Восприятие, память и мышление у ребенка раннего возраста

К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на срав­нительно небольшой промежуток времени. В этом возрасте у де­тей достаточно развита оперативная память, они, как правило, не забывают цель, поставленную несколько минут назад. Основное же направление развития высших психических функций ребенка этого возраста можно обозначить как начало вербализации по­знавательных процессов, их опосредствования речью и приобре­тения познавательными процессами произвольного характера.

Со второго года жизни в связи с овладением простейшим орудийным действием меняется восприятие ребенка. Получив возможность и научившись действовать одним предметом на другой, ребенок оказывается способным к предвидению дина­мических взаимоотношений между собственным телом и пред­метной ситуацией, а также взаимодействий между предметами (например, предвидение возможности протащить шарик через отверстие, переместить один предмет при помощи другого и т.д.). На третьем году жизни ребенок может различать такие простые формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треу­гольник, многоугольник, а также все основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Примерно с годовалого возраста начинается процесс актив­ного познания ребенком окружающего мира на базе экспери­ментирования, в ходе которого выявляются скрытые свойства этого мира. От года до двух лет ребенок пользуется различными вариантами выполнения одного и того же действия, демонст­рируя способность к оперантному научению. От полутора до двух лет у ребенка появляется способность к решению задач не только методом проб и ошибок, но также путем догадки (ин-сайта), т.е. внезапного непосредственного усмотрения решения возникшей проблемы. Это становится возможным, как считает Ж.Пиаже, благодаря внутренней координации сенсомоторных схем и интериоризации действия, т.е. его переносу из внешнего во внутренний план.

К концу раннего возраста складывается мыслительная деятель­ность, в том числе способность к обобщениям, к переносу приоб­ретенного опыта из первоначальных условий и ситуаций в новые, умение устанавливать связи между предметами и явлениями пу­тем экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач. Основную роль в совершенствовании всех этих спо­собностей в раннем возрасте играет восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления и движений. Само восприя­тие под влиянием этих функций также развивается.

Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указы­вать направление движения, место расположения знакомых предметов, решать в сенсомоторном плане простейшие задачи, связанные с преодолением препятствий на пути к желанной цели. После полуторагодовалого возраста формируется реакция выбора объектов по наиболее ярким и простым признакам, преж­де всего по форме.

На протяжении раннего детства происходит постепенный пе­реход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышле­нию, которое отличается тем, что действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Внут­реннее развитие мышления в свою очередь идет по двум основ­ным направлениям; развитие интеллектуальных операций и фор­мирование понятий.

Способность решать задачи в уме несколько отстает в этом возрасте от развития способности решать задачи в практиче­ском плане. Вначале обобщения, лежащие в основе формиро­вания понятий, производятся без пользования словом и прояв­ляются в практике как перенос предметного действия с одних объектов и ситуаций на другие, отличающиеся от тех, где соот­ветствующее действие исходно было образовано. На этой ста­дии ребенок может абстрагировать и выделять форму и цвет предмета. При решении задачи группировки предметов по их признакам дети в первую очередь ориентируются на размер и цвет предметов. Около двух лет основанием для выделения пред­метов становятся многие существенные и несущественные при­знаки: зрительные, слуховые, осязательные. В возрасте примерно 2,5 лет предметы уже классифицируются детьми по каким-либо существенным признакам, им присущим. В качестве таких при­знаков детьми последовательно выделяются и используются цвет, форма и величина предмета.

Заметим, что в это время речь ребенка с его мышлением еще не связана. Понимание и говорение внешне представляют со­бой акты общения, а внутренне строятся на простых переходах от знака — воспринятого слова к значению — конкретному пред­мету, который это слово обозначает, или наоборот — от значе­ния к знаку. Со второй половины раннего дошкольного возра­ста, т.е. приблизительно с 1,5—2 лет, значение слова постепенно становится обобщением, насыщается смыслом, абстрагируется, отделяется от конкретного содержания.

Первый из рассмотренных этапов развития связан с наглядно-действенным мышлением, которое практически осуществляется независимо от речи, второй же представляет собой начало фор­мирования и функционирования образного, точнее, наглядно-образного мышления, так как образ сам по себе представляет неко­торое абстрагирование свойств предметов. В образе знак связан со значением, но уже отделен от непосредственного восприя­тия обозначаемого им предмета. За значением детского слова в дошкольном детстве зачастую скрывается обобщенное, образ­ное восприятие действительности.

Хронологически начало формирования у детей наглядно-об­разного мышления приурочено к концу раннего возраста и по времени обычно совпадает с двумя событиями: становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Сопровождается все это доста­точно развитым воображением ребенка. Сначала, когда ребе­нок находится еще на стадии наглядно-действенного мышле­ния, он имеет возможность познавать окружающий мир, ре­шать задачи, наблюдая за ним и производя реальные действия с предметами, находящимися в поле его зрения. Затем появляют­ся образы этих предметов и возникает способность опериро­вать ими. Наконец, образ предмета может быть назван и под­держан в сознании ребенка не только внешними предметными сигналами, но и произнесенным словом. Это знаменует собой переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мыш­лению, которое в свою очередь предшествует и готовит почву для становления к концу дошкольного детства высшей формы мышления — словесно-логической, история развития которой уже выходит за пределы дошкольного возраста.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Наши рекомендации