Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах

Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах

Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Выполнена:

студенткой 4 курса группы «В»

очного отделения

Кац Яной Валерьевной

Руководитель работы:

Аракелова Юлия Александровна

Майкоп

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение Глава1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕСсЕ ОБУЧЕНИЯ 1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 1.2. Понятие дидактической игры и ее использование в процессе обучения младших школьников 1.3.Методические рекомендации по применению дидактических игр Глава2. Экспериментально-исследовательская работа по определению значимости использования дидактических игр на уроках математики в начальных классах 2.1. Методика проведения констатирующего эксперимента с целью выявления использования дидактических игр на уроках математики в начальных классах 2.2. Методика проведения систематической работы с использованием дидактических игр на уроках математики в начальной школе 2.3. Методика проведения контрольного эксперимента с целью определения влияния дидактических игр на развитие математических способностей после проведенной серии уроков с использованием дидактических игр Заключение Литература Приложения                  

Введение

Младший школьный возраст – это сенситивный возраст ребенка. Он должен быть насыщен средствами и формами активизации их познавательной деятельности. В практике обучения учащихся начальных классов этим средством давно считается дидактическая игра, которая помогает учителю прививать с помощью нее интерес к предмету и к обучению.

Термин «дидактическая игра» ввели Ф. Фребель и М. Монтесори как «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры». В России термин стал употребляться с 1960 года в теории, пропагандируемой С.Л.Соловейчиком, как формула «учения с увлечением».

Проблемой использования дидактических игр на уроках математики занимались многие методисты на протяжении долгих лет. Среди них А.И. Архипова, С.А. Цымбалова, Э.М. Браверман, доктор педагогических наук, профессор С.В. Кульневич, кандидат педагогических наук, доцент Т.П.Лакоценина. Идея использования дидактических игр на уроках математики рассматривалась ещѐ Б.А. Кордемским. «Недопустимо пренебрегать такой возможностью эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности и неподдельного интереса» - писал он. (3, с. 6)

Одним из наиболее эффективных способов активизации деятельности учащихся, пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх учащийся наблюдает, оценивает, сопоставляет, классифицирует предметы по признакам, анализирует, делает выводы. Тем самым повышается интерес ребенка к уроку, усиливается интерес к обучению. Дидактическая игра - ценное средство воспитания умственной активности учащихся, вызывающее у них активный интерес к процессу получения знаний. Она помогает сделать каждый учебный процесс интересным. Поэтому для хорошего обучения каждого ребенка нужно на первых же годах обучения пробудить их интерес к учебе, развить внимание, активизировать их деятельность. Использование игры в начальной школе тесно связано с решением ряда вопросов: место занимательности на уроке; целесообразность ее использования; функции занимательности; методика проведения; систематизация игр, которые требуют разрешения.

В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр.

Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно бояться, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными. Но надо предостеречь начинающих учителей: злоупотребление игрой в учебном процессе, несмотря на активность детей, может привести к пробелам в их знаниях.

Активизация деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Однако по исследованию специалистов не более ⅔ учителей начальной школы в настоящее время применяют дидактические игры. Кроме того, использование игр носит эпизодический, случайный характер, да и содержание порой, не соответствует современности по своему сюжету. Поэтому составление системы дидактических игр, методики их применения, определение эффективности в практике начального обучения математике, рассмотрено в данной работе, определяют актуальность исследования.

Цель исследования:теоретическое и практическое обоснование значимости использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе и их влияние на активизацию познавательной деятельности младшего школьника.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:

1) проанализировать учебно-методическую и математическую литературу по проблеме исследования;

2) составить систему дидактических игр;

3) апробировать систему дидактических игр на практике.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках математики в начальной школе.

Предмет исследования –дидактические игры и их влияние на формирование познавательной активности учащихся 2 класса.

Методы исследования:

- анализ литературных источников;

- наблюдение;

- тестирование;

- обобщения опыта работы учителей.

Гипотеза исследования:систематическое использование дидактических игр способствует повышению познавательной активности младших школьников и как следствие качеству знаний учащихся по математике.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы студентами и педагогами учебных заведений, педагогами начальной школы при планировании и организации занятий математики, внеклассных мероприятий, занятий математического кружка и иных форм работы с учащимися.
Результаты исследования систематизированы, обобщены и представлены в данной квалификационной работе, состоящей из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Этапы исследования:

I этап – теоретический (сентябрь – апрель 2014-2015г.)

Изучение психолого-педагогической и математической литературы по проблеме исследования.

II этап – экспериментальный (январь – февраль 2016г.)

Апробация полученных данных на практике в МБОУ СОШ №7.

III этап - оформление исследования в виде квалификационной работы. (март – апрель 2016г.)

Тест для учащихся

1. Нравится ли тебе, когда учитель использует на уроке игру?

а) да

б) нет

2. Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на уроке?

а) часто;

б)изредка;

в) никогда;

3. Какую форму игры ты любишь больше:

а)индивидуальную;

б) групповую;

в) парную

4. Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра?

а) да

б)нет

5. Что тебе больше всего нравится в игре?

а) урок становиться интересней;

б) желание победить

в) не чего не нравиться

Таблица1

Результаты проведенного тестирования

Фамилия, имя
Светлана А. а б в а а
Оля А. а а б б а
Анна Б. а б б б в
Андрей Б. б а б б б
Николай Б. а б в а б
Алена В. а а а б а
Наташа В. а а в а б
Татьяна В. а б б а б
Анна В. а б в а а
Вова Г. а б в б б
Марина Д. а а б а б
Николай Д. а а а а б
Ирина К. а б б б а
Денис К. а б б б б
Елена К. а б в б а
Константин К. б а б б а
Дима Л. а в б б б
Людмила Л. а б б а б
Екатерина М. а б б а а
Олег М. б а в б в
Екатерина Т. а б б а б
Александр Т. а а б б б
Дима Ш. а б б б б

Таким образом, после обработанных данных получили следующие результаты:

- Ответ на вопрос: «Нравится ли вам использование игр на уроках»? был положительным в20 случаях, что составило 87%

- Ответ на вопрос: «Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на уроке»? Часто составило 39%, изредка -57%, никогда -4 %

- Ответ на вопрос: « Какую форму игры ты любишь больше»? Индивидуальную форму составило 9%, групповую - 61%, парную - 30%,

- Ответ на вопрос: « Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра»? был отрицательным в 13 случаях, что составило 57%.

- Ответ на вопрос: « Что тебе больше всего нравится в игре»?

Урок становиться интересней составило 35%, желание победить - 57% , не чего не нравиться -8%.

Исходя из полученных результатов, можно сделать следующее выводы: игра на уроках нравиться почти всем.В классе преобладает групповая форма работы. Это можно объяснить тем, что учащиеся стремятся к общению со сверстниками, стремятся поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а так же пытаются утвердить свой авторитет среди товарищей.

Желание учеников участвовать в игре в основном зависит от их взаимоотношений с учителем, по этой причине учителю необходимо четко продумывать свои действия, прослеживать реакцию детей на эти действия и делать выводы.

Многим учащимся нравиться в игре побеждать. Мы считаем, что это стремление к победе обеспечивает обучение и развитие учащихся в игровой деятельности.

Во время исследовательской работы использовались различные методы исследования. В нашей работе не маловажную роль имел метод наблюдения. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым, но так же необходимо указать на его недостатки. Этот метод не обеспечивает полную объективность информации. Поэтому лучше всего использовать все методы исследования в комплексе

Далее была проведена самостоятельная работа, в которой необходимо было определить уровень усвоения материала учащимися на уроках математики с использованными и без использования дидактических игр, выявить степень активности учащихся на уроке.

В ходепроведения эксперимента учащиеся изучали тему «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» (2 класс). Для этого учащимся была предложена самостоятельная работа.

Самостоятельная работа

ВАРИАНТ 1

1. Решите примеры:

55 + 33 =

80 - 40 =

78 + 22 =

2. Заполни пропуски:

40 = 35 +…

65 = 40 +…

3. Реши задачу:

«У Маши было 25 конфет, а у Кати на 6 меньше. Сколько было конфет у девочек вместе?»

ВАРИАНТ 2

1. Реши примеры:

100 - 80 =

36 + 7 =

22 + 0 =

2. Заполните пропуски:

50 + …= 86

…+ 55 = 90

3. Решите задачу:

«У Вани было 18 машинок, а у Гены на 11 больше. Сколько было машинок у мальчиков вместе?»

Таблица 2

Результаты самостоятельной работы на этапе констатирующего эксперимента.

Фамилия, имя Выполнил (%) Не выполнил (%)
СветланаА. - + -
Оля А. - + +
Анна Б. + - +
Андрей Б. + + -
Николай Б. - - +
Алена В. + - +
Наташа В. + + + -
Татьяна В. + + -
Анна В. + + + -
Вова Г. + - -
Марина Д. + + -
Николай Д. + + -
Ирина К. + + -
Денис К. + + + -
Елена К. + - +
Константин К. + + -
Дима Л. + + +
Людмила Л. + + + -
Екатерина М. - - +
Олег М. + + -
Екатерина Т. + + -
Александр Т. + - +
Дима Ш. - + -
Общее количество (%)      

Экспериментальная проверка знаний детей показала, что с самостоятельной работой дети справились неплохо.

Процент усвоения учебного материала - 67%. Наиболее высокий уровень сформированностипонятий по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» показали 4 ученика (17%). Пять учеников (22%) справились с одним заданием самостоятельной работы.

Во время проведения констатирующего этапа, мы заметили, что во учащиеся 2 классабыстроутомлялись, отвлекались на посторонние предметы и шум в классе, смотрели в окно, и порой очень трудно было вовлечь ребят в активную работу на уроке, это происходило по той причине, что учитель не включал в учебный процесс дидактические игры.

Исходя из этого, в формирующем эксперименте следует обратить внимание на целенаправленное, систематическое включение в учебный процесс дидактических игр.

Весёлый мяч.

1 вариант

Дидактическая цель.Воспроизведение приемов сложения и вычитания,

умножения и деления, состава чисел.

Содержание игры.Учитель бросает мяч ученику и составляет пример. Ученик,получивший мяч, называет ответ примера и возвращает мяч учителю.

2 вариант

Учитель, бросая мяч, называет число 10, затем 9 и т.д. Поочередно он дает ученикам задание: «Назвать число на 1 меньше». Каждый, получивший мяч, называет нужное число. Эта игра имеет множество вариантов. Часто в роли учителя выступает один из учеников.

Математическая рыбалка

Дидактическая цель.Закрепление приемов сложения и вычитания умножения и деления.

Средства обучения.Рисунки 10 рыбок, удочка с магнитом.

Содержание игры.Рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры,размешаются в «ёмкости-море». Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» рыбку, с помощью удочки с магнитом, читают пример, решают, называют ответ. Все ученики находят ответ и показывают карточку с цифрой учителю.

Лучший космонавт

Дидактическая цель.Формирование навыков сложения и вычитания.

Содержание игры.Учитель на доске рисует 10 ракет с номерами от 1 до 10.

Вызываются сразу 11 учеников. Вокруг стола, где разложены карточки с примерами, дети идут, взявшись за руки, и декламируют:

«Ждут нас быстрые ракеты

На такую полетим!

Для прогулок по планетам.

Но в игре один секрет:

На какую захотим,

Опоздавшим места нет».

Как только сказано последнее слово, учитель выдает каждому ученику карточки с примерами, шифрующими номер ракеты, на которой полетит космонавт. Дети решают примеры, определяя номер своей ракеты, и пишут пример под соответствующим номером ракеты.

Составь круговые примеры

Дидактическая цель.Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.

Содержание игры.Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первомукомпоненту следующего примера. Например, на доске даны следующие записи:

7-5=2 2+6=8 8+2=10 10-8=2

Учащиеся составляют цепочку примеров по заданному правилу. Игру можно проводить в любом классе, усложняя задания.

Определи маршрут самолета

Дидактическая цель.Закрепление приемов сложения и вычитания, умножения и деления.

Средства обучения.Рисунки самолетов.

Содержание игры.Учитель вызывает к доске трех учеников (летчиков) из каждого ряда (команды). Они ведут свои самолеты по намеченному курсу, зашифрованному примерами. Каждая команда помогает своему командиру правильно выбрать путь движения самолета, если командир ошибается. В конце игры называются командирами те ученики, которые сумели правильно провести самолет по намеченному курсу.

Почтальон

Дидактическая цель.Закрепление приемов умножения и деления (табличныеслучаи).

Средства обучения.Рисунки домиков, карточки с примерами.

Содержание игры.Учитель вызывает к доске учеников, они выбирают карточку с примером, решают, указывают номер дома, квартиры, куда отправлено письмо.

Математическая эстафета

Дидактическая цель.Обучение навыкам быстрого счёта.

Содержание игры.Класс разбивается на команды. Для каждой команды учитель пишет примеры.Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий пример и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды решат все примеры.

Побеждает та команда, которая раньше других правильно решит примеры.(12)

Математическая эстафета

Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.

Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для 1 класса.

Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенной число, третий – его состав, четвертый показывает число на карточках.

Аналогичные упражнения выполняют из второй и третий команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.

При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа. Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная Молчанка

Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.

Подарки Петрушки

Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.

Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.

Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришел Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Веселый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Веселому Карандашу. Как он может подарить их?

Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.

Украсим елку игрушками

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

Средства обучения: рисунок елки; маленькие иллюстрации елочек для учащихся.

Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать елку. И нам с вами тоже надо нарядить елку. Наша елка – математическая. На доску вывешивается плакат с елкой. На верхушке – звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить еще недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают елку. Учитель должен поощрять слабых детей.

Контролеры

Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.

Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролера у доски следят за правильность ответов: один – первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счет про себя (например, 6 – прибавил, 1,7 – прибавил 2,8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы, и называется состав числа. Учитель говорит: «Восемь – это…», ученики продолжают: «Пять и четыре». Контролеры показывают зеленые круги в правой руке, если согласны с ответом, красный - если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу делают несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.

Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несет элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.

Хлопки

Цель игры: закрепления знания десятичного состава двузначного чисел.

Средства обучения: набор определенных палочек и пучков палочек.

Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящие справа – десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый – число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролеров. Они сигналят, если десятичный состав числа показан учениками неверно.

«Стук-стук»

Дидактическая цель: закрепление знания по нумерации чисел в пределах 20.

Средства обучения: на доске изображена таблица с двумя разрядами:

Десятки Единицы
   

Содержание игры: учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.

Для закрепления навыков счета предлагаем игру «Слушай и считай»:

Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определенное число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.

Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять карточку с числом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять карточку с числом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа – меньшее и большее. Можно предложить и другой вариант игр: учитель сначала ударит палочкой по одному предмету 8 раз, а по другому – 3 раза. Это значит, что учащиеся должны от восьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и внимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов, закрывать глаза.

Загадка

Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа.

Содержание игры: учитель загадывает загадку «Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?». Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его.

  5 ед. 6 ед. 7 ед.
3 дес. К Д Ч
7 дес. Т Л М
9 дес. И Ю Ё

Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах - student2.ru

Ответ: летчик.

По порядку номеров

Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счете.

Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Пред началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.

Гном

Дидактическая цель: закрепить умение детей заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых.

Содержание игры: помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперед или назад – об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай.

 
В Ё П
Д Р М
О О Е

Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах - student2.ru

Ответ: вперед.

Сбежавшие числа

Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.

Материал игры: таблички числами.

Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: «Здесь каждое число живет в своем домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты – из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома». Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.

Рыболовы

Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.

Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочередно каждый член команды «ловит рыбку» (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берет её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.

Борьба за цифру

Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел.

Средства обучения: два больших листа плотной бумаги, на которых написаны разным цветом цифры большого размера.

Содержание игры: перед каждой таблицей становится один из учеников. Учитель предлагает громко назвать числа по порядку от 1 до 24 и от 52 до 75, одновременно показывая каждое из них на таблице. Тот, кто быстрее назовет числа, считается победителем. Через каждую таблицу проходит несколько пар.

Пример таблицы:



(16)

Мы предлагаем вам игровые задания, которые можно использовать при прохождении темы "Таблица умножения". Каждая ситуация изображена на отдельном плакате для демонстрации всему классу или на карточке для дифференцированной работы с отдельными учащимися. Можно воспользоваться дидактическими заданиями во время устного счета или на этапе закрепления темы.

Умножение 2. Запасы на зиму

Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах - student2.ru Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах - student2.ru

Кузька помогал белкам запасать орехи на зиму и считал их по 3. Сколько орехов собрал Кузька? Помоги ему с помощью таблицы.

Запомни!

Умножение 3. Дорога домой

Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах - student2.ru Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах - student2.ru

Кузька искал свою деревеньку. Зайцы ему помогали. Чтобы преодолеть долгий путь, зайцам на каждый прыжок требуется по 4 морковки. Посмотри на карту и подсчитай, сколько морковок нужно зайцу для каждого из путешествий.

Запомни!

Умножение 4.Пикник

Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах - student2.ru Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах - student2.ru

Запомни!

На пикник пришли пять домовят: Вуколочка, Сюр, Афонька с Адонькой, дед Папила. Кузька приготовил каждому угощение. Помоги Кузьке сосчитать покупки.

Секретное послание

Кузька посылает письмо Лешику, но он не хочет, чтобы Баба Яга прочитала письмо, и поэтому Кузька использует секретный код.

Каждая буква алфавита закодирована как число. Чтобы выяснить, какое именно, Лешику придется решить все эти примеры.

Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах - student2.ru

Сундучок

Кузька потерял сундучок. Его нашли кикиморы и утащили в болото. Взять сундучок можно, только прыгая по кочкам. Но не все кочки надежны. Около болота доска. Перемножь цифры на доске и обведи карандашом кочки, на которые Кузька может наступать. Прыг-прыг - и сундучок достанешь.

Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах - student2.ru Доска: 3 х 9 = 32: 4 = 2 х 8 = 4 х 9 =

4 х 7 = 21: 3 = 15: 5 = 20: 4 =

2 х 6 = 18: 2 = 28: 7 = 36: 4 =

Я знаю таблицу и помогу

Я слабо знаю, буду учить.

Проверим знания.

Картинка на память

Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах - student2.ru Такую картинку дарит тебе герой сказки. Если хочешь, чтобы картинка ожила и сказка продолжалась, реши примеры. Получив ответы, найди их на разных фигурах, а фигуры раскрась розовым карандашом. Раскрась любимого героя.

Учительница всем ученикам раздает такие рисунки.

Спасибо всем за урок! Вам Кузька прислал письмо, давайте все вместе прочитаем: Умножайте свои знания, ребята! Кузька

Такие игровые ситуации активизируют детей, развивается мыслительная деятельность.

Возраст человечка

Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах - student2.ru

Сумма всех цифр - это возраст человечка. Дайте ученикам задание: определить, кто старше, а кто младше. Или подготовьте карточки для домашнего устного счета.

2.3.Методика проведения контрольного эксперимента с целью определения влияния дидактических игр на развитие математических способностей после проведенной серии уроков с использованием дидактических игр

Цель эксперимента: выявить уровень усвоения материала учащихся 2 – го класса по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100», подтвердить гипотезу об эффективности использования дидактических игр для создания сознательного и прочного усвоения знаний учащимися начальных классов на уроках математики.

Ход выполнения: после проведение уроков, отведенных на изучение темы «Сложение и вычитание чисел в пределах 100», на которых программный материал преподносился с использованием дидактических игр, учащимися 2-го класса была предложена контрольная работа.

Контрольная работа

ВАРИАНТ 1

1. Решите примеры:

100 - 80 = 58 + 2 =

30 + 70 = 100 - 50 =

91 - 0 = 60 + 0 =

55 + 55 = 82 - 20 =

2. Сравните и поставьте знаки:

61 - 1 … 30 + 11

70 + 30 … 50 + 40

98 - 5 … 80 - 30

3. Решите задачу:

Брату 17 лет, а сестра на 5 лет старше. Сколько лет сестре?

4. Запишите примеры и решите их:

а) найдите сумму чисел 70 и 2;

б) найдите разность чисел 80 и 55;

в) увеличьте 20 на 8;

г) уменьшите 100 на 40.

5. Заполните пропуски:

…- 20 = 80

60 +… = 90

…+ …= 40

ВАРИАНТ 2

1. Решите примеры:

60 + 30 = 50 + 40 =

100 - 90 = 91 - 20 =

55 - 55 = 40 - 0 =

80 + 0 = 91 + 11 =

2. Сравните и поставьте знаки:

80 + 11 …60 - 20

81 + 2 … 60 + 20

100 - 11 …11 + 90

3. Решите задачу:

В ящике 29 банок, а в другом ящике на 13 банок больше. Сколько банок во втором ящике?

4. Запишите примеры, и реши их:

а) первое слагаемое 20, второе 30, найдите сумму;

б) найдите разность чисел 60 и 20;

в) увеличьте 40 на 2;

г) уменьшите 90 на 50.

5. Заполните пропуски:

…- 20 = 60

80 =… + 11

…+… = 65

Таблица 3

Результаты контрольной работы на этапе контрольного эксперимента

Фамилия, имя Выполнил (%) Не выполнил (%)
СветланаА. - + + - -
Оля А. + - + + +
Анна Б. + + - + +
Андрей Б. - + + - -
Николай Б. + - - + +
Алена В. + + - + +
Наташа В. + + + + + -
Татьяна В. - + + - -
Анна В. + + + + + -
Вова Г. - + + - +
Марина Д. + + + + + -
Николай Д. - + + + -
Ирина К. - + + - -
Денис К. + + + + + -
Еле<

Наши рекомендации