Тема 4. Восприятие, память и мышление у ребенка раннего возраста

1. Появление способности предвосхищать будущий результат деятельности.

2. Развитие оперативной памяти.

3. Формирование восприятия в раннем детстве.

4. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

5. 'Основные пути развития мышления в раннем детстве.

6. Начало соединения мышления и речи.

Основная литература для самоподготовки

1. Волков Б.С.., Волкова Н.В.. Возрастная психология: Учебное пособие:В 2-х частях. М., 2008.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий Б.Н.. Возрастная психология. М., 2003.

3. Абрамова Г.С.. Возрастная психология. Екатеринобург.2004.

4. Поляков А.М.. Психология развития. Минск. 2006.

5. Крайг Г., Бокум Д.. Психология развития. М., 2008.

6.Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург 2003.

7. Немов Р.С. Словарь- справочник:В 2 частях.М., 2007.

8. Немов Р.С. Пихологический справочник. М., 2007.

9. Немов Р.С. Пихология образования. М., 2004.

Темы для рефератов

1. развитие движений у детей раннего возраста.

2. формирование речи у ребенка от одного года до трех лет.

3. Предметные игры детей раннего возраста.

4. Развитие мышления у ребенка в раннем возрасте.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Пути ускорения развития движений у ребенка раннего возраста.

2. Средства совершенствования речи в раннем возрасте.

3. Развивающие игры детей раннего возраста.

4. Совершенствование памяти и мышления у ребенка в возрасте от двух дотрехлет.

Дополнительная литература

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.— М., 1984.— Т. 4.

Эльконин Д. Б. Детская психология -М., 1986.

Лисина М И. Проблемы онтогенеза общения.— М., 198о.

Лисина М. И. Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологи­ческая подготовка детей к школе.—Кишинев, 1987.

Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педаго­гических институтов.—М., 1985. (Развитие детей в раннем детстве: 73—114.)

Никифоров Г. С. Самоконтроль человека.—Л., 1989.

(Самоконтроль в раннем детстве: 83—86.)

Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.—

(Развитие речи у детей раннего возраста: 57—99, 119—145.)

Эльконин Д.Б. Психология игры.—М.. 1978.

(Возникновение игры в онтогенезе ребенка (от рождения до 3 лет): 151— юа.)

ЗАНЯТИЕ 6 .

ТЕМА: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Общие вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Основные виды деятельности дошкольника.

2. Интеллектуальное развитие дошкольников.

3. Формирование эмоционально-волевой сферы и свойств

личности.

4. Личностные новообразования у дошкольников.

5. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте.

Тема I. Предметная деятельность и игра

1. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.

2. Особенности предметных и сюжетно-ролевых игр детей младшего дошкольного возраста.

3. Развитие сюжетно-ролевых игр в среднем и старшем дошкольном детстве.

4. Появление и совершенствование символических игровых и художественьо-твор-ческих действий.

5. Психологические особенности детского рисунка.

6. Основные виды деятельности, в которых участвуют старшие дошкольники, их комплексное влияние на развитие.

Тема 2. Восприятие, внимание и память дошкольника

1. Процесс и основные этапы развития восприятия у детей дошкольного возраста.

2. Совершенствование перцептивных операций и действий.

3. Переход от внешних к внутренним перцептивным действиям.

4. Совершенствование внимания у детей.

5. Развитие памяти в дошкольном возрасте.

Тема 3. Воображение, мышление и речь

1. Влияние мышления на развитие памяти.

2. Основные направления совершенствования воображения у дошкольников.

3. Соединение воображения с практической деятельностью, памятью и мышлением.

4. Основные линии развития мышления.

5. Улучшение наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

6. Пути совершенствования речи в дошкольном возрасте.

7. Проблема формирования предпосылок к развитию письменной речи.

Наши рекомендации