Лекция № 9.Социальные группы: основные характеристики

1. Группа как объект социально-психологического анализа.

2. Функции группы.

3. Размер группы

4. Групповая структура.

5. Классификации групп

Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах — дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, на занятиях спортивной секции, среди дорожных попутчиков в купе железнодорожного вагона и т.д. Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако следует отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Так, несколько человек, столпившихся на улице и наблюдающих за последствиями какого-либо дорожно-транспортного происшествия, представляют собой не группу,а агрегацию — соединение людей, случайно оказавшихся здесь в данный момент. Эти люди не имеют общей цели, между ними нет взаимодействия, через минуту-другую они разойдутся навсегда и ничто не будет их соединять. Однако если эти люди начнут предпринимать совместные действия, чтобы помочь пострадавшим при аварии, то тогда данное соединение лиц станет на короткое время группой. Таким образом, для того чтобы какая-либо совокупность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле, необходимо, как в драматургических произведениях классицизма, прежде всего наличие трех единств — места, времени и действия. При этом действие обязательно должно быть совместным. Важно также, чтобы взаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Такая идентификация (отождествление) каждого из них со своей группой приводит в итоге к формированию чувства "мы" в противоположность "им" — другим группам. Указанные признаки характеризуют прежде всего группы, включающие в свой состав сравнительно небольшое число членов, так что взаимодействие здесь осуществляется, как говорится, "лицом к лицу". В социальной психологии такие группы называются малыми (или контактными). Итак, малая группа — это совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

А.И. Донцов выделяет ряд следующих характеристик малых групп (Донцов, 1997):

1. Относительно регулярный и продолжительный контакт на минимальной дистанции, без посредников.

2. Общие цели, реализация которых позволяет удовлетворить индивидуальные потребности и интересы.

3. Участие в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников.

4.Общие нормы и правила внутри и межгруппового поведения.

5.Чувства солидарности членов группы друг с другом и признательности группе.

6.Ясное и дифференцированное (индивидуализированное) представление членов группы друг о друге.

7. Достаточно определенные и стабильные эмоциональные отношения, связывающие членов группы.

8. Люди, взаимодействующие в группе, представляют себя как членов одной и той же группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Наряду с малыми группами в качестве объектов социально-психологического анализа могут выступать также совокупности индивидов, насчитывающие от нескольких десятков до нескольких миллионов человек. Это группы большие (или дистантные), к которым относят этнические общности, профессиональные объединения, политические партии, различные крупные по своей численности организации.

Порой к социальным группам относят также совокупности лиц, имеющих какие-либо общие характеристики, например, студенты вузов, безработные, инвалиды труда и т.д. Подобные группы называют социальными категориями.

Можно выделить следующие характерные особенности больших групп. Это установление контакта между различными индивидами в основном с помощью средств массовой коммуникации, отсутствие единой территории (члены таких групп могут жить в различных регионах одной или нескольких стран; наличие структурной сложности группы, которая включает в свой состав множество других — организованных и неорганизованных, формальных и неформальных — групп (Десев, 1979).

В большой группе, в отличие от малой, невозможно непосред­ственное взаимодействие всех ее членов. Не всегда у членов больших групп наблюдается и чувство единства (например, у представителей одного и того же социального класса). Итак, самым общим образом социальную группу можно определить как совокупность индивидов, выделенных в одно социальное целое на основе каких-либо признаков.

Социальные психологи основное внимание уделяют группам малым. Это объясняется тем, что значительная часть нашей социальной жизни происходит именно в малых, а не в больших группах. Кроме того, малые группы являются более простыми объектами для исследования (в том числе экспериментирования) чем большие группы.'

Помимо своей величины группы могут различаться по продолжительности существования. Так, некоторые группы собираются только один раз. Например, экспериментальная группа или люди, пришедшие на похороны. Другие же группы существуют в течение нескольких месяцев или даже лет. Например, семья, артистическая труппа, или спортивная команда. Каждая из подобных сравнительно стабильных групп характеризуется определенной ментальной общностью — групповым сознанием, которое включает в себя соответствующие моральные ценности и нормы.

Еще одной важной характеристикой группы является ее сплоченность. Группы могут сильно различаться по степени своей сплоченности. Члены групп с высоким уровнем сплоченности в большей степени стремятся сохранять это качество по сравнению с теми людьми, чьи группы не отличаются особой сплоченностью. Высокий уровень сплоченности группы позволяет ей оказывать более значительное влияние на своих членов.

Любую группу можно рассматривать как определенный социальный организм со свойственной ему жизнедеятельностью, имеющей в одних случаях прогрессивный, в других — регрессивный характер. Та или иная группа в рамках своего существования проходит различные фазы или стадии, которые также являются предметом исследования. Если иметь в виду прогрессивное функционирование группы, то на высшей стадии своего развития она, по мнению отечественных психологов, характеризуется как коллектив. Общепринятая среди них точка зрения состоит в том, что коллектив — это группа людей, объединенных общими целями, достигшая высокого уровня развития в ходе социально ценной совместной деятельности. В соответствии с этим можно сказать, что всякий коллектив представляет собой группу (малую), но не всякая группа может быть признана коллективом (Коломинский, 1976).

В соответствии с традицией, сложившейся в отечественной социальной психологии, термин "коллектив" употребляется в двояком смысле. Во-первых, как малая группа с высоким уров­нем развития, цели которой подчинены целям данного общества. Во-вторых (в более широком смысле), как большая официальным образом организованная группа (типичный пример — предпри­ятие), цели которой также служат общественному благу.

Рассматривая поэтапное развитие малой группы как коллектива. Уманский начинает с определения крайних точек континуума, в рамках которого совершается этот процесс (Уманский 1980). Очевидно, что крайней высшей точкой континуума является коллектив. Крайняя низшая точка этого континуума — конгломерат, т.е. группа ранее не знакомых людей, случайно казавшихся (или специально собранных) в одном месте и в одно время. Например, группа детей, только что приехавших из разных мест и собранных вместе,

Следующий уровень — номинальная группа, которая характеризуется официальным присвоением ей какого-либо общего имени (например, пятый отряд), приписыванием извне определенных целей, видов и условий деятельности и т.п. Если члены группы примут эти регламентации, то она в своем развитии поднимется еще на одну ступеньку" — становится группой-ассоциацией. Здесь начинается единая жизнедеятельность группы, закладываются основы коллективообразования, начинает формироваться ее структура.

При благоприятных условиях такая группа постепенно трансформируется в группу-кооперацию, которая отличается эффективной организационной структурой, высоким уровнем внутригруппового сотрудничества. Взаимоотношения в такой группе носят прежде всего деловой характер, что подчинено достижению её официальных целей.

Следующая ступень развития — группа-автономия, характеризуемая высоким единством ее членов и в сфере деловых, и в сфере эмоциональных отношений. Именно на этом уровне, считает Л.И. Уманский, члены группы начинают идентифицировать себя с ней ("моя" группа в отличие от "их" группы, "мы" в отличие от "они" — другие группы).

Группа-автономия в ходе своей жизнедеятельности может уйти в сторону от движения к коллективу и превратиться в группу-корпорацию. Так бывает в случаях гиперавтономизации, когда обосабление приводит к замкнутости группы, ее направленности на узкогрупповые цели, противопоставлению себя другим группам.

В случае, противоположном корпоративной направленности, установится ячейкой более широкой общности, а через него и общества в целом. При этом в группе наблюдается коллективистическая направленность. Таким образом выглядит предлагаемый Л.И. Уманским континуум от групп-"неколлективов" к группам-коллективам. В рамках данной концепции выделены и отличительные признаки (параметры), с помощью которых оценивать степень развития группы как коллектива.

Это направленность группы, ее организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, Интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность (стрессоустойчивость). Данная концепция Л.И.Уманского оценивается отечественными исследователями как весьма плодотворная и в теоретическом, и в эмпирическом плане. Однако, как отмечает Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская, необходимо дальнейшее уточнение выделяемых этапов коллективообразования и других компонентов рассмотренной схемы (Кричевский и Дубовская, 2001).

В отличие от отечественных социальных психологов американские исследователи не выделяют развитие группы в качестве научной проблемы и очень редко обращаются к термину «коллектив». Если же этот термин ими используется, то не в том смысле, которым наделяют его отечественные авторы. Под коллективом в западных социальных науках имеют в виду соединение людей, действующих в одном направлении, к коллективному поведению относят те или иные действиям группы. В последнем Оксфордском словаре по социологии отмечается, что крайние пункты коллективного поведения могут. представлены, с одной стороны, координированными и организованными социальными движениями, а с другой стороны — спонтанными вспышками совместных поведенческих реакций, например, эпизодами массовой истерии (Marshall, 1998).

Рассматривая характер взаимоотношений в группе, западные психологи говорят о высоком или низком уровне ее сплоченности При этом выделяют иногда межличностную сплоченность и сплоченность, связанную с задачей группы. Однако, как отмечают следователи, сплоченность не всегда выступает как позитивный фактор ( Kenrick et al., 2002). Так, группам, сплоченным на межличностной основе, иногда трудно сосредоточиться на своих задачах.

Подобные группы в большей степени подвержены некоторым специфическим ошибкам при принятии решений (подроби этом см. в гл. 9).

Исследования различных характеристик групп (преимущественно малых) представлены в западной социальной психологии весьма широко. В частности, выделяются следующие параметры групп, каждый из которых может быть подвергнут определённым измерениям (Hemphill, 1956):

1. Размер группы.

2. Сплоченность или степень, в которой группа функционирует как целое.

3. Гомогенность (однородность) членов группы по таким характеристикам, как возраст, пол и образование.

4 Гибкость групповой деятельности с точки зрения неформальных, а не установленных процедур.

5. Стабильность группы относительно значительных изменений за определенный период времени.

6. Проницаемость или готовность группы к принятию новых членов.

7. Поляризация группы, исходя из ее ориентации и функционирования в направлении к единой цели.

8. Автономия членов группы относительно ее функционирования независимо от других групп.

9. Близость членов группы относительно знакомства с деталями жизни друг друга.

10. Контроль или степень, в которой группа регулирует поведение индивидов в то время, когда они функционируют как члены группы.

11. Участие членов группы в затратах времени и сил на групповую деятельность.

12. Важность группы для ее членов.

13. "Гедонический тон", исходя из степени общего чувства удовлетворения или неудовлетворения, которое сопровождает групповое членство.

14. Позиция членов группы относительно распределения их статусов в иерархии.

15. Зависимость членов группы от данной группы.

Эмпирические исследования американских психологов, направленные на изучение различных групп, осуществляются уже в течение нескольких десятков лет с учетом данных параметров. В частности, обнаружено, что индивиды, описывающие одни и те же группы (от небольшого комитета до большого университета), проявляют тенденцию давать сходные оценки по этим параметрам для своих групп. Правда, порой фиксировались заметные различия этих оценок в некоторых типах групп. Во всяком случае считается, что использование указанных параметров является надежной основой для характеристики той или иной группы.

2.

Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп: 1) социализации; 2) инструментальную; 3) экспрессивную; 4) поддерживающую (Смелзер, 1994).

Социализацией называется процесс включения личности в определенную социальную среду и усвоение ее норм и

Именно в группе, прежде всего в семье, индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков. Первичные группы, в которых пребывает ребенок, обеспечивают основу его включения в систему более широких социальных связей. Социализация личности в тех или иных формах осуществляется в течение всей человеческой жизни. Таким образом, различные группы, членом которых оказывается индивид, воздействуют на него определенным образом, как правило, в соответствии с ценностями данного общества в целом.

Инструментальнаяфункция группы состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Конвейерная бригада, отряд спасателей, футбольная команда, хореографический ансамбль — все это примеры групп, играющих инструментальную роль в обществе. Они называются также группами, ориентированными на задачу. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.

Экспрессивная функция группы состоит в удовлетворении по­требностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют часто первичные и неформальные группы (или социоэмоциональные). Будучи их членом, индивид получает удо­вольствие от общения с психологически близкими ему людьми — родными и друзьями.

Поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут психологической поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства. Ярким примером этого может служить эксперимент американского психолога С. Шахтера (Schachter, 1959). Сначала испытуемых, в качестве которых выступали студенты одного из университетов, разделили на две группы. Членам первой из них сообщили, что они будут подвергнуты сравнительно сильному удару электрического тока. Членам второй группы сказали, что их ожидает очень легкий, похожий на щекотку, удар электрического тока. Далее всем испытуемым задавался вопрос, как они предпочитают ожидать начала эксперимента: в одиночку или вместе с другими его участниками? Обнаружилось, что примерно две трети испытуемых первой группы высказали желание находиться вместе с другими. Во второй группе, наоборот, примерно две трети испытуемых заявили, что им безразлично, как ожидать начала эксперимента — в одиночку или с другими. Итак, когда человек встречается с каким-либо угрожающим фактором, то группа может предоставить ему ощущение психологической поддержки или утешения. К такому выводу пришел Шахтер. Перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу. Неслучайно возникла поговорка, что на миру и смерть красна.

Поддерживающая функция группы может ярко проявляться в ходе сеансов групповой психотерапии. При этом порой человек психологически настолько сближается с другими членами груп­пы, что его вынужденный уход (например, в связи с общим окон­чанием лечения) тяжело им переживается. Поэтому особым вариантом окончания курса групповой психотерапии является со­хранение структуры группы и продолжение общения пациентов между собой уже без врача (Либих, 1974).

Практика военной деятельности также подтверждает важную роль психологической поддержки людей со стороны членов своей группы. Вот случай, который вспоминает в своих мемуарах известный советский военачальник маршал К.К. Рокоссовский. Однажды он в самом начале Великой Отечественной войны решил лично проверить систему обороны переднего края на одном из участков фронта. Армейские уставы, существовавшие до войны, учили строить оборону по так называемой ячеечной системе, т.е. каждый боец должен был находиться в одиночном окопе. Рокоссовский, подойдя к одной из таких ячеек, приказал солдату оставить ее и забрался туда сам. Что же понял командующий, посидев в солдатском окопе? "Я, старый солдат, участвовавший во многих боях, и то, сознаюсь откровенно, чувствовал себя в этом гнезде очень плохо, — писал Рокоссовский. — Меня все время не покидало желание выбежать и заглянуть, сидят ли мои товарищи в своих гнездах или уже покинули их, а я остался один". Итогом этих чувств был доклад командованию о том, что надо немедленно ликвидировать систему ячеек и переходить на траншеи, чтобы "в минуты опасности солдат мог видеть рядом с собой товарища и, конечно, командира" (Рокоссовский, 1968. С. 40).

3.

Одним из важных факторов, определяющих свойства группы, является ее размер, численность. Большинство исследователей, говоря о численности группы, начинают с диады — соединения двух лиц. Так, супружеская чета уже представляет собой социальную группу, поскольку обладает всеми признаками, характерными для такого человеческого образования. Иную точку зрения высказывает польский социолог Я. Щепаньский, который полагает, что группа включает в себя не менее трех человек (Щепаньский, 1969).

Конечно, диада представляет собой специфическое человеческое образование. С одной стороны, межличностные связи в диаде могут отличаться большой прочностью. Возьмем, например, влюбленных, друзей. По сравнению с другими группами, принадлежность к диаде вызывает гораздо более высокую степень удовлетворенности ее членов. С другой стороны, диаде, как группе свойственна и особая хрупкость. Большинство групп продолжает существование, если лишается одного из своих членов, диада в этом случае распадается.

Взаимоотношения в триаде — группе из трех человек — та же отличаются своей специфичностью. Каждый из членов триады может действовать в двух направлениях: способствовать укреплению этой группы или, наоборот, стремиться к ее разъеденению. Как замечал немецкий социолог Г. Зиммель, в триаде проявляется тенденция к объединению двух членов группы против третьего. Получается, как в поговорке "Третий — лишний"

Обнаружен ряд зависимостей между размером групп и поведением их членов. Так, А. Слейтер провел эксперимент с дискуссионными группами, в каждой из которых обсуждения проходили четыре раза. По своей величине эти группы ранжировались от двух до семи членов. Оказалось, что группы из пяти членов выразили наибольшую удовлетворенность различными сторонами данного группового эксперимента. Когда группы превышали пять человек, отмечались более высокие оценки конкурентности и импульсивного поведения (Slater, 1958). Таким образом, с изменением размера групп менялись не только перспективы участия ее членов в дискуссии, но происходили соответствующие перемены в их самочувствии, связанном с этим участием.

Эксперименты показали также, что группы, состоящие из четного числа членов, в дискуссионных задачах демонстрируют поведенческие образцы, которые отличаются от групп с нечетным числом членов. Наибольшие различия обнаружены между диадами и другими группами с нечетным числом членов. В диаде были зафиксированы более высокие оценки несогласия и антагонизма. Это объясняется тем, что в диадах можно получить большинство при решении вопросов только одним образом — когда обе стороны приходят к согласию (Bales and Borgatta, 1955 ).

При классификации групп по их численности обычно специальное внимание уделяется малым группам, о которых уже шла речь выше. Такие группы состоят из небольшого числа имеющих общую цель и дифференцированные ролевые обязанности. Различные авторы, говоря о численности малой групп называют различные цифры (Кричевский и Дубовская, 2001) С точки зрения оптимальности руководства малой группой считается, что она должна состоять из 5—9 человек. Эти цифры соответствуют так называемому магическому числу 7 (объем оперативной памяти человека). Вопрос о численности членов малой группы является для социальных психологов покат дискуссионным

4.

Любая группа имеет ту или иную структуру — определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовле­творенность ее членов. Какие же факторы влияют на структуру различных групп?

Прежде всего следует назвать цели группы. Возьмем, например, экипаж самолета. Для того чтобы самолет долетел до пункта назначения, необходимо, чтобы каждый из членов экипажа вступал в контакты с каждым из остальных его членов. Таким образом, в соответствии с целью группы возникает необходимость тесной интеграции действий всех ее членов. Еще один пример: бригада монтажников собирает какую-либо опытную конструкцию, что требует согласованных усилий всех ее членов. Хотя каждый должен выполнять свои функции, его работа невозможна в изоляции от других членов бригады. Все это само по себе способствует сплочению группы.

Наоборот, в группах другого типа, когда для достижения общих целей используется только сумма индивидуальных действий каждого из ее членов, характер взаимосвязей выглядит иным образом. Так, в каком-либо административном отделе служащие могут нести специфические обязанности, при выполнении которых они друг от друга не зависят и согласовывают свою деятельность только с руководителем отдела. Для достижения общих целей обмен информацией между рядовыми членами группы в данном случае не является необходимым (хотя, конечно, наличие неформальных товарищеских контактов может благотворно влиять на деятельность этой группы).

Отметим роль такого фактора, как степень автономности группы. Например, все функциональные взаимосвязи между членами бригады поточного производства заранее четко определены. Рабочие не могут внести изменения в существующую структуру этих связей без согласования с руководством. Степень автономности такой группы незначительна. Наоборот, члены киносъемочной группы, степень автономности которой высока, обычно сами определяют характер внутригрупповых взаимосвязей. Поэтому структура такой группы отличается большей гибкостью.

К числу существенных факторов, влияющих на структуру группы, относится также однородность социально-демографических, социальных и психологических особенностей ее членов. Высокая степень однородности группы по таким признакам, как пол, возраст, образование, уровень квалификации и наличие на этой основе общности интересов, потребностей, ценностных ориентации и т.д., является хорошей основой для возникновения тесных связей между ее членами. Разнородная по указанным признакам группа обычно распадается на несколько неформальных групп, каждая из которых сравнительно однородна по своему составу.

Например, в каком-либо небольшом подразделении того или иного учреждения в отдельные неформальные группы могут объединяться мужчины, женщины, пожилые люди, молодые, болельщики футбола, любители садоводства и т.д. Структура такого подразделения будет существенно отличаться от структуры другого подразделения, состоящего только из мужчин примерно одного возраста, имеющих одинаковый уровень квалификации и к тому же болеющих за один и тот же футбольный клуб. В этом случае есть все предпосылки для возникновения постоянных и прочных контактов между членами данной группы. На основе такой общности рождается чувство спаянности, чувство "мы", когда люди идентифицируют себя с этой группой.

Структура группы с высокой степенью чувства "мы" характеризуется более тесными взаимосвязями ее членов по сравнению со структурой группы, не отличающейся таким единством. В последнем случае контакты ограничены и носят преимущественно официальный характер. Неформальные связи при этом менее значительны и не объединяют всех членов данной группы.

Как показывают исследования, степень сплоченности группы зависит от того, насколько принадлежность к ней удовлетворяет потребности ее членов. Факторами, привязывающими человека к группе, могут быть интересная работа, сознание ее общественной важности, престиж группы, наличие в ней друзей и т.д.

Отметим, наконец, что структура группы зависит также от ее величины. Наблюдения показывают, что связи между членами групп, состоящих из 5 — 10 человек, обычно прочнее, нежели в больших по численности. Структура небольших групп чаще складывается под влиянием неформальных взаимоотношений. Здесь в случае необходимости легче организовать взаимозаменяемость, чередование функций между ее членами. С другой стороны, вряд ли возможны постоянные неформальные контакты всех членов группы, состоящей из 30—40 человек и более. Внутри такой группы чаще всего возникает несколько неофициальных подгрупп. Таким образом, структура группы в целом по мере ее увеличения все в большей степени будет характеризоваться формальными взаимосвязями.

На основе многолетних эмпирических исследований А.В. Петровский разработал модель многоуровневой структуры межличностных отношений в высокоразвитой группе (Петровский, 1979, Петровский и Ярошевский, 2001). Эта модель является составной частью его стратометрической концепции, которая "рассматривает сущностные для коллектива межличностные отношения как опосредствованные содержанием групповой деятельности" (Петровский, 1979. С. 229). В данной многоуровневой структуре выделяется несколько страт (слоев), имеющих различные психологические характеристики.

Центральное звено групповой структуры (А) составляет сама предметная деятельность группы, ее содержательная характеристика. В качестве эмпирических показателей, которые могли бы быть использованы для оценки предметной деятельности, предлагаются следующие:

1) оценка выполнения основной общественной функции — участия в общественном разделении труда;

2) оценка соответствия группы социальным нормам;

3) оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможность для развития.

Следующая за описанным выше слоем страта Б фиксирует отношение каждого члена группы к выполняемой групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию этой деятельности, ее социальный смысл для каждого участника.

В страте В представлены межличностные отношения, опосредствованные содержанием совместной деятельности — ее це­лями, задачами, ходом выполнения, принятыми в группе принци­пами, идеями, ценностными ориентациями. Деятельностное опосредствование, как отмечает автор этой модели, — принцип существования и понимания феноменов данной страты.

Последний, поверхностный слой групповой структуры включает в себя связи, по отношению к которым ни цели деятельности группы, ни значимые для нее ценностные ориентации не высту­пают в качестве основного фактора. К показателям этого слоя относятся, например, данные социометрических тестов, показатели сенсомоторной и психофизиологической совместимости. Подчеркивается, что содержание групповой деятельности на этих связях почти не сказывается.

Итак, основная идея автора этой концепции А.В. Петровского состоит в том, что структуру социальной группы (малой) и процессы, в ней происходящие, следует рассматривать исходя из совместной деятельности, объединяющей ее членов. Именно благодаря такой деятельности возможно достижение группой высокого уровня своего развития. Модель А.В. Петровского позволяет по-новому подходить к сбору и интерпретации эмпирических данных при выявлении различных сторон групповой активности.

5.

Имеется ряд классификаций социальных групп, в каждой из которых используются различные основания для выделения тех или иных видов. Все разнообразие человеческих групп в обществе можно подразделить прежде всего на первичные и вторичные группы, как это сделал в начале прошлого века американский социолог Ч. Кули. Первичные — это контактные группы в которых люди не только взаимодействуют "лицом к лицу", но и тесно объединены эмоциональной близостью. Такие группы характеризуются интимными и продолжительными отношениями небольшого числа людей. Первичным группам свойственно доставлять удовлетворение их членам. Здесь каждый из них видит в другом уникальную индивидуальность, и все взаимоотношения между членами группы носят исключительно личный характер. В качестве примеров типичных первичных групп можно назвать семью, круг близких друзей. Принадлежность к тем или иным первичным группам сама по себе является ценностью для ее членов и обычно не преследует никаких других целей.

Вторичные группы характеризуются безличным взаимодей­ствием их членов, которое обусловлено теми или иными официальными организационными отношениями. Такие группы противоположны по своей сути первичным. Значимость членов вторичных групп друг для друга определяется не на основе их индивидуальных свойств, а вследствие умений выполнять определенные функции. Люди объединяются во вторичные группы прежде всего стремлением к получению каких-либо экономических, политических или иных выгод. Примерами таких групп являются индустриальная организация, профессиональный союз, политическая партия.

Однако трудно найти такую вторичную группу, вся деятельность которой была бы построена только на рациональной и безличной основе. В реальности многим вторичным группам наряду с системой официальных взаимосвязей присущи и первичные отношения между своими членами. Очевидно, что ни одна группа не сможет долго существовать без преданности ее членов общему делу и их искреннего сотрудничества. Неудивительно, что порой индивид находит во вторичной группе именно то, чем он был обделен в первичной группе. Так, обращение индивида к активному участию в деятельности какой-либо политической партии может быть его своеобразным "ответом" на ослабление привязанностей между членами своей семьи. При этом силы, побуждающие ин­дивида к такому участию, являются не столько политическими, сколько психологическими.

Группы также подразделяются на формальные и неформальные. В основу такого деления кладется характер структуры группы. Как уже отмечалось, под структурой группы имеется в виду существующее в ней относительно постоянное сочетание взаимосвязей между ее членами. Структура группы может опре­деляться как внешними, так и внутренними факторами. В больших организациях характер связей между членами группы определяется решениями другой группы или какого-то лица извне. Внешняя регламентация определяет формальную (официальную) структуру группы. В соответствии с такой регламентацией члены группы должны взаимодействовать друг с другом определенным, предписанным им образом. Если взять, например производственную бригаду, то характер взаимосвязей в ней обусловлен как особенностями технологического процесса, и административно-правовыми предписаниями. Специфика деятельности людей в любой официальной организации зафиксирована служебными инструкциями, приказами и другими нормативными актами. Формальная структура создается для того чтобы обеспечить выполнение определенных официальных задач. Если из нее выпадает какой-либо индивид, то освободившиеся место занимает другой, такой же специальности и квалификации. Связи, составляющие формальную структуру, безличны.Итак, группа, основанная на подобных связях, называв формальной.

Если формальная структура группы определяется внешними факторами, то неформальная, наоборот, — внутренними, формальная структура является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной. Люди вступают в формальные отношения друг с другом для того, чтобы удовлетворить некоторые свои потребности — в общении, объединени привязанности, дружбе, получении помощи, доминировании уважении и т.д. Неформальные связи возникают и развиваются спонтанно, по мере того как индивиды взаимодействуют. друг с другом. На основе таких связей образуются неформальные группы. Например, компания друзей или единомышленников В таких группах люди совместно проводят время, играют, устраивают вечеринки, занимаются спортом, рыбной ловлей, охотой.

Возникновению неформальных групп может способствовать пространственная близость индивидов. Так, подростки, живущие в одном дворе или близлежащих домах, могут составить неформальную группу, потому что постоянно встречаются , с другом, имеют общие интересы и проблемы. Принадлежность индивидов к одним и тем формальным группам облегчает. формальные контакты между ними и также способствует образованию неформальных групп. Рабочие, выполняющие одни и те же операции в одном и том же цехе, чувствуют психологическую близость, потому что имеют много общего. Это привод к зарождению солидарности и соответствующих неформалы взаимосвязей.

Наконец, следует отметить еще два типа групп. В 1942 г. американский социальный психолог Г. Хаймен ввел в научный оборот термин "референтная группа", применив его к такой группе в соответствии с которой индивид оценивает свое собственное поведение или ситуацию, в которой находится (Marshall, 1998).

Хаймен проводил различие между группой членства, т.е. такой, которой человек принадлежит в действительности, и группой референтной, которая используется как некоторая основа для сравнения. При этом референтная группа может быть или не быть группой членства.

Среди отечественных классификации групп можно выделить подход Г.М. Андреевой, представленный в учебнике по социальной психологии (Андреева, 1996). Здесь все группы подразделяются прежде всего на условные и реальные. Группа условная — это совокупность людей, объединенных по какому-либо общему для них признаку (полу, возрасту, уровню образо­вания, характеру деятельности и т.д.). Индивиды, входящие в состав такой группы, не имеют прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом. Строго говоря, такая общность не является группой в социально-психологическом смысле, уместнее называть ее социальной категорией.

Группа реальная — это общность людей, существующая в оп­ределенном общем для них пространстве и времени и объединен­ная реальными отношениями (например, школьный класс, рабо­чая бригада, воинское подразделение, семья и т.д.). Как отмечает Г.М. Андреева, социальная психология сосредоточивает свое исследование именно на реальных группах. Такие группы подразделяются на лабораторные и естественные группы.

Лабораторные группы, будучи группами реальными со всеми чертами подобной общности, в то же самое время являются группами искусственными, поскольку создаются в соответствии с замыслом исследователя, который предусматривает их состав по полу, возрасту, образованию и ряду других характеристик Хотя изучение лабораторных групп занимает немалое место в социальной психологии (особенно в США), основное внимание исследователи уделяют естественным группам.

Естественные группы, в свою очередь, подразделяются на большие и малые. По словам Г.М. Андреевой, малые группы — "обжитое поле социальной психологии", и с этим нельзя не согласиться. Мы уже отмечали, что социальные психологи уделяют основное внимание группам малым. Что касается больших групп, то одни из них имеют солидную традицию исследования (таковы неорганизованные, стихийно возникшие гpуппы) другие же (организованные, длительно существующие, например, нации) гораздо слабее представлены в социальной психологии как объект исследования.

Наконец, исследуя малые группы, Г.М. Андреева подразделяет их на две разновидности: становящиеся и развитые. Пер уже обладают определенной заданностью внешними coциальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью. Вторые — это группы сложившиеся, которые характеризуются более высоком уровнем развития.

Отметим, что подход Андреевой имеет под собой несомненные логические основания. Данную классификацию можно рассматривать как плодотворную попытку соотнести между собой личные виды групп, изучаемых в современной социальной психологии.

Наши рекомендации