Пушкиным на дружеской ноге». В своем рассказе Хлестаков упоминает все сферы столичной жизни. Здесь мы видим и дипломатический, и военный, и светский, и литературный Петербург.

«Просвещение», которого «жаждут» и сам Хлестаков, и Анна Андреевна с Марьей Антоновной, заключается в балах, куртуазном обхождении и знакомстве с известными людьми. В хлестаковском описании Петербурга присутствует и мотив страха. «Меня сам Государственный Совет боится», – заявляет герой. Жена и дочь городничего воспринимают Хлестакова как «столичную штучку» («приемы и всё это такое»). Именно такой Петербург, каким его представил в своих речах Хлестаков, нравится городничему, его жене и дочери, их окружению.

Для создания комического эффекта Гоголь использует здесь такой прием, как гипербола («арбуз – в семьсот рублей арбуз», «тридцать пять тысяч одних курьеров»).

Важные моменты в развитии сюжета – сцены получения Хлестаковым денег «взаймы»у чиновников, помещиков, купцов, а также жалобы на городничего купцов, слесарши и унтер-офицерской вдовы. Все эти сцены составляют основное содержание четвертого действиякомедии. Чиновники, которые приходят засвидетельствовать свое почтение Хлестакову, умирают от страха. Они осторожно выбирают слова, чтобы не сказать о себе лишнего. Сцена дачи денег взаймы Хлестакову чиновниками города обнажает простодушие героя. Он не считает, что это взятки, он искренне просит взаймы, а отдаст ли он – он даже и не знает, он просто не думает об этом. Бобчинский просит Хлестакова рассказать о себе «всем там вельможам разным... да этак если и государю придется». Здесь мы видим соединение тщеславия и крайнего благоговения провинциального обывателя перед Петербургом.

Купцам, слесарше и унтер-офицерше Хлестаков искренне сочувствует, но все их жалобы вылетают у него из головы мгновенно, не оставляя следа.

Кульминационный момент основной сюжетной линии совпадает с началом развития любовной интриги. Хлестаков принимается неистово ухаживать за женой и одновременно за дочерью городничего; в конце концов он делает предложение Марье Антоновне и… исчезает. Не играя самостоятельной роли, любовная интрига усиливает общий комический эффект пьесы.

Кульминация продолжается в пятом действии. Городничий и его жена – будущие тесть и теща важного сановника – мечтают о генеральстве, о жизни в Петербурге.В разговоре городничего с женой в начале пятого действия отражается взгляд провинциалов на Петербург. Для городничего и его жены генеральский чин – воплощение земного счастья. Благодаря помолвке Марьи Антоновны с Хлестаковым манящий образ Петербурга – символа богатства, тщеславия, всяческих почестей и удовольствий – становится для городничего и его жены реальным и близким. Они уже верят в то, что станут важными персонами, и обращаются высокомерно с прежними знакомыми. Жена учит городничего, как вести себя в столице: «Знакомые твои будут с самым тонким обращением: графы и все светские…» Городничий в момент торжества становится похож на Хлестакова. Он мечтает о том, чего нет в реальности. Помыслы героя тщеславны. Предел мечтаний Анны Андреевны – «амбре» в петербургских покоях, городничего – «две рыбицы: ряпушка и корюшка, такие, что только слюнка потечет, как начнешь есть».

Чтение чиновниками письма Хлестакова, адресованного Тряпичкину, в начале пятого действия – момент приближения развязки. Выясняется, что Хлестаков никакой не ревизор. Эпизоды чтения двух писем– в начале комедии и в ее конце – придают композиции «Ревизора» «зеркальность». Эффект «зеркальности» усиливается тем, что ни в первом, ни в пятом действии сам Хлестаков на сцене не присутствует.

В письме Хлестакова Тряпичкину перед нами предстает реальный Петербург – город мелких чиновников, нищих литераторов.

Трагикомический монолог городничего усиливает ожидание развязки. Здесь и стыд, и разочарование, и негодование. Глубокий обобщающий смысл приобретают слова городничего, обращенные к зрителям: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!»

Собственно развязкой действия следует назвать немую сцену. При сообщении жандармом известия о приезде настоящего ревизора звучит мотив возмездия. По мнению Гоголя, все лжецы, взяточники, казнокрады обязательно будут наказаны. Поэтому-то слова жандарма производят такой эффект. Здесь явственно присутствует мотив возмездия не только в земной, но и в загробной жизни.Для городничего известие о приезде ревизора, по замечанию Гоголя, «больше, чем громовой удар, и положение становится истинно трагическим».

Наши рекомендации