Формирование расположенности аудитории к оратору
Стремление произвести приятное впечатление, понравиться слушателям – профессиональная необходимость, работающая на цель выступления оратора: чем больше симпатии и уважения выживает оратор, тем сильнее воздействие его речи. Это требует умение оратора создавать свой имидж, т.е. образ в глазах слушателей. Личное обаяние – это искусная передача всех личностно-деловых качеств и умений оратора: его нравственных характеристик, ума, психологических умений и навыков. Самопрезентация т.е. умение подать себя с наилучшей стороны – это профессиональное искусство, овладение которым требует постоянной работы над собой и самоконтроля за поведением.
В создании благоприятного для аудитории имиджа существенное значение имеют следующие факторы.
Внешняя привлекательность личности оратора. Она складывается главным образом из манеры поведения оратора в аудитории (мимика, жесты, позы, походка) и манеры одеваться, причесываться, пользоваться косметикой. Первоначальное достаточно стойке впечатление о человеке складывается в первые 90 секунд. Он оценивается не по тому, что собой представляет на самом деле, а как воспринимается окружающими.
Неряшливость, неопрятность, беспорядочность в одежде, пренебрежение правилами гигиены свидетельствуют о неуважении человека к своему окружению, к самому себе и, таким образом, исключают какое-либо желание общаться с ним, не говоря уже о расположении. С другой стороны, не производит положительного впечатления и другая крайность – чрезмерное использование косметических средств, украшений, крикливость и претенциозность в одежде. Для слушателей – это свидетельство невысокого уровня общей культуры, что снижает статус оратора. Кроме того, экстравагантность в одежде или прическе отвлекает внимание слушателей от содержания выступления. Умеренность, сдержанность – свидетельство подлинного эстетического вкуса и высокой культуры.
Что касается мимики и жестов, то здесь недопустима ни одна из крайностей. И отсутствие создает впечатление скованности, «зажатости» лектора, неуверенности в себе, не позволяет установить хороший контакт с аудиторией. С другой стороны, действует обратная зависимость: чем выше профессионализм и социальный статус человека, тем более сдержанные его проявления мимики и жестов. Не расхаживайте по аудитории. Не цепляйтесь судорожно за трибуну или стул. Пританцовывание на месте, переступание с ноги на ногу, постукивание пальцами по трибуне выдают ваше нервозное состояние, которое может передаваться слушателям и восприниматься ими негативно. Держитесь естественно – это производит благоприятное впечатление.
Перед началом выступления необходима психологическая пауза 15 – 20 секунд. Если ее нет, то контакт с аудиторией установить чрезвычайно трудно.
Голос. Спокойная речь усиливает сосредоточенность слушателей, создает впечатление знающего, уверенного в себе человека. Избегайте монотонности. Повышайте и понижайте голос.
Контакт глазами. Визуальный канал значительно усиливает влияние на партнера по общению. Считается, что собеседники вызывают взаимный интерес, если контакт глазами поддерживается не менее 2/3 времени беседы, менее 1/3 – свидетельствует об отсутствии заинтересованности. С целью контроля реакции аудитории можно выбрать для наблюдения одного или несколько человек, но нельзя сосредотачивать внимание только на них. Целесообразно выделить в аудитории несколько групп и попеременно поддерживать с ними визуальный контакт. Так у слушателей создается впечатление, что вы обращаетесь лично к нему.
Показывайте свое лучшее «Я». Хорошо, если выступающего представят слушателям: о ваших достоинствах лучше сказать другому.
Обязательно приветствие. Если аудитория знакома, можно сказать о благоприятных впечатлениях прошлой встречи. Следует поблагодарить слушателей за интерес, проявленный к выступлению.
Мимика и жесты при взаимопонимании партнеров обладают способностью отражения, т.е. повторяются друг другом. Хмурый собеседник негативно воздействует на самое ваше радушное настроение, улыбка вызывает ответные улыбки. Она снимает сопротивление аудитории, демонстрирует к ней расположение и уважение, создает вам в глазах слушателей имидж приятного человека.
При общении с одним или несколькими собеседниками чаще обращайтесь к ним по имени.
Завоевать расположение аудитории может человек, умеющий улавливать настроение людей, их ожидания, искренне сопереживающий их нуждам.
Оратор ни в коем случае не должен демонстрировать своего превосходства над аудиторией – это не только не добавить его уважения, но, напротив, вызовет антипатию, так как всякий человек болезненно воспринимает стремление снизить его статус и будет восстанавливать свою значительность путем отыскания недостатков и промахов у лектора.
Весь материал должен излагаться с позиции интереса слушателей, так называемого «вы-подхода». Разъясняя ту или иную теорию оратор должен показать, что позитивного и негативного, с точки зрения слушателей, она в себе содержит.
Чаще интересуйтесь мнением слушателей по обсуждаемой проблеме. Спрашивайте совета.
17. Управление вниманием аудитории: причины невнимания, приемы привлечения внимания
Объективные причины невнимания:
- Разрыв между скоростью словесного мышления (400 слов в минуту) и скоростью речи (125 слов в минуту). За счет этого у слушателя образуется резерв времени, во время которого появляются посторонние мысли.
- Объем внимания человека ограничен: одновременно может быть воспринято не более 4-5 не связанных между собой объектов.
- Состав аудитории: устойчивость внимания зависит от возраста, профессиональных навыков, эмоционального состояния, опыта, культурного уровня и т.д.
- Место проведения встречи (духота или холод, шумы и т.д.), если оно не согласовано с выступающим.
- Естественное утомление внимания. Следует помнить о периодах кризиса внимания аудитории: первый наступает через 15-20 минут после начала выступления, второй – на 30-35-й минуте.
Субъективные причины обусловлены качеством самого выступления, когда оно воспринимается как неинтересное вследствие непонимания; изложения общеизвестного; невовлеченности слушателей в совместные размышления, изложение «готовых истин»; перегруженности информацией; несоответствия темы выступления интересам аудитории; невыразительности формы изложения.
Приемы привлечения внимания
Для того, чтобы оратор смог удержать внимание слушателей в течение всего времени выступления, оно должно соответствовать, оно должно соответствовать как минимум следующим требованиям:
- быть содержательным и вызывать интерес;
- пробуждать творческие способности слушателей;
- быть композиционно и логически организованным; выводы при этом не преподносятся в готовом виде, а выступающий подводит к ним слушателей;
- соответствовать теме, месту и аудитории;
- содержать конфликт, излагать факты или идеи в противопоставлении и сопоставлении всех «за» и «против» какого-либо мнения;
- акцентировать внимание на основных моментах речи путем повторения, но каждый раз в новой форме;
- быть динамичным – интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами;
- быть доступным, наглядным, содержать конкретные примеры;
- излагаться живым, образным языком.
Интересу слушателей к речи могут способствовать следующие приемы:
- прямое обращение к аудитории, диалог с ней;
- использование новой, неожиданной информации;
- провокация;
- делегирование возможностей принимать решения;
- апелляция к авторитету;
- введение элементов драматургии и переживания;
- внесение элементов неформальности (собственный опыт, экспрессия);
- юмор;
- гипербола;
- контраст, парадокс;
- эффект присутствия – оратор создает ситуацию, когда люди как бы присутствуют при том, о чем он говорит;
- персонификация.
18.Эффективное слушание: причины непродуктивного слушания, правила слушания
Приемы, направленные на повышение внимания – не самоцель. При неумелом использовании они сами могут рассеять и притупить внимание. Частая смена приемов, переходы от одного средства к другому также могут утомить.
Техника эффективного слушания
Причины непродуктивного слушания:
1. Мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим, поэтому наш мозг, имея резерв времени, постоянно то «отключается» от предмета разговора, то вновь «включается».
2. Невозможность физически переработать и усвоить всю поступающую информацию.
3. Разного рода помехи (усталость, шум, приходы и уходы слушателей и др.)
4.Психологические факторы:
- человек, имеющий предубеждение к теме выступления или личности говорящего, полностью отключает свое внимание от содержания речи и начинает следить за ее недостатками;
- озабоченность личными проблемами не дает возможности сосредоточиться на высказываниях собеседника;
- неверие в то, что услышишь что-то новое;
- нетерпение.
5.Отрицательные привычки:
- повышенное внимание к внешности и недостаткам речи говорящего;
- быстрый отказ от усилий слушать;
- привычка слушать, не глядя на человека;
- поспешная оценка и выводы по еще недослушанному материалу;
- неумение сдерживать отрицательные эмоции;
- проявление показного внимания в то время, когда голова занята другими заботами;
- стремление подробно конспектировать, что не позволяет внимательно выслушать и осмыслить сказанное;
- нетерпение, привычка перебивать.
Правила слушания:
1.Придерживайтесь одобрительной реакции, уважительного отношения к партнеру. Показывайте свое внимание и интерес.
2.Дайте собеседнику время высказаться.
3.Не монополизируйте разговор.
4.Старайтесь не терять тему разговора.
5.Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника, уяснить те цели, которые он преследует.
6.Умейте отделить существо проблемы от личностных особенностей говорящего.
7.Учитывайте индивидуальные особенности говорящего.
8.Слушая, будьте внимательны к невербальным средствам.
9.Старайтесь быть уравновешенным, спокойным.
Взаимодействие оратора с аудиторией. Техника ответов на вопросы.
Умение слушать, предоставление возможности высказываться располагает к вам людей, так как это свидетельствует об уважении к мнению и в целом к личности говорящего.
Ответы на вопросы. Задающий вопрос очень чувствителен к тому, как будет этот вопрос воспринят аудиторией и оратором. Следует внимательно выслушать говорящего, похвалить за эрудицию, интерес, подчеркнуть умение выделить существо проблемы и т.д.
Психологи рекомендуют руководствоваться следующими правилами:
- Чем больше спрашивающий переполнен эмоциями, тем спокойнее должен быть ответ.
- Чем «круче» вопрос, тем короче должен быть ответ.
- Если в вопросе используются негативные, некорректные слова или предложения, не надо их повторять в ответе.
- На информационные вопросы лучше давать ответ по существу.
- На сложные проблемные вопросы отвечать надо, если есть продуманный вариант решения проблемы, т.к. при импровизации легко попасть впросак.
- На провокационные вопросы лучше не отвечать или перевести разговор на самого спрашивающего, или на характер вопроса.
- Пытайтесь на веселые вопросы отвечать серьезно, а на серьезные – остроумно и шутливо.
- Пропустите реплики мимо ушей.
- Задайте встречный вопрос.
- Сдвигайте: «Благодарю за ваше возражение, я вернусь к нему несколько позже…»
- Нейтрализуйте выкрики из зала: «Я предполагал, что услышу такие возражения, но, думаю, другим слушателям интереснее послушать мой доклад дальше».
- Тактика «Да, но…». Избегайте длинных диалогов и отвечайте кратко, используя технику «Да, но…»Однако лучше вместо слова «да» использовать другие способы мнимого утверждения: «В общем-то я с Вами согласен, но Вы все же подразумевали…»
- Тактика прерывания. Кто-то из слушателей изводит Вас репликами, то тогда Вы можете сделать продолжительную паузу и спросить, можно ли вам дальше продолжать свою мысль.