Психоаналитические теории детского развития. Стадии психосексуального развития ребенка по З. Фрейду. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона
Психоаналитическая теория
Психоаналитическая теория была разработана в начале XX в. великим венским психиатром Зигмундом Фрейдом. Работая с различными психическими отклонениями, Фрейд обнаружил, что далеко не все из них имеют органические причины в теле или в нервной системе человека и что причины большинства неврозов нужно искать в сознании и личностных проблемах человека.
Фрейд предположил, что корни этих проблем уходят в раннее детство, когда ребенок получил психическую травму, связанную, как правило, с сексуальным проблемами. Эти травмирующие события вызывают сильные переживания, которые ребенок не в состоянии выразить и осознать и которые подавляются и уходят в подсознание. Подавленные, неосознанные желания и травмирующие воспоминания накапливаются в подсознании и являются причиной разнообразных неврозов и неприятных переживаний. Избавление от этих страданий возможно в результате специальной формы терапии, в которой психотерапевт помогает клиенту осознать травмирующие его события, т. е. вывести их на уровень сознания и понять себя. Этот метод был назван психоанализом. Психоаналитический метод завоевал огромную популярность во всем мире, а сам Фрейд стал не только автором оригинальной психологической концепции, но и основателем психотерапии, которая получает все более широкое распространение.
В основе теории Фрейда лежит конфликт между врожденными инстинктивными влечениями, главными из которых являются инстинкты жизни (эрос) и смерти (тонатос), и сознательными моральными, культурно-нормированными представлениями. Ребенок появляется на свет с врожденными инстинктивными влечениями (Фрейд называл их либидо, или ид), которые непосредственно удовлетворяет в своем поведении. На первых ступенях развития человек не различает полезного и вредного, дозволенного и недозволенного. Главный мотив поведения ребенка — удовлетворение инстинктивных желаний — в концепции Фрейда был назван «принципом удовольствия». Однако уже в первые годы жизни ребенок в ответ на требования взрослых постепенно приобретает способность задерживать удовлетворение своих непосредственных импульсов и вести себя в соответствии с внешними требованиями. Из страха перед наказанием он начинает контролировать свое поведение и сдерживать свои инстинктивные желания, появляется новый принцип психической жизни — «принцип реальности». Эти два принципа находятся в постоянном конфликте — неудовлетворенное желание может причинить страдание, а удовлетворение многих желаний может вызвать неприятные последствия. Так возникает следующая инстанция психики человека, которую Фрейд назвал Я, или эго, основная роль которой заключается в поиске социально приемлемых и безопасных способов удовлетворения инстинктивных желаний. В дальнейшем (примерно в конце дошкольного возраста) возникает следующий уровень внутренней жизни — суперэго, на котором требования и ценности окружающих людей интериоризируются, т. е. входят во внутренний мир ребенка и становятся его собственными требованиями к самому себе. В случае нарушения этих требований ребенок начинает испытывать чувство вины, даже при отсутствии наказания и внешнего контроля со стороны взрослых. Таким образом, психическая жизнь разворачивается на трех уровнях — либидо, эго и суперэго. Взаимодействие и конфликты между этими уровнями определяют состояние человека и его личностные проблемы. Поскольку острые конфликты между различными инстанциями внутренней жизни неизбежны, необходимы особые защитные механизмы. Наиболее распространенными и эффективными защитными механизмами являются следующие:
• вытеснение (устранение из сознания и перенос в бессознательное социально неприемлемых желаний и чувств);
• проекция (перенос на другое лицо своих аффектов, обвинение окружающих);
• регрессия (соскальзывание на более примитивный уровень);
• сублимация (перенос запретной сексуальной энергии на различные виды культурной и социальной деятельности — науку, искусство, политику и пр.).
Теория Фрейда содержит идею развития психики, т. е. качественно своеобразных и закономерных этапов ее становления. В основу выделения различных периодов положен способ получения удовольствия, характерный для ребенка того или иного возраста, и, в частности, та часть тела, посредством которой этот процесс осуществляется. Согласно Фрейду сексуальное влечение присуще ребенку с самого начала его жизни. В первые годы оно не сконцентрировано на половых органах, а рассеяно по всему организму и любой участок тела может стать источником полового удовольствия. Сексуальное влечение ребенка еще не отделено от других потребностей организма, оно тесно примыкает к удовлетворению других потребностей — питанию, сосанию груди, дефекации и пр. Например, поскольку в младенчестве самые важные потребности связаны с сосанием и питанием, главным источником удовольствия для ребенка становится область рта. Соответственно первый год жизни является оральной стадией развития. Вторую стадию развития ребенка (ранний возраст) Фрейд назвал анальной стадией, поскольку на втором году жизни важным источником удовольствия становится анальная область. Третья стадия (дошкольный возраст) получила название фаллической — это период расцвета детской инфантильной сексуальности, когда оформляется эдипов комплекс.
Первый объект эротического удовольствия для ребенка — его мать. Отношение к матери с самого начала имеет сексуальную окраску. Само отделение от матери (акт рождения) оказывается глубокой травмой. Влечение к матери, стремление к физической близости неизбежны. Соперником в этих влечениях, естественно, выступает отец, что порождает ненависть к нему, желание его смерти. Комплекс этих переживаний (влечение к матери и ненависть к отцу) и получил название эдипов комплекс (по аналогии с известным персонажем греческой мифологии). Учение об эдиповом комплексе и его роли в жизни человека — один из важнейших пунктов фрейдизма. Первая любовь и первая ненависть остаются навсегда в психике человека, однако, в силу своей асоциальности, эти чувства неприемлемы для суперэго; особая инстанция («цензура») не пускает их в сознание, поэтому они вытесняются в бессознательное и подлежат полному забвению. Однако все события взрослой жизни заимствуют свою психическую энергию от этого первого, вытесненного в бессознательное события.
Теория З. Фрейда неоднократно подвергалась критике как в отечественной, так и в зарубежной психологии — за гипертрофию сексуального начала в жизни человека, за игнорирование роли социальных условий, за редукцию психической жизни к бессознательным влечениям и т. д. Однако идеи Фрейда были и остаются чрезвычайно популярными, особенно в западной психологии. Они произвели настоящую революцию, оказавшись очень продуктивными. Важным доказательством этой продуктивности является тот факт, что концепция Фрейда дала начало множеству новых ярких направлений в психологии.
В дальнейшем идеи Фрейда претерпели существенные изменения и преобразования. Знаменитые неофрейдисты (А. Фрейд, Э. Фром, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг, А. Адлер, Э. Берн и др.) отошли от центрации на врожденных сексуальных влечениях человека и на принципе удовольствия. Я (или эго) стало рассматриваться как относительно независимая инстанция, позволяющая активно, сознательно и целенаправленно действовать в окружающем мире. Большая роль в формировании Я ребенка стала отводиться условиям воспитания.
Так, Анна Фрейд, дочь и последователь Зигмунда Фрейда, продолжила и развила теорию и практику классического психоанализа применительно к развитию ребенка. Анализируя развитие сверх-Я, А. Фрейд придает решающее значение идентификации ребенка с родителями и интериоризации родительского авторитета. Каждая фаза развития рассматривается ею как результат разрешения конфликта между инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями социального окружения. На основе анализа различных фаз А. Фрейд построила линии развития различных сфер детской жизни. Ее признанной заслугой считается описание линий развития кормления (от младенческой стадии до разумных привычек), линий развития опрятности, физической самостоятельности, отношения к старшим и пр. Особое внимание уделяется при этом линии развития сексуальной сферы — от инфантильной зависимости до взрослой половой жизни.
Решающее значение в работах А. Фрейд придается фигуре матери. Мать является для ребенка не только первым объектом любви, но и первым законодателем. Факт, что настроение матери оказывает на ребенка решающее влияние, свидетельствует о том, что пристрастия и антипатии матери влияют на развитие ребенка. Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери; там, где мать равнодушна, процесс развития замедляется.
Одним из наиболее ярких представителей неофрейдизма является Эрик Эриксон, создавший свою концепцию и периодизацию психического развития ребенка. Как и Фрейд, Эриксон придавал решающее значение чувствам и переживаниям в раннем детстве. Но, в отличие от концепции Фрейда, в центре рассмотрения Эриксона находятся не инстинктивные влечения ребенка, а его отношения с близкими взрослыми. Выделенные им этапы развития ребенка включают более широкий социальный контекст и основаны на качественно своеобразном переживании себя, которое ребенок приобретает в разные возрастные периоды благодаря взаимодействию с близкими взрослыми. Для каждой стадии жизненного пути характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Однако успешность решения этой задачи зависит как от достигнутого уровня развития ребенка, так и от духовной атмосферы общества, условий жизни и воспитания. Эриксон выделил восемь стадий жизни человека — от младенчества до старости, из которых мы остановимся лишь на первых трех, относящихся к детскому возрасту (см. табл. 1 на с. 38).
Задача младенческого возраста — преодоление чувства разобщенности и отчуждения, формирование доверия к миру. Описывая первый год жизни, Эриксон рассматривает не только процедуру кормления грудью, которая приносит ребенку непосредственное оральное удовольствие, но и общий контекст отношения ребенка с матерью. Нежность, чуткость и заботливость матери рождают в младенце чувство базового доверия к миру, которое становится основой дальнейшего развития. Отсутствие этих необходимых для младенца отношений порождает чувство недоверия, которое накладывает отпечаток на следующие этапы развития.
Таблица 1
Общая характеристика стадий психосоциального развития Эриксона
в сравнении со стадиями психосексуального развития Фрейда
Возраст | Стадии психосексуального развития Фрейда | Стадии психосоциального развития Эриксона | Общая характеристика стадии |
От 0 до 1 года | Оральная | Базисное доверие против недоверия | Младенец приобретает доверие к людям и чувство собственной ценности. В случае отсутствия заботы и непоследовательного отношения возникает недоверие к миру |
От 1 до 3 лет | Анальная | Автономность против стыда и сомнений | Ребенок приобретает навыки самообслуживания и стремится действовать независимо от родителей. При сдерживании его самостоятельности возникает неуверенность в себе и чувство стыда |
От 3 до 6 лет | Фаллическая | Инициативность против чувства вины | На основе автономности ребенок инициирует самостоятельные формы активности: игру, общение со сверстниками и пр. Подавление активности вызывает чувство вины, которое тормозит инициативу ребенка. Дети устанавливают баланс между своей инициативой и требованиями родителей |
От 7 до 11 лет | Латентная | Трудолюбие против неполноценности | Дети овладевают разными навыками, в частности учебными и социальными. В случае постоянного неуспеха возникает чувство своей неполноценности, которое сдерживает активность ребенка |
Задача раннего возраста — преодоление чувства стыда и сомнения в своих возможностях и формирование чувства независимости и автономности. Эта стадия начинается, когда ребенок научается ходить, и связана с приучением к опрятности. Появление чувства стыда связано с возникновением самосознания, так как стыд предполагает, что субъект выставлен на всеобщее обозрение. Неодобрение взрослыми его поступков, особенно тех, которые доставляют удовольствие, формирует стыд за свои ошибки. Борьба чувства независимости против стыда и сомнений порождает соотношение между способностью сотрудничать и настаивать на своем, свободой самовыражения и ее ограничением.
Задача дошкольного возраста — развитие инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности. В этот период ребенок жадно и активно познает окружающий мир — в игре, в общении со сверстниками, в действиях с предметами. Чувство инициативности имеет всеобщий характер и является необходимым аспектом любого действия. Однако излишне активное и агрессивное поведение ребенка неизбежно ведет к ограничению инициативы и появлению чувства вины и тревожности. Так, по Эриксону, закладываются новые внутренние инстанции поведения — совесть и ответственность за свои поступки.
Как можно видеть, в периодизации Эриксона каждый период является фундаментом для следующего и определяет дальнейшее развитие. Так, например, дети, у которых не сложилась автономия на втором этапе развития, скорее всего вырастут пассивными и будут испытывать чувство вины на следующем этапе развития. В отличие от этого, дети с нормально развитой автономией будут проявлять инициативность в самостоятельных видах деятельности. Соответственно, чем более ранней является стадия психического развития, тем более фундаментально ее значение.