Основные этапы развития социальной психологии как науки.

Задачи

Феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение.

Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований.

Массовые психические явления.

Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.

Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей; усовершенствование социальной психологии как системы знаний; исследование проблем в больших группах (классы, нации); исследование проблем в малых группах (межличностные отношения, лидерство); социально-психологичекие проявления личности в коллективе.

2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОЦ ПСИХОЛОГИИ

Весь набор методов социальной психологии Андреева подразделяет на методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии – «психологии воздействия».

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры.

Групповая дискуссия в психологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.

В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон .

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы

.Игровые методы включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. Использование игровых методов в тренинге чрезвычайно продуктивно.

На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия "психологической защиты". Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем.

3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦ ПСИХОЛОГИИ

Методы исследования различаются на методы сбора информации и методы ее обработки.

Среди методов сбора информации: наблюдение, изучение документов, разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), эксперимент.

Наблюдение представляет собой преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений.

Изучение документов - при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает здесь в связи с тем, что интерпретирует документ — исследователь, т. е. человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста.

Опрос — представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение в социальной психологии получают интервьюирование (устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему)и анкетирование (письменный опрос (зап.анкета), особенно при исследованиях больших групп).

Тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии.

Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Виды эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами

4 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г.

Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социально психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология — общество.

Гештальтпсихология

Направление в психологии, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. ХХ в. Была продолжена разработка проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. Изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки.

По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, "поле", в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий.

Был открыт закон прегнантности: стремление психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и "экономной" конфигурации. Факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты: "фактор близости", "фактор сходства", "фактор хорошего продолжения", "фактор общей судьбы". В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления - метод "рассуждения вслух".

Предмет рассмотрения

Учение о целостности психических явлений. Закономерности гештальтов и инсайтов.

Теоретические положения

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты) , в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы.

Понятие «инсайта» - (от англ. понимание, озарение, внезапная догадка) – интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения.

Практика

В основе практики лежала одна из двух сложных концепций мышления – либо ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между элементами) , либо формально – логического мышления. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. У детей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех кто вообще не обучался.

Вклад в психологию

Гештальтпсихология считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

Сторонники гештальтпсихологии взяли на вооружение целостный подход задолго до того, как гуманистическая психология заявила о себе как о новом направлении. История гештальтпсихологии (нем. Gestalt - структура, форма) берет начало в Германии в 1912, когда М.Вертгеймер исследовал т.н. «фи-феномен» - иллюзию движения, которая возникает, когда неподвижные объекты видны в быстрой последовательности смены различных позиций.

Философской основой Г. является «критический реализм». Согласно Г., для человека существуют два отличных друг от друга «мира»: мир физический, лежащий «за» переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений), который в Г. называли в разных контекстах то объективным, то субъективным. Г. рассматривала этот последний мир в двух отношениях: как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (феноменальную) реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия).

Следовательно, психологические законы годились в Г. к законам физиологии мозга. Вместе с тем Г. не отказывается и от изучения феноменов сознания методом феноменологического самонаблюдения. Само сознание понималось как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитми полями в физике). Единицей анализа этого поля выступает гештальт как целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений.

С конца 70-х гг. XX в. в связи с развитием идей системного подхода в психологии наблюдается определенное возрождение интереса к Г., что нашло свое отражение в образовании международного «Общества гештальттеории и ее приложений» и выпуске соответствующего журнала.

Когнитивная психология

Когнитивная психология - Одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. К.п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект.

Представители:Жан Пиаже.

Предмет изучения. Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.

Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.

Основные теоретические положения.

Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.

Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать.

Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.

Практика.

Разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний.

Работа, анализ, создание прикладной теории.

Вклад.

Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.

Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

Это направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio - познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении, в наибольшей степени подорвало позиции бихевиоризма. К 1930 психологи, работавшие в традиции когнитивизма Э.Толмена, убедительно показали, что психика существует и у животных. В одном из экспериментов было выявлено, что крысы в лабиринте действуют на основе «когнитивных карт», т.е. психических образов знакомой им структуры лабиринта, а не просто двигательного обусловливания. Аналогичные эксперименты продемонстрировали, что бихевиоризм Уотсона рисует чрезвычайно упрощенную картину, так как на самом деле значительную часть деятельности составляет то, что происходит внутри организма. Для описания таких внутренних феноменов и процессов необихевиористы начали использовать понятие «промежуточных переменных». Серьезным достижением когнитивизма стала гипотеза об избирательной готовности, суть которой в следующем: у животных могут возникать только те поведенческие реакции, к которым оно психологически подготовлено и которые соответствуют уровню его психической организации. Другими словами, речь идет о значении «видоспецифичных» свойств в формировании поведения. С позиций данного принципа становится очевидной концепция Уотсона о безграничных возможностях бихевиоризма - ни одному экспериментатору не удалось, например, научить свиней бросать монетки в копилку, поскольку естественное поведение этих животных состоит в том, что они роют и разбрасывают, а не подбирают и складывают.

8 ФЕНОМЕН «РАССЕЯНОГО ЧЕЛОВЕКА»В СОЦ ПСИХОЛОГИИ

В психологии к социально-психологическим феноменам принято относить все те изменения в поведении человека, которые происходят под воздействием других людей – даже при одном их присутствии. Как правило, к разряду социально-психологических феноменов относят лишь многократно проверенные экспериментально закономерности, а не просто наблюдения и догадки. Социально-психологический феномен должен обладать некоторой устойчивостью: он характерен для людей разного возраста, социального статуса, разных социальных, в том числе этнических, групп.

На сегодняшний день выявлено огромное количество социально-психологических феноменов (разной степени полезности). Примеры:

– конформность,

– социальная фасилитация,

– социальная ингибиция,

– социальное давление,

– диффузия ответственности,

– групповая поляризация,

– эмоциональное заражение,

– социальная леность,

– ослабленное самосознание.

Неофрейдизм, опираясь на социально—психологические идеи Зиг­мунда Фрейда и собственные наработки, создал весьма специфическую социальную психологию. Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская именуют этот феномен «рассеянным психоанализом» и выделяют три формы его представленности в современном социально—психологическом мышлении:

1) влияние на внутренние профессиональные установки исследователей относительно рассмотрения тех или иных социальных явлений;

2) включение психоаналитических принципов в современные теории и социально—психологическую практику;

3) заимствование отдельных положений психоанализа для объяснения различных социально—психологических проблем.

С точки зрения З. Фрейда, в основе группы — система эмоциональных либидозных связей, то есть группа обретает свое психологическое содержание благодаря межличностной «любви», связывающей между собой рядовых членов группы. Однако связи рядовых членов группы между собой вторичны; они возникают только благодаря тому, что каждый член группы устанавливает особые по содержанию связи с лидером (вожаком). Психологическая суть первичных связей «член группы — лидер» — это идентификация. Член группы переносит на лидера свое «идеальное Я», идентифицируется с его поведением, чертами характера, ценностями и т. д. Благодаря связи каждого с лидером возникает и связь второго порядка — членов группы между собой. Особую психологическую позицию в групповой системе занимает лидер — вожак. Он не идентифицируется ни с кем, он любит только себя

9 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА ДЖ.МИДА

Символический интеракционизм – социологическая парадигма, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на определенных социальных символах, – языке, телодвижениях, жестах, культурных символах, интонациях. Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах и, соответственно, продуцируют эти символы в ходе общения. Символический интеракционизм целиком основывается на интерпретациях человеческого поведения, в котором «прочитываются» значимые символы, несущие социальную информацию.

Джордж Мид (1863 – 1931) – основоположник парадигмы символического интеракцио­низма. Дж. Мид основывал свою концепцию на широком круге теоретических источников, в т.ч. на бихевиоризме как реакции на символ, но с учетом жизненного опыта индивида. Другим источником был прагматизм. В прагматизме выражалось убеждение в безграничных возможностях науки, а также в превосходстве эмпирического знания над философией, которое могло быть использовано для совершенствования американского общества; стремление к лучшему изменять сегодняшний мир, новые научные приемы, способные влиять на мир завтрашний. Сам Мид подчеркивал, что его особо интересует практическая сторона того, как общество воздействует и контролирует умственные процессы индивидов и, соответственно, их поведение, а также то, как люди принимают, отвергают или изменяют нормы социального взаимодействия. Действия социальной группы отличаются новым качеством, не сводимым к простому количеству действий отдельных членов данной группы.

С точки зрения Мида, человеческая мысль и само поведение являются сугубо социальными. Будучи сторонником бихевиоризма, он рассматривает взаимодействие людей через призму стимулов, порожденных символами, и соответствующих реакций на них. Человек может немедленно отреагировать на стимул, может отложить реакцию на определенное время или вовсе не реагировать на него. Это предполагает интеллектуализацию действия, его обусловленность социальным опытом. Мид исследует социальные действия.

Незначительные жесты одного соперника способны вызвать бессознательные действия другого (в хоккее, боксе, борьбе), при ухаживании.

Значительные жесты предполагают определенную мысль у действующего субъекта. Звуковые жесты производятся с помощью конкретных слов языка. Значительные жесты, ведущие к осмысленному взаимодействию, способствуют человеческому общению при помощи характерных знаковых символов.

По Миду, значимый символ представляет собой жест, который свойственен только человеку. Значимые символы способны вызватьвполне определенную предсказуемую реакцию у тех, кому они адресованы, благодаря чему возникает человеческая коммуникация:индивид откликается на свой собственный стимул точно так же, как откликаются другие люди [С прагматической точки зрения, значимый символ создает качественно новые возможности для взаимодействия людей по сравнению с теми, которыми пользуются животные.

Люди обретают свою человеческую природу благодаря осмысленной коммуникации – они взаимодействуют с помощью значимых символов, важнейшие из которых значатся в языке. Значимый символ обозначает следующее:

1) предмет или событие. Он также определяет их особым образом, предполагая

2) определенную реакцию на него (символ), выражающуюся в определенных социальных действиях. Так, символ «ручка» не только представляет класс предметов, ему подобных, но и линию поведения – возможность писать. Значимые символы

3) делают возможной символическую интеракцию – они обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в своей естественной социальной среде. Чтобы существовать, люди должны жить в мире осознанных значений.

4) В отличие от животных, люди способны выбирать символы из целого набора символов и тем самым осмысленно совершать конкретные действия.

10 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦ ГРУППЫ.КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП

Социальная группа– это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «Мы».

Наиболее полной является классификация, предложенная Г.М. Андреевой (2001). В этой классификации все социальные группы, прежде всего, разделены на условные и реальные. Социальная психология сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях – реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые». Малые группы – традиционный объект социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же – организованные, длительно существующие группы – подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Эта классификация может быть наглядно представлена в следующей схеме .Все, начиная с рубрики «реальные естественные группы» являются объектом исследования социальной психологии.

Основные этапы развития социальной психологии как науки. - student2.ru

12 СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛЫХ ГРУПП

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами.Среди таких групп можно выделить большие и малые.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа.Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личностном общении. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, является семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.д. Факторы превращения группы в психологическую общность:

Совместная деятельность и общение - основа возникновения

эмоциональных отношений,

групповых норм и

групповых процессов.

Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития. Малые группы могут быть разными по величине, характеру и структуре отношений, существующих между ее членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным взаимоотношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером,индивидуальный – композицией.

Совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами – структура группы

Структуру межличностного общения или обмена деловой и личностной информацией именуют каналами коммуникаций,нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.

Также, к социально-психологическим характеристикам малых групп относятся конформизм и референтность.

конформизм –характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта мнения, свойственного группе, меры подчинения индивида групповому давлению. Конформность регистрируется при наличии конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодолении этого конфликта в пользу группы. Различают внешнюю конформность (мнение группы принимается индивидом лишь внешне); внутреннюю конформность (индивид действительно принимает мнение группы). Степень конформности зависит от уровня сплоченности группы, величины группы (чем больше группа, тем меньше конформность) и от влияния психологических свойств личности. Конформность – склонность к поведению, основанному на пассивном следовании тем образцам, которые задаются малой группой. Среди факторов, способствующих формированию конформного поведения, были выделены следующие: опасение быть признанным некомпетентным, единогласие группы, привлекательность группы, отсутствие личностной позиции в отношении рассматриваемого группой вопроса и т.д.

референтность – приписывание индивидом важности группе или ее членам, связанное с его стремлением принадлежать, реально или виртуально, к данной группе, т.е. с отрефлексированной или неотрефлексированной идентификацией его с данной группой. Чем выше референтность того или иного социального образования, тем в большей степени оно выступает для индивида в качестве образца его собственного поведения, эталона оценок, ценностным нормативом. Референтная группа – это группа, с которой человек отождествляет себя в наибольшей степени

Типы референтных групп:

Референтная группа, к которой личность принадлежит, разделяет ее ценности.

Нормативная – одобряются ценности группы, стремление вступить в нее

Сравнительные группы- индивид не входит в них, не стремится расположить к себе, но использует группу как критерий для оценки своего статуса и поведения

Сплоченность –каждая группа имеет определенную совокупность относительно устойчивых связей между людьми. Эта совокупность говорит о том, что любая группа имеет свой уровень сплоченности. Он зависит от устойчивости и качества связей, которые существуют в данной группе. Устойчивость и качество связи зависит от: наличия тесных групповых целей; автономности данной группы в своем существовании; групповой композиции (пол, возраст, образование, свойства и качества участников группы).

Формальные (официальные) – неформальные (неофициальные) Формальные и неформальные малые группы могут быть: 1. слаборазвиты и высокоразвиты; 2. корпорации и коллективы; 3. референтными и нереферентными.

13 ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ И ФАКТОРЫ НА НЕЕ ВЛИЯЮЩИЕ

Групповая сплоченность – является показателем прочности, устойчивости и слаженности работы коллектива, основанная на межличностных взаимоотношениях между людьми, которые характеризуются взаимной всесторонней симпатией членов группы и удовлетворенностью членством в ней. Развитие и формирование групповой сплоченности любого коллектива характеризуется сходством представления его членов об действующих нормах, правилах, требованиях и ожидаемого от группы результата работы.

Групповая сплоченность– один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Именно сплоченность группы обеспечивает ее развитие как коллектива. Доказано, что для сплоченной группы, коллектива характерно «Мы-чувство», особая групповая идентичность. Степень групповой сплоченности показывает уровень развития группы, близость ее к коллективному уровню. А.В.Петровский выделяет несколько уровней развития группы, принимая во внимание критерий сплоченности: диффузная группа (наименее сплоченная), ассоциация (более сплоченная), кооперация (сплоченность на основе личных интересов, эффективное достижение которых возможно при совместных усилиях), корпорация (превалирование личных интересов, примерно одинаково направленных; непременным признаком корпорации является внутренняя конкуренция); коллектив (сплоченность на основе совместной деятельности и эмоционально богатого общения).

Основными свойствами сплоченной группы являются:

1) привлекательность членов группы друг для друга;

2) сходство между участниками группы, например в ценностях;

3) соответствие групповых целей потребностям членов группы, четкость их постановки, успех группы в их достижении;

4) своеобразие взаимосвязи членов группы;

5) удовлетворенность групповой деятельностью;

6) действительное участие индивидов в выработке групповых решений;

7) доброжелательная групповая атмосфера.

Факторы, влияющие на сплоченность группы в организации. Чтобы добиться повышения эффективности деятельности групп в организации, ее руководители должны учитывать многие факторы. Среди так называемых внутренних факторов на сплоченность группы более всего влияют те факторы, которые связаны с членством в группе, т.е. с условиями включения индивида в группу: численность группы (как правило, у малых групп больше возможностей для создания сплоченного коллектива), постоянство состава группы, психологическая совместимость, но самое главное - идентификация каждого члена группы с группой, сильно развитое чувство ингруппы.

Помимо внутренних факторов выделяют внешние факторы, влияющие на уровень сплоченности, из которых самым значимым следует считать рабочее окружение группы, т.е. вид и сложность целей-заданий, которые представляются в форме решаемых задач, физическое окружение группы (условия труда, место работы, пространственная дифференциация членов группы и др.), систему коммуникаций в группе, технологии.

Руководитель, добиваясь повышения эффективности деятельности группы, должен, используя внутренние и внешние факторы влияния, создавать и поддерживать функционирование групп с высокой степенью внутреннего контроля и сплоченности. В то же время сильные и сплоченные группы могут представлять опасность для организации, если их цели не совпадают с целями организации. Так, в организации может сложиться творческая, но крайне честолюбивая коалиция из руководителей среднего звена управления, которая будет стремиться к достижению своих групповых целей, что противоречит основным целям организации.

Когда в организации появляется развитая и сплоченная группа, перед руководством встает ряд серьезных проблем, решение которых связано с изменением установок и других видов группового поведения.

Сильная и сплоченная группа может формировать негативные установки у членов группы, устанавливать отношения превосходства, неприязни и даже ненависти к другим группам или отдельным представителям других групп. Так, если групповая сплоченность базируется на одинаковых или близких статусах, квалификации, возможностях контролировать деятельность представителей других групп (на основе проведения экспертизы), это может привести к серьезным конфликтам с другими группами в организации в результате реализации установок на победу, принижение других членов организации, желание возвыситься над другими группами и т.д.

Важной характеристикой эффективной работы группы является дух кооперации, который сплачивает членов группы таким образом, что они работают вместе как единая команда, цементируя взаимодействия между членами группы. Это может быть достигнуто на основе веры в действенность и полезность усилий и действий группы; чувства общности группы; принятия групповых ценностей и норм; чувства доверия и защищенности; участия всех членов группы в выработке групповых решений; свободного обмена информацией; открытого выражения чувств, пристрастий и предпочтений; разрешения конфликтов всеми членами группы; низкого уровня абсентеизма, управленческих ошибок, отказов от работы, отказов от проявления активности

14 КОНФОРМИЗМ ТИПЫ КОНФОРМИЗМА

Конформизм – это приспособление, а также пассивное согласие с порядком вещей, с мнениями и взглядами, которые существуют в определенном обществе, где находится индивид. Это безоговорочное следование каким-то образцам, имеющим наибольшую силу давления (признанный авторитет, традиции, мнение большинства людей и т. п.), неимение собственной точки зрения по каким-либо вопросам. Этот термин в переводе с латинского языка (conformis) означает "сообразный, подобный".

1*** внешнее подчинение, проявляющееся в сознательном приспособлении к мнению группы. При этом возможны два варианта самочувствия индивида:
1) подчинение сопровождается острым внутренним конфликтом;
2) приспособление происходит без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннего конфликта;

2*** внутреннее подчинение, когда часть индивидов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его и за ее пределами. Существуют следующие виды внутреннего подчинения:
1) бездумное принятие неверного мнения группы по принципу «большинство всегда право»;
2) принятие мнения группы посредством выработки собственной логики объяснения сделанного выбора.
Конформность - очень важный психологический механизм поддержания внутренней однородности и целостности группы. Это объясняется тем, что данный феномен служит поддержанию группового постоянства в условиях развития личности и социальных групп

15 ДИНАМИКА ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФОРМИЗМА В ГРУППЕ(ЭКСПЕРЕМЕНТЫ М.ШЕРИФА,С.АША,С.МИЛГРАМА)

Эффект связан с изменением мнения или поведения участника группы в результате влияния реального или предполагаемого группового давления.

Рассмотрим несколько примеров феномена конформизма.

Экспериментальные исследования групповых норм М. Шерифа, проведенные в 1937 году, доказали правомерность положения, что человек, находясь в группе, имеет склонность соглашаться с суждениями окружающих (особенно, когда ситуация неопределенная или многозначная) и доверять мнению других больше, чем своему. Это доказывает эксперимент с аутокинетическим эффектом: в затемненной комнате на специальном экране возникала световая точка, в течение несколько секунд двигалась и исчезала. На первом этапе испытуемый должен был самостоятельно оценить расстояние смещения точки от первоначально заданной. На втором этапе предполагалось обсуждение результата перемещения светового источника тремя участниками. В результате дискуссии возникала тенденция к усреднению ответов и склонности к формир

Наши рекомендации