Сестринский процесс при ангинах.
Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности пациента и его родителей.
Возможные проблемы пациента:
- нарушение аппетита;
- нарушение глотания из-за болей в горле;
- дефицит жидкости в связи с лихорадкой;
- нарушение формулы сна:
- высокий риск развития осложнений;
- неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;
- страх перед манипуляциями и др.
Возможные проблемы родителей:
- дефицит знаний о заболевании и уходе;
- недостаточное внимание к ребенку;
- дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков;
- гиперопека;
- неадекватная оценка состояния ребенка.
Сестринское вмешательство. Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, возможных осложнениях.
Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спокойные игры, разнообразить его досуг.
Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать необходимость проведения тех или иных процедур. Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и родителям, что курс антибактериальной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений). Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: настой из шалфея - 1 ст. ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; настой из тысячелистника - 2 ст. ложки заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать 4 раза в сутки; настой из календулы - 1 чайную ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6-ти раз в сутки.
Обучить родителей технике постановки согревающего компресса на шейно-подчелюстную область: вымыть руки, подготовить марлевую салфетку из 8 слоев, компрессную бумагу, вату (каждый последующий слой должен быть больше предыдущего на 2 см), смочить салфетку 45% теплым раствором этилового спирта, отжать, последовательно все слои приложить на шейно-подчелюстную область, зафиксировать повязкой (для более плотного прилегания к поверхности кожи), через 1,5-2 часа проверить степень влажности компресса, надежность фиксации и оставить его еще на. 4-6. часов.
Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, исключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1-1,5 литров в виде витаминизированных напитков: чай с лимоном, разбавленные некислые соки, отвар шиповника (3 столовых ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10-15 минут в закрытой посуде на медленном огне, настоять, процедить, употреблять по 1/3 стакана 3-4 раза в день). После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.
Подготовить заблаговременно ребенка к дополнительным методам обследования с помощью терапевтической игры (клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ и др.), убедить в необходимости их проведения, объяснить на понятном ребенку языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу. Поддерживать ребенка во время болезни и лечения, используя только позитивные утверждения, поощрять положительные эмоции.
Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, после использования кипятить ее, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать помещение 3-4 раза в день). Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции. Проводить ребенку профилактические мероприятия вне обострения заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, дозированные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапию, санацию полости рта).
При повторяющихся ангинах рекомендовать динамическое наблюдение за ребенком врачами - педиатром, кардио-ревматологом, отоларингологом, стоматологом.
ОСТРЫЙ ЛАРИНГОТРАХЕИТ
Острый ларинготрахеит- это острое воспаление слизистой оболочки гортани и дыхательных путей. Особенно часто встречается у детей раннего возраста на фоне ОРВИ или других инфекционных заболеваний (кори, дифтерии, коклюше и др.).
Возбудители заболевания:
- вирусы (парагриппа, кори, рино- и аденовирусы);
- β-гемолитический стрептококк группы А;
- коринебактерии.
Предрасполагающие факторы развития острого ларинготрахеита:
- анатомо-физиологические особенности гортани: узость просвета дыхательных путей, быстрое развитие отека слизистой, рыхлость клетчатки и подсвязочного аппарата гортани;
- склонность детей раннего возраста к ларингоспазму;
- фоновые состояния (аллергический диатез). J
Механизм развития заболевания. Вследствие острого воспаления, отека, инфильтрации голосовых связок, подсвязочного пространства и возникающего за этим спазма мускулатуры, закрывается голосовая щель, развивается картина стеноза - сужения гортани (острый ларингит).Воспалительный процесс может распространяться на трахею (острый ларинготрахеит) и бронхи. Нарушение вентиляции легких приводит к синдрому кислородной недостаточности. При тяжелых формах заболевания, кроме дыхательной недостаточности, появляются нарушения метаболизма и гемодинамики, которые приводят к тканевой гипоксии, гипергидратации тканей и отеку головного мозга.
Острый ларинготрахеит, протекающий при ярко выраженных явлениях стеноза, носит еще название крупа или острого стенозирующего ларинготрахеита.
Различают 4 степени стеноза гортани:
- степень (компенсированный круп).
- степень (стридор - круп неполной компенсации).
- степень (декомпенсированный круп).
- степень (асфиксия).
Клинические признаки острого стенозирующего ларинготрахеита: Возникает чаще ночью внезапно, характеризуется триадой симптомов:
- грубым кашлем (лающим, каркающим);
- изменением голоса (осиплостью, дисфонией);
- шумным стенотическим дыханием (с участием вспомогательной мускулатуры).
1.При компенсированном крупе:
- кашель сухой, навязчивый, переходящий в лающий;
- осиплость голоса;
- инспираторная одышка (затруднен вдох, особенно при плаче, беспокойстве и физической нагрузке).
2. При крупе неполной компенсации:
- состояние ухудшается, выражено беспокойство ребенка, чувство страха, потливость;
- голос осипший, кашель резко лающий;
- дыхание стенотическое, инспираторная одышка, слышимая на расстоянии с участием вспомогательной мускулатуры (втяжение межреберных промежутков, надключичных и подключичных ямок).
3. При декомпенсированном крупе:
- состояние ребенка тяжелое, периоды беспокойства сменяются периодами адинамии, заторможенности;
- нарастают признаки дыхательной недостаточности: периоральный цианоз в покое, переходящий в генерализованный, при аускультации - дыхание ослаблено;
- изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: тахикардия, снижение АД.
4. При асфиксии:
- крайне тяжелое состояние ребенка, адинамия, заторможенность, сонливость, выраженная бледность;
- аритмичное поверхностное или парадоксальное («рыбье») дыхание;
- изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: АД резко снижено, брадикардия, пульс малый, едва пальпируется;
- периодически возникают судороги.
Ребенок может погибнуть, вследствие истощения дыхательного и сердечно-сосудистого центра.
Основные принципы лечения острого стенозирующего ларинготрахеита. Цель: восстановление проходимости дыхательных путей.
При первой степени стеноза, возможно лечение в домашних условиях, начиная со второй - обязательная госпитализация в стационар.
- Режим щадящий с удлиненным сном.
- Оксигенотерапия с обогревом и увлажнением вдыхаемого воздуха.
- Введение бронходилататоров: эуфиллин, солутан, бронхолитин и др.
- Гормонотерапия: преднизолон или гидрокортизон (начиная со второй степени).
- Антибактериальная терапия (по показаниям).
- Ингаляции с муколитиками и бронхолитиками.
- Витаминотерапия.
- Антигистаминные препараты (при аллергических проявлениях).
- Физиотерапия: субэритемные дозы кварца, озокеритовые «сапожки».
При стенозе третьей и четвертой степени - интубация трахеи, ИВЛ.
При остро нарастающей дыхательной недостаточности, в редких случаях, прибегают к трахеостомии.
Сестринский процесс при остром стенозирующем ларинготрахеите. Выявление настоящих и потенциальных проблем, нарушенных потребностей больного ребенка и членов его семьи.
Возможные проблемы пациента:
- нарушение дыхания;
- дефицит жидкости из-за гипервентиляции легких и недостаточного потребления;
- нарушение сна, аппетита;
- неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, тяжелая реакция на госпитализацию;
- страх перед манипуляциями и др.;
- риск возникновения тяжелых осложнений;
- угроза для жизни.
Возможные проблемы родителей:
- страх за ребенка;
- дефицит знаний о заболевании и уходе;
- психоэмоциональное напряжение;
- неадекватная оценка состояния ребенка.
Сестринское вмешательство. Информировать родителей о причинах развития стенозирующего ларинготрахеита, клинических проявлениях, профилактике, возможном прогнозе. Убедить родителей в необходимости срочной госпитализации ребенка для оказания неотложной квалифицированной медицинской помощи и обеспечения благополучного исхода заболевания, оказать помощь в госпитализации.
Вовлекать родителей в планирование и реализацию сестринского ухода. Обучить их уходу за больным ребенком. Создать спокойную обстановку, по возможности обеспечить удлиненный сон, избегать громких звуков, яркого света.
Постоянно оценивать жизненно важные функции: ЧДД, ЧСС, АД, сознание, цвет кожных покровов и пр. Своевременно выполнять назначения врача и оценивать эффективность проводимой терапии.
Уметь оказать неотложную помощь при развитии приступа ложного крупа:
- срочно вызвать врача;
- успокоить ребенка и родителей;
- обеспечить доступ свежего воздуха или подачу увлажненного теплого кислорода;
- применить методы отвлекающей терапии: горячие ручные и ножные ванны (начать с температуры 38°С и довести до 39,5°С) или горчичники на область передней грудной клетки (при отсутствии аллергии).
Научить родителей различным методам увлажнения воздуха в помещении (аэроионизатором, влажными простынями, травяными аэрозолями). Своевременно санировать дыхательные пути (промывать носовые ходы физиологическим раствором, отсасывать содержимое из носа резиновым баллончиком), несколько раз в день проводить паровые ингаляции с бронхо- и муколитиками, чаще давать теплое щелочное питье (молоко пополам с Боржоми) и отхаркивающие настои из трав.
Заранее готовить ребенка к манипуляциям и дополнительным методам обследования (инъекциям, ингаляциям, взятию мазков из зева и носа, исследованию крови) с помощью терапевтической игры, учитывая возраст ребенка, любые процедуры проводить только тогда, когда ребенок спокоен.
Обеспечить ребенка легко усвояемой полужидкой пищей в соответствии с его возрастом и состоянием, давать чаще витаминизированное питье (отвар шиповника, сладкие фруктовые соки, разведенные водой, компоты).
Оказывать психологическую поддержку родителям и предоставлять интересующую информацию на разных стадиях развития заболевания.
После выписки из стационара рекомендовать родителям продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром. Вне обострения заболевания посоветовать родителям, проводить ребенку общеукрепляющие мероприятия: организовать длительные прогулки на свежем воздухе, продолжить комплексы массажа и дыхательной гимнастики, постепенно начать закаливающие процедуры, придерживаться гипоаллергенной диеты и пр.