Мотив — это то, что отражается в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. Мотив «толкает» к потребности
Смотри распечатку от 10.02.2016
1. Цели обучения управлению ТС.
2. Потребности. Мотивы. Мотивация достижения успеха и избегания неудач.
Слайд 4
Вопрос 1: Цели обучения управлению ТС.
Высокий уровень аварийности на дорогах, который вышел из-под контроля, свидетельствует о том, что существующая система профилактики ДТП себя исчерпала.
Скажиет, как вы думаете можно ли изменить ситуацию на дорогах? И как?
Для изменения ситуации на дорогах необходимо перестроить систему обеспечения безопасности движения, которая в настоящее время влияет на поведение участников движения, а не на мотивы, которыми они руководствуются. Итак, необходимо повлиять на мотивы!
Самое главное – это повлиять на мотивы каждого участника дорожного движения!
И в то же время, Многие даже не понимают того, что они берут на себя огромную ответственность, управляя источником повышенной опасности. При этом проверяется и социальная зрелость - психологическая готовность нести ответственность в целом и в частности.
Цель обучения водителей - дать такие задания, умения и навыки, чтобы водитель знал в нужной степени правовые акты движения, умел обращаться с машиной, следить за движением, замечать и предвидеть возможные опасности и действовать соответственно ситуации. владел знаниями взаимодействия участников дорожного движения.
Слайд 5
Подцели:
1 – формирование мотивации на максимально серьезное и ответственное обучение через построение стратегии эффективного обучения в автошколе для конкретного человека;
2 – создание внутренней психологической установки на получение удовольствия от безопасного, культурного вождения, от экономичного и эффективного использования автомобиля, вежливого, тактичного отношения к другим участникам дорожного движения.
3– обучение приемам психологической саморегуляции, позволяющим справиться со своими нервами и оставаться спокойным и уверенным в себе в любой, даже самой сложной, дорожной обстановке (а также во время сдачи экзаменов в ГИБДД);
Слайд 6
Задачи:
Содержание обучения вождению исходит из действий управления транспортным средством в обычных ситуациях, например:
1) Умение водителя справляться с различными ситуациями. Водитель должен, уметь оценивать расстояние, скорость и направление других участников движения. Чем разнообразнее и сложнее дорожные и погодные условия, в которых проходит обучение, тем увереннее становятся действия водителя в обычных условиях.
2)Умение оценивать свою деятельность. Для водителя очень важным является умение оценивать свои навыки вождения. Это особенно важно, когда водитель начинает самостоятельное движение, где получение информации о своих действиях не так доступно, как при движении с учителем. Необходимо также учитывать усталость, эмоциональное состояние и свою способность оценивать ситуацию в данный момент. Формирование своего поведения и умение оценивать свои способности является одной из основных целей всего обучения.
3)Умение водителя избегать риск и быть предусмотрительным. Водитель должен учиться предвидеть избегать риск. Риск может возникнуть из-за состояния водителя, из-за действий других участников движения, из-за дорожных ситуаций и технического состояния транспортного средства. Предвидение, предугадывание риска, а также его избегание являются основной темой всего умения управления транспортным средством. У водителя должна сформироваться способность предвидеть опасность которая за пределами поля зрения водителя, но которая может возникнуть в любую следующую секунду, на любом следующем метре.
Потенциальный водитель, не может получить водительское удостоверение, не подтвердив на экзамене знание ПДД. То есть все водители, получившие удостоверение правила знают, тогда возникает вопрос – почему они их не соблюдают?
т.е. с какой целью и почему человек пришел в автошколу. Данное исследование проводится для корректировки и согласования целей и мотивов обучения. Если будущий водитель приходит с целью – получить права, а внутренний мотив при этом, например, – «тогда мне подарят машину» или «после Нового года будет дороже», то он будет стремиться именно получить права более доступными способами, т.е по пути наименьшего сопротивления. Оптимальная цель – научиться управлять автомобилем, мотив - удовлетворение потребностей в мобильности реагирования и в безопасном вождении.
2 вопрос:Потребности. Мотивы и Цели. Мотивация достижения успеха и избегания неудач.
Слайд 8
Причины активности человека и животных изучались еще мыслителями древности. Демокрит рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощренным.
Гераклит, говоря о связях побудительных сил и разума, отмечал, что «всякое желание покупается ценой психеи – в древности называлась душа.
Сократ писал о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. Главное заключается в том, какое место они занимают в его жизни.
Аристотель считал, что любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющие активность человека, имеют природное основание.
В зарубежной психологии проблема мотивации была рассмотрена психологами разных школ:
• Психоанализ. 3. Фрейд считал, что в основе мотивации поведения лежит стремление удовлетворить врожденные инстинкты: инстинкт жизни (воспроизведение себе подобных — половая потребность; поддержание жизни — физические потребности) и смерти (агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничтожение).
• Бихевиоризм. Основой активности индивида является некоторая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Эта нужда в свою очередь создает побуждение, оно и приводит организм в состояние активности.
• Гуманистическая психология. А. Маслоу описал человека как «желающее существо», потребности которого требуют постоянного удовлетворения, стремящегося к беспрерывному развитию.
Слайд 9
В психологическом плане существует различие между целями и мотивами в ходе удовлетворения той или иной потребности в деятельности: цели всегда являются сознательными, а мотивы, как правило, не осознаются. Действуя под влиянием побуждения, человек осознает цели своих действий, но дело с осознанием мотивов, того, ради чего они совершаются, обстоит иначе. Обычно мотив не совпадает с целью, лежит за ней. Поэтому его обнаружение составляет специальную задачу — осознание мотива. Причем речь идет о задаче осознания смысла его действий на личностном уровне, т.е. о личностном смысле деятельности.
Потребности и мотивы настолько тесно переплетены в структуре личности, что понять эти компоненты можно только во взаимосвязи.
СЛАЙД 10
С чего все начинается? – начинается все с потребностей. Наличие у человека потребностей — это фундаментальное условие для жизни, как обмен веществ.
Организм человека, как и любая живая система, неспособен поддерживать равновесие без взаимодействии с окружающей средой.
С точки зрения биологии - потребности есть состояние организма, выражающее нужду в чем-то, что лежит вне его.
Потребности человека являются источником побуждения к деятельности. По мере становления личности происходит изменение и развитие потребностей. Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым их сочетанием.
Потребности человека многообразны. Они делятсянематериальные или естественные (в пище, одежде, жилище,) икультурные, или социальные, связанные с приобретением знаний, изучением наук, приобщением к конфессиональным и художественным ценностям, а также с потребностью в труде, общении, общественном признании и любви и т.н.
Любые проявления активности человека сопровождаютсячувствами и эмоциями, которые в значительной степени определяют характер этой активности.
В психологии есть позиция, согласно которой, мотив это побудитель (сам термин происходит от лат. movere, что означает толкать, побуждать). Разногласия начинаются с психологического понимания самой функции побуждения. Кто-то считает, что мотив принадлежит к деятельности, а кто-то к личности и ее структуре.
СЛАЙД 11
Мотив — это то, что отражается в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. Мотив «толкает» к потребности.
Потребность реализуется в мотивах. Мотив — это ответ на вопрос: что нужно для удовлетворения потребности? Мотив принадлежит личности, которая “прикладывает” его к той или иной деятельности. Из личностного он становится мотивом деятельности как бы вторично.
В основе любой деятельности человека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности. Однако соотношение деятельности и мотива не однозначно. Тот или иной мотив, возникший у личности, не всегда в этой деятельности исчерпывается. В процессе деятельности мотив может измениться, и, напротив, при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность. Иногда формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда — напротив — отстает — и то и другое сказывается на ее результате.
Мотивы различают -
1. Мотивы различают по виду тех потребностей, которым они отвечают. – смотрим потребности мотивов.
2. По степени обобщения предмета потребности мотивы могут быть широкими и узкими, по времени существования и действия— кратковременными и долговременными.
3. Мотивы подразделяют по степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, понимаемыми и реально действенными.
4. Так же мотивы можно различить по побудителям – внутренние и внешние.
СЛАЙД 12
Вопрос о том, откуда берутся мотивы, как они возникают, является в психологии личности одним из центральных вопросов..
Представитель гуманистической психологии, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США Абрахам. Маслоу разработал «иерархию потребностей» и соотнес с ними структуру поведенческих мотивов. Его модель потребностей нашла широкое применение в отраслях психологии, в дальнейшем уточнялась и дорабатывалась, но принцип рассмотрения потребностей и мотивов поведения остался тем же. А. Маслоу выделяет следующие фундаментальные потребности:
§ физиологические (органические) — потребности в пищи, сне. сексе и т.п.;
§ в безопасности — проявляется в том, что человеку нужно чувствовать себя защищенным, избавиться от страха. Для этого он стремится к материальной обеспеченности, следит за своим здоровьем, заботится о своем обеспечении в старости и т.д.;
§ в любви и принадлежности — человеку свойственно принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими. Реализуя эту потребность, человек создает свой круг общения, заводит семью, друзей;
§ в уважении — человек нуждается в одобрении и признании окружающих, в достижении успехов. Реализация потребности в уважении связана с трудовой деятельностью человека, его творчеством, участием в общественной жизни;
§ в самоактуализации — в иерархии потребностей самый высокий уровень, связанный с реализацией как своих способностей, так и личности в целом.
Слайд 13
Я ПОПРОШУ ВАС ПОСТРОИТЬ СВОЮ ПИРАМИДУ потребностей.
Согласитесь, что наша жизнь состоит из сочетания и переплетения нескольких потребностей.
А. Маслоу считал личностями только тех людей, целью которых является развитие своих способностей, самоактуализация. Всех остальных он называл недочеловеками. Самоактуализация представляет собой личностный рост в ходе продуктивной деятельности, это рост «вверх». Личностный, психологический рост он рассматривал как последовательное удовлетворение все более высоких потребностей. Рост теоретически возможен только потому, что вкус «высшего» лучше, чем вкус «низшего», и потому рано или поздно удовлетворение «низшего» становится скучным. Пока доминируют низшие потребности. движение к самоактуализации не может начаться. Высшие потребности воспринимаются как менее насущные. Человеку, все усилия которого направлены на добывание средств к жизни, не до высоких материй.
Когда потребности не удовлетворяются, люди начинают жаловаться. То, на что жалуются люди, а также уровень их жалоб служат показателем развития личности и просвещенности общества. А. Маслоу полагал, что конца жалобам не будет и можно лишь надеяться на повышение их уровня.
На данном этапе в психологии нет четкой и общепринятой классификации мотивов и потребностей. А. Н. Леонтьев образно отмечал, что понятие мотива превратилось для психологии в большой мешок, в котором сложены самые разнообразные вещи.
Рассматривая понятие мотив и потребность, необходимо познакомиться с такими понятие как стимул. - стимул может быть рычагом воздействия для определенных мотивов.
В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, мечты, возможности, и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий.
Слайд 14
Сти́мул (лат. stimulus — Заостренная палка, которой в древнем Риме погоняли животных) — внешние факторы, в качестве которых могут выступать действия других людей, материальные предметы, ожидания.
Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.
Слайд 15
СТИМУЛ-РЕАКЦИЯ (англ. stimul reaktion; нем. Stimulus Reaktion) — это действие или состояние, при котором определённый стимул (что-то, что побуждает к действиям или к активной деятельности) автоматически вызывает определённую реакцию. Они действуют целиком и полностью на основе механизма «раздражитель-ответ». Многим известны эксперименты Павлова. Русский ученный, Иван Петрович Павлов— создатель учения о рефлексах, который впервые заявил об этом феномене в 1903 году, был физиологом. Уже в следующем, 1904 году за свое открытие он получил Нобелевскую премию в области физиологии и медицины. Эксперименты проводились с участием собак: Собаке в начале давали послушать тиканье метронома, а затем сразу же кормили. Через несколько попыток собака начинала выделять слюну на звук метронома. «Стимул, который по началу сам по себе был нейтральным, наложился на врожденный пищевой рефлекс, обеспечивая условную реакцию» — отмечал Павлов в своих записях. Посторонний до эксперимента стимул стал условным раздражителем, вызывая условную реакцию. Так было положено начало такого направление в психологии как бихивиаризм (поведенческой психологии). В данном случае мотивация проявляется в виде стимула, в основе данной цепочки лежат безусловные и условные рефлексы.
В ходе достижения потребности, движущими силами является мотив. В процессе удовлетворения потребности могут возникать дополнительные стимулы, которые замедляют или ускоряют движения, усиливают или ослабевают мотивы.
На примере ЗП - вся система, по которой вы получаете ЗП является МОТИВАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ (разработанной для того, что бы вы эффективно работали). В эту систему входят определенные СТИМУЛИРУЮЩИЕ подпункты, которые могут увеличить эффективность вашей трудовой деятельности. А то для чего вы работаете – это потребность элементарная покушать. А цель вашей трудовой деятельности – это материальные потребности или потребность в самоактуализации. Сложная осознаваемая высшая потребность – это цель (не только биология, но и социализация).
СЛАЙД 16
Установки
Поиграем. Что можете сказать про эту женщину на фотографии с детьми, которая напоминает классическую женщину, маму и домохозяйку?
1. Бэлла Соренсон Гинесс (Черная вдова) — Жертвы: 42
Эта женщина серийный убийца, убивающая ради удовольствия и жадности. Ради наживы она замочила 42 человека. Родилась она в Норвегии, потом переехала в США, где вышла замуж за бизнесмена из Чикаго. Некоторые историки считают, что Бэлла отравила двоих своих дочерей, чтобы получить страховку. Ее дети умерли с симптомами колита, однако эти симптомы очень походят на отравление. Позже ее муж погиб при странных обстоятельствах от лекарств, которыми лечился и вновь, за смерть мужа, Бэлла получила деньги от страховой компании. На вырученные средства Бэлла купила ферму, а родственники мужа заподозрили неладное и обвинили ее в преждевременной смерти мужа. Вскоре «Черная вдова» поставила дело на поток, с помощью любовных писем и объявлений она заманивала к себе мужчин средних лет, но со всеми ними случались несчастные случаи. Ей с легкостью удавалось заманивать мужчин к себе в постель и они даже не предполагали, что за маской милой женщины прячется хладнокровный убийца. Стало известно, что она похоронила 42 мужа и накопила более четверти миллиона долларов. Закончила свою жизнь «Черная вдова» тоже трагично, ее тело нашли в лесу обезглавленным и сожженным. Однако злые языки утверждают, что найденное тело не принадлежит «Черной вдове».
Среди неосознаваемых побуждений личности лучше всего изучены установки. Установкой в психологии обозначается неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.
Установка — это готовность, предрасположенность определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним в соответствии с прошлым опытом.
Эксперименты Д. Н. Узнадзе и его сотрудников показали процесс формирования фиксированных установок, определяющих поведение личности.
Слайд 17
Установки по отношению к различным фактам общественной жизни могут быть позитивными и негативными. Психологическими исследованиями в структуре установки выделены три составляющие. Когнитивная подструктура есть образ того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочная подструктура есть комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческая подструктура — готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки.
Сказанное выше позволяет заключить, что мотив является не просто одной из составляющих деятельности, а выступает в качестве компонента сложной системы — мотивационной сферы личности или другими словами МОТИВАЦИЯ.
Мотивация. В чем прелесть мотивации? Она — своеобразный источник энергии, заставляющий нас двигаться вперед, позволяющий с легкостью решать сопутствующие проблемы и находить изящные выходы из затруднительных ситуаций, добиваться успеха и достигать целей. Мотивация играет огромную роль в нашей жизни, в наших делах, в наших отношениях.
Давайте спросим у известных личностей, добившихся успеха в своем деле. Спросим, что они думают о мотивации.
СЛАЙД 18
СЛАЙД 19
СЛАЙД 20
СЛАЙД 21
Слайд 22
Под мотивационной сферой личности понимается вся совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни. В целом эта сфера подвижна и развивается в зависимости от обстоятельств. Но некоторые мотивы относительно устойчивы и, доминируя, образуют как бы стержень всей сферы (в них проявляется направленность личности).
СЛАЙД 23
В качестве побудителей человеческого поведения, представляющих собой мотивационную сферуличности, выступают влечения, установки, желания, интересы, склонности, идеалы и мировоззрение.
Влечение- первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием. В отечественной психологии влечения рассматриваются как этап формирования мотива поведения, т.е. влечение выступает как преходящее явление, и представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается как конкретное желание. Таким образом, влечения могут обусловливаться не только биологическими, но и социальными факторами. Кроме того, у человека с развитым сознанием влечения как мотивы поведения ведущей роли не играют, а выступают в виде "строительного материала" для осознанных побуждений, которым в поведении и принадлежит ведущая роль. Влечение - одно из центральных понятий психоанализа, где ему придается ведущая роль в активности и регуляции поведения человека.
Установка - это неосознаваемое личностью состояние готовности к определенному поведению или деятельности. Чаще всего складывается в результате неоднократного повторения ситуаций, в которых человек реагировал определенным образом.
Д. Н. Узнадзе (1886-1950) разработал теорию, согласно которой возникающие при встрече потребности и ситуации установки определяют направленность поведения субъекта до тех пор, пока поведение не наталкивается на те или иные препятствия. В этих случаях неосознанное поведение прерывается и начинают действовать сознательные механизмы объективизации. Возникшие затруднения привлекают внимание и таким образом осознаются. После сознательного нахождения нового режима регуляции управление поведением вновь осуществляется подсознательными установками. Эта непрерывная передача управления обеспечивает гармоничное и более экономное взаимодействие сознания и бессознательного.
Желание - одна их форм мотивационного состояния, в основе которого лежит потребность, осознанная по содержанию, но еще не выступающая в качестве сильного побуждения к действию. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. При невозможности удовлетворить желание возникает состояние фрустрации, которое сопровождается разочарованием, тревогой, раздражением, отчаянием и др.
Интерес - это форма проявления познавательной потребности, выражающаяся избирательным отношением личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы обеспечивают направленность личности на осознание целей деятельности, способствуя ориентировке, ознакомлению с чем-то новым, более полному и глубокому отражению действительности. По содержанию интересы могут быть материальными (к жилищным удобствам, красивой одежде и др.) и духовными (профессиональные, познавательные, эстетические и др.). По объему их можно разделить на широкие и узкие. Они могут быть глубокими и поверхностными, устойчивыми и неустойчивыми. Оценка интересов, в конечном итоге, определяется их содержательностью и значимостью для личности.
Склонность - это избирательная направленность субъекта на определенную деятельность. В ее основе лежит глубокая и устойчивая потребность в этой деятельности, стремление совершенствоваться в ней. Склонности обычно являются предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи несовпадения склонностей и способностей.
Идеал - это важная цель личных стремлений человека, своеобразный пример, эмоционально окрашенный эталон действия.
Мотивация достижения - это одна из разновидностей мотивации нашей деятельности. Для ведения дел и достижения успеха вообще в жизни мотивация достижения является краеугольным камнем, или той отправной точкой, от которой зависит с какой стороны мы подходим к своему делу, от чего отталкиваемся в выборе цели, дела и т.д.
Укрупненно мотивация достижения основывается на двух мотивах: мотив достижения успеха и избегания неудач. Справедливости ради сразу скажу, что это не единственные факторы влияющие на успешность деятельности, но сегодня остановимся именно на них.
Мотив избегания неудач - стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, особенно связанных с оценкой другими людьми. В мотиве избегания неудач напротив, открыто выражается желание избежать неудачи в каком-то действии, нежелание при этом выходить из зоны комфорта, нежелание прилагать усилия вообще к выполнению трудной задачи и к работе над собой в частности.
Слайд 24
Мотив достижения успеха - стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.
Человек, имеющий сильную мотивацию достижения успеха:
· стремится достигать высоких результатов;
· стремится сделать все как можно лучше;
· выбирает не самый легкий и краткий путь, но самый результативный;
· стремится совершенствовать свое мастерство.
Мы можем развивать в себе мотивацию достижения успеха так:
1. Ставить себе реалистичные, но высокие цели. Достижение цели должно оцениваться конкретными фактами.
2. Знать свои сильные и слабые стороны. Регулярно проводить самоанализ.
3. Верить в эффективность собственной деятельности.
4. Определить конкретные формы поведения, развивать в себе качества лидера и конкретные привычки, позволяющие достичь своих намеченных целей.
5. Принимать на себя ответственность за свои действия и их последствия и нести ответственность за действия других.
Слайд 25
НЕБОЛЬШОЕ ЗАДАНИЕ: С ПОЗИЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА НАПИШИТЕ ПОЖАЛУЙСТА НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ КАК БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ВАШЕ ОБУЧЕНИЕ – ЕЗДЕ НА АВТОДРОМЕ, ПО ПОСЕЛКУ И СДАЧА ТЕСТОВЫХ ЭКСАМЕНОВ В АВТОШКОЛЕ . ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ДОЛЖНО СТАВИТЬСЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА.
каК ОБУЧАТЬ ВОДИТЕЛЕЙ, ЧТОБЫ СОБЛЮДАЛИ?
Как известно, 70-75% ДТП происходят по вине водителей, то есть при нарушении правил дорожного движения. Поэтому львиная доля из 35000 ежегодно гибнущих на дорогах происходит из-за нарушений ПДД. И это, конечно, не считая материального урона всем участникам ДТП. Рассмотрим причины нарушений и то, что поможет их устранить.
Почему нарушают?
На мой взгляд, правила нарушают, с одной стороны, вследствие концептуальноневерного обучения водителей в автошколе, а с другой — из-за влияния на водителя внешней среды.
Сейчас после автошколы водители, обычно, не принимают правила движения «для себя», потому что принципиальные вопросы остаются для них без внятного ответа:
- С какой стати я должен соблюдать эти правила?
- Почему правила должны быть именно такими, как в этой занудной книжечке?
- Нарушать ПДД дорого? — «Не особо, заплатил штраф и все»
- Как будут относиться ко мне другие водители на дороге, если я буду соблюдать?
В автошколе к будущему водителю относятся как к слепому исполнителю, сразу ставя перед фактом, что он обязан выполнять правила дорожного движения. Основное объяснение — мотивация избежания кары ГИБДД за нарушения. Довольно не убедительно, учитывая, что ловят около 10% нарушителей. Поэтому мотивация разбираться сразу падает, учат только, чтобы сдать экзамен, и уж потом показать «им», как мне нельзя нарушать! Вообще, для русского человека необоснованные «должен» и «нельзя» — это рискованный вызов национальному гену смекалки.
В результате, после переосмысления этих «протокольных» правил среди большинства водителей сформировались следующие негативные практики вождения:
1. Выборочное соблюдение правил
Поскольку мотивации, кроме как быть пойманным, нет, поэтому соблюдаем перед радаром или ДПС («не пойман — не вор»).
2. Эго-вождение
Водитель управляет авто «независимо» от других водителей на дороге, воспринимая их как движущиеся помехи, которые нужно объехать.
Это снижает общую эффективность и безопасность дорожного трафика, поскольку когда водитель не учитывает пересекающиеся интересы других водителей, это часто приводит к недопониманию на дороге, то есть к авариям.
Поэтому, очевидно, что раз дорога общая, а проехать надо всем, то автомобили на одной дороге передвигаются взаимосвязанно (см пример с подрезанием в Приложении 1).
3. Пренебрежительное отношение на дороге к соблюдающим правила
Сложившийся в 90х стереотип — «соблюдаешь — слабак!» — означал, что возможность нарушать правила является необходимым атрибутом высокого социального статуса (безнаказанность перед ГИБДД, «хочу казаться важным => всегда спешу => нужно всех обогнать» и т д). Поэтому соблюдать правила было сложнее для тех, кто, собственно, изначально был не против.
Что делать, чтобы соблюдали?
Решение я вижу в изменении парадигмы обучения водителей в автошколах, которые сейчас скорее преследуют вторичную цель — подготовка к сдаче экзаменов в ГИБДД.
Итак, водитель будет соблюдать не потому что «должен», а только если он убедится что соблюдать нужно именно ему, то есть что:
1. правила нужны
2. правила — это лучшее решение
3. соблюдать выгодно, а нарушать — дорого
4. соблюдать модно и востребовано среди современных водителей
Чтобы водитель убедился для себя в каждом пункте выше, нужно убедить его соответственно, что:
I. Правила решают важнейшую проблему водителей
Действительно, машин много, а дорога одна и общая! Проехать надо всем, а как? Первым будет тот, кто быстрее или у кого броня толще?
Вот и возникает проблема регулирования движения автомобилей, которую и решает ПДД.
II. Правила движения — лучший из когда-либо созданных способов регулирования дорожного движения в мире!
Для этого нужно:
II.a Включить в обучение историю и эволюцию ПДД
Кратко рассматриваются интересные факты эволюции правил, недостатки правил прошлого, их решение. Акцент делается на том, что над правилами думали лучшие умы мира, что они появились вследствие страшных аварий и большого числа жертв, чтобы избежать их в дальнейшем. Это позволит учащимся понять ПОЧЕМУ возникли правила, а также какие вопросы и проблемы они призваны решить.
Например, первое в истории зарегистрированное ДТП произошло 30 мая аж 1896 года в Нью-Йорке: электромобиль Генри Уэлса столкнулся с велосипедом Эвелина Томаса, который отделался переломом ноги. [1]
II.b Вовлекать учащихся в поиск «лучшего правила»
Для основных дорожных ситуаций преподаватель описывает дорожную проблему и предлагает учащимся предложить такие правила, чтобы эффективно решить эту проблему для всех участников движения. Например, как разъехаться четырем машинам на перекрестке без светофора и знаков, как регулировать движение по кольцу. Это позволит им почувствовать себя в роли «авторов» правил, а также понять какие задачи и проблемы стояли перед авторами правил в прошлом.
Конечно, большая часть предложений учащихся должно найти аргументированный разнос со стороны преподавателя. Когда обсуждение заходит в тупик и все попробовали свои силы, преподаватель озвучивает лучшее решение придуманное на сегодняшний момент и показывает его преимущества. В результате учащиеся соглашаются, что текущее решение самое лучшее решение проблемы и гораздо лучше принимают правило конкретно для себя.
III. Нарушать ПДД — очень дорого!
Для ответа на вопрос — сколько стоит соблюдать, а сколько нарушать нам поможет:
III.a Использование теории рисков
Теория рисков позволяет доказать, что соблюдение правил обеспечивает минимально возможные риски попасть в ДТП, а следовательно движение по ПДД — максимально безрисковый способ движения, а значит и самый выгодный.
С другой стороны, любое нарушение правил порождает дополнительный риск попасть в аварию. Теория рисков позволяет дать денежную оценку такому риску. например, для Красноярска цена риска систематических нарушений ПДД за год составила около 4800р, что больше дополнительного транспортного налога!
(см подробнее Сколько стоит нарушать ПДД? )
III.b Анализ полной стоимости ДТП по вине водителя
Большинство начинающих водителей, особенно тех кто не попадал в аварию, не догадываются о ее полной стоимости.
В частности, помимо ремонта своего авто, виновнику ДТП придется раскошелится на:
- часть ущерба потерпевшему, которое не покроет ОСАГО (взыскивается через суд)
- штрафной коэффициент по ОСАГО (в 1,5 раза дороже, чем было)
- пост-фактный штраф от ГИБДД за вину в ДТП
- упущенный доход из-за потерянного рабочего времени на оформление по инстанциям. Примечательно, что для состоятельных людей, эта статья расходов может быть самой критичной
2 вопрос: Этика водителей
На психологию и культуру водителя оказывает влияние множество всевозможных отрицательных и положительных факторов. На дорогах, в одно и то же время, проносится несколько сотен автомобилей, и в каждом из них за рулем находится человек, со своим мировоззрением, понятиями и смыслом жизни. У одного на работе проблемы, другой торопится домой, а третий немного навеселе. Все люди разные, но все мы ради всеобщего блага должны вести себя адекватно и быть вежливыми по отношению к окружающим и друг к другу. Ради этой темы, мы посвящаем сегодняшнюю статью, в которой мы так же опишем методы общения водителей на расстоянии.
Правила этики за рулем
Итак, существует несколько негласных правил, за невыполнение которых вас никто не оштрафует и не отберет удостоверение. Однако, в первую очередь, их соблюдение скажется на безопасности дорожного движения, а во-вторых, на собственном психологическом состоянии. Самый верный способ понять, как не следует себя вести за рулем авто — это заметить, какие вещи в поведении водителей раздражают вас, будучи пешеходом, и наоборот. Выявите их, и никогда не повторяйте.
Безопасное дорожное движение основано на сотрудничестве водителей, а не на соперничестве между собой
Мы решили опубликовать самые важные правила этики за рулем:
· Водитель-мастер тратит меньше своей нервной энергии, он расслаблен и чувствует себя уверенно.
· Предупреждайте водителей об опасности, увиденной вами.
· Ваши действия должны быть всем понятны, как водителям, так и пешеходам.
· Пропускайте пешеходов в местах, где они имеют приоритет. Если человек не решается пройти, покажите ему жестом, что вы его пропускаете.
· В полном потоке, всегда уступайте полосу для въезжающих или перестраивающихся водителей. В ответ они вас отблагодарят улыбкой или кивком.
· Двигаясь по автомагистрали и догнав чей-либо автомобиль, вы ждете, что он перестроится на полосу правее, освободив вам путь дальше. Так вот, именно этого же ждут и другие водители, догоняя вас.
· На чужие ошибки не делайте акцента, мы все не без греха.
· К другим водителям относитесь так, как хотите, чтобы относились к вам.
· Всегда благодарите других, если вам уступили дорогу, о чем-то предупредили или просто помогли.
· Не реагируйте агрессивно: на красные сигналы светофора, медленных пешеходов или неровности дорожного полотна. Примите это как должное и неизбежное.
· От чужого хамства не заводитесь. Всегда помните про «эффект бумеранга — что отдаешь, то и получаешь».
· Свой пылкий темперамент следует заглушать при вождении автомобиля или общении с инспектором ДПС и другими водителями.
· Не усложняйте жизнь окружающим.
· Если у вас есть лишнее время, окажите помощь другим водителям в дороге. Помните, что в дальнем путешествии от поломки никто не застрахован.
· В темное время суток, стоя у светофора, не держите ногу на педали тормоза. Свечение ярких стоп-сигналов ослепляет водителей задних автомобилей.
· Не стоит настаивать на своем или оспаривать действия других, просто уступи дорогу глупцу. Перевоспитать упрямого и злого водителя у вас не получится, только зря потратите силы и время.
· Не садитесь за руль в состоянии опьянения.
· Проезжая мимо места аварии, не стоит сбавлять хода и разглядывать произошедшее. Ваше невнимательность способна привести к еще одному ДТП.
· Если обгоняющий вас автомобиль не сможет закончить свой маневр из-за препятствия по ходу движения, вы должны предпринять все меры по информированию его об этом. Делайте знаки рукой, сигналами поворота, а в некоторых ситуациях попытайтесь загородить ему путь своей машиной.
Массовое распространение автомобильной промышленности в мире, привело к появления еще одного языка, в виде специальных жестов и сигналов. Он был придуман водителями для общения друг с другом на расстоянии. Эти сигналы универсальны во всех странах, и мы опишем самые популярные из них.
Световые сигналы
Переключение ближнего света на дальний и наоборот, необходимо делать при выезде с второстепенных улиц на главную, при обгонах и при пересечении неохраняемых железнодорожных переездов. Сменой в своем автомобиле дальнего света на ближний, вы приглашаете к подобным действиям водителя встречной машины.
При ослеплении необходимо включить аварийное освещение и сбавить скорость до полной остановки, не прибегая к резкому торможению и сохраняя прежнюю траекторию движения.
Основные сигналы:
Одно короткое мигание дальним светом — «обрати внимание» или «понял».
Два коротких дальним светом — «снижай скорость, впереди опасность или ДПС».
Несколько коротких дальним светом — «пропускаю».
Также встречаются:
· Спущенная шина — кистью руки описывается круг, указывая по направлению вниз.
· Не выключены подфарники при выезде из туннеля — показывают на свои глаза и несколько раз моргают фарами.
· Нарушение правил — многократное моргание фарами.
· Незакрыта дверь — обратить внимание на себя, если вы движетесь рядом, и указать на ручку двери.
· Чтобы вас пропустили — включить полный свет во всех фарах и дать длинный звуковой сигнал. Это действие нежелательно, так как оно неблагоприятно сказывается на окружающих.
· Включенная на несколько секунд аварийка — международный знак «Спасибо». Он подается, когда вам уступили дорогу или сообщили об опасности.
Выпишем также сигналы водителя, которые можно увидеть около припаркованной на обочине машины:
· Открыт капот и водитель голосует — необходима техническая помощь.
· Водитель с канистрой или ведром в руках — кончилось топливо, нужен бензин.
· В руке водителя трос — просьба взять на буксир.
· У стоящей машины открыта дверь — означает, что с водителем плохо и требуется медицинская помощь.
Звуковые сигналы
Звуковые сообщения нежелательны и применяются в исключительных ситуациях, для предупреждения об опасности. Однако, бывают случаи, когда приходится «гудеть» всю дорогу. Такое можно увидеть, когда вы окажетесь на узком горном серпантине при видимости не более 60 метров.
Звуковой сигнал воспринимается человеком почти мгновенно, реакция на него в 5 — 7 раз быстрее, чем на световой.
Не рекомендуется использовать звуковые сигналы для подгона впереди идущего авто или сообщения водителю о допущенной им ошибке. Это может обескуражить его и как результат — еще больше ошибок и нарушений.
Практические советы:
1. Не превышайте сильно скорость. Шансы погибнуть после 120 км/ч растут ОЧЕНЬ быстро, хотя для тяжелых автомобилей безопасный верхний предел обычно несколько выше - увы, за счет безопасности окружающих.
2. Если превышаете - пристегивайтесь. Хотя для относительно небольших скоростей (0-100) без ремня достаточно много шансов выжить, в диапазоне скоростей 100-140 при аварии часто непристегнутые = трупы.
3. Современный тяжелый автомобиль почти всегда значительно безопаснее в авариях с более легкими автомобилями. К авариям с участием грузовиков или вылетом с трассы данное соображение не относится. Не забывайте только, что большая масса далеко не всегда компенсирует плохую пассивную безопасность - старье 20-летней давности настолько хуже современных 4-5-"звездочных" автомобилей, что его вообще мало что может спасти в аварии.
4. Удар о неподвижное тяжелое препятствие на обочине для тяжелой машины опаснее лобового столкновения. Для легкой машины - наоборот.
5. Удар о неподвижную машину и тем более - машину двигающуюся в попутном направлениивсегда гораздобезопаснее удара о неподвижное тяжелое препятствие на обочине.
6. Если вы видите, что сейчас будет авария, а уворачиваться уже поздно - тормозите, как то и предписано ПДД. Пытаться вылететь на обочину, не сбрасывая скорости, обычно как минимум не менее опасно.
7. Исключением из пункта 6 является только тот случай, когда вам в лоб на большой скорости летит грузовик - тут лучше делать что угодно, но с его пути уходить. Но эта ситуация мне в реальной жизни пока не встречалась ни разу (а чтобы самим не вылетать на грузовики на большой скорости - см. пункт 1).