Психологические основы активизации деятельности учащихся на уроках физической культуры

Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от этих уроков.

Активность, проявляемая учениками на таких уроках, может быть представлена в двух видах: познавательная и двигательная.

Важное психологическое условие развития потребности в движении - это переживание чувства удовлетворенности от двигательной активности, от физической нагрузки. Оно возникает вследствие неоднократно испытанного удовлетворения от самой двигательной деятельности, ее результатов и условий.

На удовлетворение потребности в движении влияют различные факторы: отношение учащегося к физическим нагрузкам, условия и содержание занятий, результаты обучения, достигаемые учеником на уроке, в четверти, в году, и радость от их улучшения, педагогическое мастерство учителя, взаимоотношения учителя с учащимися (в наибольшей степени на удовлетворенность занятиями влияют стиль руководства и личностные качества). Влияние этих факторов носит изменчивый характер, оно зависит от возраста, пола, роста результатов и др.

Степень выраженности потребности в движении, влияющей на общий объем двигательной активности, весьма индивидуальна и зависит от типологических особенностей нервной системы (Е.П. Ильин, 2000). Поскольку типологические проявления свойств нервной системы являются врожденными, есть основание говорить о том, что различия людей по потребности в движении тоже имеют врожденную основу, а не только социальную. Большая потребность в движении выражена у лиц с сильной нервной системой с преобладанием возбуждения (им нужно больше двигаться, чтобы удовлетворить потребность в двигательной активности).

При систематическом удовлетворении потребности в движении происходят качественные изменения.

Так, например, у спортсменов она трансформируется в потребность в физической нагрузке, в силу которой необычные для повседневной жизни психические и физические напряжения становятся не только привычными, но и необходимыми для человека. На основе этой потребности формируется мотивация к самостоятельным занятиям спортом.

Таким образом, постоянное развитие и поддержание потребности в движении выступает главной специфической воспитательной задачей, которая ставится перед физической культурой.

Заботясь о повышении активности учащихся на уроке, важно управлять ею, подчинять ее педагогическим задачам, то есть стимулировать организованную активность учащихся.

Активность учащихся на уроке обусловливают две группы факторов: биологические (потребность в движениях) и социальные (организация учителем деятельности учащихся на уроке, удовлетворенность учащихся уроками, поддержание интереса к физической культуре и занятиям).

Для учащихся с более высокой активностью требуется больший объем движений, чтобы удовлетворить свою потребность в движении.

Для учащихся с низкой активностью - требуется такая организация работы, при которой повышено внимание учителя, осуществляющего постоянный контроль за их действиями и успехами (например, хорошие результаты дает объединение в пару высокоактивного школьника с низкоактивным, в которой первый контролирует и оказывает поддержку второму).

Способы повышения активности учащихся на уроке ФК:

1. Формирование интереса к физической культуре (укрепление здоровья, развитие двигательных и волевых качеств, формирование фигуры...).

2. Повышение удовлетворенности учащихся уроками физической культуры (понимание значимости предмета и удовлетворение своих интересов, потребностей в двигательной активности...).

3. Индивидуальный подход к учащимся с разной потребностью в двигательный активности (например, двигательная активность снижается у девочек в период полового созревания...).

4. Дифференцированный подход к учащимся (при дозировании физических нагрузок физически одаренным и «слабым» учащимся).

5. Создание положительного эмоционального фона на уроке (использование игрового и соревновательного методов, разнообразие средств и методов, музыкальное сопровождение...).

6. Правильная постановка задач (конкретизация задач, ее значимость для учащихся, достижимая в пределах одного - двух уроков...).

7. Оптимальная загруженность учащихся на уроке (устранение ненужных пауз, включение в деятельность всех учащихся...).

33. Эмоционально-волевая сфера личности учащихся и ее формирование на уроках физической культуры.Воля - это сознательное управление человека своими действиями и поступками. Волевую активность характеризуют как преднамеренную, произвольную. Такая активность человека отличается применением волевых усилий. Под волевым усилием понимают сознательно совершаемое усилие над собой, которое является толчком к непосредственному осуществлению какого-либо действия. В наличии волевого усилия человек убеждается тогда, когда необходимо преодолеть значительные трудности.

Волевые усилия характеризуются интенсивностью, длительностью и направленностью.

Направленность волевых усилий — это функции активации и торможения. В различных ситуациях человек использует разные по направленности волевые усилия: в одном случае требуется придавать усилия для того, чтобы сохранять активность в деятельности,в другом - усилия помогают остановить, например, нежелательную деятельность.

Длительность волевых усилий зависит от силы мотива к действию (если человек очень хочет достичь какой-либо цели, то онбудет проявлять более длительные волевые усилия) и от энергетики активности (чем больше энергетических ресурсов имеется у человека, тем длительнее он может сохранять волевые усилия).

Интенсивность волевых усилий определяется силой мотива к действию, энергетикой активности и нравственными качествами личности человека.

Характеристика волевых усилий по длительности и интенсивности составляет основу понятия сила воли.

Сила воли — это деятельная сторона разума и морального чувства человека. Так как волевое усилие без необходимости не проявляется, его санкционирует сознание, а направляет волевую активность моральное чувство, нравственные убеждения.

нельзя судить о силе воли школьников на основании только эффективности деятельности (самый быстрый или сильный ученик - это еще не самый волевой);

сила воли не может проявляться одинаково во всех ситуациях (одни люди оказываются более волевыми при преодолении одних трудностей, другие - при преодолении других трудностей).

Учитывая специфику проявления воли в различных ситуациях, в психологии выделяют определенные волевые качества. Применительно к проблемам физического воспитания можно определить две основные группы волевых качеств: одна характеризует упорство, другая — самообладание.

Упорство проявляется через терпеливость (однократное, но длительное использование волевых усилий), настойчивость (стремление достичь цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности).

Волевые качества, относящиеся к группе, характеризующей самообладание человека, определяют как смелость (способность качественно выполнять задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха), сдержанность (способность подавлять импульсивные, малообдуманные реакции), собранность (способность концентрировать внимание на выполняемом задании, несмотря на помехи).

Проявление воли имеет свои особенности, связанные с возрастом школьников.

Младший школьный возраст: учащиеся совершают волевые действия, главным образом, по указанию взрослых. К третьему классу они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Младшие школьники могут проявлять настойчивость в учебной деятельности. Со временем у них формируется выдержка, ослабевает импульсивность. Ученики младших классов проявляют волевые качества, в основном, лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, чтобы заслужить расположение к себе взрослых.

Подростковый возраст: свойственное этому возрасту половое созревание существенно изменяет (увеличивает) подвижность нервных процессов. Это приводит к определенным изменениям в волевой сфере. У подростков возрастает смелость, но снижается выдержка. Настойчивость может проявляться только в интересной для них работе. Снижается дисциплинированность, усиливается упрямство. В волевых усилиях процессы возбуждения преобладают над торможением. Начинается формирование перехода организации волевой активности от внешней стимуляции к внутренней (самостимуляции).

Старший школьный возраст: определяющим в проявлении волевых усилий является механизм самостимуляции. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели.

Они проявляют большую способность к терпению (работа на фоне утомления). У девочек в старших классах резко снижается смелость, что создает трудности в занятиях физическими упражнениями. В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Часто волевые усилия проявляются под влиянием социально значимой идеи. Волевая активность старшеклассника практически всегда имеет характер целеустремленности.

34. Психологические особенности спортивной тренировки и психические состояния спортсменов в учебно-тренировочном процессе («угроза отказа», «мертвая точка», «монотония», «психическое пресыщение»).

Психическое состояние - это относительно устойчивое проявление психики человека в конкретный период его деятельности. Например, его настроение, желание или нежелание работать, тревожные мысли о поражении или переживание азарта спортивной борьбы. Психические состояния динамичны, изменчивы, но в то же время они могут характеризоваться и достаточной устойчивостью во времени. Любое психическое состояние спортсмена выражает степень его психической и моторной активности, готовности к работе, к борьбе с соперниками. Оно формируется в деятельности, на основе включенных в эту деятельность психических процессов - ощущений и восприятий, представлений и памяти, мышления и речи, воображения, рефлексии. Чувственно осязаемыми в любом психическом состоянии являются эмоции, в особенности в момент включения волевого усилия. Не случайно психические состояния часто отождествляют с “эмоциональными состояниями”.

Кроме эмоционального компонента любое психическое состояние спортсмена включает в себя еще два компонента - когнитивный (мыслительный) и физический.

Физический компонент психического состояния спортсмена - это прежде всего состояние здоровья, ощущение цельности своего тела и способности выполнять физическую работу максимальной интенсивности.

Психическое состояние влияет на эффективность деятельности спортсмена опосредовано, создавая более или менее благоприятный фон для функционирования психических процессов и психомоторики. Самой “подвижной” характеристикой психического состояния является психическое напряжение. Наибольшая результативность деятельности достигается в “зоне оптимального функционирования”, т.е. при оптимальных и индивидуальных для конкретного спортсмена уровнях психического напряжения в различных ситуациях тренировки и соревнований.

Психическая напряженность - дискомфортное психическое состояние, возникающее в ответственные моменты соревнований либо в ситуациях переживания стресса.выделяют:

а) благоприятные (оптимальные) состояния - это состояния спокойствия, уверенности, комфорта и ощущения полноты сил;б) неблагоприятные состояния - это дискомфортные, тяжелые, неприятные состояния;в) вредные состояния - монотония, психическое пресыщение;г) неизбежные в спорте состояния - утомление, снижение эффективности деятельности (“мертвая точка”) и др.

Монотония - психофизическое состояние, возникающее у спортсмена при выполнении однообразной тренировочной нагрузки.

Психическое пресыщение - состояние, возникающее при выполнении однообразной деятельности.

Утомление- функциональное состояние организма, вызванное или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения усталости.

можно выделить три большие группы психических состояний спортсмена: а) связанные с тренировочным процессом; б) связанные с соревнованиями; в) кризисные состояния. Если первые две группы четко дифференцируются логикой самой спортивной деятельности, то третья выделена на основании психологических описаний спортивной деятельности.

Наши рекомендации