Специфика сферы образования.
Лекция 3. Социальная работа в сфере образования. – 4 часа.
1. Специфика сферы образования.
2. Технологии социальной работы в различных образовательных учреждениях
3. Профилактика девиантного поведения в сфере образования.
4. Социальной работа с различными объектами в образовательной сфере.
Ключевые слова: социальная диагностика, социальная коррекция, социальная адаптация, социальная коррекция, профилактика.
Специфика сферы образования.
Сфера образования объективно является необходимым элементом общественной жизни. Функции образования как социального элемента чрезвычайно разнообразны, одна из основных функций – подготовка человека к жизни и труду. Если когда-то профессиональные навыки получали на основе личного и житейского опыта, то изменения, происходящие в современном мире, требуют специальных знаний, а порой и смены профессиональных знаний. Проблемы, возникающие между образовательными учреждениями и государством, рынком труда, вузом и школой, учителями и учениками, студентами и преподавателями, требуют от социального работника знаний о специфике образовательной сферы и специфичных технологиях работы.
Специфика сферы образования зависит от:
- функций образования,
- концепций образования, реализующихся на данном этапе,
- организационной и управленческой структур,
- инфраструктуры сферы образования,
- специфики социальных групп, участвующих в процессе образования.
- Функции образования:
1. Социальная – социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. А также социальный контроль – передача определенных знаний, которые позволяют индивиду быть социально принятым в обществе; социальный отбор – позволяет занять индивиду то место в обществе, на которое ему дает право его образовательный уровень (социальная мобильность) и стратификация – обеспечение определенного статуса.
2. Функция самоактуализации – реализация творческого и личностного потенциала индивида.
3. Культурная – передача, сохранение, воспроизводство и развитие культуры. Образование позволяет сохранять и закреплять ценности, свойственные народу, с учетом его исторических традиций.
4. Экономическая – формирование социально-профессиональной структуры общества в целом и подготовка профессионального индивида.
5. Инновационная – приращение новых знаний, влияющих на развитие и прогресс общества.
6. Политическая – подготовка индивида к участию в политической деятельности.
- Конвенции образования определяет направленность, соотношение личностного и общественного интереса в сфере образования, а также модель образования (экстенсивную, продуктивную или интенсивную). Во всем мире интенсивная модель признана наиболее эффективной, в России реализуются все три модели, это зависит от профессионализма преподавателей и учителей. Настоящая модель носит гуманистически направленный характер, ее цель не только дать образование и воспитать личность, но и развить и сформировать зрелую, цельную личность.
- Организационную структуру определяет форма образовательного учреждения (дошкольные учреждения, школы, в т.ч. с углубленным изучением различных дисциплин, ссузы, вузы, научные и учебно-научные дисциплины, курсы повышения квалификации и внешкольные образовательные учреждения).
- Инфраструктура сферы образования – микро и макрокультурная среда конкретного региона (например, общественные молодежные организации, семья как элемент инфраструктуры важна для социального работника).
- Социальные группы, участвующие в процессе образования – те, кто обучается, и те, кто обучает: дошкольники и младшие школьники, старшие школьники, учащиеся училищ, студенты, учителя, родители, преподаватели вузов и сотрудники, обслуживающие сферу образования.
2. Технологии социальной работы в различных образовательных учреждениях.
Социальной работой в системе образования наряду с социальными работниками ведут специалисты разных профилей: социальные педагоги, социальные психологи, школьные психологи, сами учителя, а также работники специализированных учебных заведений. Методы работы данных специалистов отличаются друг от друга, но цель одна: воздействовать на процесс социализации учащихся и содействовать реабилитации учителей и преподавателей в процессе их профессиональной деятельности.
Объектом работы данных специалистов выступают личность и социальная группа, а предметом социальной работы в системе образования является посредническая деятельность между субъектами образования (учащимися, преподавателями, родителями и работниками инфраструктур образования), т.е. деятельность, гармонизирующая отношения в сфере образовании и содействующая более адекватному и эффективному выполнению функций образования как социального института общества.
В этом отличие социальной работы от работы психологов в образовательном учреждении. Конечно, социальный работник призван действовать с учетом индивидуальных особенностей личностей, но он уделяет свое внимание и внеклассной работе в школе и внеучебной деятельности, а не только образовательному процессу.
Технологии социальной работы в сфере образования имеют ярко выраженную специфику.
1. Это связано с тем, что они реализуются в различных образовательных учреждения (от дошкольных до вуз, развивающие или корректирующие, спортивные и другой направленности, в различных объединениях, действующих на базе образовательного учреждения).
2. Специфика технологий социальной работы связана с теми проблемами, которые не только проявляются в сфере образования, но и порождаются ею. Для того, чтобы ценить специфику данных технологий, необходимо рассмотреть социальные проблемы сферы образования. 1. Первый уровень. Это проблемы, порожденные самой системой образования. Уровень требований общества к знаниям. Возрастают требования к учащимся, как в количественном, так и в качественном отношении. При этом, утрачивается контроль над качеством и глубиной усвоения знаний, над степенью использования полученных знаний у современных школьников и студентов. Такая нагрузка вызывает стрессовые состояния.
2. Второй уровень. – социальные проблемы детей из неблагополучных семей. Последствия неблагополучия проявляются и в слабом физическом и психическом здоровье детей, неадекватности, девиантности, деликвентности и т.д.
3. Третий уровень – проблемы, порожденные способами взаимодействия сторон в образовательном процессе.
4. Проблемы учеников имеют следующую структуру
1. Проблемы, возникающие в ходе образовательного процесса:
- недостаточная готовность учеников к обучению;
- трудности в освоении общеобразовательных программ;
- категорический отказ учеников от посещения школы;
- высокая степень педагогической запущенности.
2. Проблемы, связанные со здоровьем:
- общая соматическая ослабленность;
- хронические заболевания различной этиологии;
- инвалидность;
- посттравматический синдром;
- логоневроз;
- психические последствия оперативных вмешательств, перенесенных болезней.
3. Психофизиологические проблемы:
- отклонения интеллектуального и личностного развития;
- низкая работоспособность и частичное отставание в развитии высших психических функций;
- патохарактерологическое развитие личности;
- нарушение эмоционально-волевой сферы личности;
- коммуникативные проблемы (синдром отчуждения, повышенная конфликтность и др.);
- последствия перенесенного физического или психического насилия.
4. Социально-правовые проблемы:
- семейные проблемы, сложные жизненные условия;
- нарушение прав детей, физическое или психическое насилие над ребенком;
- проживание в неблагополучной, либо в малообеспеченной семье, социальная незащищенность, социальное сиротство;
- социальная дезориентация и дезадаптация, склонность к противоправным поступкам.
Решение социальных проблем, проявляющихся в сфере образования, очень важная задача, потому что, начиная с первых шагов в образовании, маленький человек получает не только абстрактные знания о мире, но готовит себя к взрослой жизни, осваивает различные социальные роли. Дети очень ранимы. Случайные события, нечаянное зло, причиненные взрослыми, тем более - учителем, могут иметь необратимые последствия.
Основными задачами социальной работы в сфере образования являются:
1. Диагностическая.
2. Психокоррекционная.
3. Оздоровительная.
4. Учебно-воспитательная
5. Научно-методическая.
6. Социально-правовая.
7. Консультационная.
8. Социально-аналитическая.
9. Просветительская.
В 1 лекции мы рассмотрели общую классификацию технологий по видам (глобальные и региональные, инновационные и рутинные, интеллектуальные, психологические, педагогические, исторические и т.д.). Все эти технологии могут быть использованы в сфере образования.
Если использовать в классификации социальных технологий различные методики социальной работы, то можно выделить следующие технологии: социальная диагностика и профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция и терапия, консультирование, обеспечение и страхование, социальное посредничество, социальная опека и попечительство, социальное прогнозирование, проектирование, моделирование и экспертиза.
Специфика технологий социальной работы заключается в том, что это работа с группами, различающимися по возрастным, психологическим и социальным характеристикам. В сфере образование выделяются следующие группы технологий:
- технологии социальной работы с дошкольниками и младшими школьниками;
- технологии социальной работы с подростками и старшими школьниками;
- технологии социальной работы с учащимися и со студентами;
- технологии профилактики девиантного поведении в сфере образования;
- технологии работы со школьными учителями и преподавателями училищ и вузов;
- технологии работы с семьями школьников;
- технологии социальной работы в специализированных учебных заведениях и детских домах.
Каждая из этих технологий, в свою очередь, включает технологии общей классификации, но преломляет их в зависимости от особенностей той группы, с которой работает сольный работник.
Рассмотрим технологии социальной работы по предложенной классификации.
Технологии социальной работы с младшими школьниками
Младшие школьники - социальная группа с возрастной границей от 6-7 лет до 10 лет. Этот возраст переломный для ребенка. Меняется его социальный статус, поведение и мотивация действий, форма и направленность деятельности, происходят заметные изменения в психике ребенка.
Социальная диагностика. Задачасоциальной диагностики в работе с этой возрастной группой заключается в выявлении степени готовности ребенка к школьному обучению, а также оценить степень и характер его адаптации к школе на первых этапах его школьной жизни. Цель - предотвратить школьную дезадаптацию и способствовать успешной учебной деятельности в младших классах. Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень социально-психологического и психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.Социальная диагностика семьи также способствует выполнению данной задачи.
Диагностика осуществляется в несколько этапов – предварительное знакомство с объектом, выявление сильных и слабых сторон, определение путей совершенствования. Это позволить выбрать наиболее оптимальные методы работы. Методы диагностики – наблюдение, тестирование, сравнительный анализ, беседа, эксперимент. Необходимо соблюдать следующие признаки – объективность, социальная обусловленность (причинность), комплексный подход, научная обоснованность.
Помощь социальному работнику может оказать социальный паспорт класса (диагностическая карта класса), составляемый учителем, либо социальный паспорт ученика. При диагностировании девиантого поведения, необходимо обладать знаниями о природе девиантности, признаках одаренности ребенка.
Социальная адаптация. Задача социальной адаптации – компенсация недостающих навыков обучения, результат – формирование социальной защищенности, обеспечение успешной социализации.
Социальная коррекция. Задача социальной коррекции заключается в исправлении социально-психологических черт ребенка и форм поведения, которые успели сложиться к началу обучения.
Методы социальной коррекции: компенсирование – усиление тех качеств ребенка, которые помогают ему уравновесить те качества, которые отсутствуют, либо слабо выражены; стимулирование – закрепляют положительный эмоциональный фон в группе, изменившуюся самооценкц, успехи в учебе; метод исправления – предполагает точную диагностику личностных черт, которые необходимо изменить. Методами социальной коррекции также могут выступать индивидуальные и групповые игры, технологии взаимопомощи в классе, арт-терапии (обмена ролями), натуртехнологии.
Технологии социальной работы со старшими школьниками (5-11 класс, 10-16 лет).
Социальные проблемы, с которыми сталкивается подросток – возрастные психологические проблемы, проблемы социализации, проблемы возрастающей учебной нагрузки.
Социальная диагностика проводится методами наблюдения, сравнительного анализа, опроса и беседы, анализа документов и статистической информации.
На основе социальной диагностики реализуются технологии социальной адаптации, коррекции и терапии старших школьников.
Социальная адаптация предполагает помощь в учебной деятельности и личностном самоопределении.
Коррекции требуют учебные навыки у тех, кто вовремя не смог приспособиться к новым условиям обучения, но имеют вполне благоприятные возможности для их решения.
Социальные технологии воспитания (социализационные – отработка моделей поведения и личностная – личностное самоопределение) предполагают развитие разносторонних способностей личности, развитие познавательной активности.