В-50 Система управления социальной работой: структура, функции, методы
Управление-это систематически осуществляемое сознательное, целенапр-е воздействие людей на общественную с-му в целом или на ее отдельные звенья (производство, соц-ю и духовную жизнь, отрасли экономики, предприятия, организации и т.д.) с целью сохранить качаств-ю специфику с-мы, обеспечить ее эффективное функционирование и развитие, обезопасить от внешних и внутр-х разрушительных воздействий. Содержание управления раскрывается в его основных функциях – планирования, организации, мотивации и котроле. С-ма упр-я СР включает в себя субъект и объект управления, соединенные м-ду собой прямыми и обратными связями. Процесс управления в с-ме СР представляет собой воздействие (взаимодействие) управляющей подсистемы на управляемую, с тем чтобы изменить состояние объекта к лучшему. Управление СР осуществл-ся специалистами-руководителями, гл. цель и содержание труда кот-х – управление ресурсами организации, обеспечение их наиболее эффективного использования и развития в соответсвии с миссией организации. Основным результатом и объектом процесса организации явл-ся организационная структура управления, кот-я представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных эл-в, находящихся м-ду союой в устойчивых отношениях, обеспечивающиз их развитие и функционирование как единого целого. В структуре управления организацией выделяются такие элементы, как звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи (разделение) – горизонтальные и вертикальные. Организации с-мы СР, как правило, имеют линейно-функциональную или дивизиональную стр-ру упр-я.Методы управления –это совокуп-ть приемов и способов возд-я на управляемый объект для достиж. поставленных организацией целей. Все методы упр-я делятся на орг-нно-административные, экономич-е и соц-но-психологические. Организац-но-административные методы оказывают воздействие на управлямый объект, они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.Организ-нно-административные методы:1) организационные (регламентирование, нормирование, инструктирование);2) распорядительные (приказ, постановление, распоряжение, указание);3) дисциплинарные.Экономичекие- с одной стороны, должны стимулировать деят-ть организации на удовлетворение потребностей общества, с другой –служить стимулом для персонала организации. В связи с этим выделяют 3 уровня экономич-й мотивации: 1.стимулирование организаций со стороны гос-ва (госзаказ, налогообложение, финансирование);2стимулирование структурных подразделений организации со стороны администрации (внутриорганизационный хозяйственный расчет); 3стимулирование персонала предприятия (методы персонального экономич-го воздействия). Социально-психологическием.-ды управления используются для создания и поддержания положительного социально-психологического климата в организации, чтобы работник. С обной стороны, делал все необходимое для достижения целей организации, а сдругой – имел все возможности для саморазвития в выбранном им самим направлении. Сюда относятся: развитие соц-й инфраструктуры организации; соц- исследования; соревнования; преодоление и спользование конфликтов;методы гуманизации труда; методы морального поощрения и порицания; психологическое влияние; убеждение; методы планирования и развития карьеры сотрудников. В РФ организация и управление СР регулируются ФЗ №195 от 10.12.95 г. « Об основах соц-го обслуживания населения в РФ»
Доп.:Термин «управление» имеет активное, регулирующее, направляющее, влиятельно-деятельностное значение.
Виды управления определяются особенностями объектов, которыми намереваются управлять (для этого нужно создать, спроектировать систему управления), или которые реально существуют какое-то количество времени (функционирующие системы управления). Поэтому различают технико-технологическое управление (изучается техническими науками); биологическое управление (рассматривается в естественных науках) и социальное управление (исследуется в целом ряде социальных, организационных и экономических наук). Главная особенностьсоциального управления состоит в том, что субъектом и объектом в нем является человек. В свою очередь, оно делится на подвиды — государственное, военное, экономическое, производственное и общественное.
Управление социальной работой — это разновидность социального управления. Данное понятие многозначно и выражает разные стороны, грани и аспекты управления.
Первое значение —организационно-структурное. Ключевыми проблемами здесь являются: «Кто должен выполнять (выполняет) социальную работу?»; «Какие органы, подразделения должны этим заниматься (занимаются)?»; «Какова эффективность (результативность) их деятельности, функционирования? ». Управление социальной работой организуется на федеральном, региональном (территориальном) и локальном уровнях и имеет соответствующие организационные структуры; Министерство труда и социального развития Российской Федерации, комитеты (управления) соцзащиты (помощи), территориальные службы, центры социального обслуживания.
Второе значение — функциональное. Управление социальной работой выполняет как общие, так и конкретные функции. Общими, независимо от уровня, субъекта, его компетенции, являются функции: прогнозирование, планирование (целеполагание),организация, координация, стимулирование (мотивация), маркетинг, учет и контроль. Третье значение — это деятельность руководителей разных уровней в системе соцзащиты, помощи. Руководители выступают как ведущая сила, «локомотив» в процессе управления. От профессионализма руководителей во многом зависят качество организации управления и его результативность. Четвертое значение управления социальной работы — это процесс, включающий ряд элементов. Основа любого вида управления — информация, которая в «человеческих системах» тем или иным образом организуется. На основе информации происходит определение, формулирование и закрепление (в организационно-административных документах) целей, задач. Целевая ориентация — важный элемент социального управления, за которым следует система действий, мер, мероприятий или управленческих решений. Управление определенным образом организуется через распределение функций и формирование оргструктур, подбор и расстановку кадров (персонала). В процессе управления важно также увязать цели, задачи и решения с ресурсами — информационными, материальными, трудовыми, финансовыми, временными. В процессе управления используется обратная связь — учет, контроль, проверка исполнения. Управление социальной работой — это процесс постановки целей, задач и организация практической деятельности людей для их достижения, выполнения. Пятое значение — это вид профессиональной деятельности, управленческий труд, включающий триаду: предмет труда (информация), средства труда (организационные и технические) и человека, обладающего определенными знаниями, навыками и умениями. Соединение этих трех составляющих определенным образом называется организацией труда в системе социального управления. «Трудовое» понимание управления связано с решением таких проблем, как подготовка и подбор кадров, повышение их квалификации: составление квалификационных характеристик (КХ); организация труда руководителей, специалистов и «полевых» социальных работников, построение и использование информационных систем и технологий; мотивация труда; оценка и оплата труда управленческих работников.
Шестое значение — управление социальной работой как наука и учебная дисциплина. Основа любой науки — методология, т.е. система методов, используемых в научных исследованиях. В науке управления применяется как общеметодологический инструментарий (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрактное и конкретное, системный подход и т.д.), так и специфический, обусловленный необходимостью исследования систем и процессов социального управления, функций и организационной структуры, деятельности руководителей и возглавляемых ими коллективов. Другая составная часть науки управления — теория, или система обобщенного знания, которая существует на уровне отдельного человека (руководителя, специалиста) и называется эмпирической теорией, а также на уровне значительно больших обобщений (макротеория). Необходимой частью управления как науки являются методики, представляющие собой инструменты получения научных знаний, научной информации (исследовательские методики), помогающие решать конкретные практические проблемы (деловые методики); используемые в консультативной деятельности (диагностические методики). Применяются также комплексные методики для решения определенных проблем.