Патопсихологический эксперимент
При его организации необходимо соблюдать следующие правила:
- Моделирование той деятельности человека, которую он осуществляет (в учебе, в общении, в игре, в труде).
- Необходимо обнаружить структуру не только нарушенных процессов. Главное – описать все оставшиеся сохранные формы психической деятельности. Это необходимо для будущей коррекционной работы.
- Построение экспериментальных приемов должно учитывать возможности самого исследуемого. Дать возможность взаимодействия психолога и клиента для того, чтобы выяснить, как исследуемый принимает помощь и может ли ею воспользоваться (зона ближайшего развития).
- Экспериментально-психологические приемы направляются на раскрытие качественных характеристик нарушения.
- Результаты эксперимента нужно точно и объективно фиксировать (это возможно при обладании знаниями у психолога) – очень важный этап!!!!
- Эксперимент должен выявить не только характеристики умственной деятельности человека, но и его личностное отношение к эксперименту. Нужно оценить его: мотивы, цели, отношение к себе, к результатам работы, заинтересованность ею.
- Нужно и важно учитывать не только объем задания, но и его осмысление. Не только количество ошибок, а причину их возникновения, то есть качественный анализ дает возможность объективно оценить характер и глубину поражения.
- Для высокой точности и объективности оценки результатов проводится повторное исследование. В динамике можно изменить подбор методов.
- Исследование строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Многие методики модифицируются для разных возрастных групп, для исследования различных нарушений.
Практические задачи патопсихологии Патопсихология – это наука, изучающая психологические закономерности нарушения или распада психики при душевном заболевании в сопоставлении с протеканием психических процессов в норме. Стоит между психологией и медициной (психиатрией). Сформировалась на запрос психиатрии.
1. Участие в установлении диагноза (нозологическая диагностика). С помощью методик. При возникновении дифференциальной диагностики (разграничение форм заболевания).
2. Экспертная функция. Военная экспертиза. Возможность службы человека в армии (призыва или продолжения). Не всегда. Трудовая экспертиза. Установление трудоспособности, продолжение профессиональной Деятельности, смена Деятельности.
Особенности поведения: установочное поведение – намеренное искажение результатов поведения.
Виды:
а. Симуляция – демонстрирование нарушений, которых нет в реальности у данного человека.
б. Диссимуляция – наличие у Больного установки на приуменьшение степени выраженности патологии.
в. Агравация – установка на преувеличение имеющихся нарушений.
- Судебно-психиатрическая экспертиза. Определяется вменяемость Больного.
3. Установление и описание структуры психического дефекта при различных душевных заболеваниях. Важна при новом заболевании или малоизученном. Участвуют физиологи, психологи и др.
4. Описание динамики психического состояния больных в процессе терапии. Основные аспекты:
Характеристика состояния Больных на разных этапах лечения. Индивидуальные типы реагирования больных на лечение.
Оценка самих лекарственных препаратов: их характеристика для того, чтобы знать когда, на каком этапе лечения они могут быть применены. А также для прогноза действия препарата.
Реабилитация больных.
5. Нейропсихология как раздел клинической психологии. Определение, предмет, задачи
Нейропсихология – отрасль клинической психологии, которая изучает мозговые механизмы ВПФ и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений мозга и других моделей. Общая задача для всех направлений: изучение мозговых механизмов психической процессов.
Направления нейропсихологии:
1. Клиническая нейропсихология (при локальных поражениях мозга). Задача: изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания.
2. Реабилитационное направление – реабилитация после локального поражения мозга. Задача: восстановление ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.
3. Экспериментальная нейропсихология – изучает нарушения ВПФ с помощью экспериментов. Задача: экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС.
4. Нейропсихология детского возраста. Специфика нарушений психических функций у детей при локальных мозговых поражениях.
5. Нейропсихология старческого возраста (с 45 лет).
6. Нейропсихология индивидуальных различий – исследуется профилелотеральная организация. Задача: изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц. Ответ на вопрос: возможно ли в принципе распространение общих нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, сложившихся при изучении последствий локальных поражений головного мозга, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц. Психодиагностика с применением нейропсихологических зна-ний в целях профотбора, профориентации и т.п.
7. Нейропсихология пограничных состояний. Анализ изменений ВПФ под влиянием психофармакологических препаратов.
8. Психофизиологическое направление – изучаются ВПФ психофизиологическими методами.
Предметом нейропсихологии является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и Личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга.
А. Р. Лурия — основоположник Н., развивая идеи Л. С. Выготского о системном строении высших психических функций, разработал теорию системной динамической локализации психических процессов, являющуюся теоретической основой Н. В Н. используется синдромный анализ нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы, направленный на их качественную квалификацию и тонический диагноз поражений мозга. Для синдромного анализа в Н. используются методы, разработанные А. Р. Лурия, которые представляют собой набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам (разным видам восприятия, памяти, мышления, речи), а также к произвольным движениям и действиям. С помощью этих методов изучены различные нейропсихологические синдромы — закономерные сочетания нарушений высших психических функций при поражении различных мозговых структур. Современная Н. подразделяется на ряд направлений. Клиническая Н. изучает особенности нейропсихологических синдромов при поражении различных мозговых структур левого и правого полушария (коры больших полушарий и подкорковых образований), связь нейропсихологического синдрома с нейропсихологическим фактором, генезом заболевания (опухоль, травма, сосудистое поражение и др.) и преморбидом больного (пол, возраст, правшество-левшество и др.). Экспериментальная Н. исследует формы нарушения различных психических процессов, эмоциональных состояний и личности больного с помощью методов современной экспериментальной психологии. Реабилитационная Н. изучает механизмы восстановления высших психических функций и личности больного с помощью специальных методов восстановительного обучения. Психофизиологическое направление изучает физиологические механизмы нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга методами психофизиологии (см. Психофизиология локальных поражений головного мозга). Н. детского возраста исследует особенности нарушений психических процессов и их компенсации у детей разного возраста с помощью специальных нейропсихологических методов, адаптированных к детскому возрасту. Н. индивидуальных различий (или дифференциальная Н.) анализирует особенности протекания психических функций и эмоционально-личностной сферы у здоровых лиц (детей, взрослых) на основании нейропсихологических представлений о мозге как субстрате психических процессов; изучает связь психологического статуса с межполушарной организацией мозга. Формируются и другие направления: Н. позднего возраста, Н. пограничных состояний, фармакологическая Н. и др. Н. имеет большое значение для разработки различных общепсихологических проблем ("мозг и психика", "биологические и социальные детерминанты психики", "уровневая организация психических функций" и др.) и практики (диагностической, реабилитационной и т. п.).
В понятийном аппарате нейропсихологии можно выделить 2 класса понятий. Первый – это понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии; второй – это собственно нейропсихологические понятия, обусловленные спецификой ее предмета, объекта и методов исследования. К первому классу понятий относятся такие, как «ВПФ», «психическая Деятельность», «психологическая система», «психический процесс», «речевое опосредование», «значение» и др. Второй класс понятий составляют собственно нейропсихологические понятия, в которых нашло отражение применение общепсихологической Теории к нейропсихологии – конкретной области знаний.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯНаука, изучающая нейромеханизмы ПФ. Область знаний, изучающая вопрос взаимодействия мозга и психики. Знания в нейропсихологии получены на материале локальных поражений мозга. Наука граничит с такими областями как: - нейрохирургия; - психофизиология; - психофармакология.
Задачи НП.
На практике связаны с диагностикой нарушений ВПФ и восстановление их. Теоретические сферы и применении НП расширяются.
- Определение норм или типологии.
- Развитие психики в онтогенезе.
Исследуются особенности нарушений психики при пограничных состояниях ЦНС.
Нерешенные задачи в НП.
- Вопрос о гетерохронии ((от греч. heteros различный, chronos время) - разновременность созревания разных систем организма или разных признаков в пределах одной системы. В эволюции человека под этим термином понимается также изменения сроков периодов развития в ряду последовательных поколений, постепенно приводящие к модификации исходных, "предковых" признаков.) морфогенеза мозга (развитие тела).
- Об интегративности работы мозга и принципы системности в работе обоих полушарий. Левое полушарие может справляться с умственной деятельностью без правого.
- Морфо- и физиозакономерности протекания процессов.
- О роли мозга в формировании развития и распада психической деятельности.
- Вопрос о локализации ВПФ (где территориально локально осуществляется процесс).
Новое и уникальное, принесенное НП.Знания: О структурности ВПФ, их в соционенезе, их гетерохронности развития. Факторный анализ.
Характеристики ВПФ
- ВПФ – общественно-исторического происхождения.
- Прижизненное формирование путем усвоения социального опыта.
- Условия присвоения (овладения) знаниями – это предметная деятельность общения, возникающая в форме внешнего сотрудничества, а затем интериорезирующаяся.
- Общественный опыт формирует не только внешнюю предметную деятельность, но и создает возможность человеку управлять своим внутренним миром, то есть через сознание и поведение.
- Язык и речь не только главное средство в общении, но и главное звено в опосредовании ВПФ, а с годами это средство познания себя и окружающего мира.
- ВПФ в своем развитии проходят ряд этапов: от развернутой внешней материальной деятельности с предметами и опорой на речь, до внутреннего сокращения действий в уме. ВПФ имеют опосредованное строение, главным звеном является речь.
I. Главным звеном является речь, именно она переводит на высший уровень организации. Слова, речь может замещать предметы, явления, их качество в их отсутствии. Таким образом происходит опосредование ВПФ. Оно имеет системное строение – это многоуровневое и многозначное образование.
II. Концепция. Учение о функциональных системах как психофизиологической основе психической деятельности (функций). ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМАДанное учение принадлежит П.К..Анохину. ФС – это избирательное, динамическое, образование, состоящее из значительного числа анатомических и физиологических компонентов, территориально расположено в различных частях ЦНС. Однако, все они объединяются функционально для выполнения общей задачи.
III. Концепция. Учение о динамической и системной локализации психических функций в головном мозге (в коре). Учение, которое основывается на предоставленных о сложных структурах ВПФ и социогенезе этих функций, их хроногенности (развитие во времени).
Теоретический разделКонцепции. I. Учение о факторе. Фактор нейропсихологическй – это определенный принцип или механизм работы той или иной сферы мозга.
- Лобный фактор (локализуется в лобной части) – отвечает за организацию, программирование, регулирование и контроль всей психической деятельности человека. Регуляция идет всей физиологической системы.
- Окустический фактор (Височный отдел) - два механизма: 2а) фонематическое звукоразличение; 2б) фактор объема слуха речевой памяти (словарный запас).
- Оптический фактор (затылочный отдел мозга) - формирование зрительного образа, представление о мире. Автоматизируются знания, сохраняются в правом полушарии.
- Пространственный фактор (локализуется в теменных отделах мозга) – отвечает за осознание собственного тела. Соматопространственный фактор.
- Кинетический фактор (локализуется в задних лобных отделах) – отвечает за плавное переключение.
- Кинестетический фактор (нижние теменные отделы, постцентральные) – ощущения. Отделяет Ролондева борозда.
- Общединамический фактор – отвечает за управление всей системой корковых процессов.
УЧЕНИЕ О НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СИМПТОМЕ. Симптом – характеристика какого-то прочеса (единичного). Это нарушение или дезинтеграция той или иной ВПФ вследствие нарушений в определенной зоне мозга. Симптом представляет собой психологический, психический и психофизиологическую структуру нарушенной функции. Нарушение одной и той же функции может иметь различную локализацию из-за нарушения различных звеньев в структуре этого процесса. Структура психической функции имеет вертикальное и горизонтальное расположение в головном мозге. Симптоматика напрямую связана со структурной и функциональной организацией мозга.
Три функциональных блока организации мозга:
- Энергетический – отвечает за регуляцию общей и избирательной, не специфической активацией мозга (отвечают подкорковые образования): ретикулярная формация, лимбическая система, медиобазальные отделы коры, лобных и височных отделов головного мозга.
- Приема и переработки информации – включает в себя анализаторные системы: зрительные, слуховые, кожно-кинестетические, корковые отделы (теменные, височные, затылочный).
- Блок управления, организации, регуляции – лобные доли.
Нейропсихологический синдром –избирательное нарушение одной группы психических процессов, в структуру которых входит нарушенный фактор при сохранении всех других ВПФ, в структуру которых этот фактор не входит.
Методы НейропсихологииМетоды КП системны, научно обоснованы, динамичны в исследовании, состоят из психологических методов, позволяют путем анализа нарушений психических процессов с наибольшей точностью дать характеристики тем психическим функциям и психической деятельности, которые в норме не различимы. Нейропсихологический методы дали возможность разложить на составляющие части психические процессы и далее определить принципы их взаимодействия.
- Метод наблюдения.
- Беседа: - клиническая
- общая (для сбора данных)
- коррекционная
- просветительская (консультация)
- Опрос – предусматривает большую выборку, не менее 1500 человек. Представляет разные слои населения – этот метод массовый.
- Биографический – сбор анализа.
- Лонгитюдный.
- Срезовый метод – сегодняшнее состояние клиента.
- Психофизиологический.
- Ассоциативный анализ
- Тестирование (как дополнение к другому методу).
- Эксперимент.
6 вопрос. Психосоматика как раздел клинической психологии. Определение, предмет, задачи
Психосоматика (от греч. psyche – душа и soma – тело) — раздел медицинской психологии, занимающийся изучением психических факторов в развитии функциональных и органических расстройств. Существует ряд заболеваний, в которых роль психосоматических факторов чрезвычайно велика. Это гипертония, язва желудка, сахарный диабет, глаукома.
Выделилась из психопатии. Изменения эмоционального жизненного уровня в отрицательном плане ведут к целому ряду телесных нарушений.
Выделяется ряд вариантов развития психосоматических заболеваний:
- Ситуативный (первично психогенный, то есть он порождает соматическое заболевание) – постстрессовая ситуация, мы не справляемся с проблемой, со стрессом.
- Личностный – измененный вид психологического реагирования, хроническое эмоциональное напряжение.
- Психопатологический – основная причины генотипические (наследственные) центрального аппарата эмоций.
- Церебральный –органические заболевания мозга.
- Соматический – оценивание своего тела, ощущение неполноценности (в случаях отсутствия конечностей, шрамов, после аварий и т.д). Это разрушает психику.
Частные проявления психосоматических расстройств:
- Нарушение в работе желудочно-кишечного тракта, пищеварительной системы.
- Кожные проявления (экземы, аллергия).
- Нарушение опорно-двигательной системы.
- Нарушение эндокринной системы (диабет, онкология).
- Респираторные нарушения (астма).
- Сердечно-сосудистые.
- Ятрогения – внушенная болезнь.
Причины психосоматических заболеваний: