Основные этапы развития социальной психологии

Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа:
1) описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания встречаются уже в трудах философов античности.

Социоцентризм Платона – социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения. Индивидуальные особенности человека и его социальное поведение и положение у Платона связано с тремя частями тела: головой (умом) – развит у философов, сердце (мужество) – у воинов и живот (телесные вожделения) – у ремесленников. На подобной основе Платон различает и отдельные народы.

Эгоцентризм Аристотеля – человек рассматривался как «социальное животное», которое не может развиваться нормально вне общества, однако, решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе.

Тории «плохого» и «хорошего» человека. В эпоху Возрождения существовало два учения, одно из которых («реалистическое») придерживалось мнения о изначальной порочности человека и аморальности общества (Н. Макиавелли, Т. Гоббс) . Согласно другому учению («романтическому»), человек по своей природе добр, но именно общество портит его, формируя негативные черты. (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро).

В XVIII в. получила развитие теория, строящаяся на принципе личной выгоды (И. Бентам, А. Смит) . Главным принципом поведения объявлялась оценка всех явлений, исходя из их полезности, для отдельного индивида. Благосостояние общества, по этой теории, должно строиться на свободе действий каждого его члена в соответствии со своим собственным интересом в экономической сфере.

Методологии позитивизма О.Конта – при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира. Психика человека, по мнению Конта, развивается только в обществе и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения.

2) Этап становления социально-психологического знания характеризовался следующими направлениями:

Психология народов (возникло под влиянием идей Гегеля) – «дух» нации или народа противопоставлялся «духу» отдельных индивидов (Лацарус и Штейнталь). В. Вундта также считал, что психические продукты, общественного характера человеческой жизни (языки, мифы и обычаи), необъяснимы, только исходя из индивидуального сознания, и имеют социальное происхождение.

Теории доминирующего фактора сводили основы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание, Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, У. Макдугалл и У. Троттер – инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль – «коллективное сознание».

Социальный дарвинизм делал акцент на «борьбе за существование» посредством межличностных и межгрупповых конфликтов (Г. Спенсер). Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими, оправдывая войну, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт.

Психоаналитическая теория 3. Фрейда – инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества, результатом чего являются фрустрации. В основе эмоциональных связей общества лежат идентификация и десексуализация «либидо» (сублимация).

3) Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке. На рубеже XIX–XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период – исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Отцом социально-психологического эксперимента считается Н. Триплет.

Предпосылки возникновения социальной психологии:

Социальная психология имеет длинную предысторию, но короткую историю. Она формировалась из многих источников, поэтому в качестве предпосылок ее развития выступают различные области знаний: археология, этнография, языкознание, антропология, различные философские школы как идеалистического, так и материалистического толка.

Уже на заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, которые регулировали общественную жизнь людей. Способы воздействия на широкую публику были известны еще древним ораторам. Эти знания составляли первоначальную систему сведений о социально-психологических явлениях. Это донаучный этап развития социальной психологии. На этом этапе теория и практика еще были неразрывны.

Следующий этап в формировании социально-психологических знаний называется философским, так как многие социально-психологические проблемы были рассмотрены в рамках философских учений. В античности это были взгляды Платона, Аристотеля. Г. Олпорт считает Платона родоначальником социальной психологии, в философии нового времени – Т. Гоббса, Дж. Локка, К. Гельвеция, Ж. Ж. Руссо, Г. Ф. В. Гегеля, Н. А. Бердяева, Ф. М. Вольтера, М. Монтеня и многих других. На этом этапе происходит постепенное разделение социально-психологических знаний на теоретические и практические (Аристотель: «Человек – общественное животное»). В философских воззрениях социально-психологические аспекты чаще всего представляли простой перечень примеров, эти идеи не существовали в чистом виде, выделить их было затруднительно, они были связаны с трактовкой более общих психологических идей.

Самые первые социально-психологические идеи, вышедшие из философии, сосредоточены на вопросе о соотношении общественного и индивидуального сознания. По этому вопросу можно выделить три методологические позиции. Согласно первой позиции общественное сознание преобладает над индивидуальным. Человек подчинен обществу и действует по его законам. Сторонники второй позиции полагали, что индивидуальное сознание – уникальное явление, способное определять общественное сознание. Третья позиция предполагает противоречивость общественного и индивидуального сознания, т. е. в ее основе идея вечного противоречия между человеком и обществом. Это основное положение философии экзистенциализма.

Таким образом, как и в любой дисциплине, зарождение социально-психологических идей осуществлялось в рамках философии, а лишь затем происходило отделение в самостоятельные дисциплины.

Наши рекомендации